Интегрированный урок информатики и географии




Скачать 133,6 Kb.
НазваниеИнтегрированный урок информатики и географии
Дата публикации29.08.2013
Размер133,6 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Информатика > Урок
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №11 города Палласовки Волгоградской области

Интегрированный урок информатики и географии

«Численность и воспроизводство населения. Применение электронных таблиц MS Excel для графического представления демографических данных».

Каширина И. В., учитель информатики

и ИКТ,

Лепёхина Е. А., учитель географии


Палласовка 2007 г.

Цели урока:

  1. Формирование умений навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;

  2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

  3. Ознакомление с проблемами динамики роста населения, продолжительностью жизни и ее качеством и демографической политикой государств мира;

  4. Обучение школьников применению современного программного обеспечения в решении нестандартных задач.

^ Задачи урока:

учебная: изучение и закрепление понятий, связанных с типами воспроизводства населения и основных навыков работы с электронными таблицами;

воспитательная: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;

развивающая: развитие внимательности, логического мышления и расширения кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.
^ Тип урока:

Бинарный урок-модуль, с применением современных компьютерных технологий.

Вид урока:

Комбинированный, интегрированный (география и информатика).

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением MS OFFICE; таблицы, иллюстрации, журналы «Вокруг света», учебник «Экономическая и социальная география мира», атласы, CD-диск с презентацией «История развития человечества. Наследники по прямой».

^ Ход урока.

Модуль 1 «История развития человечества».

Презентация «Наследники по прямой».

Известно, род Homo возник в Африке 40 тыс. лет назад. Появлению первых людей предшествовала длительная эволюция, растянутая по времени на миллионы лет, 3,5 млн. лет назад – антропоиды (дочеловеки, или человек-обезьяна). 1,5 млн. лет назад их сменили ранние люди, которые уже могли трудиться и умели поддерживать огонь (человек трудяга). 100 тыс. лет назад появились неандертальцы – первобытные люди, названные так по местонахождению в долине Неандерт Германии (человек новатор). 40 тыс. лет назад появились современные люди кроманьонцы названные по местонахождению останков в деревне Кроманьон во Франции (человек творец). Путешествия первых людей растянулись на долгие тысячелетия , были полны опасностей и великих событий, о которых ученые спорят до сих пор. Известно только, что 25 тыс. лет назад люди уже жили в Америке, Австралии, Океании, освоили пространства Арктики, (к тому геологическому времени, к антропогену, дно многих морей приподнялось, осушилось, превратилось в перешейки). Теперь ясно, что путь людей при людей при расселении лежал через Сахару, через высокие горы Альпы, а чтобы попасть в Австралию, им пришлось взяться за весла. Когда люди достигли Европы, ограмная её часть лежала подо льдом. Чтобы выжить, они изменили образ жизни и орудию труда. Мысль осесть в одном месте, пахать землю и разводить скот могла прийти в голову только Homo Sapiens. Среда обитания, различие природных условий вызвали различия внешнего облика людей. Антропологи – ученые, изучающие происхождение и эволюцию человеческого рода, разделились во взглядах на генезис человека: одни из них считают, что человек появился в Африке в одном месте на Земле – это моногенисты. Другие считают, что разные расы людей произошли от разных человекообезьян – это полигенисты.
Но как бы там ни было, к началу новой эры на Земле, то есть 40 тыс. лет назад – нас было 1 млн. человек, это меньше чем сейчас в городе Волгограде – 1044356 чел., в Волгоградской области – 2699,2 тыс. чел.

^ Модуль 2 «Динамика численности населения земного шара».

По подсчетам статистиков – демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд. человек. Но на протяжении почти всей истории рост населения был медленным, а ускорение наступило только в период нового и особенно новейшего времени. Так, за последнее тысячелетие для первого удвоения населения потребовалось 600 лет, для второго – 230, для третьего – около 100, а для четвёртого – немногим более 40 лет. Это значит, что население мира ещё никогда не так быстро не возрастало, как в середине и второй половине 20 века. В 1950 году – 2,5 млрд. человек в 1987 – 5 млрд. человек, а 12 октября 1999 года – 6 млрд. человек. Если в начале 20 века абсолютный ежегодный прирост населения Земли составил 10-15 млн. , а в середине века 40-50 млн., то в 80-90-х годах 20 века – 80-85 млн. человек, что превышает число жителей в любом европейском государстве, кроме России. Ежегодно в мире рождается 145 млн. человек. Соответственно каждую секунду появляются 3, каждую минуту – 17,5, каждый час – 10,4 тыс., а каждые сутки 250 тыс. новых «землян» (это примерно равно населению таких городов как Братск, Йошкар – Ола. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц –население такой страны, как Австралия или Тунис (8-9 млн.). Однако в разных регионах мира население в наши дни растёт неодинаково: в одних медленнее, в других быстрее, а в третьих очень быстро. Это объясняется различным характером его воспроизводства.

Работа с учебником

  1. Открыть учебник на стр.62.

  2. Анализ рисунка…

  3. Рассмотреть таблицу.



Рост численности населения в 19 – 20 веках.

1820

1 млрд

1931

2 млрд

1960

3 млрд

1975

4 млрд

1987

5 млрд

1999

6 млрд



4.Анализ таблицы с выводом: человечество стремительно выросло количеством в 20 веке. Сообщение Султановой А.

5. Рассмотрите таблицу в учебнике (с. 62, Т 18, рис. 16).

6. Сделать вывод о том, в каком регионе Земли быстрее всего растёт население в 20 веке.

7. Работа с учебником (слайды).

8. Вопрос: что такое воспроизводство населения?

9. Типы воспроизводства (запись в тетрадь):

  • Традиционный;

  • Переходный;

  • Современный.

Традиционный соответствует второму типу воспроизводства, демографический взрыв с высокими показателями рождаемости и смертности. Характерен для Азии, Африки, Латинской Америки.

Это1 демографическая фаза, характерная для расширенного воспроизводства.

Современный – 1 тип воспроизводства, характерен для развитых государств с низкими показателями рождаемости и смертности(Соответствует третьей демографической фазе с прямым воспроизводством. Характерен для Северной Америки, Европе).

Переходный тип соответствует второму демографической фазе; здесь высокая рождаемость при низкой смертности.
10. Проанализировать рисунок 13 на странице 63 в учебнике, сделать вывод о распределении типов воспроизводства по территории Земли. Сообщение Гаммершмидт Ю.

Модуль 3. Возрастной состав. Качество жизни населения как один из важнейших демографических показателей».

  1. Рассмотрите столбчатые диаграммы рисунок 14 стр. 63 в учебнике. (слайды 3,4,5,)

Дайте ответы на вопросы:

а) каких регионах Земли самое молодое население?

б) каких регионах Земли самое старое население? Почему?

в) каким типам воспроизводства они соответствуют?

2. Рассмотрите таблицу о средней продолжительности жизни населения на Земле и сделайте вывод:


Страна

Максимальные показатели

Страна

Максимальные показатели

Андора

84

Сьерра-Леоне

37,5

Сан-Марино

81

Гвинея-Бисау

38

Япония

80

Руанда

39

Австралия

80

Уганда

42

Швеция, Швейцария

79

Малави

43

Канада, Исландия

79

Афганистан, Гвинея

44


3.Среднюю продолжительность называют ожидаемой – то есть она усреднённый показатель жизни поколения. Это показатель является одним из основных для характеристики качества жизни населения.

Качество жизни населения изучается экспертами ООН и ещё включает в себя:

  • Экономическое развитие;

  • Экологическую ситуацию, калорийность питания;

  • Уровень безработицы;

  • Свободу слова;

  • Уровень преступности;

  • Уровень образования.




  1. Рассмотрите таблицу, выбранную по некоторым странам мира по уровню образования, и сделайте выводы.

Число неграмотных и уровень неграмотности в мире в 2000 г.


Группы стран, регионы

Число неграмотных взрослых, млн. чел.

Уровень неграмотности, %

Экономически развитые страны

42

4,4

Развивающиеся страны, в том числе Африка южнее Сахары

920;

138

35,1;

52,7

Арабские государства


61

48,7

Латинская Америка


44

15,2

Восточная Азия


280

24,0

Южная Азия


397

53,8



Сделайте вывод по таблице. Анализ таблицы проводит Щербинин Ю.

^ Доля людей с университетским образованием среди населения в возрасте от 25 до 64 лет.

Страна

Доля, %

США

24

Канада

15

Дания

13

Австралия

12

Швеция

12

Великобритания

11

Новая Зеландия

11

Франция

10

Испания

10

Греция

10

Финляндия

10


Сделайте вывод по таблице. Анализ таблицы проводит Суббота И.
Рассмотрите качество жизни по оценке экспертов ООН в некоторых странах мира и проанализируйте ситуацию:

^ Качество жизни по оценке экспертов ООН в некоторых странах мира.


Города, показатели

Токио

Нью-Йорк

Лондон

Москва

Сеул

Рио-де-Жанейро

Мехико

Бомбей

Стоимость питания

9

10

10

6

6

8

5

2

Жилищные условия

5

9

8

3

2

6

2

1

Качество жилья


10

10

10

10

10

8

8

6

Развитие связи


7

8

7

6

3

1

1

1

Образование


10

10

5

10

9

4

5

3

Здравоохранение



10

10

10

9

9

7

7

5

Уровень шума


7

3

3

5

4

4

5

6

Уличное движение

6

1

1

7

2

4

1

1

Чистота воздуха


7

5

7

3

3

8

2

3

Общественная безопасность

10

4

8

5

10

1

2

7

?



























Сделайте вывод по таблице. Анализ таблицы проводит Перченко Т.

^ Модуль 4. «Применение электронных таблиц для графического представления демографических данных».
Изменение численности населения мира.


Мир, регион

Население, млн. чел.

Доля, %

1990 г.

2000 г.

2010 г.

2025 г.

1990 г.

2025 г.

Весь мир


5292

6251

7190

8465

100

100

Зарубежная Европа

498

508

513

512

9,4

6

Зарубежная Азия


3108

3698

4226

4890

58,8

57,8

Африка


648

872

1148

1581

12,2

18,7

Северная Америка


276

295

312

333

5,2

3,9

Латинская Америка

448

540

631

760

8,5

8,9

Австралия и Океания

26

30

34

39

0,5

0,5

  1. Краткий инструктаж по технике безопасности.

  2. Типы графического и смешанного представления данных? (рисунок, схема, диаграмма, таблица, карта, граф)




  1. Постройте график по данным одного из регионов(по выбору) с подписями данных




  1. Постройте круговую диаграмму по данным за один год( по выбору)

Похожие:

Интегрированный урок информатики и географии iconУрок экономики, географии и информатики "Глобальные проблемы человечества"
Интегрированный урок (экономика, информатика, география) по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе социально-экономического...
Интегрированный урок информатики и географии iconП. И. Чайковский Интегрированный урок-новелла
Вид урока. Интегрированный урок-новелла (музыкально-литературно-историческая композиция)
Интегрированный урок информатики и географии iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Интегрированный урок информатики и географии iconУрок информатики Тема: “Компьютер верный друг”
У вас сегодня необычный урок – урок информатики, вы в первый раз в кабинете информатики и должны знать, как себя вести в этом кабинете....
Интегрированный урок информатики и географии iconИнтегрированный урок информатики и биологии Практикум «Жизнь по Конуэю»...
Было время, когда не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни земли. Был только один Милосердный Бог
Интегрированный урок информатики и географии iconТема: «Австралия» (интегрированный урок английского языка и географии) 7 класс
Оборудование: карты Австралии на русском и английском языка, картинки природы Австралии, виды различных городов Австралии, аудиокассета...
Интегрированный урок информатики и географии icon«Человек будет лучше…» (интегрированный урок обществознания и литературы...
Тема: «Человек будет лучше…» (интегрированный урок обществознания и литературы по рассказам А. П. Чехова)
Интегрированный урок информатики и географии iconУрок "История информатики" Тема: История информатики
Основные цели. Познакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики как в период...
Интегрированный урок информатики и географии iconУрок посиделки. Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.»
Интегрированный урок по теме «устное народное творчество. Обрядовый фольклор.» в 6 классе
Интегрированный урок информатики и географии iconКонкурсный интегрированный урок «Урок +»
Всему вышесказанному способствует в частности технология модульного обучения с рейтинговой самооценкой и икт
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница