Календарно – тематическое планирование
Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека» 6 класс
|
№ урока
|
Подразделы и темы
| Кол-во часов
|
Сроки изучения
|
Практические работы
|
Учащиеся должны знать
|
Учащиеся должны уметь
|
^
|
|
I четверть. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
|
9
|
|
|
|
| Сбор информации по данной теме
|
1
| Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
| 1
| 3.09
| Просмотр диска
| Виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура
| Отличать виды изобразительного искусства
| Сбор информации по теме
|
2
| Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства
| 1
| 10.09
| 1.Передать движения мотоциклиста в виде овала с переходом от яркой линии к слабой.
2.Изобразить линии различной толщины с нажимом на карандаш и без нажима.
3.Изобразить линии, различные по характеру: плавные, колючие, резкие.
| Основу графического искусства - рисунок
| Выполнять работу линией
| Принести словари по изобразительному искусству
|
3-4
| Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
| 2
| 17.09
24.09
| .Выполнение красками рисунки, изображающие различные осенние состояния в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце
| Понятия: пятно, силуэт, тон и тональные отношения в изобразительном искусстве
| Уметь работать красками
| Найти работы русских художников о природных явлениях
|
5
| Цвет. Основы цветоведения
| 1
| 1.10
| Выполнить фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета
| Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие
| Фантазийно изображать сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» работа красками
| Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты и др.
|
6
| Цвет в произведениях живописи
| 1
| 8.10
| Изображение осеннего букета
| Понятия: «Локальный цвет», «тон», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смещение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция
| Изображение осеннего букета с разным настроением – радость, грусть, нежность. Работа красками.
| Сбор информации по теме
|
7
| Объемные изображения в скульптуре
| 1
| 15.10
| Лепка из пластилина фигуры человека с передачей различных состояний: устремленности; спокойствия; напряжения; настороженности, тревоги
| Рельеф; человек – главная тема в скульптуре
| -изготовить каркас из проволоки;
-лепить из пластилина фигуры человека
| Поиск информации по теме
|
8-9
| Основы языка изображения
| 2
| 22.10
29.10
| 1.Составить гармонию теплых пятен «В солнечном городе»
2.Составить гармонию холодных пятен «В царстве Снежной королевы»
| Определение: живопись, цветовой тон, насыщенность цвета
| Составить эскиз теплых и холодных тонах
| Написание реферата по теме; рисунок по замыслу
|
| II четверть. Мир наших вещей. Натюрморт
| 7
|
|
|
|
| Сбор информации по теме
|
10
| Художественное познание: реальность и фантазия
| 1
| 12.11
| Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир
| Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения
| Работать карандашами
| Написать мини – рассказ к рисунку
|
11
| Изображение предметного мира - натюрморт
| 1
| 19.11
| Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками
| Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства
| Работать над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работать красками
| Подобрать из газет, открыток, журналов изображения натюрмортов
|
12
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
| 1
| 26.11
| Конструирование из бумаги простых геометрических тел
| Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм. выразительность формы
| Конструировать из бумаги простых геометрических тел
| Сбор информации по теме
|
13
| Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива
| 1
| 3.12
| Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом
| Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел.понятие ракурса
| Строить конструкции из нескольких геометрических тел, выполнять зарисовки карандашом
| Сбор информации по теме
|
14
| Освещение. цвет и тень
| 1
| 10.12
| Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками
| Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине
| Изображать геометрические тела из дерева или бумаги с боковым освещением. Работать красками
| Сбор информации по теме
|
15
| Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте
| 1
| 17.12
| Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т.д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предлагает оттиск с аппликацией на картоне
| Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник
| Работать над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т.д. Работать красками, гуашью.
| Подобрать вырезки из газет, открыток, журналов с изображением натюрморта
|
16
| Выразительные возможности натюрморта
| 1
| 24.12
| Экскурсия по выставке; выступления «экскурсоводов», «критиков», «авторов» картин
| О предметном мире в изобразительном искусстве
| Понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства
| Оформление своих творческих работ
|
| III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
| 10
|
|
|
|
| Сбор, систематизация материала по теме
|
17
| Образ человека – главная тема искусства
| 1
| 14.01
| Свободная тема. Работа красками
| Правила изображения человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира
| Выражать в портретном изображении характер человека, его внутренний мир
| Подобрать картинки иллюстрации с образом человека
|
18
| Конструкция головы человека и ее пропорции
| 1
| 21.01
| Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соответствующими деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и др.)
| Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица
| Работать над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соответствующими деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и др.)
| Сбор информации по теме
|
19
| Изображение головы человека в пространстве
| 1
| 28.01
| Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом
| Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа
| Объемно конструировать изображение головы. Работать карандашом
| Сбор иллюстраций по теме
|
20
| Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
| 1
| 4.02
| Рисунок набросок с натуры. 1-й урок – работа в карандаше, 2 – й урок – в цвете
| Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности , характер, настроение. Расположение на листе. Линия и пятно
| Выполнить рисунок набросок с натуры. 1-й урок – работа в карандаше, 2 – й урок – в цвете
| Описание внешности и характера литературного героя
|
21
| Портрет в скульптуре
| 1
| 11.02
| Работа над изображением из пластилина портрета выбранного героя с ярко выраженным характером
| Человек – основной портрет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры
| Работать над изображением из пластилина портрета выбранного героя с ярко выраженным характером
| Описание внешности и характера литературного героя
|
22
| Сатирические образы человека
| 1
| 18.02
| Изображение сатирических образов литературных героев или создании дружеских шаржей
| Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж
| Изображать сатирический образ литературных героев или создать дружеский шарж
| Подобрать иллюстрации из газет, журналов по теме
|
23
| Образные возможности освещения в портрете
| 1
| 25.02
| Наблюдения натуры и наброски ( пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель
| Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный с боку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения
| Наблюдать натуры и наброски ( пятном) с изображением головы в различном освещении.
| Подобрать рефераты на тему: жизнь и творчество И.Е. Репина
|
24
| Портрет в живописи
| 1
| 4.03
| Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше
| Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVI – XIX и XX вв
| Делать зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше
| Сбор информации по теме
|
25
| Роль цвета в портрете
| 1
| 11.03
| Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга)
| Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура
| Работать над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга)
| Подобрать материал на тему: Великие портретисты
|
26
| Великие портретисты (обобщение темы)
| 1
| 18.03
| Чтение докладов и рефератов по теме четверти
| Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
| Чтение докладов и рефератов по теме четверти
| Оформление своих творческих работ
|
| IV четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве
| 9
|
|
|
|
| Поиск, обработка и систематизация материала
|
27
| Жанры в изобразительном искусстве
| 1
| 1.04
| Проиллюстрировать любимый жанр
| Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи
| Отличать жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж.
| Проиллюстрировать в словарях жанры ИЗО
|
28
| Изображение пространства
| 1
| 8.04
| Изображать в перспективе
| Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта . движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции
| Изображать в перспективе
| Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой по ИЗО
|
29-30
| Правила линейной и воздушной перспективы
| 2
| 15.04
22.04
| Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой
| Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности
| Изображать уходящую вдаль аллею с соблюдением правил перспективы.
| Сбор информации по теме
|
31
| Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства
| 1
| 29.04
| Работа над изображением большого эпического пейзажа «дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями
| Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта
| Работать над изображением большого эпического пейзажа «дорога в большой мир», «Путь реки»
| Собрать иллюстрации с изображением пейзажей
|
32
| Пейзаж – настроение. Природа и художник
| 1
| 6.05
| Пейзаж – настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния весны
| Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже
| Работать по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния весны
| Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры
|
33-34
| Городской пейзаж
| 2
| 13.05
20.05
| Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую организацию листа
| Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX в.
| Работать над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». ;работать в коллективе
| Подготовить доклады о работах художников – пейзажистов
|
35
| Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
| 1
| 27.05
| Выставка лучших работ учащихся за учебный год
| Обобщение материала года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы языка и произведение как целостность
| Выставка лучших работ учащихся за учебный год
| Оформление своих творческих работ
|