Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!»




Скачать 165.3 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!»
Дата публикации20.09.2013
Размер165.3 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Информатика > Урок
Интегрированный урок литературы в 9 классе

Тема: «Всё во мне, и я во всём!..»

(по поэзии Ф.И.Тютчева и живописи Н.Рериха)

Учебный предмет: литература

Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы - воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь приходят приёмы технологии развития критического мышления, проблемного обучения и информационно-коммуникационных технологий, которые помогают организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

^ Уровень образования школьников: урок предназначен для 9 класса, общий уровень развития класса - высокий.

Педагогические технологии: технологии развития критического мышления, проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий.

^ Методы обучения: проблемный, эвристический

Тип урока: урок комплексного применения знаний с применением ЭОР.

Тип ЭОРа: информационный.

Вид урока: интегрированный (литература, изобразительное искусство); проблемно-ориентированный

^ Форма учебной работы: урок-исследование.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация

^ Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования универсальных учебных действий средствами педагогических технологий: технологии развития критического мышления, проблемного обучения и информационно-коммуникационных технологий.

^ Триединая цель урока:

  • Образовательная: создать условия для:

- формирования целостного восприятия поэтического текста на основе интеграции разных дисциплин;

- следить за правильным произношением окончаний, предлогов, приставок, за соблюдением правил орфоэпии, словесного ударения, коррекция словарного запаса на основе изучения новых слов и понятий.

  • Развивающая: создать условия для:

- развития у девятиклассников умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;

- развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

  • Воспитательная:

- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание.

- воспитать социальную ответственность.

- научить эмоциональному восприятию материала, воспитывать интерес к чтению.

Средства обучения:

  1. Фонохрестоматия к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 9 класс».

  2. Портреты Ф.И.Тютчева, Н. Рериха, репродукции картин художника и иллюстрации к стихотворениям.

  3. Интернет-ресурсы ЕКЦИОР и ФЦИОР:

http://edu.km.ru

http://www.hrono.info/biograf/pugach00.htm
Технологическая карта урока

^ Способы, формы организации деятельности и учебные действия учащихся

Основное содержание видов деятельности обучающихся

^ Используемые методические приемы

1.Способы организации деятельности обучающихся

Фронтальный

Приемы организации восприятия учебного материала, наблюдения, проблемного обсуждения, поиска информации, анализа и сопоставления

Групповой

Приемы организации взаимодействия и группового обсуждения

Индивидуальный

Приемы организации индивидуальной работы при выполнении различных заданий

2.Технологические формы деятельности обучающихся в соответствии с учебными заданиями

- Восприятие информации в текстовой и аудио- визуальной форме http://edu.km.ru
- Ответы на вопросы (поиск ответа на проблемный вопрос)

- Формулировка гипотез, предположений, суждений, объяснение

- Обсуждение в парах, группах

- Сравнительный (сопоставительный) анализ


Демонстрация учебного материала с использованием интерактивной доски;

Приемы привлечения внимания и выделения главного, стимулирования и мотивации;

Приемы организации фронтального обсуждения и управления процессом обсуждения;

Создание проблемных ситуаций и стимулирование поиска решений;

Организация групповой и индивидуальной работы;

Управление процессом поиска информации


3.Общие учебные действия, в том числе межпредметные

- чтение;

- восприятие;

- прослушивание;

- воспроизведение информации

Подготовка и предъявление разных видов учебных заданий обучающимся


4.Формирование надпредметной компетентности

- Наблюдение за явлениями в форме учебного исследования http://www.hrono.info/biograf/pugach00.htm

- Сравнительный (сопоставительный) анализ

- Обобщение

- Аналогия

- Сотрудничество

Демонстрация необходимого материала и организация учебного исследования;

Использование и формулирование дополнительных вопросов;

Организация оценки и самооценки;

Обучение сотрудничеству


^ Ход урока:

   I. Актуализация знаний. Мотивация.

    Слово учителя:

-Ребята, все вы видели ночное звездное небо, ощущали холодок этой беспредельности, бесконечности или, напротив, восхищались красотой сияния света в вечной черноте. Человеческому разуму, мне кажется, невозможно ощутить эту бес-конечность, бес-предельность самого пространства, Вселенной и мириад звёзд в ней. А если вспомнить, что это не только бесконечность, но и вечность - только представьте себе, что эти звезды так же сияли, когда на Земле были только льды, и через тысячи лет после нас они тоже будут сиять, почти не меняясь. Но можно прожить жизнь, так и не ощутив эту бесконечность и вечность над собой. Можно жить, вообще не поднимая головы к небу, не задумываясь о той связи, которая есть между нами и мирозданием, космосом, Вселенной. Сегодня мы продолжим размышление о творчестве человека, который ощущал эту связь с мирозданием, задумывался о временном и вечном, о жизни и смерти, о сущности бытия. Некоторые, возможно, решат, что эти проблемы никак не касаются вашей обыденной жизни: вы еще очень юны, уж какая там проблема жизни и смерти... А между тем почему-то именно в юности, именно в ваши годы, наступает пора, когда хочется задавать себе философские вопросы, пытаться найти на них ответы. Именно эти отвлеченности вдруг становятся проблемами личной жизни, и наша жизнь, оказывается, напрямую зависит от их решения. Поэтому обращение к поэту-философу, поэту-романтику Ф.И.Тютчеву объяснимо и, мне кажется, очень значимо.

Целеполагание.

 Слово учителя:

Продолжая знакомиться с творчеством Федора Тютчева, мы обращаемся к одной из наиболее значимых поэтических тем - теме взаимоотношения человека и мироздания, однако в размышлении об этой теме будем обращаться к живописи Николая Рериха. Творчество Рериха выбрано сегодня не случайно. Попытаемся понять философию Рериха и в особенности его мировидение, постараемся почувствовать его, обратившись к картинам художника.

-Итак, попытайтесь сформулировать цель сегодняшнего урока: предположите, что сопоставительный анализ художественной и поэтической системы может нам дать, для чего мы проводим урок интеграции смежных видов искусства?

^ II. Первичное восприятие текста. Установочное задание:

-Послушайте одно из стихотворений Тютчева, попытайтесь описать словами ту картину, которая возникнет в вашем воображении, и предположите, каким может быть название этого стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения «День и ночь» (читает Алдар). http://edu.km.ru

 ^ Анализирующее наблюдение. Словесное рисование:

-Опишите словами те картины, которые возникли в вашем воображении.

 Проблемная беседа:

-Предположите, каким может быть название этого стихотворения, и прокомментируйте свои предположения (после возможных предположений учитель называет тютчевский вариант, школьники комментируют этот вариант и открывают тексты стихотворения для анализа).

 ^ Запись в тетради: Найдите в тексте наиболее значимые детали, которые помогут понять сущность этих двух состояний Вселенной - дня и ночи. Найдите наиболее оптимальный вариант для записи цитатного материала. В дальнейшем при обращении к новым стихотворениям продолжайте свою запись самостоятельно: этот цитатный материал поможет вам создать представление о концепции мира в поэзии Тютчева.

^ Проблемная беседа:

-Поделитесь вашими наблюдениями: какими предстают мир дня и мир ночи в стихотворении. Есть ли между ними связь или пропасть непроходима? «Покров златотканый» - эта грань проницаема или нет? Каково смысловое наполнение этого метафорического образа?

^ III. Перенос знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации).

Первичное восприятие текста. Установочное задание:

-А сейчас вы услышите сразу два стихотворения. Ваша задача - воссоздать первоэлементы мироздания, которые найдете в этих стихотворениях, модель Вселенной, по Тютчеву.

      Выразительное чтение стихотворений «Как океан объемлет шар земной» и «Как хорошо ты, о море ночное» (прослушивание фонохрестоматии). http://edu.km.ru

^ Анализирующее наблюдение.

Проблемная беседа:

-Какие первоэлементы мироздания вы нашли, постарайтесь создать словесную модель Вселенной, используя эти первоэлементы.  

-Каков характер взаимосвязи этих первоэлементов - воды, земли, воздуха и огня?

-Какую геометрическую фигуру чаще всего создает Тютчев образной системой своего художественного мира? Почему именно круг, вспомните, какое символическое значение имеет круг в мировом искусстве, мифологии, фольклоре? Какие из этих смысловых оттенков отражаются в круге тютчевской Вселенной?

Ритмы мироздания отражаются и в ритмическом рисунке поэтических строк - как именно?

-Стихотворение «Как океан объемлет шар земной» написано пятистопным ямбом, а «Как хорошо ты, о море ночное» - четырехстопным дактилем (стихотворный размер могут определить сами школьники). http://edu.km.ru

-Как вы думаете, что стихотворный размер открывает в содержании созданной поэтом художественной картины?

-А теперь обратите внимание, где в художественном мире того и другого стихотворения «помещен» человек, есть ли отличия, что такая «помещённость» помогает нам понять во взаимоотношениях человека и мироздания? Почему в первом стихотворении - местоимение «мы» (и кто эти «мы»?), а во втором - «я»?

-Давайте обратимся к вашим записям: чем они дополнились? Постарайтесь уже сейчас сделать пока предварительный вывод о модели мироздания в поэзии Тютчева.

^ IV. Продуктивное использование полученного знания – решение проблемных задач с использованием изученного теоретического материала.

Установочное задание: На предыдущих уроках мы уже знакомились с личностью Тютчева, мне кажется, что и художественный мир Рериха откроется более глубоко, если мы узнаем несколько биографических штрихов. Послушайте сейчас небольшой рассказ и предположите, можем ли мы говорить о некоторой общности в биографиях Тютчева и Рериха? Какое мировидение могло быть сформировано, если Рерих прожил именно такую жизнь? (Индивидуальное сообщение Лены).

^ Работа с живописью.

Проблемная беседа: http://www.hrono.info/biograf/pugach00.htm

-Можем ли мы говорить о некоторой общности в биографиях Тютчева и Рериха? Попробуйте предположить, какое мировосприятие могло быть сформировано именно такими жизненными вехами?

-Обратите внимание на одну из картин Николая Рериха - «Канчэндзона». Как вы думаете, где должен находиться наблюдатель, чтобы увидеть именно так? Почему Рерих показывает землю с такой точки?  

-Всмотритесь в краски. Что вы увидели в них необычного? Где источник теплых тонов, а где - холодных?  

-Какие взаимоотношения между теплыми и холодными тонами картины: противоборство или единство?

-Картина, как вы знаете, может передавать движение. Какое движение вы чувствуете в этой картине?

-Почему Рерих передает не столько бурное движение, сколько как раз его отсутствие? Это мертвая или живая скованность? Что в картине помогло вам ответить на этот вопрос?

^ Организация записи в тетради: Продолжите ваши записи, но уже отмечайте образ мира и концепцию человека в художественной системе Рериха.

Организация монологических ответов школьников: Попытайтесь сопоставить, каким видят мироздание Тютчев и Рерих? Что общего и что различного вы найдете?

^ Проблемная беседа: звучит музыка Вагнера «Полет Валькирии»

-А теперь всмотритесь в картину Николая Рериха «Королевский монастырь». Что необычного вы увидели в композиции этой картины? Почему большую часть художественного пространства занимает небо? Есть ли взаимосвязь неба и земли? За счет чего создается такая взаимосвязь? Случайно ли этот человек одинок, его одиночество трагично? Почему это одиночество необходимо? Какие звуки вы слышите в красках этой картины? Почему тишина - ведь краски буйные, светящиеся? Почему художнику важно передать именно ощущение тишины? Какую музыку вы слышите в свете и цвете этой картины? Почему именно такую? О чем могли бы вы задуматься, оказавшись там, среди этих скал, звезд, под этим бездонным небом?

^ Организация монологических ответов школьников: Взаимоотношение человека и мироздания. Как вы видите, эта проблема - в центре внимания и Тютчева, и Рериха. Но что сближает поэта и художника в решении этой проблемы, а что различает?

^ V. Диагностика уровня освоения учащимся нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями.

-Подберите в стихотворениях Тютчева строку или строки, которые могли бы передать саму суть художественного мира Рериха.

-Что в поэтическом мире Тютчева вы открыли благодаря обращению к художественному миру Николая Рериха? Насколько оправданным было это сопоставление?
^ VI. Систематизация и обобщение (включения в систему ранее изученных фактов) нового знания.

Обобщение урока:

-Почему тема сегодняшнего урока оформлена строкой Тютчева - «Всё во мне, и я во всём!..»? Быть может, у вас есть свой вариант темы? Какой и почему?

^ VII. Домашнее задание:

Перед вашими глазами - репродукции картин Николая Рериха, о которых мы сегодня говорили подробно. Представьте, что вы составляете поэтический сборник Тютчева, состоящий лишь из тех стихотворений, о которых мы сегодня размышляли. Предложите, каким было бы общее название этого сборника и какие из этих репродукций вы избрали бы для обложки. Обоснуйте свои варианты. В комментариях постарайтесь отразить ваше понимание модели мира и философии человека в поэзии Тютчева и живописи Рериха.

Самоанализ

интегрированного урока (литература + изобразительное искусство)

по теме: «Всё во мне, и я во всём!..»

(по поэзии Ф.И.Тютчева и живописи Н.Рериха)

Данная тема дана в системе уроков «Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева», предусмотренных рабочей программой в соответствии со Стандартом, является третьим уроком.

^ Дидактической целью явилась создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования универсальных учебных действий средствами педагогических технологий: технологии развития критического мышления, проблемного обучения и информационно-коммуникационных технологий.

Первоопределяющим урока явилась триединая цель урока:

  • Образовательная: создать условия для:

- формирования целостного восприятия поэтического текста на основании интеграции разных дисциплин;

- следить за правильным произношением окончаний, предлогов, приставок, за соблюдением правил орфоэпии, словесного ударения, коррекция словарного запаса на основе изучения новых слов и понятий.

  • Развивающая: создать условия для:

- развития у девятиклассников умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;

- развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

  • Воспитательная:

- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание.

- воспитание социальной ответственности

- учить эмоциональному восприятию материала, воспитывать интерес к чтению.

На уроке были применены следующие педагогические технологии: технологии развития критического мышления, проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий.

^ Методы обучения: проблемный, эвристический

Тип урока: урок комплексного применения знаний с применением ЭОР.

Тип ЭОРа: информационный.

Вид урока: интегрированный (литература, изобразительное искусство); проблемно-ориентированный

^ Форма учебной работы: урок-исследование.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация

Мною были намечены конкретные пути реализации поставленных целей и задач урока, которые были отражены в ТК для опережающего знакомства обучающихся с планом работы.

На уроке были применены инновационные методы обучения:

- познавательные: работа с технологической картой учащегося;

-управления коммуникативной деятельностью: самостоятельной учебной работы эвристического типа и учебной работы под руководством учителя;

- сравнительный, проблемный.

При разработке и проведении данного урока предусмотрена метапредметная компетентность: расширение филологических знаний обучающихся в общекультурном контексте. В этом смысле предусмотрено активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в становлении мировосприятия, самосознания и активной жизненной позиции, в развитии его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю).

На основе интегративного подхода и личностно-развивающих ситуаций обеспечиваются междисциплинарные связи, что способствует развитию природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. В ходе наблюдений за явлениями в форме учебного исследования (сравнительный (сопоставительный) анализ, обобщение, аналогия, сотрудничество) формируется надпредметная компетентность.

Объём учебного материала и сложность информации были учтены с возрастными особенностями и учебными возможностями обучающихся. Были использованы различные средства обучения: интернет-ресурсы ЕК ЦОР, технологическая карта обучающегося, слайдовая презентация, прослушивание фонохрестоматии, просмотр репродукций картин.

Урок был начат со стимулирующего введения, создания эмоционального и делового настроя, привлечения внимания учащихся и обеспечения необходимой мотивации и нестандартной ситуации. Были использованы разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Предусмотрено чередование учебного труда и отдыха обучающихся. В процессе изучения поэтических текстов были созданы проблемные ситуации, размышления над проблемными вопросами, письменная работа с опорой на наглядность и слайдовую презентацию, устные высказывания с последующим доказательством акцентного вычитывания отрывков из текста. Здесь контролировалось коммуникативная компетентность учащихся, расширение и развитие словарного багажа учащихся, ассоциативное мышление, распознавать и выделять новое, устанавливать связи, обобщать, применять знания для объяснения явлений и умение использовать их в практических ситуациях.

При подготовке и проведении урока были учтены:

1) обстановка и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) средняя продолжительность и частоту чередования различных видов деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

3) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Норма – не менее трех;

4) наличие и выбор места методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

5) место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами);

6) позы учащихся, чередование поз;

7) наличие у учащихся мотивации деятельности (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

8) наличие в содержательной части вопросов, связанных с нравственным здоровьем.

9) психологический климат;

10) наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

Я считаю, что была создана комфортная образовательная среда для всех учащихся, реальные условия для максимальной творческой самореализации как учащихся. Урок достиг поставленной цели.

Похожие:

Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!» iconУрок литературного чтения во 2-м классе. Тема "Сказки о животных"
Учитель: Доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на урок литературного чтения. Мне всегда тепло и радостно от встречи...
Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!» iconУрок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»
...
Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!» iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!» iconУрок музыки в 7 классе по программе Д. Б. Кабалевского Тема: «Русская духовная музыка»
Сегодня у нас состоится серьезный разговор. А о чем пойдет речь на уроке, вы ответите мне сами, когда прослушаете музыкальный фрагмент....
Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!» iconУрок литературы в 11 классе тема
Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И. А. Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)
Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!» iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Своеобразие поэтического стиля Марины Цветаевой
Выявить художественное своеобразие поэтического стиля Марины Цветаевой посредством анализа ее стихотворений «Мне нравится, что вы...
Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!» iconУрок литературы в 9-ом классе. Тема урока: тема одиночества в лирике...
Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения...
Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!» iconУрок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!» iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Ум и деятельность»
Тема: «Ум и деятельность» – нравственная основа Андрея Болконского. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Урок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!» iconУрок литературы 5 класс Тема: «И всю жизнь снится мне это утро»
В. М. Шукшина, к искусству слова, формировать представления о нравственных ценностях
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница