Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока




Скачать 63,82 Kb.
НазваниеИспользование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока
Дата публикации22.08.2013
Размер63,82 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Информатика > Урок
Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока

(рекомендации)
Мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Внедрение информационных технологий активизирует процесс создания в школе единого информационного пространства на базе развивающей образовательной среды.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых приоритетов в определении целей, содержании форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Общепринятый подход, предложенный А.М. Пышкало в применении к методической системе обучения, является базовым и для форм обучения на базе ИКТ технологий – совокупность пяти иерархически подчиненных компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и методов обучения (см. схему). «Золотое правило дидактики» Я. А. Коменского в применении ИКТ в учебном процессе Четыре дидактических принципа, входящие в состав «золотого правила дидактики», сегодня всем кажутся совершенно естественными, несмотря на то, что первый отзыв на труд их автора был негативным и задержал издание главного педагогического фолианта надолго. Я.А. Коменский впервые в истории дидактики указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении. Он же раскрыл сущность этих четырех принципов:

1. Принцип сознательности и активности.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип постепенности и систематичности

знаний.

4. Принцип упражнений и прочного овладения

знания и навыками.

Важнейшей задачей Я.А. Коменский считает воспитание активности и самостоятельности: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять».

Я.А. Коменский категорически требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязание – путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Нам следует вдуматься в эти слова, посмотреть, насколько точно в этом «золотом правиле дидактики» отражены возможности электронных мультимедиа ресурсов. Это и моделинг, и интерактив, и коммуникативность. Это и мультимедиа ресурс.

^ Построение мультимедийного урока

Мультимедиа (multi – много, media – среда, способ, средство) – это представление объектов и процессов не текстовым описанием, как мы привыкли традиционно, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки. Только урок может показать эффективность той или иной организационной формы обучения, педагогической технологии.

Подготовка уроков с применением мультимедийного оборудования требует еще более тщательной разработки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. В целях максимальной визуализации учебного процесса большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор. Этот путь во многом является более выигрышным, потому что большой экран снимает необходимость ограничения работы ученика перед экраном монитора, таким образом, решается проблема здоровьесбережения, использование проектора также позволяет эффективнее управлять учебным процессом.

На «уроке с мультимедийной поддержкой», где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, а также для более доступного объяснения учебного материала, учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации.

Как «мини-технология» мультимедийный урок выступает, когда учитель подготовил разработку с заданными учебными целями и задачами, которые ориентированы на определенные результаты обучения. На этом уроке будет присутствовать достаточный набор дидактического инструментария, информационной составляющей, а при проведении его существенно изменится роль учителя. Учитель здесь – это организатор, координатор познавательной деятельности учеников. Основные предназначения мультимедийного урока:

  • изучение нового материала,

  • преподнесение новой информации;

  • закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков (здесь, несомненно, одной мультимедийности недостаточно, нужен еще и интерактив);

  • повторение, практическое применение полученных знаний, умений навыков;

  • обобщение, систематизация знаний.

Для того чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям, следует сразу определить, благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока. Учителю необходимо подобрать все необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, разнообразные приемы педагогической техники. Мультимедийные средства дают учителю возможность представить необходимое изображение в нужный момент урока с точностью до мгновения. Однако для достижения максимального обучающего эффекта необходимо детально проследить последовательность подачи изображений на экран, четко продумать весь алгоритм видеоряда изображений. Для того чтобы избежать быстрой утомляемости учеников во время учебного процесса, наглядный материал, выводимый на экран, должен

быть оптимального размера.

Не следует увлекаться большим количеством слайдов с фотографиями, иллюстрациями, таблицами. Это следующее требование: оптимальное количество предъявляемых на экране изображений. Учителю следует помнить о правильности структуры, объема и формата текстового материала. Текст может усиливать смысловую нагрузку, имея при этом подчиненный характер, а может выступать как самостоятельная единица информации, которую учитель не озвучивает специально. Там, где текст можно заменить наглядностью, лучше сделать это, ведь по сути это тоже текст, только предъявленный другим языком. Важно также грамотно спроектировать цветовую гамму слайдов. Здесь следует прислушаться и к рекомендациям психологов, дизайнеров об оптимальном сочетании различных цветов, о влиянии цвета на познавательную активность учащихся. Использование звука на уроке также имеет большое значение. Звук может выступать как шумовой эффект. В этом случае он используется для привлечения внимания учащихся, переключения их с одного вида учебной деятельности на другой. Звук может выступать как звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. И, наконец, звук может исполнять роль учебного звукового сопровождения какого-то наглядного изображения, видеоролика.

Благодаря современным технологиям в мультимедийном уроке можно успешно использовать фрагменты видеофильмов, что также позволяет значительно усилить его обучающий эффект. Небольшой учебный фрагмент фильма в наибольшей степени способствует визуализации учебного материала, представлению анимированных результатов различных процессов в реальном времени обучения. Видеоинформация и анимация должны быть, во-первых, предельно краткими по времени, во-вторых, должны сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, которые смогут вызвать ребят на диалог, на комментирование происходящего.

Всегда следует помнить, что как бы хорошо ни был разработан мультимедийный урок, его проведение во много зависит от подготовки самого учителя. Учитель-виртуоз способен провести такое занятие как ведущий любимой телепередачи, вовлекая всех в процесс создания нового на уроке, так, что даже тот, кому не очень-то и хотелось сегодня учиться, сам не заметно для себя заинтересовался и пошел вместе со всеми, а иногда даже и впереди всех. Виртуозное проведение такого занятия – это и хороший темп, и непринужденность, постоянное вовлечение учеников в познавательный процесс, и хорошо продуманные смена ритма, разнообразные формы учебной деятельности, и выдержанные при необходимости паузы, что в целом обеспечивает положительный эмоциональный фон урока. Очевидным становится то, что учитель экономит до 30% учебного времени, используя на занятиях мультимедийное сопровождение. В мультимедиа режиме учитель имеет возможность постоянно находиться в контакте с классом, видеть реакцию учеников и вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Образование сегодня претерпевает существенные перемены, одна из которых – перенос центра тяжести с обучения на учение. Учитель должен отойти от «натаскивания» учеников, механическую отработку каких-либо навыков. Ему необходимо находить творческий подход в обучении, создавать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности в едином сплаве: учитель – ученик. А при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия мультимедийный урок, несомненно, будет иметь положительный результат.

Литература

1. Аствацатуров Г. Педагогический дизайн мультимедийного урока. http://it-n.ru

2. Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Основы применение ИКТ в учебном процессе. – Академия АЙТИ, www.academia.it.ru

3. Киви Берд. Убойное приложение. http://offline.computerra.ru /2007/688/320801/

4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Учение с увлечением»). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 384 с.

5. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М.:Издательский центр «Academia», 2006. – 264 с.

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Academia», 2003. – 272 с.

Похожие:

Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока iconРабочая программа по дисциплине (Использование современных информационных...
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока iconФормирование информационных компетенций учащихся в процессе обучения физики
Психолого-педагогическое обоснование использование информационных технологий в процессе обучения физике
Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока iconПрименение информационных технологий в гражданском процессе
Использование информационных технологий в судопроизводстве может существенно снизить нагрузку на судей, финансовые затраты, повысить...
Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока iconЛюбая педагогическая технология это информационная технология, так...
«Использование информационных технологий в образовательном процессе. Формирование информационной культуры учащихся»
Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока iconИспользование информационных технологий как средство повышения эффективности...
Использование современных информационных технологий в образовании – это уже не новшество, а реальность сегодняшнего дня для всего...
Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока iconАлександра Александровна Использование информационных технологий...
Основные методологические подходы в изучении влияния информационных технологий на интернационализацию бизнеса 8
Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока icon339. 94 Ван Сяодун Использование информационных технологий при интернационализации...
Основные методологические подходы в изучении влияния информационных технологий на интернационализацию бизнеса 7
Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока iconИспользование информационных технологий в изучении средневековых...
Использование компьютерной программы "Patrologia Latina" для исследования концепта "pauperes catholici" 9
Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока iconИспользование информационных технологий в изучении средневековых...
Параграф Использование компьютерной программы "Patrologia Latina" для исследования концепта "pauperes catholici" 9
Использование информационных технологий в образовательном процессе, построение мультимедийного урока iconИспользование информационных технологий на предприятии оптовой торговли...
Особенности развития информационных технологий в сфере оптовой торговли. Методология их внедрения 10
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница