Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе




Скачать 137,76 Kb.
НазваниеОсновные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе
Дата публикации28.10.2013
Размер137,76 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Зубова Т.А., учитель информатики, первой категории, МОУ Есаульская СОШ
Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, МОУ Есаульская СОШ, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе.
Стремительное развитие информационных, в том числе и компьютерных, технологий в последние годы существенно перестраивают повседневную реальность и накладывают определенный отпечаток на развитие личности ребенка. Сегодня он живет уже в мире, отличном от того, в котором выросли его родители. Изменение окружающей среды побуждает и к соответствующему изменению методов и средств обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из способов такого изменения является использование технических возможностей современных компьютерных технологий, которые позволяют не только повышать наглядность, мотивацию, дифференциацию учебного процесса, проводить обучение по индивидуальным траекториям, учитывая особенности развития каждого учащегося, а также направлены на достижение необходимого уровня образовательных результатов обучающихся начальных классов.

В связи с этим в МОУ Есаульская СОШ максимально используются все имеющиеся ресурсы урочной и внеурочной деятельности.

При повышении степени интенсификации учебного процесса учитываются собственные интересы и устремления учащихся, их возрастные особенности и индивидуальные предпочтения и это, в полной мере, обеспечивает курс информатики в начальной школе.

Информатика в начальной школе – это особый предмет, в ходе изучения которого школьники целенаправленно осваивают приемы и способы работы с информацией.

Так Семакин И. Г. в статье «Грамотность, образованность, культура» (Информатика и образование. – 2002. №1. – С. 10-14) считает, что основной целью изучения информатики в школе должно быть достижение уровня общей грамотности в области информатики. По его мнению, эта грамотность должна встать в один ряд с такими компонентами результатов общего образования как: математическая грамотность, языковая грамотность, естественно-научная грамотность и др. Кроме этого, он говорит о необходимости воспитания в школе информационной культуры, подчеркивая, что об информационной культуре можно говорить только в том случае, когда учащийся имеет возможность применить свои знания и умения в области информатики при изучении других предметов. Но ни один предмет, по мнению кандидата педагогических наук Трофимовой В.В. (v_trofimova@bk.ru ), не формирует информационно-технологическую культуру учащихся. По нашему мнению, это нужно делать в рамках изучения основ информатики и ИКТ.

Как отдельный предмет, информатика в МОУ Есаульская СОШ, преподается с 2002 года. До 2002г. часы информатики проводились как факультативные занятия. Для преподавания информатики отводится за счет часов регионального компонента по 1 часу в неделю во 2, 3, 4 классах.

Основная задача информатики в начальной школе – заложить основы грамотной работы с информацией и сформировать у школьников понятийный аппарат и первоначальные навыки использования средств ИКТ в познавательной и практической деятельности.

Преподавание курса информатики для 2-4 классов в нашей школе осуществляется по программе Н.В. Матвеевой, которая, на наш взгляд, лучше других обеспечивает непрерывность изучения предмета и даёт необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики.

Учебный материал на уроках информатики, по учебно – методическому комплексу Н.В. Матвеевой, подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы и содержит учебные и игровые программы. В целях получения начальных навыков общения с компьютером; повышения степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером, при изучении учебных дисциплин в начальной школе, используется компьютерный практикум.

Компьютерный практикум – важная составляющая урока информатики в начальной школе. На компьютерный практикум отводится 10-15 минут. Это время для ребенка самое ценное и интересное. Нам, учителям, его необходимо сделать еще и полезным: придать дидактическим упражнениям игровой характер; повысить степень соревновательности компьютерного занятия. Учебная программа занятия строится из двух частей: основной, учебной, и дополнительной, развивающей, способствующей развитию таких необходимых для успешного обучения качеств как внимание, зрительная память, мышление.

Для закрепления и развития полученных теоретических знаний на уроке используется электронное пособие или любой из дисков: «Роботландия», «Мышка Мия», «Мозаика» и т.д. В 3-4 классах чаще всего я использую программу «Роботландия». Данный ресурс рассчитан для учащихся 1-5 классов и рекомендуется в качестве программной поддержки начального курса информатики и ИКТ. Даже неопытный учитель сумеет достичь положительных результатов своей деятельности, руководствуясь методическими рекомендациями пособий академика Первина Ю. А. Использование программных продуктов «Роботландия» позволяет в игровой форме организовывать уроки информатики как уроки развития у детей фантазии и творчества, логического мышления и осуществлять необходимую компьютерную поддержку различных предметов начальной школы. Применение программ с известными детям сказочными героями позволяет продолжить процесс обучения в игровой увлекательной форме.

Программно-методический комплект можно купить в Роботландском университете и получить лицензионное соглашение. Более ранние версии можно бесплатно скачать с сайта RusEdu Архив учебных программ и презентаций (Роботландия http://www.rusedu.ru/detail_673.html) или «Роботландия 96 (http://teachprog.narod.ru/program/predmet/informatika/index.htm).

В 2008-2009 учебном году 20 учеников МОУ Есаульская СОШ прошли обучение в Роботландском сетевом университета на курсе «Зимние вечера. Информатика для начинающих», приняли участие в сетевых конкурсах и получили удостоверения о том, что прошли курс обучения. Данный курс предназначен для младших школьников (3-4 классы) и предполагает знакомство с алгоритмами и исполнителями на базе программно-методической системы «Роботландия». В 2009 -2010 учебном году 10 учеников 5-6 классов занимаются на курсе «Азы информатики».

В бесплатные пакеты «Роботландия», «Роботландия-96» и приобретенный курс «Зимние вечера. Информатика для начинающих» входят основные программные продукты самого курса ПМК «Роботландия» от Роботландского сетевого университета, (http://www.botik.ru/~robot/) которые разделяются на три содержательные линии - информационная, компьютерная и алгоритмическая.

Цель информационной линии - на наглядных примерах из окружающей действительности дать детям общее представление об информации и информационных процессах. Материал этой линии в основном теоретический, компьютерную поддержку имеет тема "Обработка информации" в виде программы "Буквоед".

Линия "Компьютер" имеет два уровня. На первом дети осваивают приемы общего взаимодействия с компьютером (основные клавиши, мышь, меню, исправление ошибок). Программы - тренажер "Компьютер", "Курсор", "Как тебя зовут", "Правилка", На втором уровне происходит знакомство с текстовым редактором "Микрон", графическим редактором "Раскрашка", музыкальным редактором "Шарманщик".

Алгоритмическая линия представлена исполнителями - "Ханойская башня", "Переливашка", "Перевозчик", "Машинист", "Стэковый калькулятор", "Плюсик", "Шахматные кони", "Кукарача". Главной особенностью алгоритмической линии "Роботдандии" является развитие двух связанных между собой умений: придумывать алгоритм и записывать его для исполнителя. Проблема перевода алгоритма на язык исполнителя раскрывается на уровне линейных алгоритмов.

В представленной таблице представлены основные программные продукты, которые можно применять на уроках информатики со 2 – 4 класс.


Программный продукт

Описание продукта

Тема урока

Задания

Тренажеры

Курсор

Тренируют интерфейсные навыки (движение курсора ВВЕРХ, ВНИЗ, ВЛЕВО, ВПРАВО)

Вводные уроки

Отработка навыков работы на компьютере

Правилка

Тренажер по типам клавиатурных ошибок и способам их исправления


«Текст и текстовая информация», «Текст и его смысл» (2 класс), «Текст и текстовый редактор» (3 класс)

Применение правил русского языка при исправлении найденных ошибок в предложенных словах: удаление неверных, лишних символов, вставка пропущенных символов работа с текстовой информацией.

Привет

Диалоговая разговорная программа.

«Текст и текстовая информация» (2 класс), «Текст и текстовый редактор» (3 класс)

Правильно набрать слова на предложенные вопросы, вести осмысленный диалог.

Компьютер

Знакомство с устройствами компьютера, его основными назначениями

«Компьютер» (2, 4 класс), «Что мы знаем о компьютере» (3 класс), «Память компьютера» (2 класс)

Рассмотреть назначение основных устройств компьютера

Алгоритмика

Перевозчик

Различные записи алгоритмов, знакомство с миром исполнителей и способами их управления. Практическая «обкатка» понятий «команда», «система команд», «алгоритм», «среда исполнителя».

Развивают мышление.

«Алгоритм», «Какие бывают алгоритмы», «Исполнитель алгоритма», «Алгоритм и компьютерная программа» (4 класс)

Задача о перевозе волка, козы и капусты через реку

Монах

Задачи Ханойской башни с различным набором колец

Конюх

Задачи о перестановке коней на маленькой шахматной доске.

Переливашка

Задачи на переливание

Исполнители

Машинист







Задачи о формировании составов на железнодорожной станции.

Квадратик

Исследование среды и системы команд исполнителя

«Действия объекта», «Исполнитель алгоритма» (4 класс)




Плюсик

Калькулятор, на примере которого уже в 3-4  классе учащиеся знакомятся с понятием "стек" и учатся писать программы для выполнения их на стековом калькуляторе (основой служат выражения и задачи из школьной математики).

«Число и программный калькулятор» (3 класс), «Помощники человека при счете»(2 класс)

При решении арифметических задач и примеров ученик должен внимательно обдумать алгоритм решения, чтобы вовремя «опустить» в стек нужное число и не допустить ситуации «Не могу».

Автомат

Вычисления по алгоритму

«Число и программный калькулятор» (3 класс), «Помощники человека при счете» (2 класс)


Решить пример по предложенному алгоритму

^ Черные ящики

Буквоед

Среда для отгадывания 60 «ящиков»

«Обработка информации» (3 класс), «Алгоритм и компьютерная программа» (4 класс)

Отгадать задуманный алгоритм

Редакторы

Художник

Растровый редактор, в котором можно не только рисовать, но и программировать

«Кодирование информации» (2 класс), « Изображение и графический редактор» (3 класс)

Нарисовать картинку

Микрон

Текстовый редактор,  в котором можно не только писать тексты, но и выполнять контрольные, писать диктанты с автоматической проверкой.

«Текст и текстовая информация» (2 класс), «Обработка информации», «Текст и текстовый редактор» (3 класс)

Исправление ошибок: вставка и удаление символа, строки. Редактирование текста, копирование и удаление строк и слов. Форматирование текста

Игры

Мудрый Крот

Логические головоломки




Собрать мешки с зерном по коридорам лабиринта

Морской Бой




Расстановка кораблей, уничтожение флота противника

Классификаторы

Кто с нами

Классификация объектов по предложенному правилу

«Общие и отличительные свойства» (3 класс)

Нахождение элемента, обладающего признаком множества
^
Кто лишний




Нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества
Цепочка

Нахождение закономерностей в цепочке объектов
Метка

Нахождение соответствий элементов двух множеств

Пара

Найти из предложенных карт все парные

Метка

Собрать картинку по эталону

^ Про курсор

Корешки и вершки

Представляет многообразие форм курсора




Выбрать недостающую часть растения среди объектов

Гости




Найти силуэт домика, определить его координаты

Разное

Блокнот-календарь

Тренирует концентрацию внимания.

Компьютер и обработка текстов (2 класс)

Без ошибок переписать такие слова: обработка, хранение, передача, алгоритм, информация и др.

Следующим направлением повышения степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером в начальной школе является система дистанционного обучения. С 2008г в МОУ Есаульская СОШ организовано дистанционное обучение для учащихся начальной школы. В 2008-2009 учебном году 43 ученика работало в образовательной среде школы «Кирилла и Мефодия», «Школьный клуб» (40 чел. (1-3 кл.) - естествознание, природоведение; 11 чел. (1 кл.) - Развитие творческого воображения на базе ТРИЗ; 15 чел. (4 кл.) – Компьютерная азбука)», что привело к повышению уровня образовательных результатов обучающихся: 16 человек закончили учебный год на «5» , на «4» - 42 человека.

В 2009 -2010 учебном году обучается 15 человек, из них: 1 чел. на курсе «Переход через десяток», 3 чел. – «Русский язык от Татьяны Рик», 2 чел. – «Тренировочные упражнения по математике», 6 чел. – «Здравствуйте, Имя Существительное!», 3 чел. – «Математика – проекты» в Центре "Технологии обучения" (http://iclass.home-edu.ru/) в РКЦ.

Курсы по русскому языку являются одной из форм социальной практики учащихся в Проекте творческой группы учителей нашей школы: «Повышение качества образовательных результатов, подготовка к ГИА, ЕГЭ, по русскому языку через факультативные занятия «Информационная переработка текста» в начальной школе с 1 по 4 класс, в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Учитель информатики - куратор дистанционного обучения. С ним заключается договор, и он взаимодействует каждый четверг с тьютором по списку детей, занятых в дистанционном обучении.

^ Преимущества дистанционного обучения:

• углубление, расширение знаний;

• повышение качества обученности при изучении школьных предметов;

• самореализация, саморефлексия личности.

• свободный график обучения

• свободный выбор программ и курсов

Результатом работы по данному направлению можно считать участие учеников начальных классов в различных дистанционных олимпиадах (ЭМУ-2009), конкурсах и олимпиадах по различным учебным предметам.

С 2008г. новым инновационным направлением работы в школе является - Лего-конструирование. Чтобы быть готовым к нововведению, учителя информатики нашей школы прошли специальные курсы. В настоящее время в школе 2 легоробота – модели RCX и 6 легороботов - модели NXT.

В каждом комплекте — конструктор, установочный диск, датчики, микросхемы. Внедрять легороботов в учебный процесс в школе, в том числе и в начальной, мы начали еще в прошлом году. Перед уроком дети собирают макет человека, машины или другой необходимый объект, программируют его на выполнение определенных функций, а потом на занятиях используют свое творение в качестве наглядного и подвижного пособия. На «Легоконструирование» в начальной школе выделяется 1 час кружковой работы. При создании проектов: «RubbishCAR», «Танцор-диско» в команде, вместе с учениками начальной школы, работали ребята старшеклассники. Конструкторы Лего дают большие возможности для проведения уроков информатики в начальной школе по темам: «Алгоритм», «Какие бывают алгоритмы», «Исполнитель алгоритма», «Алгоритм и компьютерная программа» (4 класс), «Компьютер» (2, 4 класс), «Что мы знаем о компьютере» (3 класс), «Память компьютера» (2 класс).

Результаты работы учащихся начальной школы с легороботами RCX в МОУ Есаульская СОШ:

- Муниципальный конкурс Лего-проектов (5 декабря 2008 г.) – творческая категория -

Нигматуллин Рома, Кузнецов Игорь, Булычев Женя (5 класс) – проект – «RubbishCAR» - ^ 2 место;

Юсупов Марат, Антропов Никита, Кутлухужин Денис (3 класс) - проект – «Танцор-диско» - 2 место;

- IV муниципальная товарищеская встреча по Легоконструированию (11 марта 2009г.) –

Зайцев Миша (3 класс) – младшая группа «Триатлон» - участие;

- ^ V муниципальная товарищеская встреча по Легоконструированию (1 июня 2009г.) –

Зайцев Миша (3 класс) – младшая группа «Триатлон» - участие.

Также ребята, занимающиеся в кружке, принимали участие в общешкольных воспитательных мероприятиях с представлением своих Легопроектов.

На основании вышеизложенного сформулируем методические принципы, разработанные Трофимовой В.В, к формированию информационно-технологической культуры младших школьников.

1. ^ Принцип поэтапности формирования информационно-технологической культуры. На первом этапе (2 класс) формируются основные умения и навыки, необходимые для работы с электронными образовательными ресурсами (электронными учебниками, электронными задачниками, энциклопедиями, игровыми программами; демонстрационными программами, компьютерными моделями и т. д); на втором этапе (3 – 4 классы) осуществляется совершенствование данных навыков и формирование основных умений по созданию информационных объектов в процессе выполнения учебных заданий, содержащих требования совершить практические действия со средствами ИКТ (использование текстовых, графических редакторов, программ для создания презентаций).

2. ^ Принцип практической направленности. Заключается в том, что у школьников формируются умения и навыки, которые в условиях информатизации образования становятся востребованными не только на уроках информатики, но и в информационно-учебной деятельности, осуществляемой на других предметах и во внеурочной работе.

Таким образом, информационно-технологическую культуру следует формировать не только на уроках информатики, но и на большинстве других школьных дисциплин и во внеклассной работе посредством организации информационно-учебной деятельности младших школьников

Похожие:

Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному...
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе iconЭкологическое образование и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности
Ического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках...
Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе iconСправка «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе...
...
Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе iconПриказ № от Модель организации внеурочной деятельности в рамках фгос...
Необходимость обращения к внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования
Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе iconО результатах районного конкурса «Лучший школьный Интернет-сайт»
Из 23 школьных сайтов представили заявку на участие в конкурсе 8 образовательных учреждений: ( моу «сош №2»,моу «сош №3»,моу «сош...
Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе iconПрограмма внеурочной деятельности начальной школы моу «сош№1»
Г. Протвино, проезд Архитектора Корина д. 6, тел/ факс: 74-83-03, e-mail
Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе iconОбразовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся...
Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных...
Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальных классов моу октябрьская сош 2011 год
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов моу октябрьская сош
Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе iconПриказ №48 от 24. 05. 2012г. Программа внеурочной деятельности для...
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
Основные ресурсы урочной и внеурочной деятельности, моу есаульская сош, в повышении степени заинтересованности учащихся в работе с компьютером и в результатах обучения в начальной школе iconОрганизация методической работы и контрольно – инспекционной деятельности...
В этом педагогам поможет компьютер. Преимущество компьютерных средств заключается в постоянном обновлении информации, создании презентаций,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница