Скачать 295,09 Kb.
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА Основное содержание Информатизация общества. Информационная система: основное назначение и функциональные возможности. База данных: среда и принцип работы. Основные объекты обработки. Система управление базами данных. Распределенная база данных. Общеобразовательная цель:
Развивающая цель:
Воспитывающая цель:
^ (УРОК – ЛЕКЦИЯ) Цели: - освоить назначение информационных систем; - иметь представление о возможностях и видах информационных систем. ^
Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление информационных ресурсов, оперирование которыми требует использования определенных способ хранения, обработки. Основными критериями оптимальных действий человека по употреблению ими является умение осуществлять поиск и получать необходимые данные за малые промежутки времени. Примерами больших объемов информации являются картотеки библиотек, архивы документов, законодательные акты и т. п. все перечисленные информации определенным образом структурированы, приведены в систему. Одним из способов использования компьютера стала компьютерная обработка больших объемов информации. База данных (БД) – совокупность определенном образом организованной информации на определенную тему, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера. Любая БД содержит в себе информацию о некоторой реальной системе и является ее информационной моделью. ^ совокупность БД и комплекса аппаратно – программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. Основные назначение информационных систем и баз данных: хранение, поиск, внесение и изменений группировка и сортировка данных. ИС создаются по определенным отраслям, в каждой из которых выполняют кроме основного назначения и свои специфические функции. Общий для всех систем является накопление данных, организация деятельности по обработке данных и принятие обоснованных управленческих решений. Классификация ИС: Производственные системы; Системы маркетинга; Система учета и бухгалтерии; Система кадров и т. д. Свойства ИС: назначение – сбор, хранение и обработка информации;
Любая ИС имеет прикладное назначение. Информация, какой – либо производственной сферы должна накапливаться и соответственно должны применяться определенные свойства манипулирования данными. Возможности выделения информационных блоков могут отличаться, например, в бухгалтерском деле в основном оперируют числовыми данными, а в области медицины необходимо пользоваться текстовыми данными. Соответственно в ИС закладывают различные способы оперирования данными. Но есть и основные требования, которые предоставляются к таким системам:
Создание ИС предполагает выделение требований, предъявляемых заказчиком. (Заказчиком выступает какая либо корпорация). На основе требований создается проект. Рассматриваются информационные потоки, в которых выделяются необходимые для систематизации данных. Затем выбирается модель (вид, структура данных в котором будет храниться информация). На основе выбранной структуры строится общая схема базы данных. Так выглядит в общих чертах схема создания ИС. Прежде чем рассмотреть какую - либо БД, мы должны освоить понятие информационной структуры. В процессе проектирования существенным моментом является именно построение схемы данных с использование соответствующей структуры. ^
Рассмотрим на примерах. При изучении текстового редактора мы создавали таблицу «Расписание уроков». Объектом описания является «расписание уроков», а свойствами объекта – дни недели и нумерация уроков. Тогда информационная структура приобретает вид:
Следующий вид структуры – иерархическая. Рассмотрим объект – ЧАСЫ. ЧАСЫ ![]() ![]() ![]() ![]() песочные механические кварцевые солнечные Сетевая структура имеет более сложный вид, когда рассматриваются отношения «многих – ко многим». Более конкретно остановимся на сетевых структур, когда будем рассматривать коммуникационные технологии.
Базы данных: средства и принципы работы Цели урока:
Ход работы
1. Что называют базой данных? 2. Что называют информационной системой? 3. Назовите классификацию ИС. 4. Перечислите свойства ИС. 5. Назовите виды ИС. 3. Теоретическая основа урока База данных (БД) – это упорядоченная совокупность данных о конкретном объекте, хранящаяся во внешней памяти и организованная определенным способом. Либо можно сказать, что это совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ, которая может являться информационной моделью предметной области. Различают внешнюю, концептуальную и физическую модели (схемы) БД. Как правило, СУБД входит в понятие базы данных как элемент сложной иерархической системы. Изучают иерархические, реляционные, сетевые БД, распределенные и централизованные БД, одно- и многопользовательские БД. Классификация баз данных:
Основное назначение БД хранение больших массивов данных, которыми можно манипулировать, используя встроенные данных, выборку данных по условию, созданию отчетов различной формы. База данных может быть отражена на экране в виде таблицы и в виде картотеки, вне зависимости от вида используемого формата. Большинство баз данных используют в качестве основной информационной структуры табличный формат. ^ представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа. Таблица имеет строки и столбцы, которые соответственно называются записью и полем записи. Именно поля определяют структуру базы. Например: рассмотрим объект - мебель. Основными свойствами объекта (атрибутами ) интересными для потребителя будут являются вид мебели, назначение, производитель, из чего выполнено изделие. Выделенные атрибуты и будут служить полями создаваемой базы. Каждое поле записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определённый тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся разные значения атрибутов. Обращение к БД и управление БД осуществляется с помощью Системы Управления Базой Данных (СУБД). Основные функции ^ Системы управления базами данных включают , как правило , следующие элементы:
Любая СУБД позволяет выполнять четыре простейшие операции с данными: -добавлять в таблицу одну или несколько записей; -удалять из таблицы одну или несколько записей; -обновлять значения некоторых полей в одной или нескольких записях; -находить одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию. Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определённым критериям множество записей, либо изменения в таблицах. Запросы к базе формируются на специально заданном для этого языке. И самая важная функция СУБД - это управления данными. Под управлениями данными обычно понимают защиту данных от несанкционированного доступа, поддержку многопользовательского режима работы с данными и обеспечение целостности и согласования данных.
Опишем сказанное на примере объекта <<Школа>>. Атрибутов у данного объекта может быть много, мы пишем только кабинетную систему школы. Тогда важным для описания является название кабинета, его номер, ответственный класс, ответственный учитель, нагрузка кабинета, наличие сигнализации. Теперь подумаем, какие типы данных будут использованы и какую примерную длину они будут иметь.
^
При необходимости можно изменить проект базы данных. Учитель тот факт, что изменения вносятся автоматически, необходимо создать копию базы перед внесением кардинальных изменений. Изменение базы данных может включить в себя: Изменение структуры базы данных; Изменение порядка следования столбцов; Переопределение ключевых полей; Изменение макета таблиц; Изменение шрифта и внешнего вида ячеек; Переименование и удаление таблиц; Изменение высоты строк и ширины столбцов; 4. Практическое задание. Заполнить созданную таблицу соответствующими данными. 5. Домашняя работа: читать конспект. Программная среда MS Access Цели урока: - приобретение навыков работы с приложением Microsoft Access. - иметь представление об интерфейсе Microsoft Access; - знать способы создания баз данных (с помощью мастера, конструктора). Ход урока
Для запуска MS Access можно использовать несколько путей:
Завершение работы MS Access производится любым из стандартных способов завершение работы в Windows. Объектом работы MS Access: таблицы, формы, запросы, отсчёты, макросы и модули. В данной среде можно работать только с одной базы данных, для включения другой базы необходимо запустить снова саму программу. Таблица является базовым объектом MS Access. Все остальные объекты являются производными и создаются только на базе ранее подготовленных таблиц. Таблица-это объект, предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Обычно каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу. Форма не является самостоятельным объектом MS Access , она просто. Помогает вводить, просматривать и модифицировать информацию в таблице или запросе. Запросы и отчеты выполняют самостоятельные функции. ^ . Отчет- объект БД предназначенный для печати данных. После запуска на экране появится основная программная среда MS Access , в верхней строке которого расположено Главное меню, а под ним панель инструментов. Она содержит кнопки, дублирующие действия команд главного меню. С помощью команды Вид/Панели инструментов можно самостоятельно определить, которые из них будут отображены на экране. Прежде чем приступить к работе с программой, необходимо задать имя файлу, где будут храниться вводимые данные. После выбора кнопки Новая база данных в окне MS Access в появившемся диалоговым окне задается имя для файла базы данных. После этого на экране появляется окно базы данных, из которого можно получить доступ ко всем её объектам: таблицам, запросам, отчетам, формам, макросам, модулям. Доступ к объектам возможен лишь при наличии созданной таблицы. Манипулировать можно лишь теми данными, которые сохранены в таблице. Для создания таблицы нажимается соответствующая кнопка, которая позволяет отображать и изменять выбранные таблицы в текущей базе данных, либо создать новую таблицу. Существуют три способа создания таблиц:
Для лучшего понимания всей процедуры создания базы данных используем встроенный конструктор. При выборе вкладки Таблица в окне выбирается команда Создание таблицы в режиме конструктора. Другой способ – одинарное нажатие кнопки Конструктор. После чего появляется окно конструктора таблицы. В окне Конструктора таблицы задаются имена, типы и свойства полей для создаваемой таблицы. Имя поля имеет определённые ограничения, длина не должна превышать 68 символов и нельзя использовать символы!, . , [ ] . каждая строка в столбце Тип данных является полем со списком, элементами которого является типы данных Access. ^
Среди типов данных Access есть специальный тип, с которым мы раньше не сталкивались. Это-Счетчик. В поле типа Access автоматически нумерует строки таблицы в возрастающей последовательности. Редактировать значение такого поля нельзя. Каждое поле обладает индивидуальными свойствами, по которым можно установить, как должны сохраняться, отображаться и обрабатываться данные. Набор свойств поля зависит от выбранного типа данных. Для определения свойств поля используется бланк Свойства поля в нижней части окна конструктора таблиц. 4. Практическое задание:
5. Домашнее задание: читать конспект |
![]() | Урок-лекция, урок-семинар, исследование Методы обучения: лекции, беседы, проекты, химический эксперимент ( демонстрации и практические работы) | ![]() | Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) |
![]() | Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое... Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного... | ![]() | Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по... «Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок – лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц». Достоинством занятия... |
![]() | Урок 20: «Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа» (урок-лекция) Роман «Мастер и Маргарита» духовное завещание М. Булгакова, его вершинное произведение, над которым он работал с 1928 года до последних... | ![]() | Урок 21: «Человеческое и божественное в облике Йешуа Га-Ноцри» (урок-лекция) Мастер, несмотря на то, что по объему занимают немного места в романе, являются центральными героями романа. У них немало общего:... |
![]() | Лекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир... Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой | ![]() | Уроков 1 урок: Лекция по теме «нтр и мировое хозяйство. 2 урок: Отраслевая... Тема урока: «нтр и мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения» |
![]() | Урок 9 45 Урок 10 49 Упражнение. 52 Часть вторая 52 урок четвертый.... Книга будет полезна как начинающим, так и людям, в некоторой степени знакомых с нлп. Предназначена для тех, кто хочет заняться более... | ![]() | Урок-лекция по теме «понятие математической логики» Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода |