Лекции по дисциплине




Скачать 44.42 Kb.
НазваниеЛекции по дисциплине
Дата публикации01.08.2013
Размер44.42 Kb.
ТипАнализ
pochit.ru > Информатика > Анализ

Лекции по дисциплине


«Социальное моделирование и программирование»
1. Введение в дисциплину.

Основные цели и задачи курса. Понятие модели. Роль моделей в социальной теории. Моделирование социальных процессов. Модель – алгоритм – программирование. Системный анализ и когнитивный подход – методологическая база изучения моделей социальных процессов. Моделирование и программирование как инструментарий, поиска эффективных решений социальных проблем.
2. Обзор информационных систем и программ для решения задач социальной сферы.

Информационные системы и пакеты прикладных программ для анализа качественной и количественной социологической информации. Языки программирования. Разработка программного обеспечения в среде VBA.
^ 3. Компьютерное моделирование социальных процессов.

Реализация компьютерных моделей с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Использование макросов для расширения возможностей моделирования. Модификация макросов с помощью операторов цикла и условных операторов. Пример анализа логистической модели диффузии инноваций.
^ 4. Основные принципы системного анализа.

История развития системных представлений. Программа Л. Берталанфи. Основные понятия системного анализа. Различение системы и множества. Определения системы по Гейнсу и Акоффу. Динамика системы. Понятие положительной и отрицательной обратной связи. Принцип контринтуитивного поведения сложных систем. Краткая история эволюции системных представлений в социологии. Специфика живых систем. Понятие аутопойезиса.
^ 5. Основные направления прикладного системного анализа.

Классификация методологических подходов по виду участия элементов (унитаризм, плюрализм, принуждение). Жесткие и мягкие системы. Принципы исследования мягких систем. Методология мягких систем П. Чекленда. Методология критических систем В. Ульриха. Проблемы внедрения результатов системного анализа.
^ 6. Когнитивный подход к изучению социальных систем.

История развития когнитивного подхода. Структура когнитологии. Типология знаний. Модели репрезентации знаний. Когнитивные карты. Методы анализа когнитивных карт. Понятие когнитивного стиля. Когнитивные аспекты использования метафор в системном анализе. Когнитивный подход в социальных исследованиях. Основные задачи когнитивной социологии по Зерубавелу. Место когнитивной социологии в содружестве когнитивных наук.
^ 7. Роль моделирования в социологии.

Взаимосвязи понятий теория и модель. Типология моделей. Когнитивная модель. Виды содержательных моделей. Роль формальных моделей. Элементы моделей. Визуализация и качественные методы моделирования. Модели социальных систем. Социальная сеть. Целесообразность использования различных моделей социальных систем в зависимости от специфики конкретных задач.
^ 8. Клеточное моделирование.

Анализ взаимодействий в социальных сетях с помощью моделей клеточных автоматов. Изучение процессов самоорганизации в искусственной социальной среде.
^ 9. Модели социальных изменений.

Типология социальных изменений. Основные причины социальных изменений. Системное время. Основные формы социальных процессов. Модели с насыщением. Спираль и цикл. Эволюционные процессы. Теории многолинейной эволюции. Теория прерывистого равновесия. Роль социальных механизмов в объяснении социальных процессов. Перспективы развития аналитического подхода к социологической теории. Подход Р. Будона. Социокогнитивный механизм.
^ 10. Модели жизненного цикла.

Развитие циклических представлений. Типичная модель жизненного цикла. Примеры моделей жизненного цикла. Жизненный цикл общественного движения. Жизненный цикл организации. Жизненный цикл научной специальности. Жизненный цикл технологического уклада. Жизненный цикл продукта. Жизненный цикл семьи и индивида. Сравнение характеристик различных моделей.
^ 11. Модели волновой динамики.

Природа периодичности. Космические теории цикличности. Связь волновых колебаний с жизненными циклами элементов. Теория смены поколений. Волны экономической динамики. Типология экономических циклов. Механизм образования политико-делового цикла. Длинные волны Кондратьева. Циклы борьбы за мировое лидерство. Волновые процессы в политической сфере.
^ 12. Основы эволюционной теории.

Основы эволюционной теории П.А.Сорокина. Базовые социокультурные системы. Принцип имманентных изменений. Принцип предела. Полувековые циклы в социокультурной эволюции. Когнитивная теория С. Ю. Маслова. Аналитический и синтетический типы сознания. Эволюция стилей в искусстве. Циклическая модель развития культуры В. Бюля. Системная модель де Грина.
^ 13. Модели инновационных процессов.

Понятия инновации и диффузии. Источники нововведений по Друкеру. Типология моделей диффузии инноваций. Факторы, определяющие скорость распространения инноваций. Обучение нововведениям.

Содержательные и формальные модели распространения нововведений и роста численности популяции. Модель Мальтуса. Логистическая модель. Связь модели кумулятивного роста и модели жизненного цикла.
^ 14. Модели переходных процессов в социальных системах.

Кризис системы. Три варианта разрешения кризиса системы: распад, реформа, революция. Реформы в социальных системах. Явление запаздывания. Поворотные точки. Модель модернизации Липсета. Модели революций. Закон поляризации П. Сорокина. Модель депривации Дэвиса. Модель революции Т. Скокпол. Марксистская модель революционного кризиса. Механизм раскручивания маховика революции.
^ 15. Формальные модели социальных процессов.

Роль формальных моделей и методов в изучении социальной реальности. Математические и компьютерные модели. Эвристические методы решения задач. Моделирование с помощью нейронных сетей. Анализ нелинейных эффектов с помощью вычислительных экспериментов на компьютерных моделях. Основные принципы иконологического моделирования. Возможность исследования «мягких» моделей. Роль доверия к получаемым результатам.
16. Использование сетевых технологий для решения задач в социальной сфере.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Социальные компьютерные сети (Twitter, Skype и т. д.).Web-технологии. Визуализация информации.
17. Перспективы информатизации общества.

Влияние компьютеризации и развития Интернета на социальную реальность. Базы знаний. Полнотекстовые базы журнальных статей. Электронные социологические журналы. Развитие компьютерной педагогики и дистанционного образования.



Похожие:

Лекции по дисциплине iconЛекции по дисциплине «Маркетинг»
Лекции и в конце семестра зачёт. Практических занятий нет. И по этой причине, чтобы легче было сдавать зачёт, мы будем работать таким...
Лекции по дисциплине iconКоробова Е. В. Лекции по дисциплине «Менеджмент» Раздел Цели и задачи...

Лекции по дисциплине iconРабочий план курса математического анализа Министерство экономического Министерство
Продолжительность каждого занятия составляет 2 академических часа, т е. 80 минут. Символом  помечены утверждения, доказываемые (формулируемые)...
Лекции по дисциплине iconПоликарпов В. С. Лекции по культурологии
Лекции по культурологии. М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. 344 с. 18В^ 5-7357-0139-8
Лекции по дисциплине iconЛекции по русской истории москва «высшая школа» 1993
Александра III. «Лекции» отличают оригинальный подход к решению ряда конкретно-исторических проблем, яркий, занимательный стиль изложения...
Лекции по дисциплине iconЛекции по философии истории
Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 1993, 2000. 480с. С. 57-480
Лекции по дисциплине iconУчебно-методические материалы по дисциплине “система государственного...
Виды занятий и методика обучения. Процесс изучения материалов дисциплины включает следующие виды занятий – лекции, практические (семинарские)...
Лекции по дисциплине icon1. Цель проекта и системный ландшафт
В этой лекции даются ответы на эти вопросы, а также предлагаются эффективные пути реализации выбранной цели. Во второй части лекции...
Лекции по дисциплине iconГоу спо «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» Лекции по дисциплине:...
Составитель: Гаранова О. В. – преподаватель гоу спо «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса»
Лекции по дисциплине icon11. Лингв концепц Ф. де Соссюра
Основатель структурализма в Евр. Учился у младограмматиков А. Лескина, Г. Остхофа и К. Бругмана (Лейпцигский уни). Чит лекции в Париже,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница