Урока: Обучающие (дидактические)




Скачать 59,74 Kb.
НазваниеУрока: Обучающие (дидактические)
Дата публикации16.11.2013
Размер59,74 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > История > Урок
МОУ Марфинская средняя общеобразовательная школа

Тема: «Феодальная раздробленность на Руси в XII – XIII веках»

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе

Разработала и провела:

учитель истории

Беседина Татьяна Васильевна

Марфино

ДЕВИЗ УРОКА

«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько новых зерен-княжеств»

Рыбаков Б.А.

Цели урока:

  1. Обучающие (дидактические):

  • осмыслить и закрепить теоретические знания, полученные в де проведенных уроков, а именно усвоить исторические понятия, идеи, даты, термины, овладеть методами анализа, обобщения и заключения, побудить к активной мыслительной деятельности;

  • объяснить закономерность феодальной раздробленности;

  • раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса.

  1. Познавательные:

  • формирование исследовательских и поисковых видов деятельности при выполнении творческих заданий

  • уметь сопоставлять и анализировать факты истории Отечества и Мордовии.

  1. Воспитательные:

  • Развить, укрепить чувство гордости за историю своей страны;

  • контроль глубины усвоения темы.

Методы обучения:

  • беседа с элементами доступа;

  • работа с картой «Русь в ХII-ХIII в.в.» и контурными картами;

  • работа с историческими документами;

  • фронтальный опрос;

  • работа по таблице;

  • работа по опорным конспектам;

  • работа над текстом и ошибками.

Средства обучения и ТСО:

  • карта «Русь в ХII-ХIII в.в.»;

  • атласы;

  • учебник «История Отечества» автор Преображенский А.А.;

  • кодоскоп;

  • контурные карты;

  • исторические документы

  • таблица «Предпосылки феодальной раздробленности»

  • таблица «Основные этапы развития феодального государства в Западной Европе и на Руси»

  • дидактический материал для игры «Найди свою пару»

  • текст с ошибками

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя и ориентация на цель урока(цели записаны на доске)

  3. Фронтальный опрос.

  1. Ко второй четверти XIIв. Русь окончательно раздробилась на множество княжеств. О рубеже каких двух эпох в развитии Руси говорит этот факт?

  2. Какие земли, входившие в состав Киевской Руси, выделились первыми и почему?

  3. До начала XII в. Киевская Русь была единым государством с сильной великокняжеской властью. Затем эта власть ослабла и произошел распад государства на самостоятельные территории. Можно ли считать, что произошел полный распад Киевской Руси? Согласны ли вы с тем, что единство основывается на полном подчинении всех князей великому князю? Объясните свое мнение.

  4. В 1125 г.скончался Владимир Мономах. После его смерти начинает падать роль великого князя в решении междоусобных проблем. Чем это объясняется?

  5. Представьте себе, что у вас есть возможность оказаться в одной из следующих земель: Киевской, Галицко-Волынской, Новгородской, Владимиро-Суздальской во второй половине XII века в качестве боярина. Каков будет ваш выбор? Чем он объясняется?

  6. Сравните решение вопроса о форме правления в Новгородском княжестве и Владимиро-Суздальской земле. (работа с учебником)

  1. Работа с опорными конспектами

(Кодоскоп)

Феодальная раздробленность Руси

Причины:

  1. междоусобицы князей;

  2. рост экономической независимости крупных хозяйств, рост го родов;

  3. бурное развитие производительных сил, торговля между отдельными русскими землями;

  4. усложнение социальной структуры, зарождение дворянства;

  5. потеря Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей.

Крупные княжества: Киевское, Черниговское, Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское.

Наиболее известные князья: Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.);

Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.);

Всеволод Большое Гнездо(1176-1212 гг.)

В обсуждении используется дополнительный материал и привлекается 2 - 3 ученика; работа с атласом и контурными картами.

  1. Этап

Звучит музыкальный отрывок из Богатырской симфонии А.Бородина (1-я часть) и отрывок из стихотворения С. Наровчатова:

^ Старовечный и вечно новый

Над рекой поднимается город...

А по стенам ходит дозором

Больше сотни сильных и рослых

Иноземец пытливым взором

Не сочтет их кафтанов пестрых...

Горд он колоколом недремным,

Медь гремит его гулко и веще.

Часто с копищем светлым и темным

Вкруг него собирается вече.

Горд торговыми город рядами

Ой, богато живут новгородцы!

Завалили лавки дарам

Иноверцы да инородцы.

Ставим перед учащимися задачу: определить особенности развития этого «старовечного и вечно нового города», его земель: объяснить, почему современники называли Новгород Великим.

  1. Работа по группам

Цель - определить характерные черты феодальной раздробленности. Класс разделен на 4 группы с учетом дифференцированного подхода.

Задание I группы:

Обсуждение исторического документа «Договорная грамота Новгорода с Великим князем Тверским Ярославом Ярославичем, 1270г.»

Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании этого документа.

Задание II группы:

Пользуясь схемой, сравнить основные этапы развития феодалы государства в Западной Европе и на Руси.

V^ VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII

Задание III группы.

Найдите современников.

Интеллектуальные игры для школьников под ред. И.А. Федорчук, Ярославль;1Э98г.-С.16.

Задание IV группы.

Определить ошибки в заранее подготовленном тексте.

Письмо из Новгорода Великого.

Наше княжество славится высокоразвитым ремеслом, драгоценными камнями, мехами, всем этим богатством распоряжается великий князь - Мономах. Им мы были очень недовольны, т.к. он покидал Новгород ради княжения в другом месте, не принимая на рассмотрение наши челобитные.

Все это стало причиной того, что на место князя-наместника народном собрании, мы выбрали себе Новгородского посадника из знатных князей, который один следил за порядком в городе, что позволило прекратить великие народные волнения.

^ Посадские граждане.

декабрь 1211г.

Подвести итог работы по группам, а выводы записать в тетрадь.

  1. Использование регионального компонента

Цель: сопоставить факты Отечественной истории с историей Мордовии (заслушать сообщение ученика и основные выводы записать в тетрадь).

  1. Ролевая игра «Найди свою пару»

Цель: Умение сопоставить фактический материал с историческими датами, аргументировать свой выбор.

1097г. Любеческий съезд князей

1132г. Начало периода феодальной раздробленности

1113-1125гг. Княжение Владимира Мономаха в Киеве

1203г. Взятие Рюриком Киева

1147г. Первое упоминание о Москве

1176-1212гг. Княжение Всеволода Большое Гнездо

По желанию вызываются 12 учащихся, которые находят свою пару. В конце игры весь класс выбирает лучшую пару, которой вручается приз.

ВЫВОД: Итак, на сегодняшнем уроке мы подвели с вами итоги и обобщили свои знания по теме: «Феодальная раздробленность на Руси ХII – ХIII вв.». Мы пришли к выводу о закономерности этапа феодальной раздробленности, а также его ликвидации. Выявили характерные особенности раздробленности на Руси и как результат появления различных форм управления самостоятельными княжествами.

  1. Подведение итогов урока и выставление оценок.

  2. Домашнее задание:

Написать мини-сочинение: «Где бы я предпочёл жить - в Киевской Руси или отдельном княжестве».

Похожие:

Урока: Обучающие (дидактические) iconУрока Обучающие
Обучающие: познакомиться с главами из книги «Времена года» М. М. Пришвина, научиться давать идейно – эстетический анализ текста
Урока: Обучающие (дидактические) iconУрока: обучающие
Цель урока: Развивать умения: владение письменным общением, вести конструктивный
Урока: Обучающие (дидактические) iconПлан-конспект урока по технологии тема урока: комнатные растения в жизни
Обучающие: создать условия для формирования практических умений и навыков, учащихся при работе с творческими проектами
Урока: Обучающие (дидактические) iconУрока: Обучающие
Охватывает большой срок
Урока: Обучающие (дидактические) iconПлан урока цели урока: Обучающие: организовать деятельность учащихся...
В результате изученной темы учащиеся должны
Урока: Обучающие (дидактические) iconТипы, формы и структурные элементы современного урока
Дидактическая теория – основа профессионально грамотной работы учителя. Основные дидактические категории: урок, современный урок,...
Урока: Обучающие (дидактические) iconУрока: Обучающие
Уроки внеклассного чтения по рассказу Юрия Буйды «Фарфоровые ноги» в старших классах
Урока: Обучающие (дидактические) iconТема урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока
Задачи урока. Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить...
Урока: Обучающие (дидактические) iconУрока
Оборудование, дидактические материалы: Учебник «Технология» под ред. В. Д. Симоненко, таблицы, инструкции по от
Урока: Обучающие (дидактические) iconУчебник, справочники, дидактические пособия
Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее характер"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница