Скачать 53,21 Kb.
|
Использование приемов педагогической техники в организации образовательного процесса по литературе Л.Г. Назимова, ГОУ СПО «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья» - ГОУ СПО КТИНЗ (Иволгинск, Республика Бурятия) Понятие «педагогическая техника» исследуется многими педагогами и психологами. Когда педагог встречается с новой педагогической задачей, в первую очередь он пытается ее решить с помощью известного ему приема. Неудача вынуждает искать нестандартное решение, и, если у педагога это получается - он открывает для себя новый прием решения педагогических задач и постепенно формирует их собственный, личный набор. Я хочу остановиться на таких приемах, которые определены А.В.Хуторским на основе главных целей общего образования, формирующие учебно- познавательные, информационные, коммуникативные и ценностно- смысловые компетенции. Учебно- познавательные компетенции - совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности. На уроках литературы – это знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности. Студент овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Предлагаю своим студентам следующие приемы: «Гонка за лидером». С последнего стола каждого ряда пускается лист с заданием, задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно. Этот прием часто используется на этапе актуализации знаний при проверке домашнего задания. «Столкновение противоречий в практической деятельности». Даю задание, с которым они сначала легко справляются (благодаря субъективному опыту или знаниям, полученным при изучении предыдущей темы), но затем сталкиваются с противоречием, для решения которого необходимы новые знания. Как следствие - формулирование студентами учебной задачи. Прием используется на каждом этапе урока при постановке учебной задачи, на этапе изучения нового материала. «Согласование». Студенты выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные результаты в парах или мини- группах, озвучивают согласованный материал. Этот прием можно использовать во время самостоятельной работы. «Задай вопрос». Обучающимся предлагается самостоятельно задать вопросы к изученной теме: устно или письменно, с предоставлением времени на подготовку экспромтом. Прием наиболее эффективен во время проведения повторительно - обобщающего урока. «Ассоциации». При знакомстве с новым понятием предлагается высказать свои ассоциации, связанные с ним, впечатления, образы, которые позволят легче усвоить новую тему. Прием может быть использован при изучении нового материала. «Только мои плюсы». Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего. «Театрализация». Студенты делятся на группы, разыгрывают миниатюры. Прием используется после изучения нового материала для его закрепления. «Я - мастер». На начальной стадии изучения темы определяются обучающиеся, которые проявили себя наиболее активно и верно отвечали по новой теме. Им дается звание «Мастер». На следующих уроках Мастера получают лист с заданиями и помогают менее успешным одногруппникам разбирать сложности темы. Применяется на уроках- практикумах. «Удивляй!». Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенд, необычных фактов. Сообщения может подготовить как преподаватель, так и обучающиеся. Прием используется на этапе изучения нового материала и в ходе выполнения практической работы. «Заочная экскурсия». Экскурсовод готовит информацию для проведения экскурсии. Творчески перерабатывают материал учебника, фантазируют, вживаются в образ. Во время экскурсии берется «интервью» у литературных героев, авторов произведений, ведутся репортажи. Прием используется при изучении нового материала и на повторительно- обобщающих уроках. «А вы знаете, что…». Обучающиеся должны закончить фразу, используя информацию, которую заранее нашли по изучаемой теме. Применяется на повторительно - обобщающих уроках для расширения кругозора. «Были и небылицы». Дается задание придумать быль и небылицу по определенной теме. Затем обучающиеся читают вслух свою быль или небылицу, а остальные пытаются отгадать, правда это или нет, а также объяснить, почему они так думают. Прием используется при обобщении и повторении, закреплении изученного материала. Информационные компетенции – компетенции, обеспечивающие навыки деятельности обучающегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире: самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. «Создание обучающимися презентационного сопровождения к учебной лекции». Для работы предлагаются: шаблон презентации - будущей мультимедийной лекции из 3 слайдов (название, учебные задачи, план) и текст лекции. Содержание должно соответствовать тексту параграфов по теме, дополняться иллюстрациями, рисунками и др. Этот прием позволяет творчески организовать опережающее домашнее задание и изучение нового материала. «Преобразование». После просмотра видеофильма можно по его содержанию давать творческие задания: продолжить сюжетную линию или изменить сюжет, предложив свой; сделать иллюстрации; написать отзыв на фильм, написать рецензию. Прием используется при изучении новой темы. «Собери текст». Создаются группы по 4-6 человек. Каждая группа получает пакет с отксерокопированными абзацами параграфа учебника в разрозненном виде. Задание: в течение 1-2 мин. восстановить текст и придумать вопрос команде- сопернице. Прием эффективен на этапе проверки домашнего задания. Коммуникативные компетенции включают в себя знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение социальными ролями в коллективе. Они должны уметь представить себя, заполнить анкету, задать вопрос, провести дискуссию. «Интервью с литературным героем». К доске вызывается один обучающийся, который отвечает на вопросы одногруппников от имени литературного героя. Прием может быть использован при изучении художественных произведений на этапе проверки домашнего задания, закрепления и обобщения полученных знаний. Ценностно- смысловые компетенции - компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. «Прожектор». Роль прожектора выполняет один обучающийся, который фиксирует наиболее интересные высказывания, мысли, рассуждения, спорные моменты. В конце урока он озвучивает подмеченное и проводит мини- дискуссию. Прием используется при проведении обобщающих или интегрированных уроков. «ПСТ». На столе каждого стоят пирамиды с крупно написанными на гранях буквами - П,С,Т. Получив задание, обучающиеся определяют для себя, каким способом он будет его выполнять: П - с преподавателем, С- самостоятельно, Т- творчески подойдет к выполнению задания, так как имеет уже определенный опыт. Прием используется на любом этапе урока. Литература. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании.-Волгоград,2002 Баранова Н.А. Информационная культура педагога как условие профессионального развития. Стандарты и мониторинг в образовании. М.,2011, №4, с.54-57. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.,2002. Применяем педагогические инновации. Справочник заместителя директора школы 2010 №9. С.40-48. Чернобровкина Г.П. Использование приемов педагогической техники в организации образовательного процесса.М.,2011 № 5. с.46-53. |
![]() | Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе... | ![]() | Практические аспекты организации психолого-педагогической подготовки... При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию по новой форме, учителям-предметникам необходимо |
![]() | Уроках математики Один из путей повышения эффективности обучения освоение школой более современных форм организации учебного процесса и широкое использование... | ![]() | Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей Формами организации воспитательно-образовательного процесса в мдоау №54 являются |
![]() | Конструктор приёмов педагогической техники, формирующих ууд ... | ![]() | Основные цели и задачи образовательного процесса. Виды реализуемых образовательных программ Основные характеристики организации образовательного процесса. Участники образовательного процесса |
![]() | Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении Щества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного... | ![]() | И их использование в педагогической деятельности план Системное построение процесса воспитания. ( В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова ) |
![]() | Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и... | ![]() | Материально- техническое обеспечение образовательного процесса Детского... Для всестороннего развития и рациональной организации образовательного процесса в доу оборудованы следующие помещения |