Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»




Скачать 64,46 Kb.
НазваниеРечевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»
Дата публикации07.09.2013
Размер64,46 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»

Знак препинания

Смыслоразличительная функция знака препинания




Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)

  • Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.

  • Передают логику предложения, связь между частями предложения.

  • Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.

  • Передают на письме оттенки смысла.

  • Могут быть средством выражения состояния пишущего.

  • Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями.

  • Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.

  • Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.




Запятая

  • Указывает на следование объектов и событий друг за другом.

  • Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.





Точка

  • Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

  • Указывает на завершённость высказывания.

  • Указывает на законченность мысли.





Вопросительный

знак в конце предложения

  • Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.

  • Указывает на ожидание ответа.





Восклицательный знак в конце предложения

  • Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.

  • Указывает на эмоциональную напряжённость




Двоеточие

  • Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)




  • Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.




Тире

  • Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.

  • Указывает на следование событий друг за другом.

  • Указывает на временной интервал.

  • В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.

  • Указывает на варианты названия.

  • Значение противоположности (Я мрачен - ты весел).

  • Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).

  • Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).




Кавычки

  • Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.

  • Обозначают границы прямой речи или цитаты.

  • Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».




Скобки

  • Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.

  • Указывают на вспомогательный характер информации.




Точка с запятой

  • Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.




Многоточие

  • Передаёт недосказанность, недоговорённость.

  • Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.

  • Указывает на неполноту информации.

  • Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.




Роль архаизмов в речи Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов.Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи. Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

Роль однородных членов предложения в речи.

Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным.

Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.

В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы.

Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.

Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?

В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными - нет. Как же их различать?

Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).

Неоднородные определения относятся к определяемому слову по – разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).

Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто.
Роль риторических вопросов в тексте.

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стиле, для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.
Роль вводных слов и предложений. Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).

А что вы будете делать, если вам надо сообщить откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).

В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.

Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.

Роль средств выразительности в речи. В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.

Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной.

Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.

Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. ( по данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть, какую роль они там играют).

Без выразительности, речь была бы убогой и не выразительной.

Роль цитат в речи.

Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь.

Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется с маленькой буквы.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.

Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)

Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.

Разряды и функции частиц в русском языке.

Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).

Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).

Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).

Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.

Похожие:

Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» iconТема: Знаки препинания, их основные функции и роль в тексте
Цели: обучающие: повышать пунктуационную компетенцию учащихся; закрепить знания об основных функциях знаков препинания; помочь выявить...
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» iconСинтаксические средства языка (стилистические фигуры)
Авторская пунктуация это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный...
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» iconУрок русского языка и литературы на тему «производные и непроизводные...
Оизводных предлогов от других частей речи, умения правильного употребления предлогов в речи; отработать навыки правописания личных...
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» iconПерепишите предложения, расставляя, где это необходимо, знаки препинания....
Он ушел в самую дальнюю часть сада и остановясь и оглянувшись быстро разорвал конверт
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» iconПодготовка текстовых документов
Блокнот. Он удобен для создания небольших сообщений и текстов. Текст состоит из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов,...
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» iconМетодические разработки для подготовки учащихся к экзамену по русскому...
Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» iconТема : Сложные предложения с разными видами связи
Закрепить и углубить знания учащихся о сложном предложении с разными видами связи, правила постановки знаков препинания в сложных...
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» icon«Чудный храм». Подготовка к сочинению описанию по картине
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» iconУрок русского языка в 10 классе
Задачи: воспитывать любовь к родному языку; дать общее представление о нормах русского литературного языка; повторить сведения о...
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания» iconРасставьте знаки препинания. Как связаны между собой предложения с 3-го по 10-е?
Расставьте знаки препинания. Как связаны между собой предложения с 3-го по 10-е? Какие средства синтаксической выразительности использовал...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница