Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие




Скачать 95,09 Kb.
НазваниеУрок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие
Дата публикации23.04.2013
Размер95,09 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Информатика > Урок
Открытый урок

по окружающему миру

в 3 классе.


Тема:



Урок-путешествие

с использованием компьютера.

Подготовила учитель

начальных классов

Головина Е. А.
Тип урока: объяснение нового.

Цели урока:

  • познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями;

  • развивать речь, мышление, память, воображение, умение слушать;

  • воспитывать интерес к историческому прошлому России, гордость за Родину.

Оборудование:

  • компьютер для показа слайдов;

  • кроссворд;

  • учебники;

  • цветные карандаши;

  • репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»;

  • карточки со словами «плёс», «лавра», «финифть».

Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие и побываем в некоторых древних русских городах. Посмотрим, какие достопримечательности есть в этих городах, какие памятники архитектуры сохранились до наших дней, познакомимся с историей городов. Путешествовать нам поможет ваш учебник и компьютер.

3. Работа по теме.

1).- Откройте учебники на с. 88, рассмотрите карту.

- Перечислите названия городов, отмеченных на карте.

- Все эти города образуют известное на весь мир Золотое кольцо.

- Почему кольцо? Почему Золотое? На эти вопросы вы постараетесь ответить в конце урока.

2).- Путешествие мы начнём из столицы нашей Родины – Москвы. Вспомните, кто основал Москву? (Юрий Долгорукий).

На доске карта-схема Золотого кольца.

- Какие условные обозначения видите на карте? (автомобильные дороги)

- На чём мы отправимся , вы узнаете, отгадав загадку.
Слайд 2.

Что за чудо – красный дом.

Ребятишек много в нём.

Носит обувь на резине

И питается бензинам.

Автобус.

3). Слайд 3.

  • «Золотое кольцо» - так называется один из интереснейших туристических маршрутов по древним русским городам, которые сохранили огромное количество уникальных памятников зодчества и живописи 11-18 вв. (древнее Залесье). Архитекторы, живописцы, мастера декоративно-прикладного искусства приглашают вас совершить путешествие в далёкое прошлое, увидеть облик древних улиц, площадей. Эти земли помнят Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Пожарского. Здесь черпали вдохновение И. Левитан, В. Васнецов.

Слайд 4.

- Ну что ж занимайте места и в путь. Едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад. Сергиев Посад назван так в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь.

Слайд 5.

Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Лавра означает главный самый важный монастырь. И действительно Троице-Сергиева лавра признан главным монастырём России.

Монастырь – это место, где живут и

работают монахи или монахини, люди,

которые решили посвятить свою жизнь

служению Богу.

О Сергии Радонежском в книге «Я познаю мир» с. 215.

Слайд 6.

Сергий Радонежский верил в победу русских над татарами на Куликовом поле.

Здесь игумен (стоящий во главе монастыря) Сергий Радонежский в 1380 благословил на Куликовскую битву московского князя Дмитрия Донского.

В монастыре жил и работал известный иконописец Андрей Рублёв. Он расписывал главную святыню Троице-сергиева монастыря – Троицкий собор.

Слайд 7, 8.

В этом соборе до сих пор хранятся мощи Сергия Радонежского.

Слайд 9.

Для Троицкого собора была написана Рублевым икона «Святая Троица», которая сейчас находится в Третьяковской галерее.

Слайд 10.

Архитектурные памятники.

Слайд 11.

В Сергиевом Посаде находится Музей Игрушки, котором собраны изделия прикладного искусства со всей России.

- Назовите знакомые игрушки.

Слайд 12.

Богородская игрушка из дерева.
4).- Из Сергиева Посада мы отправляемся в Переславль Залесский.

Слайд 13, 14.

Переславль-Залесский - входит в «Золотое кольцо» России. Город основан как крепость на южных границах Северо-Восточной Руси князем Юрием Долгоруким. Имел оборонительные сооружения с высоким валом (до 10 метров), двойные деревянные стены (не сохранились) с 12 башнями. Здесь родился русский полководец Александр Невский. Здесь Пётр 1 в юном возрасте со своими товарищами построил свою «потешную» флотилию (т. е. для игры, развлечения), которая стала впоследствии грозным российским флотом.

Слайд 15, 16, 17.

Архитектура.

5).- Теперь наш путь лежит в Ростов.

Рассказ ученика.

Ростов Великий – один из самых древних в Золотом кольце, упоминается уже в 10 веке, а с 12 в. его с уважением называют Великим.

Слайд 18, 19.

Самая замечательная часть города – Ростовский кремль.

Слайд 20.

В те далёкие неспокойные времена в каждом городе строился кремль – это крепостная стена для защиты города от врагов с многочисленными сторожевыми башнями, на которых стояли воины, смотрели вдаль и в случае опасности предупреждали жителей города. Вокруг стены насыпали высокий земляной вал и выкапывали глубокий ров, который заполняли водой.

В Ростове тоже был построен кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном.

Слайд 21.

Ростовские звоны известны во всём мире.

В 17 в. Было отлито 13 колоколов. Самый большой колокол «Сысой» весит 2 тыс. пудов. Это примерно 32 тонны. Ростовские звоны имели специальные названия. Самый древний звон – поочерёдный перезвон на фоне «Сысоя».

Слушание колокольного звона.

Слайд 22, 23.

В Ростове можно полюбоваться ростовской финифтью. Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон слоем эмали ( специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода, украшения. 

Слайд24.

Современные мастера фабрики «Ростовская финифть» изготавливают широкий ассортимент изделий: броши, серьги, кулоны, браслеты, туалетные коробочки, шкатулки, другие сувениры .

6). – Следующая остановка нашего маршрута – Углич.

Слайд 24.

Углич – один из древнейших городов России. Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт углом. Здесь находится завод , производящий часы «Чайка», Угличская ГЭС – одна из первых построенных на Волге.

Слайд 25, 26, 27, 28.

Архитектура.

Слайд 29.

- Недалеко от Углича родился русский народный поэт Иван Захарович Суриков.

- Вспомните стихотворение И. Сурикова.

Ученик рассказывает отрывок из «Детства» И. Сурикова.

7). – Из Углича мы отправляемся в город Ярославль.

Слайд 30, 31.

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Город построен тоже на реке Волге. Был основан в 1010 князем Ярославом Мудрым. Имел задачей охрану пути от Волги к Ростову. В 1612, с апреля по июнь, в Ярославле находилось ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В 18 в. Ярославль — крупный торговый и ремесленный центр, ведется каменное строительство, складываются самобытные школы каменного зодчества, настенных росписей, процветают ремесла.

Слайд 32.

Как и большинство древнерусских городов, Ярославль представлял собой рубленую деревянную крепость. В центральной части города — Спасо-Преображенский монастырь (основан в конце 12 в., постройки 16-19 вв.).

Слайд 33, 34, 35.

Архитектура.

Слайд 36.

Здесь жил основатель первого в России общедоступного национального театра — актер, драматург, режиссер Ф. Г. Волков, поэтому Ярославль называют родиной русского театра.

Фото театра в учебнике на с. 92.

8). – Следующий город на Волге – Кострома.

Рассказ ученика.

Слайд37.

Кострома – город-порт на реке Волга. Входит в Золотое кольцо. Основание города приписывается князю Юрию Долгорукому (1152). В 15 в. подвергалась набегам татар. В 16-17 вв. один из крупных городов. Были развиты ремесла: кожевенное, кузнечное, серебряное, разные виды текстильного ремесла, кирпичное дело, развивалась архитектура и живопись.

Если посмотреть на план города (уч. с. 93), то можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. Улицы расположены в виде веера. В той части, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды.

Слайд38.

Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Ряды, в зависимости от товара, назывались: Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды, Мелочные, Табачные, Рыбные ряды.

Слайд 39.
Слайд 40, 41.

Архитектура.

9). Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс.

Слайд 42.

Рассказ ученика.

Плёс - входит в «Золотое кольцо» России. Основан Василием I как пограничный форпост Московского княжества в 1410. Стоит на реке Волге, делится на две части: верхнюю — горную и нижнюю — подгорную. Верхнюю называют Троицкой, нижнюю — Набережной. Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Слайд 43.

Улицы расположены вдоль реки. Очень живописная природа. Высокий берег прорезан оврагами, разделяющими его на отдельные горы. Каждый из этих холмов-гор имеет своё название. Гора, на которой стояла древняя крепость города Плёс, называлась Соборной.

Слайд 44.

Архитектура.

Слайд 45.

Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота природы, самого города. Город Плёс очень любил русский художник Исаак Ильич Левитан. Здесь находится дом-музей И. И. Левитана, который жил в Плесе в 1888-89.

Слайд 46, 47, 48.

Здесь им были написаны картины: «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Волга», «Березовая роща», «Золотая осень» (репродукция).

10). Из Плёса мы отправляемся в Суздаль.

Слайд 49.

Суздаль – всемирно известный город-музей. Сохранилось свыше двухсот памятников культуры. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.

Слайд 50.

Спасо-Ефимиевский монастырь (1352) с мощными крепостными стенами длиной 1200 метров, с 12 башнями 17 в., постройки 16-18 вв . Монастырь стоит на высоком берегу реки Каменка. Это грозное военно-оборонительное сооружение. Все башни разные по форме и высоте.

Слайд 51, 52.

Архитектура.

Слайд 53, 54, 55.

В городе Суздаль есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельницы…

11). От Суздаля недалеко до Владимира.

Рассказ ученика.

Слайд 56.

Владимир - входит в Золотое кольцо России. Владимир основан в 1108— Владимиром Мономахом на высоком берегу реки Клязьмы. Отсюда и название города. Общая длина пояса валов крепости составляла 2,5 км. Пройдем по улицам города Владимира. Перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Единственные сохранившиеся до наших дней. При строительстве городов в старину обязательно возводились ворота, через которые можно было попасть в город. Их количество зависело от размера города. Золотые ворота во Владимире обиты золочёной медью. Над воротами построена надвратная церковь.

Слайд 57.

А вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. По его подобию построен Успенский собор в Московском Кремле. В его росписи участвовал Андрей Рублёв.

Слайд 58.

А вот Дмитриевский собор, богато украшенный резьбой и скульптурой. Преобладающий рисунок – львы и грифоны. В старинных городах обязательно строили собор посреди площади. В нём хранили казну города, принимали послов, была библиотека, работали переписчики книг. Храм, со своими крепкими стенами, был последним убежищем для защитников города. На торговой площади строили церковь. Церковь следила за порядком и правильностью весов.

Слайд 59.

Церкви.

12). – Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

Слайд 60.

Древние города имеют свою историю, своё прошлое. Многое безвозвратно потеряно. Равнодушие и небрежность приводят к частичному или полному уничтожению уникальных построек. При строительстве Угличской ГЭС взорван и ушёл под воду древний Покровский монастырь. Половина церквей Углича была снесена, ограды монастырей разобраны. Усилиями реставраторов удалось вывести из аварийного состояния и спасти от гибели десятки старинных памятников архитектуры: церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота во Владимире, Дмитриевский собор. Вновь создавались Музей деревянного зодчества в Костроме, в Суздале.

4). Разгадывание кроссворда.

1. Широкая часть реки между двумя изгибами и название города. (Плёс)

2. Город-музей деревянного зодчества. (Суздаль)

3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)

4. Название города произошло от слова «угол». Река течет углом. (Углич)

5. Главный, важный монастырь. (Лавра)

6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (финифть)

7. Этот город ещё в древние времена называли с уважением Великий. (Ростов)



5). Итог урока.

- Посмотрите на карту-схему и назовите города Золотого кольца.

- Объясните название: почему кольцо и почему Золотое?

- Почему древние города строили на берегах рек и озёр?

6). Домашнее задание: читать с. 88-97, отвечать на вопросы с. 98,

задание 2 и 5.

Дополнительно: 1. Тест – проверка дом. Задания.

2. Нарисовать Золотые ворота.

Похожие:

Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие iconМетодическая разработка по окружающему миру 2 класс по теме: Урок...
...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие iconУрок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Полезные ископаемые
Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие iconУрок по окружающему миру во 2 классе по программе Е. В. Саплиной,...
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в научно-исследовательском институте, сотрудники которого работают по теме «Поверхность...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3-м классе по теме "Золотое кольцо России"
Цель урока познакомить детей городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема
Формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие iconУрок дискуссия по окружающему миру в 3-м классе Тема: «Как животные питаются»
«читать» схемы, моделировать экологические связи; способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни...
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие iconУрок исследование по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Вода и её свойства»
Образовательные цели: создать условия для формирования представления о свойствах воды, значении воды в жизни живых существ
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие iconУрок по окружающему миру в 4 классе. Тема: Кожа надёжная защита
Тема: Кожа – надёжная защита. Особенности кожного покрова. Строение. Функции кожи
Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: Урок-путешествие iconУрок-исследование по окружающему миру в 3 классе Тема: Тайга. Экологические проблемы тайги
Создать условия для организации исследовательской работы при изучении природной зоны «тайги», как одного из видов природного сообщества...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница