Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии




НазваниеГосударственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии
страница1/6
Дата публикации24.09.2013
Размер0,63 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ Р

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 51074— 2003

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Продукты пищевые

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Общие требования

Издание официальное

Москва

ИПК Издательство стандартов

2004

ГОСТ Р 51074—2003

Предисловие

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0—92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2—92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»

^ Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ФГУП «ВНИЦСМВ»)

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 декабря

2003 г. 401-ст

^ 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе Национальные стандарты, а текст этих изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты».

© ИПК Издательство стандартов, 2004

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

ГОСТ Р 51074—2003

Содержание

1 Область применения…………………………………………………………………………………...………… 1 2 Определения…………………………………………………………………………………………………...….. 1

З Общие требования к содержанию информации для потребителя…………………………………………….. 2

4 Перечень информации по группам пищевых продуктов………………………………………...................…. 7

4.1 Продукты для детского питания …………………………………………….………………….……7

4.2 Мясо и мясные продукты……………………………………………..………………………….…... 7

4.3 Мясо птицы, яйца и продукты их переработки…………………….……………………….……… 8

4.4 Молоко, молочные и молокосодержащие продукты……………….……………………….……. 12

4.5 Рыба, нерыбные продукты промысла и продукты, вырабатываемые из них………….………... 13

4.6 Консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов……………………………………….……….... 13

4.7 Продукты переработки зерна: мука, крупа, хлопья, толокно, пищевые отруби….…………….. 14

4.8 Хлебобулочные изделия……………………………………………………………….…….……... 14

4.9 Макаронные изделия……………………………………………………………….…………….…. 15

4.10 Кондитерские изделия и жевательная резинка……………………………….………………….... 16

4.11 Сахар……………………………………………………………………………….…….…………... 16

4.12 Соль поваренная пищевая ……………………………………………………….…..……..……… 17

4.13 Плодоовощные продукты и картофель…………………………………………..…….……….….. 17

4.14 Пищевые концентраты ……………………………………………………..……………………......18

4.15 Чай, кофе, чайные и кофейные напитки, натуральные пищевкусовые продукты

и сухие приправы, ароматизаторы и пищевые добавки ……………………………………..…18

4.16 Масложировые продукты………………………………………………………………….....…. ….19

4.17 Винодельческие продукты……………………………………………………………..…………... 20

4.18 Продукты пивобезалкогольной промышленности …………………………………..................... 20

4.18.1 Безалкогольные напитки и сиропы………………………...………………….............20

4,18.2 Концентраты и концентрированные основы напитков безалкогольные.…………….. 21

4.18.3 Концентраты и концентрированные основы напитков алкогольные...….…….…... 21

4.18.4 Пиво…………………………………………………………………..………… ………22

4.18.5 Солодовые напитки, напитки на зерновом сырье, сл/алкогольные напитки….…... 22

4.18.6 Воды минеральные питьевые …………………………………………………..……...22

4.18.7 Искусственно минерализованные воды…..………………………………………….. 23

4.19 Водка, ликероводочные изделия и питьевой 95 %-ный спирт …………..………………….…….23

4.20 Продукты пчеловодства …………………………………………………..…………………………24

4.21 Крахмал и крахмалопродукты …………………………………………..…………….....……….…24

4.22 Вода питьевая фасованная (бутилированная)………………………….………………….……… 25

ГОСТ Р51074—2003

^ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Продукты пищевые

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Общие требования

Food products. Information for consumer.

General requirements.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

дата введения 2005—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.

Требования к маркировке пищевых продуктов, фасованных в потребительскую тару, установленные в национальных стандартах Российской Федерации, стандартах организаций и других документах, в соответствии с которыми изготовлены и могут быть идентифицированы продукты, применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.
2 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 потребитель: Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий пищевые продукты исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

2.2 изготовитель: Организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие пищевые продукты для реализации потребителям.

2.3 продавец: Организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие пищевые продукты потребителям по договору купли-продажи.

2.4 пищевой продукт: Продукт в натуральном или переработанном виде, употребляемый человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также пищевые добавки и биологически активные добавки, реализуемые в розничной торговле).

2.4.1 продукт детского питания: Пищевой продукт, предназначенный для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающий физиологическим потребностям детского организма.

2.5 пищевая добавка: Природное или искусственное вещество или их соединение, специально вводимое в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и/ил и сохранения качества пищевых продуктов.

2.5.1 биологически активная добавка: Природное (идентичное природному) биологически активное вещество, предназначенное для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

2.6 ингредиент (компонент): Вещество или продукт животного, растительного, микробиологического или минерального происхождения, а также природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта и присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

^ Издание официальное

ГОСТ Р 51074—2003

2.7 фантазийное (придуманное) наименование: Слово или группа слов, которые могут не характеризовать потребительские свойства продукта, но позволяют отличить конкретные, близкие по составу и органолептическим показателям продукты друг от друга.

2.8 дата изготовления: дата, проставляемая изготовителем и/или упаковщиком и информирующая о моменте окончания технологического процесса изготовления пищевого продукта.

2.9 дата упаковывания (дата розлива для жидких продуктов): дата размещения пищевого продукта в потребительскую тару;

2.10 срок хранения: Период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.

2.11 срок годности: Период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.

2.12 срок реализации: Период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю.
^ З Общие требования к содержанию информации для потребителя

3.1 Изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

3.2 Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

3.3 Текст информации для потребителя наносят на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации и на иностранных языках. Текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте.

34 Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

3.5 Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие сведения:

3.5.1 Наименование продукта

3.5.1.1 Наименование должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименование пищевого продукта наносят четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне.

3.5.1.2 Информацию об отличительных состояниях и специальной обработке продукта (например, «концентрированный», «восстановленный», «сухой», «молотый», «сублимированный», «стерилизованный», «термизированный», «УВТ-обработанный», «охлажденный», «замороженный», «генетически модифицированный», «облученный ионизирующим излучением» или других), которую включают в наименование продукта или располагают в непосредственной близости от наименования.

3.5.1.3 Наименования пищевых продуктов должны соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах Российской Федерации.

Пищевые продукты, поступающие по импорту, могут иметь наименования, соответствующие международным, зарубежным региональным и национальным стандартам и регламентам, если это не противоречит национальным стандартам Российской Федерации.

Если в национальных стандартах Российской Федерации, международных, зарубежных, региональных и национальных стандартах и регламентах конкретные наименования пищевых продуктов не установлены, их устанавливает изготовитель с учетом требований, изложенных в 3.5.1.

3.5.1.4. Не допускается:

- давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого продукта, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает, использовать в наименованиях пищевых продуктов названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в их состав. При включении в состав продуктов ароматизаторов,


ГОСТ Р 51074—2003

имитирующих наличие в них пищевых продуктов (ингредиентов), в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами с их вкусом и/или ароматом. Для продуктов с ароматом, не присущим конкретному натуральному продукту, или с комплексным ароматом указывают, что они являются ароматизированными (без указания конкретного аромата);

- давать одно наименование разным пищевым продуктам.

3.5.1.5 Информация о таких свойствах продукта, как «Выращенный с использованием только органических удобрений», «Выращенный без применения пестицидов», «Выращенный без применения минеральных удобрений», <Витаминизированный», «Без консервантов», и других допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации.

Нанесение на пищевые продукты надписи «Экологически чистый» не допускается.

3.5.1.6 Наименование продукта, сформированное в соответствии с изложенными выше требованиями, может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, фантазийным наименованием, наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта и другими, нанесением фирменной марки (знака).

3.5.2 Наименование и местонахождение изготовителя [ юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес(а) производств(а)] и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). Юридический адрес изготовителя импортных пищевых продуктов указывают на языке страны его местонахождения буквами латинского алфавита, а наименование страны — на русском языке.

Когда сырье, полуфабрикаты, пищевые продукты (например, чай, кофе, скот и птица для убоя или мясо для переработки, молоко, растительное масло, крупа, мука и т.п.) поставляют на предприятия, осуществляющие технологическую обработку, которая изменяет их свойства и/или превращает их в пищевые продукты, готовые (в т.ч. фасованные) для реализации потребителям, изготовителем и упаковщиком таких пищевых продуктов считают указанные предприятия.

Допускается наносить надпись «Изготовлено под контролем (далее наименование компании, фирмы-изготовителя)». После такой надписи наносят юридический адрес, включая страну, указанной компании, фирмы-изготовителя.

3.5.3 Товарный знак изготовителя (при наличии), утвержденный или принятый изготовителем в порядке, установленном в странах местонахождения изготовителя или фирмы, являющейся владельцем данного товарного знака.

3.5.4 ^ Массу нетто, или объем, или количество продукта

Для жидких фасованных продуктов указывают объем, для других продуктов массу нетто.

Массу нетто продукта указывают в г или кг, объем — в л или сл, или мл, или см или дм.

Для продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде (в сиропе, тузлуке, маринаде, рассоле, во фруктовом или овощном соке, в бульоне и другой), помимо общей номинальной массы нетто должна быть указана номинальная масса нетто основного компонента.

Для фасованных пищевых продуктов, масса нетто или объем которых при хранении уменьшается, а также для продаваемых поштучно или «на вес» (взвешиваются в присутствии потребителя), массу нетто или объем продукта допускается не указывать.

3.5.5 ^ Состав продукта

Перечень ингредиентов приводят для всех пищевых продуктов, за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента. Перед списком ингредиентов должен быть заголовок «Состав». Ингредиенты перечисляют в порядке уменьшения массовой доли в момент изготовления пищевого продукта.

Если ингредиент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух или более ингредиентов, то такой составной ингредиент допускается включать в перечень ингредиентов под собственным наименованием. При этом непосредственно после наименования такого составного ингредиента в скобках приводят список составляющих его компонентов в порядке уменьшения их массовой доли.

В случае, когда массовая доля составного ингредиента в готовом пищевом продукте составляет менее 2 %, допускается не перечислять составляющие его ингредиенты в указанном списке.

Вода, входящая в рецептуру продукта, должна указываться в списке ингредиентов, за исключением тех случаев, когда она является составной частью восстановленных продуктов, а также таких ингредиентов, как рассол, маринад, сироп, бульон, тузлук и других, упоминаемых в списке ингредиентов под собственными наименованиями.

В списке ингредиентов не указывают:

- двуокись углерода (если в описании продукта указано, что он газированный);

- летучие компоненты, которые в процессе изготовления конкретного пищевого продукта временно
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии iconГосударственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии постановление
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановляет
Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии iconРоссийской федерации государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии
Разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Центром по экономическим классификациям
Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии iconО принятии и введении в действие государственного стандарта российской федерации
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановляет
Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии iconО принятии и введении в действие оквэд
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановляет
Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии iconО принятии и введении в действие государственного стандарта
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановляет
Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии iconОбщероссийский классификатор видов экономической деятельности
Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии постановление
Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии iconО принятии и введении в действие государственного стандарта
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии постановляет
Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии iconГосударственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии постановление
Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1 (в редакции Федерального закона n 154-фз...
Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии iconКомитет российской федерации по стандартизации, метрологии и сертификации
Общероссийский классификатор продукции (далее окп) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико экономической...
Государственный комитет российской федерации по стандартизации и метрологии iconГосударственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России)
В целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-фз государственный комитет Российской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница