Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение




Скачать 120,42 Kb.
НазваниеСинтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение
Дата публикации09.10.2013
Размер120,42 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Синтоническая модель восприятия.

Модальность (тип восприятия): типы и их определение.

ст. преп. Родионова Ю.В.

Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией состоит из трех последовательных этапов:

- поиск;

- репрезентация;

- оценка.

То есть перед тем, как сообщить какую-либо информацию вербально, человек находит ее в памяти (поиск), обрабатывает (репрезентация), оценивает (оценка) и только потом сообщает с помощью слов. Весь этот процесс протекает достаточно быстро.

Процесс обучения начинается с восприятия, именно с его помощью преподаватель устанавливает контакт с учеником. Синтоническая модель рассматривает процесс передачи и получения информации как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Синтоническая модель общения (синтония – быть в гармонии с собой и другими) невозможна без состояния гармонии с самим собой и окружающим миром.

Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Люди по-разному репрезентируют (представляют) свой опыт. Используемые при этом сенсорные системы получили название систем репрезентации или репрезентативных систем. Пути, посредством которых человек познает (репрезентатирует) мир, проходят через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетику. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть информации по ряду причин оказывается излишней, человек обращает внимание лишь на ту ее часть, которая доставляет информацию в наибольшей степени соответствующей имеющемуся опыту.
Система, которая используется для поиска требуемой информации, называется ведущей. Несмотря на то, что поиск осуществляется всего за 1,5–2 с, именно этот этап процесса мышления определяет ведущую модальность человека.

Система, с помощью которой решается истинна или ложна известная информация, называется референтной системой.
Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (чувствительный).

Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический - воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.

Любой человек, естественно, использует все каналы получения информации и строит образы во всех сенсорных системах. Но при этом ведущей, доминирующей обычно оказывается одна из названных систем. Зная модальность человека, можно выбрать подходящие ключи доступа к достижению раппорта с ним.
Раппорт – это термин (англ. rapport – возвращать, приносить плоды), означающий глубокое чувство взаимного доверия и легкости, позволяющее партнерам хорошо контактировать друг с другом.

Раппорт (R) имеет следующие характеристики:

  1. Люди всегда узнают, когда они находятся в раппорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят и что нужно делать, если его уровень меняется.

  2. Раппорт невозможен в условиях межличностного конфликта.

  3. Чтобы создать раппорт с другим человеком прежде всего надо быть в раппорте самим собой. Это состояние получило название конгруэнтности (congruens – лат. – встретиться и согласиться), что означает согласие и гармонию во внутренним мире человека.

Конгруэнтность придает силу словам. Неконгруэнтность вызывается рассогласованием между потоками вербальной и невербальной информации. Неконгруэнтность – это не обязательно ложь, она может возникать во время выбора покупок (например, 50 марок телевизоров).
^ Ключами доступа называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Определение модальности человека – партнера по коммуникации – возможно по ряду индикаторов, к числу которых относятся: глазные сигналы доступа (ГСД), модальные предикаты, жесты, темп речи, интонация голоса (табл. 1).
Таблица 1.

^ Репрезентативные системы

Индикаторы

(признаки)


^ Репрезентативные системы

Визуалист

Кинестетик

Аудиалист

Дигитал

Глазные сигналы доступа (ГСД)

(для наблюдающего)

Вверх влево,

вверх вправо,

вверх прямо,

прямо перед собой


Вниз влево,

иногда вниз перед собой

Влево,

вправо,

вниз вправо

В сторону,

вправо,

голова поднята вверх

^ Модальные предикаты (употребляемые слова)

картина,

взгляд,

глаз,

видение,

воображать, перспектива,

темный,

туманный,

блестящий,

ярко,

видимо,

смотреть,

наблюдать,

яркий,

любуюсь


коснуться,

тронуть,

тяжелый,

грубый,

контакт,

давление,

барьер,

теплый,

гибкий

чувствовать,

ощущать


громкий,

ясный,

звонок,

говорить,

обсуждать,

спросить,

тихий,

гармония,

звать,

взывать,

созвучно,

послушайте

звучать,

слышать,

тон

анализировать, понимать,

логично,

аргументировать,

осмыслить,

смысл,

выводы

Признаки


^ Репрезентативные системы

Визуалист

Кинестетик

Аудиалист

Дигитал

Фразы

Я вижу, что вы имеете в виду.

Вам следует оглянуться назад.

У этого проекта блестящие перспективы

Я затрагиваю интересы.

Я буду поддерживать контакт.

Я могу держать руку на пульсе.

Это предложение дурно пахнет.

Проглотить чьи-то замечания.

Это звучит правильно. Что-то мне подсказывает, что надо настроиться и послушать.

Я хочу высказать свое мнение.

Оглушительный удар

Надо разобраться.

Давайте проанализируем.

Систематизировать информацию.

Речь

Быстрая, громкая, высокий тон

Медленная, тихая, низкий грудной тон

Выразительная, размеренная, мелодичный голос

Монотонный голос

^ Жесты рук

На уровне головы, шеи, плеч

На уровне живота

На уровне грудной клетки

На уровне грудной клетки

Поза

Голова вверх, спина прямая

Спина согнута, голова опущена

Голова склонена набок

Прямая поза, руки скрещены

Движения

Напряженные, резкие

Раскрепощенные

средние

Однообразные

Дыхание

Неглубокое, верхом легких

Глубокое дыхание, низ живота

Ровное дыхание, всей грудью

Неглубокое

^ Правила слушания

"Видеть, чтобы слышать"

"Чувствовать, чтобы слышать"

"Не видеть, чтобы слышать"

Никакого контакта глаз

Цвет лица

Бледнее во время монолога

Розовеет во время монолога

Нормальный во время монолога

Нормальный во время монолога


Представленные в таблице 1 движения глаз, характерны для человека-правши (у левшей все реакции будут противоположными).

Наиболее эффективным индикатором определения модальности являются глазные сигналы доступа (латеральные движения глаз). Когда человек думает, то совершает движения глазами, что связано с активизацией работы различных частей головного мозга в процессе мышления.

Движения глаз человека в тех ситуациях, когда он вынужден вспоминать, искать ответы на трудные вопросы, формулировать мысли, является надежным показателем доминирующей сенсорной системы человека. Даже если человек стремится смотреть в одну и ту же точку, контролировать свой взгляд, это все равно долго продолжаться не может

Вторым индикатором модальности человека является языковые ключи доступа или модальные предикаты – типичные слова и выражения, используемые человеком и отражающие особенности его восприятия.
Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитают ваши ученики, вы можете использовать слова, соответствующие их «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой ученика, то вам будет не только легко установить контакт и взаимопонимание, но и передавать необходимую информацию, учить.
Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

^ Визуальная репрезентативная система

Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро и его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже может рассердиться.

Помехой умственной работы будут выступать ваши глаза, которые являются самой динамичной частью лица. Движение глаз отвлекают от рассуждений и поэтому у собеседника могут возникнуть негативные эмоции, источником вызова которых будете вы. Комфортное же общение происходит, когда расстояние, в зависимости от ситуации, находится в пределах 120 - 200 см. Если в момент его речи не смотреть ему в глаза, то это воспринимается как отсутствие интереса к обсуждаемой проблеме и собеседнику, и может вызвать раздражение, другие негативные моменты.

В речи людей - визуалов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами. Ярко выраженная жестикуляция на уровне плеч. Чем эмоциональнее человек, тем выше к голове его жесты.
^ Аудиальная репрезентативная система человека

Человек, доверяющий больше тому, что слышит - принадлежит к аудиальной репрезентативной системе (аудиал или аудиалист). Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Глаза у людей, у которых преобладает аудиальная репрезентативная система восприятия, смотрят влево или вправо и двигаются по средней линии, или же двигаются вниз и вправо (если смотреть на собеседника). У людей, принадлежащих к этой репрезентативной системе, жестикуляция на уровне груди со слабой амплитудой.

Речь изобилует такими словами, как: «давайте обсудим», «я вас внимательно слушаю», «какой тон», «критика», «интонация» и т.д. В момент формулирования мысли они отводят взгляд от глаз собеседника, избегая отвлечения внимания от процесса мышления. Когда слушают собеседника, голову они стараются наклонить слегка набок, поворачивая к говорящему свое «ведущее» ухо. Оптимальное расстояние в общении с ними примерно находится в пределах 60-120 см.
^ Кинестетическая репрезентативная система человека

Люди с кинестетической (чувственной) репрезентативной системой (кинестетик или кинестет) прежде чем сказать что-либо, прислушиваются к своим ощущениям, чувствам и при этом, их глаза непроизвольно смотрят вниз влево (для наблюдающего). В речи преобладают слова: «касается», «трогает», «ощущать», «болезненно», «тяжелый», «чувствовать проблему», «тяжело на душе» и т.п. Жестикуляция у людей, у которых преобладает кинестетическая репрезентативная система восприятия, на уровне живота.

Движения плавные с большой амплитудой. Дыхание глубокое, речь неторопливая. В разговоре цвет лица розовеет. Дистанция комфортного общения 30-60 см. Передавая информацию, они стараются подойти очень близко к собеседнику, прикоснуться к нему, взять под руку, теребить пуговицу вашей одежды. Так у них складывается впечатление, что информация максимально полно дойдет до собеседника.
^ Дигитальная репрезентативная система восприятия

К классической триаде репрезентативных систем еще одна - система «рассудочных людей» («люди-компьютеры», «дигиталы») - это дигительная репрезентативная система человека в которой люди реагируют не на ощущения, а на названия слов («ярлыки»), при помощи которых, стараются обозначить свои образы и ощущения.

Движения глаз у людей, у которых развита дигитальная репрезентативная система человека, уловить достаточно трудно, потому что, они предпочитают пользоваться словами, такими как: «надо разобраться», «проанализируем», «взвесим», «сопоставим», «систематизируем» и т.п.

При внешнем спокойствии в этот момент идет активная мыслительная деятельность. Жестикуляция на уровне грудной клетки, речь монотонна.

Существует и группа полимодальных предикатов (не основанных на сенсорике): думать, считать, размышлять, знать, объяснять, осознавать, помнить, договариваться.
Слова, фразы, движения глаз не являются единственным способом определения мыслительных предпочтений людей. Человек, склонный к зрительным образам, как правило, говорит быстро, высоко держит голову, его голос высокий, жестикулирует на уровне лица. Люди, базирующиеся на слуховых образах, говорят более размеренно, ясно, низким голосом, дышат глубже, часто склоняют голову на сторону, принимают позу типичного слушателя, погружаясь в самих себя («разговаривают с собственным галстуком»). Кинестетики обычно говорят медленно, глубоким голосом, физически расслаблены, наклоняют голову вниз.

^ Пример практического применения синтонической модели восприятия:

- учеников - кинестетиков лучше рассаживать на первые парты ближе к проходу;

- учеников – аудиалов - на первые и средние парты;

- учеников – визуалов – на средние и даже задние парты;

- для учеников с дигитальной репрезентативной системой место расположения в классе не важно.
^ Распределение людей по системам восприятия

Приведем несколько интересных фактов.

В России в данный момент приблизительное распределение по репрезентативным системам примерно таково:

Визуалы - 35%;

Кинестетики - 35%;

Аудиалы - 5%;

Дигиталы (компьютеры) - 25%.

В США:

Визуалы - 45%;

Кинестетики - 45%;

Аудиалы - 5%;

Дигиталы - 5%;

Если же разговаривать о странах, то не трудно заметить, что Россия и США визуально-кинестетические страны. А вот Англии аудиально-визуальная страна. В то же время, практически все древние культуры и страны принадлежали к кинестетическим системам - вспомните к примеру, древнеиндийские или персидские изображения.

Считается, что женщинам более свойственен визуальный канал восприятия, а мужчинам — кинестетический.

Помните, что у людей различных систем свой стиль одежды, свой круг общения, свои темы для разговоров и своя работа. К примеру, в среде чиновников очень большой процент аудиалов и дигиталов, как и в среде военных. Но при этом помните, что деление на типы весьма условно, и что людей, пользующихся только одним каналом, очень мало. Подавляющее количество людей пользуется несколькими репрезентативными системами, но одну из них предпочитают все же больше.
Знание репрезентативных систем человека находят все большее применение в образовании и других сферах деятельности.

Для достижения наилучшего результата в процессе обучения и воспитания, в процессе взаимодействия с учеником или студентом очень важно говорить на понятном ему языке, в частности — в его канале восприятия, или хотя бы знать его тип восприятия, чтобы понимать, что он имеет в виду.

Похожие:

Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение iconПсихолого-педагогические особенности восприятия информации
В предыдущем параграфе мы познакомились с одной из тенденций развития теории восприятия — информационно-процессуальной (когнитивной),...
Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение iconВедущий канал восприятия
Область практической психологии, исследующая особенности восприятия мира через эти ведущие каналы (у каждого из нас свой), называется...
Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение iconАпперцепция Шупейко И. Г. Зависимость восприятия от особенностей...
Зависимость восприятия от особенностей личности называется апперцепцией. Люди могут находиться в одной и той же ситуации, но воспринимать...
Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение iconКак было отмечено в главе 2, константность восприятия один из важнейших...
Изучая богатую феноме­нологию константности восприятия, мы вплотную сталкиваемся с очень важной проблемой — наше восприятие обусловлено...
Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение iconК м. н. Коёкина О. И.(E-mail:) Научный центр исследования сознания...
При этом также особую роль приобретают механизмы ассоциативных связей между системами сенсорного восприятия
Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение iconБеседы о художниках и их произведениях на уроках в начальных классах...
Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия
Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение iconК м. н. О. И. Коёкина (E-mail:) Научный центр исследования сознания. Экстрасенсорное восприятие
Возможности человеческого восприятия, проявляемые в магико-мистической деятельности, почти полностью утрачены в современной культуре....
Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение iconПлан Характеристика основных каналов восприятия учащихся Классификация учебных типов по Гарднеру
Различают следующие ведущие каналы восприятия информации, которые в чистом виде встречаются редко, чаще они сочетаются друг с другом:...
Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение iconЕ. В. Шелестюк этапы и закономерности смыслового восприятия текста
В статье рассматривается зависимость смыслового восприятия текстов от характеристик таких когнитивных процессов реципиентов, как...
Синтоническая модель восприятия. Модальность (тип восприятия): типы и их определение iconОтчет № Модель внимания Д. Бродбента
Задание посвящено исследованию механизмов избирательности восприятия и выполняется на основании анализа представлений о свойствах...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница