И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура




Скачать 103,66 Kb.
НазваниеИ в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура
Дата публикации28.10.2013
Размер103,66 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Отличительными чертами современного общества становятся резкое увеличение объема информации, ее форм, видов и источников, стремительное распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники. Одними из важных социальных результатов информатизации общества являются резкое увеличение творческого содержания деятельности расширение информационных потребностей. Все большее число людей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как произво­дители информационных ресурсов и услуг.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными социальными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном правовом демократическом обществе. Подчеркну постиндустриальном, то есть информационном. С этой точки зрения, основополагающей компетентностью выпускника является компетентность информационная.

Национально-региональный компонент Свердловской области Государственного образовательного стандарта предлагает достижение информационной компетентности через реализацию требований к содержанию образовательных программ по информационно-методологической линии содержания образования. Результатом ее реализации должен стать выпускник, понимающий значение информации для профессиональной, общественной и бытовой деятельности, способный к индивидуальной ориентации и самоопределению в информационном поле, умеющий оценивать и отбирать информацию для решения разного рода задач. Но для достижения этой цели необходим высокий уровень информационной культуры самого учителя. Поэтому одна из приоритетных задач методической работы школы - формирование информационной культуры педагогов.

Для реализации этой задачи и в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг.

Понятие информационная культура подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от ее негативных воздействий.

Если говорить об информационной культуре педагога, то она отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:

– применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;

– организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением информационных технологий;

– реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных источников и пр.);

– установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;

– повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;

– создание условий для развития у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.

Формирование информационной культуры педагогов нашей школы осуществлялось поэтапно.

  1. ^ Подготовительный этап (2006-2007 уч.г).

Подготовительная работа фактически была начата с 2005 года, когда мной на базе компьютерного класса школы были проведены курсы повышения квалификации 11 учителей по теме «Информационная компетентность педагога».

Также на данном этапе внесены изменения в локальные акты, произведена компьютеризация школьной библиотеки, методическая работа была направлена на теоретическую подготовку педагогов и овладение навыками работы с ПК, а у отдельных учителей совершенствование данных навыков, различными программами.

Для этого, были организованны методические учебы (например: «Формирование ИКТ-компетентности учащихся». Цель – сформировать понятие ИКТ-компетентности, мотивировать на использование информационных (не обязательно компьютерных) технологий на уроках), работа в творческих группах, ШМО объединениях, курсовая подготовка учителей в ИРРО, индивидуальные консультации, практическое обучение по использованию различных форм и методов работы на уроке с применением ИКТ рехдневный семинар-практикум «ИКТ в обучении». Цель – помочь педагогам освоить методику проектирования уроков с использованием презентаций, готовых ЦОР).

К концу 2006-2007 учебного года 52% педагогов владеют ПК на достаточно хорошем уровне, 18% - на уровне набора текста.

Проведенная методическая работа в 2006-2007 уч.г. способствовала формированию интереса педагогического коллектива к данным технологиям, желанию апробировать их в педагогической практике. Так за 2006-2007 уч.г. учителями были проведены уроки с использованием электронных учебников по предметам математика, история, литература, МХК, уроки с использованием тренажеров по русскому языку и математике. Наряду с использованием электронных учебников учителя начали сами создавать презентации уроков. Такие уроки были разработаны и проведены учителями Глубоковой В.В., Рязановой Н.А., Уткиной Ю.С., Шарафиевой Л.В. (все цифры без уроков информатики).

  1. ^ Этап внедрения (2007-2008 уч.г).

Методическая работа была направлена на внедрение и развитие использования ИТ в образовательном процессе. Одним из компонентов информационной культуры педагога является владение технологией рационального использования информационных ресурсов общества. Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным источникам информации, что делает навыки работы в Интернет важным компонентом информационной культуры личности. В связи с этим в практике работы – организация семинаров-практикумов по вопросам работы с ресурсами сети. За 2007-2008 года было проведено:

- 6 практических занятия по использованию ресурсов сети Интернет,

- мастер-класс «Использование возможностей Power Point в обучении математике» с целью передать опыт использования Power Point в уроке и самостоятельной деятельности учащихся и обучить педагогов некоторым эффективным приемам в Power Point;

- Педсовет «Повышение качества образования через использование ИКТ» с целью – проанализировать, на какой ступени развития, освоения и применения  информационных технологий стоим мы сегодня, также найти ответит на вопрос – как повышается качество образования, что меняется в самом процессе преподавания, что меняется в детях?).

В апреле 2008 года ученицей 10 класса был создан школьный сайт, основные задачи которого:

1) своевременно освещать школьную жизнь;

2) доводить важную информацию до учащихся и их родителей;

3) доводить общешкольную информацию до сведения учителей;

4) создание методической копилки учителей;

5) общение участников образовательного процесса по интересам (форум).

^ 3. Оценочный этап (2008-2009 уч.г).

Методическая работа направлена на активный обмен опытом на различных уровнях, на аналитическую деятельность педагогов и всего педагогического коллектива школы. На протяжении всего учебного года учителя дают открытые уроки с целью представления опыта, наработанного за два года. Также в мае планируется провести школьный семинар, на котором планируется подвести итоги работы по формированию информационной культуры педагогов за 2006-2009 уч.г.

В этом учебном году учителя стали активно использовать возможности школьного сайта, у 40% учителей есть личные страницы, на которых размещаются разработки открытых уроков, внеклассных мероприятий, сообщения по вопросам обучения и воспитания учащихся.

Уровень сформированности информационной культуры учителя мы рассматриваем по следующим показателям:

  1. знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации;

  2. практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей с использованием информационных и компьютерных технологий, по разработке и оформлению учебно-программных, учебно-методических и других материалов;

  3. наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры;

  4. активность в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.

На сегодняшний день учителя нашей школы успешно применяют НИТ в учебном процессе в различных формах:

  • Используют электронные учебники на уроке и вне урока.

  • Используют тренажеры.

  • Создают собственные презентации к урокам, электронные тесты.

  • Разрабатывают исследовательские задания по поиску информации в Интернете.

  • Используют в своей деятельности проектный метод обучения.


Апробируются новые формы дистанционного обучения:

  • Участие в российских дистанционных эвристических олимпиадах портала Эйдос, олимпиаде УрФО по основам наук.

  • Постоянно пополняется банк программно-методических разработок учителей.

  • Разработаны модели уроков химии, математики, биологии, географии, иностранного языка, русского языка и литературы, истории, музыки, МХК с компьютерной поддержкой.

  • Подготовка к участию в фестивалях, олимпиадах, конкурсах не обходится без использования всех ресурсов школы и возможности сети Интернет.

  • Создается база образовательных программ и элективных курсов, востребованных учащимися и их родителями.

  • Ведение всей отчетности в «1С: Школа-ХроноГраф».

  • В электронном виде ведется мониторинг по: успеваемости (итоги за четверть по каждому учащемуся); посещаемости (по каждому классу); качество обученности и качество знаний (каждую четверть для каждого учителя). Для реализации использована технология электронных таблиц – Microsoft Excel.

  • Разработана база данных «Микрорайон»


Многие учителя  используют  информационные технологии  для обобщения своего опыта, становясь участниками различных конкурсов:

2007 – 2008 уч.г.

- педагогические чтения: школьный этап – 5 чел, городской – 2 чел.;

- городской конкурс «Учебно-методической продукции» - 3 чел. Результат 1 и 2 места;

- областной конкурс «Учебно-методической продукции» - 2 чел.;

- выступление на региональной конференции Информационные технологии в системе образования Свердловской области и публикация тезисов в сборнике и на сайте конференции института развития регионального образования;

- участие в республиканском конкурсе лучших учителей - 1 чел.;

- участие в муниципальном конкурсе «Лучший по профессии» в номинации «Лучший учитель» с результатом 1 место;

- участие в фестивале творчества специалистов системы образования «Грани таланта»: городской тур – 5 чел., окружной тур – 4 чел, областной тур – 2 чел.

Результат: дипломы 2 и 3 степени;

Следствием организации методической работы по формированию информационной культуры педагога являются переход на качественно новый современный уровень преподавания, учитывающий состояние и потребности общества; повышение уровня самооценки учителей; улучшение взаимопонимания между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в современном информационном мире. Сегодня можно констатировать положительную динамику роста уровня информационной культуры и профессионального мастерства педагогов.

Безусловно, положительные показатели профессионального мастерства педагогов влияют на учащихся, результаты достижений которых также имеют положительную динамику.

Так, по итогам 2006-2007 учебного года - % качества знаний составил – 35,5 %, в 2007-2008 учебного года – 39,6 %. По окончанию I полугодия 2008 – 2009 уч. года – 40,1 %.

К позитивным результатам можно отнести и итоги единого государственного экзамена. Средний балл сдачи ЕГЭ по русскому языку составил – 3,14 (по городу Асбесту – 3,3), по математике – 3,07 (по городу – 2, 79). Из 14 выпускников 11 класса 2 ученика получили золотые медали и 2 учащихся – серебряные.

Вот уже второй год, в марте, в школе проходит НПК в 1 – 4 кл., в этом году исследовательские работы учащихся отличались от прошлого года глубиной, аргументированностью, качеством презентации проекта, если в прошлом учебном году проекты были только индивидуальные, то в 2008-2009 уч.г. были представлены групповые проекты. Количество детей принявших участие в НПК тоже возросло. Так же в НПК приняли участие учащиеся 5 класса. Еще одна особенность данной НПК состоит в том, что учащиеся начальной школы обратились за помощью к учителям старших классов (история, информатика, география).

За последние три года возросла активность и результативность участия детей в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Если раньше наши обучающиеся не проявляли особого интереса к участию в форуме «Творчество и интеллект», то за последние два года картина изменилась в положительную сторону:

2007 – 2008 уч.г.

1) Участие в интернет – олимпиаде (4 учащихся);

2) два 3 места в городском туре НПК;

3) участие во всероссийских играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»;
2008 – 2009 уч.г.

1)Участие в V Международной Олимпиаде по основам наук по предметам английский язык, история, информатика (1 тур – 31 чел., 2 тур – 15 человек, 3 тур – 12 чел.);

2) 2 место в региональном конкурсе мультимедийных презентаций «О нашем крае – с любовью»;

3) 1 место в городском конкурсе творческих работ «Люблю тебя, мой край родной!» в номинации «Живи, деревня!»;

4) 1 место в городском конкурсе заочных экскурсионных проектов в номинации «Лучший видеофильм»;

5) в городском конкурсе проектов «Есть такая профессия – Родину защищать!»

6) участие в областном конкурсе творческих работ «Люблю тебя, мой край родной!» в номинации «Живи, деревня!» (результат пока не известен);

7) участие во всероссийских играх «Русский медвежонок» (47 человек), «Кенгуру» (40 человек), «Инфознайка» (23 уч-ся).
Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видеоподдержку и контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса. И в заключении хочется отметить, что педагог, освоивший информационно - коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.

Похожие:

И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура iconАникина Светлана Павловна (Маерчака 6, ауд. 1-23, информационно-библиографический...
Значение научной информации в самостоятельной работе студента. Понятие «информационная культура», цели, задачи курса
И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура iconПоложение о проведении муниципального профессионального конкурса...
Конкурс организует и проводит муо «Учебный информационно-методический центр» г. Вольска Саратовской области
И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура icon2 Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем...
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания...
И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура iconПлан работы школьной библиотеки на 2012- 2013 учебный год Основные цели библиотеки
Создание единого информационно-образовательного пространства оу; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания...
И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура iconРуководство и контроль за порядком проведения работ по классификации...
Министерстве юстиции Российской Федерации  08. 12. 2006 г.  № 8573 и договора о сотрудничестве между нп «Информационно -туристический...
И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура icon«Создание единого воспитательного пространства в условиях современного...
Директор школы Мария Михайловна Астахова познакомила участников конференции с проектом «Безопасная школа – школа будущего» в свете...
И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура iconПравительство свердловской области
Российской Федерации от 11. 04. 2006 n 228/271/63н "Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений...
И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура iconВсеволожска Ленинградской области Прошлое это наше наследие
Настоящая программа разработана администрацией и творческой группой педагогов школы на основе анализа выполнения программы развития...
И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура iconАнализ работы информационно-методического отдела моу мук г. Аксая за 2009-2010 учебный год
В 2009-2010 уч году информационно-методический отдел работал согласно плану. Методическая тема: «Качество образования в условиях...
И в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Свердловской области, творческой группой педагогов был разработан целевой проект «Информационно-образовательный центр как ресурс самообразования» на 2006 – 2009гг. Понятие информационная культура iconЗакон Свердловской области от 19. 12 1997 года №78-оз «О профилактике...
Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, гоу со «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница