Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель




Скачать 137,88 Kb.
НазваниеКонспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель
Дата публикации12.10.2013
Размер137,88 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Информатика > Урок
МОУ «Уральская СОШ» Кваркенский район

Конспект урока

Предмет: Русский язык.

Класс: 9.

Учитель: Хачина Рауза Медыхатовна.

Дата: 21.01.2010г.
Тема урока: Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.

Цели урока:
1) Образовательная: Углубить знания учащихся о функциональных разновидностях языка (стили речи и типы речи).

2) Развивающая: Формирование умения обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

3) Воспитательная: Воспитание культуры речи.
Оборудование: - компьютер с мультимедиапроектором, экран.

- Русский язык. Учебник для 9 класса М.М.Разумовская и др.М.: Дрофа,2004.

- распечатка текста № 18 из ^ Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В. Л. Склярова) на каждого учащегося.

^ Структура урока.

Понятие «сжатое изложение».

Особенности сжатого изложения.

Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанного по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.
^

Ход урока


  1. Организационный момент.

а) Приветствие.

Здравствуйте. Сегодня мы пригласили на урок гостей. А это значит, что для гостей мы должны показать лучшее, на что мы способны.

А я хочу, чтобы вы на уроке смогли усвоить материал, чтобы все активно поработали на результат будущего экзамена.

б) Работа учащихся над ошибками, допущенными в домашней работе. Упр.122.

2. Целеполагание.

а) Запись на доске:

Тема нашего урока: Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.

Как вы думаете, для чего нам нужно поработать над этой темой? Чем мы будем заниматься на уроке?

Действительно, это сложный материал, для изучения которого в программе 9 класса, к сожалению, не отводится ни одного урока.

^ Цель урока – Научиться обрабатывать информацию и создавать в письменной форме сжатое высказывание по заданным параметрам.

На сегодняшнем уроке

- мы повторим ранее известные сведения о стилях и типах речи;

- продолжим отрабатывать навыки сжатия исходного текста;

- Оформите записи в тетради (дата, тема урока).

^ 3. Актуализация прежних знаний.

а. Лингвистическая разминка. Приложение1.

Задание: соберите части предложений так, чтобы получилось правильное утверждение.

Описание - тип речи, для которого характерен рассказ о последовательных событиях.

Повествование- тип речи, в котором говорится о причинах, свойствах явлений.

Рассуждение- тип речи, при котором текст отвечает на вопрос «какой?», то есть рассказывает об одновременных признаках.
Задание: Запишите одно из предложений, прокомментируйте знаки препинания, каким типом речи вы сейчас пользовались. (Рассуждение.)
- Как легко отличать типы речи?

(Вспомните о таком приёме, как фотографирование: при описании - один кадр, при повествовании - несколько, при рассуждении их нет).
б^ . Терминологический диктан.

- Я зачитываю вам определение, вы в тетради записываете, что это такое.

1) Этот стиль употребляется в обыденной речи, его целью является общение, обмен мыслями, впечатлениями.

2) Этот стиль обслуживает широкую область юридических, административных, дипломатических отношений.

3) Стиль реализуется в следующих жанрах: монография, диссертация, учебник, лекция. В них содержится информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира.

4) Этот стиль употребляется в агитационно-массовой работе, его цель – сообщение информации об социальных явлениях, воздействие на слушателей и читателей для привлечения их к поддержке позиции автора.

5)Стилевыми чертами этого стиля являются образность, эмоциональность. Цель – нарисовать картину, передать читателю чувства автора.
(Ответы: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный).

^ 4.Работа над новым материалом

Мы постепенно подошли к работе над новой темой. Содержание экзаменационной работы ориентировано на контроль и измерение сформированности у вас жизненно важных умений, необходимых для продолжения образования. Среди них умение адекватно понимать и передавать текст в соответствии с темой, стилем типом речи. Готовясь к экзамену, нужно иметь в виду, что на экзамене с помощью изложения и сочинения проверяется способность строить письменное высказывание, соответствующее следующим требованиям: Приложение 2.

1. Правильность речи, которая предполагает соблюдение в письменном высказывании норм современного русского литературного языка (орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических).

2. Ясность речи как доступность её для понимания читающими.

3. Чистота речи, которая понимается как отсутствие лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов типа значит, так сказать, ну, вот, как бы и т.п.).

4. Точность речи, что достигается употреблением слов и словосочетаний в полном соответствии с их значением.

5. Выразительность речи, которая зависит от умения ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато высказать свои мысли и чувства, от умения выбором слов, построением предложений воздействовать на читателей. Написать о чём-то и выразительно — это значит усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства читателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь своего рассуждения.

6. Богатство речи понимается как способность выбирать языковые средства для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и языковых конструкций.
^ Сжатое изложение считается наиболее трудным видом заданий, так как нужно не только без искажения передать содержание исходного текста, но и удачно применить сжатие (компрессию) информации. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать

-смысловой цельностью,

-речевой связностью,

-последовательностью изложения.

Но в отличие от «обычного» текста, в нём максимально точно должен быть выражен смысл исходного текста при минимальной затрате речевых средств, Сжатое изложение должно быть текстом, коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Чтобы справиться с данной работой на экзамене и успешно написать сжатое изложение, нужно научиться выполнять сложные умственные операции, связанные со смысловой переработкой исходного текста и применением специальных приёмов его сжатия.

Прежде всего, нужно знать разные способы сжатия исходного текста — как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

Способы смыслового сжатия исходного текста. Приложение3.
I. Исключение. Как правило, при сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т.п. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную. Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.

^ II. Обобщение. При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.

Сжать можно не только саму информацию (путём исключения или/и обобщения), но и форму её изложения. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. Такой способ компрессии текста обычно называют способом языкового сжатия текста. В основе этого способа лежит идея упрощения: сложные, развёрнутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определённой мысли, поэтому существуют «резервы» для её упрощения.

Основные приёмы языкового сжатия исходного текста:

1) замена:

— сложного предложения простым;

— двух и более простых предложений одним сложным;

— однородных членов предложения обобщающим наименованием;

— объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;

— предложения или его части указательным местоимением (это, то...) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (всё, ничего ...);

— прямой речи косвенной;

^ 2) сокращение или полное исключение:

— повторов;

— одного или нескольких синонимов;

— некоторых второстепенных членов предложения;

— конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);

— фрагмента предложения (например, части сложного предложения);

— диалога (передача его сути в одном предложении);

^ 3) слияние нескольких предложений в одно.

III. Упрощение.

На экзамене нужно продемонстрировать владение всеми способами сжатия текста, поэтому в вашем тексте изложения они должны сочетаться. Попробуем текст, состоящий из 450 слов, сократить до 100—110 слов и при этом передать основное его содержание без искажений. Для этого возьмём фрагмент книги Б. Челышева «В поисках пропавших рукописей» (текст № 18 из Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В. Л. Склярова). У вас на столе распечатка этого текста.

Прочитайте этот текст. Приложение 4.

Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным — художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и еще Куприны: один — землемер, другой — грузчик, третий — рыбак, а еще — учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице — писателе Куприне.

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем ее многообразии?!

Все было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, — говорил Куприн, — встречались люди с самыми неожиданными биографиями — фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой».

Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

Тяжелый физический труд давал ему разрядку. Писатель страдал, если ему приходилось быть замурованным в четырех стенах кабинета. Так, в 1908 году суд приговорил его «за опорочение представителя правительственной власти» вице-адмирала Чухнина к десятидневному домашнему аресту или денежному штрафу. Куприн согласился на арест. Три дня протомился и затосковал. На пятый стал упрашивать, чтобы оставшиеся дни заменили денежным штрафом!

Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.

Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь — все записывал Куприн в записную книжку. Придет время — и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.

Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.

(451 слово) (По Б. Д. Челышеву. В поисках пропавших рукописей).
1.Определите его тему (то, о чем говорится в тексте О писателе Иване Александровиче Куприне) и главную мысль текста (для чего автор хочет рассказать об этом, чтобы рассказать людям о творческом становлении писателя, о его трудолюбии и любви к простым людям).

2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача (создать текст, короткий по форме, но не бедный по содержанию).

3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько микротем 9).

4. Разделите его на четыре смысловые части (микротемы). Пользуясь простым карандашом, составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане 4).

5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.

6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.

7.Подберите обобщающие слова и предложения.

8. Изложите сжато каждую микротему на черновике.

10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!

11.Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г) соблюдение лексических и грамматических норм;

д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?

12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.

В результате может получиться, например, такой вариант сжатого изложения.

В нашем варианте использованы разные способы сжатия текста: исключение (исключены детали, опущены второстепенные эпизоды),

обобщение (содержание микротемы передается в обобщенном виде, особенно 2, 4 микротемы),

упрощение (2 микротема в тексте состоит из 17 предложений, а в нашем варианте содержание передано в 1 предложении).

Таким образом, сжатие текста – это активный мыслительный процесс, требующий не просто работы памяти, а способности глубоко понимать смысл исходного текста, использовать разные приемы сжатия текста, создавать свой текст.

  1. ^ Подведение итогов урока.

-Что нового узнали на уроке? (Способы смыслового сжатия исходного текста.)

-Чему вы научились на уроке? (Обрабатывать информацию и создавать в письменной форме сжатое высказывание по заданным параметрам.)

  1. ^ Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение, ответьте письменно на вопрос: «О каких чертах характера писателя свидетельствует данный текст?» Приведите в сочинении 2 аргумента из текста, подтверждающих ваши рассуждения.



^ Исходный текст


План текста

Сжатое изложение

Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным — художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один — землемер, другой — грузчик, третий — рыбак, а ещё — учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице — писателе Куприне

Един и многолик

Он был «един и многолик». «Един», потому, что был Александром Ивановичем Куприным — художником слова. «Многолик» потому, что у него было много других профессий, и все они совмещались в одном лице — писателе Куприне

Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем ее многообразии?!

Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придаёт ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, — говорил Куприн, — встречались люди с самыми неожиданными биографиями — фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой».

Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. 0 том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

Тяжёлый физический труд давал ему разрядку.

Писатель страдал, если ему приходилось быть

замурованным в четырёх стенах кабинета.

Так, в 1908 году суд приговорил его «за опорочение представителя правительственной власти» вице-адмирала Чухнина к десятидневному домашнему аресту или денежному штрафу. Куприн согласился на арест. Три дня протомился и затосковал. На пятый стал упрашивать, чтобы оставшиеся дни заменили денежным штрафом!


Куприн — человек любознательный

Он часто менял профессии потому, что был очень любопытным и любознательным человеком и его интересовали люди разных специальностей

Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. ^ Он был убеждён: ничто не даёт такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.

Потребность в знакомстве с простыми людьми

Куприн считал, что богатый материал даёт близкое знакомство именно с простыми людьми и непосредственное участие с ними в труде. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить работу над книгой ради случайно встретившегося «интересного человека»

Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз







Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. ^ Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь — всё записывал Куприн в записную книжку. Придёт время — и всё может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.

Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.

452 слова (По Б. Челышеву)

Кропотливый труд писателя

Он трудился как мастер-ювелир, добиваясь точности и выразительности речи, собирал по крупицам афоризмы, меткие слова. Именно поэтому его книги не стареют.
106 слов



Похожие:

Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconКонспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель
Тема урока: Сочинение-рассуждение. Особенности написания сочинения-рассуждения
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconКонспект урока чтения (3 класс). Тема урока
Госткина Елизавета Михайловна – учитель начальных классов Шаховской сош №1 Конспект урока чтения (3 класс)
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconУрока: «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»...
Умк: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconТема урока Кол-во
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального...
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconУчебники 1 класс Русский язык Учебно-методический комплекс «Школа России»
Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий....
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconУроки русского языка. 5 класс
...
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconРабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс
«Русский язык» образовательной области «Филология» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы курса...
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык. 8 класс». Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др под редакцией Н. М. Шанского (2010 г.)
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconРабочая программа по русскому языку, 7 класс Учебно-тематический план
Русский язык – один из славянских языков; русский язык как развивающееся явление; лексические и фразеологические новации последних...
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconПлан-конспект урока части речи (закрепление) фио (полностью) Белорусова Галина Александровна
Русский язык. Учеб для 4 кл в 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница