Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11»




Скачать 177,3 Kb.
НазваниеПрограмма основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11»
Дата публикации11.04.2013
Размер177,3 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Информатика > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ № 22»

_____________ В.Г. Сиваков

«___» _________ 20____ г.

Рабочая ПРОГРАММА
основного общего образования

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ





2012-2014 учебные года


Разработчики:

О.Я. Фертякова, учитель информатики МБОУ «Гимназия №11», руководитель городского МО

М.В. Денисович, учитель информатики МБОУ «Гимназия №11»

Н.В. Войтикова, учитель информатики МБОУ «СОШ №3»

И.В. Сарапова, учитель информатики МБОУ «СОШ №7»

А.А. Сиваков, учитель информатики МБОУ «СОШ №12»

Г.Р. Максимович, учитель информатики МБОУ «Гимназия №36»
Согласовано на МО

учителей информатики

Протокол № ___ от «___» _________ 20____ г.

Принято на педагогическом совете

Протокол № ___ от «___» _________ 20____ г.

2012Рабочая ^ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа
Рабочая программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям и реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, взятых из сборника программ для общеобразовательных учреждений «Информатика 2-11 классы», составитель М.Н. Бородин, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008., с. 106-125
^ Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.
Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.



^

Место предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 часов (5, 7%) для учета региональных условий.
^


Результаты обучения


Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося:
Умение работать с учебной литературой


  • Переписывать в тетрадь определения, правила и схемы

  • Выделять главное, сокращать текст до нескольких строк не искажая смысл

  • Разбивать текст на несколько частей

  • Составлять план, тезисы

  • Находить в тексте необходимую информацию

  • Конспектировать

  • Делать сообщения


Умение переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот


  • Графически и схематически представлять прочитанную информацию

  • Читать и пояснять схемы и графики

  • Использовать таблицы для систематизации материала


Умение критически мыслить

  • Дополнять неполную информацию

  • Находить ошибки в той или иной информации


Умение воспринимать информацию из разных источников


  • Подбирать заметки из разных источников, использовать средства глобальной сети Интернет

  • Сравнить изложение одних и тех же вопросов различных источников

  • Уметь выявлять общее и находить различие

  • Уметь работать со справочной литературой


Основное содержание
(105 часов)

^ Теоретический материал

28,5 часов

Практическая работа

65,5 часов

^ Контрольные работы

5 часов

Резерв

6 часов



Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, повышения эффективности освоения других учебных предметов.

В курсе предусмотрены 5 (2/3) контрольных работ, которые проводятся в тестовой форме для подготовки учащихся к новой форме государственной аттестации.




Тема

Количество часов

Всего

8 класс

9 класс

1

^ Информация и информационные процессы

Из них практические работыОшибка! Закладка не определена.

6

4

6

4




2

^ Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Из них практические работы

8
4

8
4




3

Обработка текстовой информации

Из них практические работы

10

8

5

5

5

3

4

Обработка графической информации

Из них практические работы

4

3

4

3




5

^ Мультимедийные технологии

Из них практические работы

8

5

4

3

4

2

6

Обработка числовой информации

Из них практические работы

6

4




6

4

7

^ Представление информации

Из них практические работы

5

3




5

3

8

^ Алгоритмы и исполнители

Из них практические работы

26

19




26

19

9

^ Формализация и моделирование

Из них практические работы

6

4




6

4

10

^ Хранение информации

Из них практические работы

4

2




4

2

11

^ Коммуникационные технологии

Из них практические работы

13

8,5

6

3

7

5,5

12

Информационные технологии в обществе

Из них практические работы

2

1




2

1

13

Резерв

6

2

4




Итого

105

35

70


8 класс (35 часов)
Информация и информационные процессы (6 часов)
Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:

  1. Обработка текстовой информации.

  2. Обработка графической информации.

  3. Обработка числовой информации.

  4. Расчет количества информации.


Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 часов)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:

  1. Получение информации о компьютере.

  2. Графический интерфейс операционной системы.

  3. Создание и работа с файловой системой.

  4. Обмен данными между приложениями.


Контрольная работа №1 «Информация. Компьютер как средство обработки информации»

Обработка текстовой информации (5 часов)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Ориентация страниц, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Запись и выделение изменений.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:

  1. Клавиатурный тренажер.

  2. Создание текстовых документов.

  3. Форматирование текстовых документов.

  4. Создание и форматирование списков.

  5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.


Обработка графической информации (4 часа)
Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов.
Практические работы:

  1. Работа с растровой графикой.

  2. Работа с векторной графикой.

  3. Расчет количества графической информации.


Мультимедийные технологии (4 часа)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:

  1. Создание простой презентации.

  2. Анимации в презентации.

  3. Навигационная система презентации.


Коммуникационные технологии (6 часов)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
^ Практические работы:

1. Путешествие по Всемирной паутине.

2-3. Поиск и сохранение информации из Интернета.
Контрольная работа №2 «Обработка информации. Компьютерные сети»
Резерв – 2 часа.
9 класс (70 часов)

Обработка текстовой информации (5 час)

Нумерация страниц. Колонтитулы.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов.

Включение в текстовый документ диаграмм и формул.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Практические работы:

1. Вставка в документ формул и диаграмм.

2. Создание гипертекстового документа.

3. Перевод текста с помощью онлайн переводчика.
Мультимедийные технологии (4 часа)
Технические приемы записи звуковой и видео информации.

Правила оформления презентации.
Практические работы:

  1. Создание сложной презентации.

  2. Создание тематической презентации.


^ Обработка числовой информации (6 часов)

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.
Практические работы:

  1. Создание и обработка таблиц.

  2. Ввод математических формул.

  3. Функции в электронных таблицах.

  4. Построение диаграмм и графиков.


Формализация и моделирование (6 часов)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы:

  1. Построение генеалогического дерева семьи.

  2. Работа с геоинформационной моделью.

  3. Проектирование таблиц объект-свойство.

  4. Проектирование таблиц объект- объект.


Контрольная работа №1 «Обработка числовой информации. Модели»
Представление информации (5часов)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Кодирование звуковой информации.

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы:

  1. Кодирование текстовой информации.

  2. Кодирование графической информации.

  3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

  4. Арифметические вычисления в различных системах счисления.


Алгоритмы и исполнители (26 часов)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:

  1. Знакомство со средой программирования.

  2. Ввод, вывод данных.

  3. Разработка линейного алгоритма.

4-7. Разработка алгоритма ветвления.

8-12. Разработка циклического алгоритма.

13,14. Разработка алгоритма, содержащей подпрограмму.

15-18. Разработка алгоритма по обработке одномерного массива.

19. Разработка алгоритма, с использованием логических операций.
Контрольная работа №2 «Алгоритмы»
Контрольная работа №3 «Языки программирования»

^ Хранение информации (4 часа)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Поиск, удаление и сортировка данных.
^ Практические работы:

  1. Работа в готовой базе данных.

  2. Создание простой базы данных.


Коммуникационные технологии (7 часов)
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Архивирование и разархивирование.
Практические работы:

  1. Регистрация почтового ящика электронной почты

  2. Создание и отправка сообщения электронной почтой.

  3. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

  4. Работа с архивом файлов.

  5. Создание веб-странички.

  6. Создание сайта.


Информационные технологии в обществе (2 часа)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:

  1. Защита информации от компьютерных вирусов.

  2. Установка программы.


Резерв 2 часа
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Литература

Учебник:

Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература:

Информатика. Задачник-практикум в 2т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.:Лаборатория базовых знаний, 2000.

Информатика и ИКТ. Учебник: 8-9 класс / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. _ СПб.: Питер, 2007

Информатика и ИКТ. Практикум: 8-9 класс / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. _ СПб.: Питер, 2007

Литература для учителя:

Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатики и ИКТ» в основной и старше й школе. 7 – 11 классы. Методическое пособие. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2008г.

И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина «Преподавание базового курса информатики в средней школе».

Методическое пособие. - М.: Лаборатория знаний, 2000г

Тематический контроль по информатике/О.А. Житкова, Е.К.Кудрявцева – М.:Интеллект-Центр, 2001.



Похожие:

Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11» iconПрограмма по информатике и информационным технологиям среднее (полное) общее образование
О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11», руководитель городского мо
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11» iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям для...
Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего...
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11» iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям для...
Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего...
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11» iconПримерная программа основного общего образования по информатике и...
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11» iconПримерная программа основного общего образования по информатике и...
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11» iconПримерная программа основного общего образования по информатике и...
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11» iconРабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена...
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11» iconРабочая программа по информатике и икт дохликовой Тамары Леонидовны
Настоящая рабочая учебная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного...
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11» iconПрограмма основного общего образования по информатике и
Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2012-2014 учебные года Разработчики: О. Я. Фертякова, учитель информатики мбоу «Гимназия №11» iconПояснительная записка рабочая программа по информатике и икт (информационно-коммуникационным...
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), утверждена приказом...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница