Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность




Скачать 97,85 Kb.
НазваниеФормирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность
Дата публикации25.10.2013
Размер97,85 Kb.
ТипЗадача
pochit.ru > Информатика > Задача
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Томичи.

«Формирование проектно - исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность».
/доклад/

Учитель химии и

биологии 1 категории

Суховая М.М.

с.Томичи 2012 г.

«Формирование проектно - исследовательской компетентности через урочную и внеурочную деятельность учащихся».(слайд1)

Сегодня существует определенное противоречие между имеющейся системой организации учебной деятельности, предполагающей простое накопление уже известных знаний и необходимостью перехода к компетентностному обучению, предполагающему овладение универсальными способами обработки и структурирования информации для успешного самообразования личности.

Анализ ключевых противоречий позволяет сделать вывод о необходимости создания и апробации в школе системы работы, которая позволит эффективно формировать интеллектуальные умения обучающихся, лежащие в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время и, в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Актуальным является вопрос в организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, а именно формирование исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников. Исследовательская деятельность (учебная и научная) реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. В условиях информационного общества именно наука становится важной составляющей деятельности, формирующей научный стиль мышления.

Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро и качественно сложные задачи, не по шаблону, а творчески рассматривать решаемую задачу, проявляя профессионализм и конкурентоспособность.

    (слайд2,3) Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

  • ^ Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

  • ^ Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.


Анализ исследований по содержанию и организации проектной и исследовательской деятельностей позволяет сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование проектно-исследовательской компетенции.



^ Проектно-исследовательская компетенция - это совокупность физических знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

^ Проектно-исследовательская компетентность учащихся определяется как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений.(слайд4)

Схема 1



мотивационный

компонент:

наличие системы мотивов, лежащих в основе отношения к проектно–исследовательской деятельности

когнитивный компонент:

владение системой знаний об исследовательской деятельности

мотивационный

компонент:

наличие системы мотивов, лежащих в основе отношения к проектно–исследовательской деятельности




ценностно-

смысловой

компонент:

отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской компетентности

деятельностный компонент:

опыт использования знаний как системы общих интеллектуальных и исследовательских умений и навыков


эмоционально-волевой компонент:

эмоционально- волевая регуляция процесса и результата проявления исследовательской компетентности


В содержании исследовательской компетентности выделяются следующие компетенции:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель (целеполагание);

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей исследовательской деятельности;

  • задавать вопросы к фактам, отыскивать причины явлений;

  • владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения исследовательских задач информацию, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).


2. При осуществлении исследовательской деятельности в моей практике используются урочные и внеурочные формы организации учебного процесса.

Исследовательская деятельность на уроке организуется через решение познавательных задач, задания творческого и исследовательского характера,экспериментов,лабораторных и практических работ позволяющие ученику получить навыки самостоятельного поиска истины.
Учение – ведущий вид деятельности школьников. И сегодня, когда акценты в системе образования ориентированы не на учебно-предметную парадигму, а на формирование, в первую очередь, способов деятельности, мы часто ставим перед собой вопрос, как более эффективно организовать учебную деятельность учащихся на уроке.

Мне, как учителю химии, в организации урока помогает технология сотрудничества. Восприятие и усвоение информации в разных видах деятельности имеет свои особенности. (слайд5)

  • При использовании методик технологии сотрудничества учебно-познавательная деятельность учащихся строится таким образом, что каждый ученик имеет на уроке возможность через использование коммуникативных приемов формировать общие ключевые компетенции посредством взаимообучения.

   ^ Применение данной технологии обеспечивает:

  • учет уровня обученности в данной области знания и степени общего развития, культуры, т.е. ранее приобретенный опыт;

  • учет особенностей психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);

  • учет особенностей характера и темперамента.


Глава 2. Сотрудничество в парах постоянного и сменного состава на уроках химии.(слайд6)
  Часто использую работу в парах постоянного и сменного состава, которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения нового материала, и на других этапах урока.

Так, например, при изучении темы «Алканы» в 10 классе, проводится лабораторная работа № 1 по теме: «Изготовление модели молекул алканов». Цель этой работы заключается в том, чтобы ребята поняли пространственное расположение атомов в молекулах алканов. Ребята выполняют её в парах, следуя указаниям инструкции (приложение 1). Результатом работы служит созданные модели алканов, которую каждая пара демонстрирует учителю, а также отвечают на поставленные вопросы по ходу выполнения работы.

Подобную работу можно проводить на знание формул и названий веществ разного класса в неорганической химии. По тому же принципу можно организовать работу при проверке знаний по вопросам взаимоконтроля в любой теме. При этом составляется бланк вопросов (как например приложение 2), один из учащихся отвечает, например, на вопросы нечётных номеров, а его товарищ затем на чётные. Каждый побывает в разной роли, рассказывая сам, а так же проверяя и оценивая товарища. Рассказ по опорному конспекту на уроке закрепления пройденного материала также может подразумевать такой вид работы, когда один ученик из пары рассказывает одну часть конспекта, а второй - другую.

На этапах формирования или закрепления умений можно применить такой вид сотрудничества, который включает такую последовательную цепочку: учитель – ученик, ученик – ученик. (слайд7)


Внеурочные формы организации исследовательской деятельности школьников




Научное общество учащихся (НОУ) «Эрудит»

Факультативный курс «Основы исследовательской деятельности» 5 класс.




Научно-исследовательские конференции:

-школьная

-районная

- в СЮН.


Олимпиады, интеллектуальные конкурсы.


Кружок «Юный натуралист»

Факультативный курсы помогают школьникам совершенствовать опыт работы с научной литературой, осваивать теоретические и эмпирические методы исследования. (слайд 8)Цель курса:

Формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

Задачи курса:

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;

  • ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.

  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат

  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся.

  • развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии.

  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

Данная программа предназначена для учащихся 5класса, рассчитана на 36 часов, 1 час в неделю.

(слайд9)Участие в олимпиадах, конкурсах, предметных неделях способствуют формированию интереса к предмету, к выбору профессиональных предпочтений.

(слайд10)Работа в научном обществе учащихся призвана воспитать в подростке желание самому разобраться в сложных научных вопросах, оценить свои силы и личные качества в стремлении к вершинам науки, примерить свои способности и возможности к своим амбициям.

(слайд11)Итог исследовательской деятельности – научно-практическая конференция, где учащиеся делятся своими открытиями, приобретают опыт публичного выступления. Так как развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией человека, которая формируется с развитием самосознания, то это позволяет выделить одаренных школьников, умеющих делать собственное открытие.

Таким образом, через исследовательскую деятельность школьник осознает перспективы своего профессионального развития. Исследовательская деятельность является важным средством развития личности выпускника, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

Похожие:

Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность iconФормирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности
Врачи забили тревогу, и учителя стали активнее включать в урочную и внеурочную деятельность мероприятия по здоровьесбережению. Мне...
Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность iconРазвитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения и воспитания
В соответствии с этой целью мною была создана собственная методическая система учителя «Многообразие путей самореализации личности...
Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность iconКлассный час «Я маленький гражданин России» Внеклассное мероприятие «Я гражданин России»
Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность
Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность iconПроектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов
В моу «сош с. Сторожевка» большую работу по проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5-11 классов проводят учителя Стрелкова...
Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках и внеклассных занятиях по химии как средство развития творческой...
Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность iconГаоу спо «Арский педагогический колледж имени ГабдуллыТукая»
Формирование информационной компетентности через проектную деятельность на уроках информатики как условие реализации фгос
Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность iconСеминар Организация научно – исследовательской деятельности учащихся
Научно-исследовательская деятельность школьников это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой...
Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность iconДуховно – нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени...
Духовный человек всегда стремится к истине, добру и красоте. Общая культура человека определяется его духовной культурой
Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный...
Формирование проектно исследовательской компетентности учащихся через урочную и внеурочную деятельность iconДуховно-нравственное развитие и воспитание патриотических чувств...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница