«утверждено»




Скачать 456,81 Kb.
Название«утверждено»
страница1/4
Дата публикации24.07.2013
Размер456,81 Kb.
ТипЗакон
pochit.ru > Информатика > Закон
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ВСОШ №2

_____________Михайлова Г.С.

Основное общее образование «___»________________20___г.

Рабочая программа факультативного курса

«Основы здорового образа жизни»

для учащихся 7 – 9 классов КО

основного общего образования

вечерней (сменной) общеобразовательной школы

на 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные годы
Составила:

Усова Римма Ивановна

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

Согласована с

руководителем МО

___________________

/Дрожжиной А.А./

заместителем директора по УВР

___________________________

/Пшеничниковой М.В./

«___»_____20___г.

Рассмотрена на заседании

методического объединения

Протокол №_____ от «___»_____20__г.

Мончегорск, 2012
Рабочая программа факультатива «Основы ЗОЖ»

^ Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Рабочая программа факультатива «Основы ЗОЖ» для 7-9 классов компенсирующего обучения разработана в соответствии с содержанием нацпроектов «Образование» и «Здоровье» в части требований по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Нормативно-правовая база настоящей программы:

  • Закон РФ «Об образовании» № 122 – ФЗ;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089);

  • Положение о рабочих программах уч. предметов, факультативов, элективных курсов, утверждённым приказом № 542 от 31.12.2010 г.

  • Положение о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в классах компенсирующего обучения, утв. приказом №336 от 16.09.2009 г.

  • Положение об адаптационной декаде для учащихся 7-9 классов компенсирующего обучения, утв. приказом №336 от 16.09.2009 г.

  • Положениу о классах компенсирующего обучения, утверждённым приказом № 285 от 05.09.08;

  • Учебный план и учебный график школы, утверждённый приказом № 162 от 16.04. 2012 г.


Цель: формирование у обучающихся ценности здоровья и здорового образа жизни.

Задачи курса:

  1. Расширить и углубить теоретические знания школьников о ЗОЖ

  2. Привить практические навыки и умения ЗОЖ

  3. Включить учащихся в волонтёрскую деятельность по ЗОЖ


4. Способствовать выработке умения оказывать сопротивление деструктивному духовно-психологическому воздействию рисков социума

Факультативный курс «Основы здорового образа жизни» рассчитан на три года обучения для 7, 8, 9 классов компенсирующей формы обучения основной школы. Курс построен по концентрическому принципу для обеспечения преемственности обучения, учитывая ежегодное пополнение контингента учащимися основной школы (7 – 9 кл.)

Он состоит из 7 модулей, каждый из которых включает в себя не только вопросы теоретического плана, но и практические занятия, лабораторные работы. Таким образом курс имеет чёткую практическую направленность, т.е. предполагает не только изучение теоретических вопросов здоровьесбережения, но и приобретение определённых практических навыков обучающимися. Данная программа реализует межпредметные связи и, прежде всего, с физической культурой, основами безопасности жизнедеятельности, биологией и химией. Рабочая программа предусматривает также организацию мониторинга состояния здоровья обучающихся, изучающих данный курс. Всего на изучение курса отводится 86,5 часа, исходя из 35 учебных недель в 7 из расчёта 1 час в неделю, в 8 классах из расчета 0,5 часа в неделю; 34 учебных недели в параллели 9 классов из расчета 1 час в неделю.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья для обучающихся нашей школы являются значимыми и актуальными. Это связано с тем, что у большинства школьников не выработаны волевые качества, необходимые для успешной жизни, отсутствует познавательный интерес, нет навыка самостоятельной работы, не развито чувство ответственности за результаты собственной деятельности, в том числе и по сохранению и укреплению собственного здоровья. Не сформированы нравственные ценности. Как правило, учащиеся классов КО имеют негативный жизненный опыт, они лишены практики нормальных семейных и человеческих отношений, не сформированы навыки зож , культурный уровень низок. Самооценка неадекватна. Достаточно часты случаи раннего начало половой жизни, случаи наступления ранней беременности, и ,как следствие рождения детей 13 – 15-летними девочками. У большого количества обучающихся имеются уже сформировавшиеся вредные привычки, такие как табакокурение, употребление алкоголя. Состояние здоровья учащихся классов ко вызывает большую тревогу:

^ Результаты углублённого медосмотра за 2011 год


^ Вид заболевания


Группы здоровья

Физкультурные

группы здоровья

Нарушения осанки

4 чел.

3,88%

1 группа

нет

нет

^ Подготов. физ. группа

23 чел.

22,33%

Сколиозы

5 чел.

4,85%

2 группа

43 чел

41,75%

Спец. физ

группа

4 чел.

3,88%

^ Понижение слуха

1 чел

0,97%

3 группа


17 чел

16,50%

ЛФК

5 чел.

4,85%

^ Понижение зрения

20 чел.

19,42%

4 группа

1 чел

0,97%

Осв. от занятий фк.

4 чел.

3,81%

^ Дефекты речи

4 чел.

3,88%

5 группа

-

-










=

34 чел

33,01%

=

61 чел

59,22%


Выводы:

1. Среди несовершеннолетних ни один человек не может быть отнесён к первой медицинской группе здоровья.

2. Наибольшее количество обучающихся ВСОШ №2 имеют плохое зрение. Учащихся с пониженным зрением в школе насчитывается 19,42% среди несовершеннолетних.

3. Достаточно много школьников имеют нарушения ОДА: нарушения осанки и сколиозы наблюдаются у 8,74% несовершеннолетних.

4. Всего учащихся с различными нарушениями здоровья выявлено 33,01%
^ Количество несовершеннолетних с различного вида патологиями здоровья


^ Патологии («Д» - группа

ССС

2 чел

1,94%

ВСД

9 чел

8,34%

^ Органы дыхания

5 чел

4,85%

Лор заболевания

2 чел

1,94%

Неврология

7 чел

6,79%

^ Заболевания органов пищеварения

6 чел

5,83%

Хронические гепатиты

2 чел

1,94%

^ Заболевание почек и МВС

5 чел

4,85%

Хирургическая

патология

5 чел

4,85%

Анемии

1 чел

0,97%

^ Эндокринные заболевания

3 чел

2,91%



47 чел

46,63%

Выводы:

На 105 несовершеннолетних 47 человек имеют серьёзную патологию. Это составляет 44,76%, т.е. почти половина несовершеннолетних обучающихся имеют серьёзные проблемы со здоровьем. Из них:

1) 8,34% учащихся имеют нарушения, связанные с ВСД, что на 4,66% меньше, чем в прошлом уч. году.

2) 6,79% - неврологические нарушения, на 8,21% меньше, чем в прошлом уч. году.

3) 5,83% - заболевания органов пищеварения; на 6,71% меньше, чем в прошлом уч. году.

4) 4,85% - заболевания почек и МПС; на 2,15% меньше, чем в прошлом уч. году.

5) 4,85% - хирургическая патология, в прошлом уч. году этот показатель не рассматривался.

6) В течении 2010 – 2011 учебного года болели из 105 несовершеннолетних 87 человек, что составляет 82,86%. На каждого несовершеннолетнего приходится 6,4 дня. Основной вид заболеваний ОРЗ и ОРВИ. По болезни пропущено 34% учебного времени, что на 10% меньше, чем в прошлом уч году.

7) В этом учебном году уменьшилось число сезонных заболеваний. Это может иметь следующие объяснения:

- обеспечение регулярным горячим питанием в школе;

- достаточно большим изменением состава обучающихся ежегодно;

- целенаправленной работой школы по привитию навыков ЗОЖ;

- обеспечение комфортности школьной жизни.

^ Предположительно! Но цифры и наши наблюдения позволяют сделать подобные выводы.

Эти данные говорят о том, что роль педагогического коллектива нашего образовательного учреждения в сохранении, укреплении и коррекции здоровья школьников чрезвычайно велика.

К занятиям с учащимися привлекаются специалисты различных городских служб, с которыми у школы существуют давние и прочные связи: Центр планирования семьи, городской центр «Здоровье», КВД, специалисты ЦМППС (центр медико-психолого-педагогического сопровождения) и др.

Из сказанного следует, что в нашей школе создание систематического факультативного курса «Основы здорового образа жизни» для учащихся 7 – 9 классов КО является объективной необходимостью.
^ Распределение часов по учебным модулям

^ Номер раздела

Название модуля

Количество часов

Всего

7 класс

8 класс

9 класс

Итого:

I

Общие понятия ЗОЖ

7 ч

5

1

1

7 ч

II

Физическое здоровье человека

22 ч

13

3

6

22 ч

III

Социальное здоровье человека

17 ч

4

4

9

17 ч

IV

Гигиена учебного труда

8 ч

4

2

2

8 ч

V

Безопасное поведение

6 ч

3

3

-

6 ч

VI

Духовно-психическая безопасность личности.

20 ч

2

3

15

20 ч

VII

Репродуктивное здоровье человека

5 ч

3

1

1

5 ч

VIII

Резерв

1,5 ч

1

0,5

-

1,5ч




Итого:

86,5 ч

35 ч

17,5 ч

34 ч

86,5 ч


Примерное содержание факультативного курса «Основы ЗОЖ»

Модуль I «Общие понятия ЗОЖ» (7 часов)

Что такое здоровье? Определение понятия «здоровье» ВОЗ. Составляющие здоровья. Признаки здоровья. ЗОЖ и его составляющие. Образ жизни. Факторы риска, влияющие на здоровье человека, их классификация. Можно ли измерить здоровье? Состояние здоровья современных школьников. Задачи обучающихся в сохранении и укреплении собственного здоровья. Понятия «группа здоровья», «группы риска», «патологические изменения здоровья».

^ Модуль II «Физическое здоровье человека» (22 часа)

Возрастные анатомо-физиологические особенности развития подростков. Двигательная активность человека – основа его физического здоровья. Понятие гиподинамии. Норма двигательной активности для людей различных возрастных категорий. Истоки здоровья человека в условиях Крайнего Севера: физиолого-гигиеническое обоснование двигательного режима школьников в условиях Кольского Заполярья. Норма недельной двигательной активности учащихся 7 – 9 классов. Основные двигательные качества человека, их классификация (сила, гибкость, быстрота, выносливость). Основные формы развития двигательных качеств подростков:

- во внеурочное время: занятия физкультурой и спортом, кружки, секции;

- дома: утренняя гимнастика, физкультурные паузы при выполнении домашних заданий, работе на компьютере, прогулки на свежем воздухе, активный отдых в выходные дни: прогулки на лыжах, посещение бассейна, прогулки в парке, лесу, закаливающие процедуры;

- в режиме школьного дня: занятия физкультурой уроки ФК, дни здоровья, спортивные соревнования, физ. паузы на уроках, гимнастика для глаз; подвижные перемены.

^ Модуль III «Социальное здоровье человека» (17 часов)

Факторы, формирующие здоровье. Вредные привычки и их предупреждение. Курение и его вред для здоровья Употребление алкоголя и его вред для здоровья. Наркотические вещества и их влияние на здоровье. Рациональное, полноценное питание и здоровье. Структура питания школьников основной и старшей школы. Характеристики полноценности питания. Регулярность питания (режим питания). О пользе витаминов. Усилители вкуса. Вкусовые добавки. Фастфуд – польза или вред?! Самые полезные продукты. Активность человека и его питание ПР. «Как разобраться в товарных этикетках». Виды витаминов, их роль для состояния здоровья человека. Продукты, богатые различными витаминами. 11 Золотых правил правильного питания. ПЗ «Определение негативного воздействия никотина на белки». ПР. «Определение действия этилового спирта на белки живых организмов» Выработка рекомендаций по составлению недельного меню. Диета и здоровье. Иммунитет, его значение и укрепление. Закаливание и иммунитет человека. Плановые профилактические прививки. Значение прививок для укрепления иммунитета, сохранения здоровья человека. От чего прививают детей в России. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний. Значение правил личной гигиены для профилактики заболеваемости и сохранения здоровья. Профилактика заболеваний, передающихся МПП. СПИД – чума ХХI века. Последствия заболеваний, передающихся МПП, для последующей жизни человека. Наследственность и здоровье. Факторы, влияющие на наследственность человека. Как их избежать. Среда обитания и здоровье. Физическое, химическое и биологическое загрязнение среды. Комплекс природных, природно-антропогенных и социально- экологических факторов, действующих на здоровье человека. Шум, влияние электромагнитного излучения на здоровье человека. Вещества, пагубно влияющие на здоровье и вызывающие привыкание к ним: табачный дым, алкоголь, средства бытовой химии, лекарственные препараты, средства наркотического действия. Пестициды. Канцерогены. Виды биологических загрязнений: болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Природно-очаговые болезни. Экология и состояние здоровья населения Мончегорска. Экологический мониторинг. ПЗ «Анализ статистики»

^ Модуль IV «Гигиена учебного труда» (8 часов)

Особенности памяти, внимания. Работоспособность. Усталость, утомление, переутомление. Привычки и режим дня. Способы повышения эффективности учебного труда. Требования к рациональной организации учебного процесса. Школьный и домашний режим школьника. Двигательная гимнастика в режиме школьного дня. «Анализ соответствия организации обучения в нашей школе предъявляемым требованиям здоровьесбережения» - ПЗ. Негативное влияние вредных привычек на эффективность умственной деятельности. Физиолого-гигиенические основы использования компьютера в процессе обучения. Компьютерные риски. ПЗ «Практические рекомендации по организации работы обучающихся на компьютере: зрительная гимнастика; гимнастика для снятия общего утомления.

^ Модуль V «Безопасное поведение» (6 часов)

Один дома. Ты и улица. Как себя правильно вести при стихийных бедствиях. Безопасное общение с природой. Полезные и ядовитые растения России. Клещи и ядовитые змеи. Грамотное поведение на воде. Техногенные катастрофы. Риски нашего региона: пожары в зданиях, лесные пожары, грамотные действия при аварии «Хлор», гололёд, ураган. Ядерная безопасность. Грамотные действия при угрозе терроризма, захвата заложников. Первая помощь утопающему, при кровотечениях, при травмах ОДА, сердечных приступах, отравлениях.

^ Модуль VI «Духовно-психическая безопасность личности» (20 часа)

Духовное здоровье человека – основной компонент общего здоровья человека. Как устроен человек: тело – психика – душа – дух. Как устроена психика человека и зачем человеку об этом знать. Взаимосвязь духовного с психическим и телесным. Иерархия в устроении человека: что мы выбираем. Свобода нашего выбора и следствия свободы выбора. Установки и поведение человека: как воспитывать в себе характер. Что такое установки и как они влияют на поведение человека. Откуда берутся установки. Установки, минующие сознание, и осознанные установки. Понятие выдержки и воздержания. Главный ориентир – жизнь по совести. Понятие о деструктивном психическом воздействии. Что можно противопоставить деструктивному психическому воздействию. Психическая безопасность. Основные источники опасности для психики подростка. Как оградить себя от исходящей от них опасности. Как и от чего беречь свои чувства и свой ум. «образ может убить, образ может спасти. Примеры «загрязнения психики». Информационная безопасность. Виды разрушительной информации. Способы защиты психики от деструктивной информации и форм её подачи. ПЗ. « Анализ материалов (аудио- и видеопродукции, печатных изданий, компьютерных игр и т.д.) на предмет деструктивного воздействия на личность». Реклама и её воздействие на человека. Практикум в определении скрытых целей рекламы. Техники манипулирования сознанием. Как сохранить психическое здоровье. Духовная безопасность. Духовное порабощение. Общение и психологическая безопасность. Понятие о толерантности: может ли человек сказать «нет». Алгоритм принятия решения. Практика освоения алгоритма принятия решения. Как сказать «нет» в проблемной ситуации Мониторинг школьной тревожности. Мониторинг школьной напряженности. Мониторинг самооценки обучающихся.
^ Модуль VII «Репродуктивное здоровье подростков» (5 часов)

Репродуктивное здоровье - важнейший компонент здоровья человека. Демографические проблемы России и пути их решения. Гендернрое сознание и поведение юношей и девушек. Основные гендерные типы, их характерные особенности. Межличностные отношения. Рискованное поведение подростков, опасности для здоровья подростков, вызванные ИППП. Семья и подросток. Планирование семьи. Гигиена девушки. Репродуктивное здоровье мальчиков и юношей. Мода и здоровье. Анкетирование по проблеме «Что хотят получить молодые люди от работников здравоохранения»

^ Практические занятия:

  1. Определение основных задач обучающимися по сохранению и укреплению своего здоровья

  2. Самоанализ данных диагностики физического развития облучающихся на начало учебного года

  3. Составление комплекса упражнений для развития силы

  4. Составление комплекса упражнений для развития выносливости и общей гибкости

  5. Составление комплекса упражнений для развития быстроты и ловкости

  6. Определение обучающимися собственной недельной двигательной активности, планирование мер по её увеличению

  7. Составление комплекса упражнений для проведения утренней гимнастики

  8. Составления комплекса упражнений гимнастики для глаз

  9. Разработка рекомендаций по теме «Распрощаемся с простудой»

  10. ЛР. Определение негативного действия никотина на белки живых организмов

  11. ЛР. Определение негативного действия этилового спирта на белки живых организмов

  12. Составление примерного режима дня

  13. «Я и компьютер»

  14. Разработка комплекса упражнений для правильной осанки

  15. Как разобраться в товарных этикетках

  16. Тренинг «Я выбираю жизнь»

  17. Составление рационального недельного меню

  18. Специальные восстановительные зрительные игры

Мониторинг:

  1. Оценка мотивации учащихся к занятиям физической культурой

  2. Развития двигательных качеств школьников. Отв. учителя физкультуры

  3. Рациональная организация двигательной активности учащихся

  4. Личностная ценность здоровья для обучающихся

  5. Рациональная организация учебного процесса

  6. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

  7. Структура и объём учебной нагрузки школьника

8. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

9. Адекватность оценки учащимися своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ.

10. Отношение школьников к информации, связанной со здоровьем

11. Оценка регулярности информационного влияния школы по сравнению с другими источникам

12. Оценка значимости информационного влияния школы по сравнению с другими источниками

13. Оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в школе, классе

14. Уровень школьной тревожности

15. Уровень функциональной напряжённости учащихся

16. Физическое развитие и физическая подготовка школьников (анкета)

17. Удовлетворённость обучающихся и их родителей организацией и содержанием школьной жизни

18. Классный руководитель глазами ученика.

19. Школьная комфортность
Таблицы, рекомендации, памятки:

  1. Памятка «Составляющие ЗОЖ»

  2. Памятка «Принципы ЗОЖ»

  3. Памятка «Факторы риска»

  4. Норма возрастной двигательной активности подростков

  5. Рекомендации о возможностях занятиями спортом в г Мончегорске

  6. Рекомендации: «Шестнадцать правил, как бросить курить»

  7. Рекомендации: «Тренировка памяти: упражнении и игры»

  8. Рекомендации: «Как уберечься от гриппа и ОРЗ».


  1   2   3   4

Похожие:

«утверждено» iconУтверждено утверждено
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник отдела образования администрации муниципального образования Щербиновский район
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Павловский район
«утверждено» iconУтверждено утверждено
Начальник управления образования администрации муниципального образования Северский район
«утверждено» iconУтверждено с учетом мнения профсоюзного утверждено комитета мбоу...
Настоящее Положение устанавливает порядок рассмотрения общественным органом управления школы, обеспечивающим демократический, государственно-общественный...
«утверждено» iconУтверждено с учетом мнения профсоюзного утверждено комитета мбоу...
«Об утверждении методики формирования системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы...
«утверждено» iconПравила проведения туристских походов (15 августа 2006 г. №26) (Утверждено...
Утверждено постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 15. 08. 2006 №26
«утверждено» iconУтверждено

«утверждено» iconУтверждено утверждено

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница