«Социология массовой коммуникации»




Название«Социология массовой коммуникации»
страница1/5
Дата публикации03.10.2013
Размер0,55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
pochit.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»


Кафедра философии и социологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине
СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

основной образовательной программы

специальности 030602 (65) – Связи с общественностью

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«20» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева


Рекомендован решением Методического совета

« » 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов
Автор-разработчик

доцент кафедры

философии и социологии С. А. Петушков

Санкт-Петербург

2009
^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Социология массовой коммуникации» федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030602 (65) – связи с общественностью для студентов 3 курса очной и 5 курса заочной форм обучения на Факультете экономики, управления и права ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
I. Организационно-методический раздел
I.1. Цель курса

Изучение места массовой коммуникации в современном обществе, её воздействие на массовое сознание и шаблоны поведения.
^ I.2. Задачи курса

  • Показать отличие массовой коммуникации от других видов коммуникации

  • Показать амбивалентность массовой коммуникации – социализованность и упрощённость с одной стороны, поиск оригинальности и полезности с другой

  • Рассмотреть связь массовой коммуникации и массового общества. Будет ли перспектива у массовой коммуникации по мере дальнейшего социокультурного расслоения?

  • Рассмотреть факторы, которые привели к распространению массовой коммуникации и функции, которые она выполняет в современном обществе

  • Проанализировать эффективность усвоения содержания массовой коммуникации; рассмотреть факторы отбора информации потребителем.

  • Показать основные проблемы средств массовой коммуникации (СМК) на современном этапе.


^ I.3. Место курса в профессиональной подготовке студентов

Курс "Социология массовой коммуникации" базируется на дисциплинах "Психология", "Социология", "Теория и практика связей с общественностью". В практической части курса неизбежен социальный анализ локальных объектов (прежде всего сторон коммуникации), поэтому курс естественно связан с изучением межличностной коммуникации, а также общественного мнения и рекламоведением.
^ I.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Требования связаны с уровнем овладения представленного в курсе материала, теоретического и практического, включающего основные положения научных концепций и результаты эмпирических исследований, ставшие основой классических положений или изучающих современные проблемы в области предмета дисциплины.

^ 1.4.1. Содержание дисциплины, изложенное в Государственном образовательном

стандарте высшего профессионального образования второго поколения

по специальности 030602 (65) – связи с общественностью


Индекс
^

Наименование дисциплин и их основные разделы


Всего

часов

ОПД.Ф.12

Социология массовой коммуникации

Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход; роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума; коммуникации как способ формирования целей развития; технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации. СМК как социальная подсистема; факторы отбора информации в реальной деятельности информационных органов: профессиональные факторы, факторы групп интересов; СМИ и власть, понятие «четвертой власти»; понятие информационной безопасности. Динамика представлений социологов на роль СМК в жизни индивида; тоталитарная и демократическая модель взаимоотношений; теоретические модели – одноступенчатая и двухступенчатая; понятие «лидера мнений»; соотношение проблемы формирования и выражения общественного мнения.

Деятельность средств массовой информации как реализация интересов разных социальных субъектов; формы регуляции отношений: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы; влияние форм собственности на деятельность информационных органов; гарантии плюрализма мнений, проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала; коммерческая, политическая и социальная реклама в средствах массовой информации.

Коммуникатор и социологические способы его изучения, содержание информации и методика его анализа, исследование аудитории – соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов, электронные способы измерения аудитории, проблема рейтинга аудитории; исследования функций СМК: эмпирический и теоретический анализ, социальные функции массовой коммуникации; проблема эффектов и эффективности, цели коммуникатора и цели аудитории, способы измерения эффектов и эффективности коммуникации; потребление информации аудиторией: факторы и барьеры.

Средства массовой информации и общественное мнение; роль в механизме функционирования демократии; взаимодействие межличностной и массовой коммуникации в процессе формирования общественного мнения; опросы общественного мнения в прессе как текст; профессиональные требования к публикации опросов; влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения индивида.







      1. ^ Распределение дидактических единиц по темам




N ДЕ

Наименование
дидактической единицы ГОС ВПО


N

темы

Название темы

1.

Понятие массовой коммуникации

1

Понятие массовой коммуникации

2

Место массовой коммуникации в современном обществе

2.

СМК как социальная подсистема

3

Связь массовой коммуникации с социальными институтами

4

Восприятие массовой коммуникации

3.

Деятельность СМИ как реализация интересов разных социальных субъектов

5

Каналы и жанры массовой коммуникации

6

Эффективность массовой коммуникации

4.

Социологические исследования массовой коммуникации

7

Социологические исследования массовой коммуникации

8

Тенденции развития массовой коммуникации


^ II. Распределение тем по видам занятий
2.1. Для очной формы обучения




п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

^ Аудиторные занятия (час.)

Самостоя-тельная работа

В том числе по видам учебных занятий

Лекции

^ Семинарские занятия

Прак-тика

1

2

3

4

5

6

7

1

Понятие массовой коммуникации

14

2

2

0

10

2

Место массовой коммуникации в современном обществе

16

4

4

0

8

3

Связь массовой коммуникации с социальными институтами

16

4

2

0

10

4

Восприятие массовой коммуникации

18

4

4

0

10

5

Каналы и жанры массовой коммуникации

18

4

4

0

10

6

Эффективность массовой коммуникации

18

6

4

0

8

1

2

3

4

5

6

7

7

Социологические исследования массовой коммуникации

18

4

4

0

10

8

Тенденции развития массовой коммуникации

18

4

4

0

10

ИТОГО

136

32

28

0

76


^ 2.2. Для заочной формы обучения




п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

^ Аудиторные занятия (час.)

Самостоя-тельная работа

В том числе по видам учебных занятий

Лекции

^ Семинарские занятия

Прак-тика

1

Понятие массовой коммуникации

12

2

0

0

10

2

Место массовой коммуникации в современном обществе

12

2

0

0

10

3

Связь массовой коммуникации с социальными институтами

17

2

0

0

15

4

Восприятие массовой коммуникации

17

2

0

0

15

5

Каналы и жанры массовой коммуникации

17

2

0

0

15

6

Эффективность массовой коммуникации

17

0

2

0

15

7

Социологические исследования массовой коммуникации

22

0

2

0

20

8

Тенденции развития массовой коммуникации

22

0

2

0

20

ИТОГО

136

10

6

0

120


III. Содержание курса
^ 3.1. Разделы, темы, их краткое содержание
  1   2   3   4   5

Похожие:

«Социология массовой коммуникации» iconБурдье П. За социологию социологов / Пер с фр. Ю. В. Марковой //...
Дополнительный список литературы для реферирования по учебному курсу «Социология массовой коммуникации» раздел «Социология общественного...
«Социология массовой коммуникации» iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Социология массовой коммуникации»
Социология смк как специальная отрасль социологической науки. Предметная область социологии смк. Массовая коммуникация как социальное...
«Социология массовой коммуникации» iconЭкзаменационные билеты дисциплина Современные теории массовой коммуникации...
Хорольский В. Современные теории массовой коммуникации на Западе. Пособие по спецкурсу. Воронеж; 2011
«Социология массовой коммуникации» iconРезолюция n 2 4-ой Европейской Конференции Министров по политике...
Министры государств-участников 4-ой Европейской Конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации (Прага,...
«Социология массовой коммуникации» iconКак оценить социальную роль массовой коммуникации?
Эти вопросы, средства массовой коммуникации очевидно служат утверждению социальных норм. Происходит это посредством фокусирования...
«Социология массовой коммуникации» iconИсследование аудитории массовой коммуникации в России
Средства массовой информации, массовая коммуникация, масс медиа, средства массового общения — к вопросу о де­финициях и генезисе...
«Социология массовой коммуникации» iconТемы рефератов по социологии Социология
Социология: проблемы и перспективы (Социология как наука. Предмет и объект социологии. Функции и уровни. Социальные общности их характерные...
«Социология массовой коммуникации» iconПолитика и Интернет
Современные концептуальные подходы к рассмотрению средств массовой коммуникации политического института. 6
«Социология массовой коммуникации» iconПрограмма государственного экзамена по специальности "Информации...
Понятия информации и коммуникации. Основные виды коммуникации. Уровни коммуникационного процесса
«Социология массовой коммуникации» iconЕлена Дьякова Массовая коммуникация и власть
Рассматриваются две основные модели, используемые для анализа взаимоотношений массовой коммуникации и власти: модель доминирования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница