Активные формы и методы обучения




Скачать 46,72 Kb.
НазваниеАктивные формы и методы обучения
Дата публикации23.10.2013
Размер46,72 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Активные формы и методы обучения

(выступление на семинаре 20.12.11г методиста Бутыриной Г.П.)

Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Залогом профессионального успеха уже не могут служить знания, полученные один раз в жизни. На первый план выходят педагоги, способные ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Для формирования и совершенствования всех граней личности обучающегося, интеллекта, практического ума, трудолюбия, самовыражения и самореализации, педагоги выбирают активные формы и методы развивающего обучения.

Дебаты

Представляют собой технологию командной игры.

Особенность идеологии дебатов: не достичь истины в последней инстанции, а этика защиты двух точек зрения. Дебаты исходят из философии – несуществования бесспорных истин и однозначных решений. Целью является наиболее полная всесторонняя проработка: какой либо темы, выработка критического мышления и умения отстаивать свою точку зрения.

Занятие по технологии дебаты представляет собой формализованный спор по определённым правилам. Где первая и вторая стороны обсуждают спорную тему с целью – убедить третью сторону (судей) в правоте своей позиции. Выигравшей стороной является та, которая наиболее аргументировано, доказательно защитит позицию.
Метод проектов

Метод проектов является интегративной технологией, которая включает в себя различные методы и формы обучения такие как:

  • мозговой штурм

  • дискуссию

  • метод проблемного обучения

  • деловые игры

  • коллективные формы обучения и др.

Метод проектов можно отнести к проблемному обучению. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей.

Прошу акцентировать ваше внимание, что под проектом мы подразумеваем специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблемы, завершающихся созданием продукта. А вот под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применять» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций

Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Надо отметить, что идеи этого метода довольно просты. Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и педагога. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, когда обучающийся по сути дела равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

В-третьих, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

В-четвертых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.

Мозговой штурм

«Мозговой штурм» (англ. Brainstorming) — один из наиболее часто используемых методов стимулирования творческой активности, позволяющий найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.

Техника «мозгового штурма» была разработана Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: дети часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны педагога и ровесников. Целью применения «мозгового штурма» является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника «мозгового штурма», предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество».

Брейнсторминг разумно проводить в два этапа: сначала генерация идей, потом их анализ. Надо учесть, что участникам потребуется время для разогрева - первые высказывания могут быть довольно банальными. Самые интересные предложения обычно появляются в конце первого этапа, который должен длиться не более 20 - 30 минут. Для неопытных участников мозгового штурма самое сложное - удержаться от оценок и не углубляться в обсуждения.

Основные шаги творческого процесса при мозговом штурме:

-постановка проблемы;
-сбор данных, относящихся к проблеме;
-детальное изучение данных;
-выработка возможных решений;
-проверка выбранного решения.

В связи с дефицитом времени, в своем выступлении я не ставила целью раскрыть как можно больше активных форм и методов обучения, а дать лишь краткую характеристику самых распространенных из них. При желании более подробную информацию в электронном варианте вы можете взять у методистов.

Ну а сейчас Кец А.В. в своем выступлении попробует Вам показать, что педагогический потенциал имеет развитие при использовании активных форм и методов обучения.

Похожие:

Активные формы и методы обучения iconАктивные формы обучения
Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание именно активным и интерактивным формам обучения
Активные формы и методы обучения iconНа уроках русского языка и литературы
Активные формы обучения как средство формирования самостоятельной учебной деятельности учащихся
Активные формы и методы обучения iconОпыта: «Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях...
Применение активных форм обучения для развития творческих способностей детей в детском объединении «Бисероплетение в дизайне современного...
Активные формы и методы обучения iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Методике обучения информатики»
Разработать методику обучения конкретной темы, включающую цели, детальное изложение содержания учебного материала, формы и методы...
Активные формы и методы обучения icon«Развитие познавательного интереса на уроках географии»
...
Активные формы и методы обучения iconНашего педсовета: «Современные формы и методы обучения, реализуемые...
Тема нашего педсовета: «Современные формы и методы обучения, реализуемые на уроках для учащихся с овз». Я несколько расширила ее...
Активные формы и методы обучения iconФормы и методы контроля как средство повышения качества обучения учащихся
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами...
Активные формы и методы обучения iconУроки технологии нетрадиционной формы
Урок гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы...
Активные формы и методы обучения iconЗанимали теперь основное мое время. Но занятия стали интересными,...
Развитие творческих музыкальных способностей старших дошкольников в процессе эстетического освоения мира
Активные формы и методы обучения iconНовые формы в работе с детским коллективом
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница