Тема урока «Алгоритмы и исполнители»




Скачать 73,57 Kb.
НазваниеТема урока «Алгоритмы и исполнители»
Дата публикации05.10.2013
Размер73,57 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Информатика > Урок


Информатика, 6 класс


Тема урока «Алгоритмы и исполнители».
Цели урока:

  • Образовательная: формирование представления об алгоритме как о фундаментальном понятии информатики, знакомство с исполнителями алгоритмов, примерами алгоритмов в жизни.

  • Развивающая: развитие алгоритмического и логического мышления, развитие навыков индивидуальной практической деятельности, работы в группе.

  • Воспитывающая: привитие интереса к предмету, повышение мотивации обучающихся, осознание ценности своих знаний, формирование навыков самоорганизации и инициативы, самоконтроля.

Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры.
Программное обеспечение: Мир информатики 1-2 год обучения, графический редактор Paint.
^ Методическое обеспечение: Информатика: учебник для 6 класса/Л.Л.Босова, рабочие листы

Ход урока.

Этап занятия

Содержание деятельности

Примечание

1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Как настроение? Меня зовут Елена Николаевна. Ребята, вам нравятся уроки информатики? Вашему классу подходит девиз «Хочу всё знать!»? Тогда вперёд!

Слайд 1.
Хочу всё знать!

2. Введение в тему. Актуализация знаний, постановка задач

Ключевые слова темы нашего урока зашифрованы в 2 ребусах. Давайте разгадаем их и узнаем, чему будет посвящён урок. (Алгоритм и исполнитель). Знакомы вам эти понятия? Что понимают под алгоритмом, кого называют исполнителем? Итак, тема урока «Алгоритмы и исполнители». Какие задачи поставим на урок? Сегодня записи будем вести в рабочих листах. Запишите тему и ключевые вопросы, на которые будем искать ответы: «Кто?» Что? Как?»

Слайд 2.
Ребусы

3. Изучение нового материала

Фронтальная работа

Алгоритмы являются составной частью нашей жизни. Каждый день на улице, дома, в школе мы выполняем сотни разных алгоритмов: правила, инструкции, рецепты, указания. Например, собраться в школу, купить мороженое, приготовить обед, запустить программу на компьютере (перейти через дорогу, накачать колесо у велосипеда, оплатить услуги с помощью терминала, выполнить разбор слов, решить примеры).

Слайд 3. Примеры алгоритмов


Работа с интерактивной доской

Работа в тетрадях

Многие из задач настолько просты, что мы решаем их автоматически, не задумываясь. Но решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов. Посмотрим это на примере алгоритма для робота «Погладить рубашку». Кто исполнитель? Что робот будет делать? Имеет ли значение, в какой последовательности надо выполнять команды? Алгоритм предполагает, что после его выполнения будет получен результат? Робот выполняет команды, заложенные программой, он не думает, не размышляет, он действует формально. Мы описали последовательность шагов, робот их чётко выполнил и получил результат.

^ Следовательно, алгоритм – это описание последовательности шагов, чёткое выполнение которых приводит к результату. Запишите определение в рабочий лист.

Слайд 4. Интерактивное приложение


Рассказ учителя

А почему последовательность выполнения действий стали называть алгоритмом? Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда Ал-Хорезми. Он сформулировал правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной СС. При написании правил учёный стремился к тому, чтобы они были понятны для всех грамотных людей. Ему удалось выработать стиль четкого, строгого предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия. При переводе книги на латинский язык правила начиналась словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что Алгоризми - это автор правил, и стали сами правила называть алгоритмами. Позднее слово алгоритм приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий. Подробнее об этом вы можете прочитать в учебнике в разделе для дополнительного чтения.

Слайд 5. Из истории


Фронтальная работа – определение требований к алгоритму

Работа с интерактивной доской

Ребята, одним из примеров алгоритма мы называли приготовление блюда. Как вы считаете, можно ли назвать данный рецепт алгоритмом?

Разбить несколько яиц, добавить сахар, сметану, 2-3 стакана муки, вылить тесто в форму и выпекать в духовке до готовности.

Человек может принимать решения в любых сложившихся ситуациях, но будет ли съедобно то, что он приготовит? Следовательно, действия должны быть очерёдными, понятными, точными, и конечными. Алгоритм должен быть составлен так, чтобы им мог воспользоваться любой человек и получить результат. С учётом внесённых поправок можно рецепт назвать алгоритмом?:

  1. взять миску;

  2. разбить 3 яйца;

  3. добавить 2 стакана сметаны;

  4. добавить 1 стакан сахара;

  5. добавить 2 стакана муки;

  6. замесить тесто;

  7. вылить тесто в форму;

  8. выпекать в духовке 30 минут при температуре 1800.

Следовательно, к разработке алгоритма предъявляются требования. Другими словами, он обладает свойствами (установим соответствие между названием и пояснением):

- дискретность (раздельность),

- точность,

- понятность,
- результативность (конечность),


- массовость.

Запишите свойства алгоритма в рабочий лист.

Слайд 6. Приготовление ПИРОГА

Слайд 7. (интерактивное приложение - распределить свойства)

Индивидуальная самостоятельная работа в Paint

Сейчас каждому из вас предстоит проверить, обладает ли перечисленными свойствами алгоритм «Соедини точки».

Вернёмся на предыдущий слайд. Получен ли результат после выполнения алгоритма? Все свойства выполняются? Какое событие произошло в 1812 году? Вы знаете, что 2012 год объявлен Годом российской истории.

Слайд 8. Соедини точки


Работа в группах – демонстрация решения-физкультминутка

Пришло время попробовать себя в роли разработчика алгоритмов. Вам требуется разработать алгоритм для решения логической задачи «Переправа». Первой группе нужно переправить на другой берег реки крестьянина, волка, козу и капусту, а второй группе – туристов (папу, маму и двух братьев). Расставьте шаги в нужной последовательности и пронумеруйте их. Распределите роли и продемонстрируйте своё решение.

  1. Кр. и Коза

  2. Кр. возвр.

  3. Кр. и В

  4. Кр. и Коза возвр.

  5. Кр. и капуста

  6. Кр. возвр.

  7. Кр. и Коза

Молодцы, вы успешно справились с заданием. Для домашнего задания я вам подготовила подобную задачу.

Слайд 9. «Переправа».

1. ББ

2. Б возв.
3. М
4. Б возвр.
5. ББ
6. Б возвр.
7. П
8. Б возвр.
9. ББ

Работа с учебником

Запись в тетрадь

Мы рассмотрели несколько алгоритмов. Кто являлся их исполнителем? Но человек не единственный, кто может выполнять алгоритмы. Кто ещё может быть исполнителем? Животные, всевозможные устройства – компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже детские игрушки.

Найдём в учебнике примеры исполнителей современных автоматических устройств (стиральная машина, роботы). Прежде чем составлять алгоритм решения задачи, нужно узнать, какие действия предполагаемый исполнитель способен выполнить. Любой исполнитель имеет ограниченную систему команд. Команды, которые в состоянии выполнить исполнитель образуют СКИ. Компьютер называют универсальным исполнителем. Как вы думаете, почему? В связи с тем, что исполнитель действует формально, не вникая в смысл, есть возможность освободить человека от рутинной работы, поручив выполнение автоматическому устройству.

^ Следовательно, исполнителем может быть человек, животное или техническое устройство, способное выполнять определённый набор команд. Запишите в рабочий лист.

Слайд 10. Исполнители


4. Закрепление материала

(Образец на доске, самостоятельная работа учащихся за компьютером)

Есть много различных учебных исполнителей, придуманных для занятий по информатике: Черепашка, Робот, Чертежник. Одни исполнители создают рисунки на экране, другие складывают слова из кубиков с буквами, третьи перетаскивают предметы из одного места в другое. С помощью каждого из таких исполнителей можно учиться строить алгоритмы управления. Мы будем учиться на примере Исполнителя «Транспортёр». Рассмотрим его СКИ: вперёд, назад, вправо, влево.

Составим алгоритм передвижения транспортёра к выходу.

Разрабатывать алгоритмы может только человек. Это трудоёмкая работа, требует знаний и времени. Какими качествами человеку надо обладать для этого? (усидчивость, внимательность, терпение, сосредоточенность).

Слайд 11.

Мир информатики 1-й год обучения, Пример исполнителя №3, 5

5. Подведение итогов урока

Проверка усвоения материала

Посмотрим на ключевые вопросы, которые мы ставили на урок (КТО? ЧТО? КАК?). С помощью кубика, который может задавать вопросы, проверим, как справились с заданием. Какое задание вам понравилось из тех, которые вы выполняли?


Слайд 12. Проверь себя

6. Постановка домашнего задания

Домашнее задание я вам предлагаю на выбор: можно составить ребусы по теме урока, разработать алгоритм для исполнителя (робот, человек…), решить логическую задачу. По учебнику поработать с п.3.1, 3.2. Все задания у вас записаны в рабочем листе.

Слайд 13. Д/з

7. Заключение

Алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни. На следующих уроках вы будете рассматривать разные виды алгоритмов, ставить новые вопросы и искать ответы. Ребята, мне было очень приятно с вами работать, потому что вы активны, любознательны, трудолюбивы. Я желаю вам новых открытий в мире информатики. Пусть девиз «Хочу всё знать и уметь!» идёт с вами по жизни.




8. Рефлексия

Я с хорошим настроением ухожу с урока. А вы? Найдите своё настроение на слайде и отметьте его.

Слайд 14.




Похожие:

Тема урока «Алгоритмы и исполнители» iconУрока: «Алгоритмы и исполнители». Обучающая
Этот урок мы начинаем повторения
Тема урока «Алгоритмы и исполнители» iconФормы мышления. Алгоритмы и исполнители
Перечислите графические исполнители в среде Basic. Дайте характеристику каждому исполнителю
Тема урока «Алгоритмы и исполнители» iconУрок информатики в 9 классе «Использование цифровых образовательных...
Цор единой Образовательной Коллекции к учебнику «Информатика-базовый курс», 8-9 классы под редакцией И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой,...
Тема урока «Алгоритмы и исполнители» iconРешение отправить на электронный адрес Сквалецкой Т. Ю
«б» Информатика : Тема урока: п. 30 – 31 «Циклические алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация алгоритма»
Тема урока «Алгоритмы и исполнители» iconКонспект урока по информатике. Класс: 9г. Тема: «Циклические алгоритмы»
Одноклеточная амёба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определить сколько клеток будет через 24 часа
Тема урока «Алгоритмы и исполнители» iconТема: «Ветвящиеся алгоритмы. Безусловный переход»
...
Тема урока «Алгоритмы и исполнители» icon5. Основы алгоритмизации (26 ч) Понятие алгоритма линейные алгоритмы (9 ч)
Компьютерные исполнители алгоритмов Чертежник, Робот и Рисовальщик в 12-летней общеобразовательной школе изучаются в 7-8 классах...
Тема урока «Алгоритмы и исполнители» iconТема: Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием
Очень многие алгоритмы, выполнение которых поручается компьютеру, по своей природе являются циклическими. И это не случайно, потому...
Тема урока «Алгоритмы и исполнители» iconКгг. Вопросы к контрольной работе № Базовые растровые алгоритмы
Алгоритмы вывода прямой линии. Прямое вычисление координат. Положительные черты, недостатки. (ЛК7)
Тема урока «Алгоритмы и исполнители» iconУрок игра «Поле чудес» план урока тема урока
Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница