Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы»




Скачать 382,13 Kb.
НазваниеПрограмма развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы»
страница1/3
Дата публикации30.06.2013
Размер382,13 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Информатика > Программа
  1   2   3
Управление образования

Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района Красноярского края

Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение

«Диксонская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано» Принята педсоветом

Председатель протокол №_____

Управляющего совета от «___» ______ 2011г

_____________ Р.А. Прасценис Директор школы _________ Л.И. Вахрушева

Программа развития

«Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы».

г.п. Диксон

2011- 2012 уч. год

Паспорт программы развития школы

Основания для разработки программы

Создание организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов;

модернизация и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения; повышение уровня квалификации специалистов; предоставление максимального спектра возможностей наибольшему числу учащихся.

Цель программы

Создание условий повышения качества образования с учетом специфики школы, повышения эффективности процессов управления, образования, воспитания и социализации путем широкого использования информационно - коммуникационных технологий.

Основные задачи

Создание мотивационных, организационных и материально-технических условий для повышения качества образования.

Дальнейшее развитие и обновление организационно-управленческих механизмов управления школой.

Период и этапы реализации программы

1 этап (2009-2010 гг.) Информационно-аналитический.

2 этап (2010-2012 гг.) Экспериментально-внедренческий.

3 этап (2012-2013 гг.) Этап промежуточного контроля и коррекции.

4 этап (2013-2014 гг.) Этап полной реализации.

Ожидаемые результаты

Создание эффективной системы информационного обеспечения, обеспечение условий для развития, самосовершенствования, самореализации и социализации каждого учащегося в соответствии с моделью выпускника школы, способного к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности и готового к продолжению образования.

Разработчики программы

Творческая группа в составе администрации школы, председателей методических объединений при участии детского общественного объединения «Школьный совет» и родительской общественности.

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителей программы

Вахрушева Лариса Ильинична, директор.

Телефон:

Низовцева Дина Геннадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Телефон:

Япорова Джамиля Ахмедулловна, заместитель директора по воспитательной работе. Телефон:


Сайт школы в Интернете

diksonshkola.narod.ru


^

І. ПРОБЛЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ


Необходимость разработки Программы развития определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.


  1. Анализ внешних факторов.


Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом:

  • развивающее обучение в начальной школе;

  • обеспечение доступности и достижение качества общего образования в основной школе;

  • возможность выбора профиля на старшей ступени.

Существующие сегодня традиционные для школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования, нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям жизни.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной, переход образования на государственные стандарты требуют от школы совершенствования технологий обучения и воспитания. Более высокие требования предъявляются к учителю.

Существующие проблемы современной школы в целом, на наш взгляд, следующие:

  • слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

  • сохраняется формальная, «зуновская» ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка;

  • недостаточные показатели здоровья и эмоционального благополучия детей;

  • недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления.

  • недостаточность притока молодых кадров.

  • опасная тенденция к сокращению контингента учащихся.

Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым:

    • выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающего ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;

    • создание условий для предметно - нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

    • развитие системы дополнительного образования;

    • формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

    • создание условий для осознанного выбора учеником своей образовательной траектории.

  1. Анализ внутренних факторов.

Положительным в работе школы являются следующие моменты:

  • достаточно стабильный и высокопрофессиональный кадровый потенциал;

  • разработана и функционирует государственно-общественная система управления образовательным процессом школы (Управляющий совет.);

  • работают органы ученического самоуправления (Совет старшеклассников);

  • налажена система работы с родителями учащихся (Родительский лекторий, родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации.);

  • соблюдаются права участников образовательного процесса (в школе избран Уполномоченный по правам участников образовательного процесса.);

  • педагогический коллектив активно занимается введением в образовательный процесс ИКТ.

  • Школа перешла на новый уровень современных требований: новый образовательный стандарт, предъявляющий новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.



Однако в организации и содержании образовательного процесса имеются и проблемы, решение которых и призвана осуществить Программа развития. Остановимся на наиболее актуальных проблемах.


    • В школе имеется богатый опыт дифференциации и индивидуализации в рамках образовательного процесса, с другой стороны, есть дети, которым требуется индивидуализации на более высоком уровне. Выходом из этой ситуации является создание индивидуальных образовательных программ для одаренных детей в разных видах деятельности.

    • Успешному развитию ребенка способствует система дополнительного образования. Дополнительное образование в школе осуществляется через разнообразные творческие объединения, кружки, секции. Однако современные направления организации общего образования (компетентностный подход, деятельностное содержание образования, без отметочная оценка знаний, свободное самоопределение и самореализация ребенка т.д.) требуют интеграции и совместного решения задач как основного, так и дополнительного образования. Решение данной проблемы видится в интеграции основного и дополнительного образования учащихся, в организационном и содержательном единстве основных структур управления школы.




    • Каждый ребенок получает в стенах школы интеллектуальное, творческое, физическое развитие и в меньшей степени психосоциальное. Однако современное состояние информационных технологий, возможность международных контактов предъявляют к современному специалисту новые требования. Поэтому необходимо создавать условия для развития социальной компетентности, содержательной коммуникации. Перечисленные проблемы можно решить через создание целевой программы по формированию социальной компетентности.




    • Инновационная деятельность, осуществляемая в школе в управлении, содержании образования, в формах и методах, применяемых в образовательном процессе, способствует успешной реализации многих задач. Однако недостаток информационной техники, недостаточный уровень информационной культуры тормозят дальнейшее развитие школы. Решение возникшей проблемы видится в создании информационного банка инноваций.

Итак, анализ показывает, что в школе созданы условия, обеспечивающие интеллектуальное, творческое, физическое и психологическое развитие всех участников образовательного процесса. Однако существуют проблемы, решение которых необходимо осуществить в ходе реализации Программы развития.
^ Концептуальные основы развития школы

В основе Программы развития лежат принципы, научно-обоснованные и признанные в мировой практике. Эти принципы восходят к богатому духовному и психолого-педагогическому наследию России. Идеи В.П. Вахтерова, Л.С. Выготского, А.М. Матюшина и ряда других авторов об обучении как творческом процессе – процессе исследования и открытия ребенком знаний об окружающем мире – нашли непосредственное воплощение в инновационном проекте.

Основные принципы обучения:

- создание условий для духовного и личностного роста учащихся;

- применение междисциплинарного подхода при изучении содержания;

- интеграция тем и проблем;

- высокий уровень насыщенности содержания обучения;

- открытый характер проблем и вопросов для изучения;

- активные методы обучения;

- направленность на развитие творческой личности и мышления ребенка;

- деятельностные формы обучения.

^ Цель программы:

Создать модель педагогической системы работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала участников образовательного процесса.


  1. Основные задачи программы:


1.Совершенствовать технологии управления образовательным процессом. Внедрять новые способы деятельности, новое содержание образования в школе.

2.Создать условия для непрерывного восходящего развития творческого потенциала учителей, преобразуя методическую деятельность учителя в исследовательскую.

3. Обеспечить получение образования каждому ученику на максимально качественном уровне.

4. Совершенствовать систему воспитательной работы и дополнительного образования с учетом многообразных форм жизнедеятельности учащихся.

5.Создать условия для формирования социальной компетентности учащихся.

6.Формировать культуру здорового образа жизни.

7. Совершенствовать просветительскую работу с родителями. Привлекать интеллектуально-творческий потенциал родителей к реализации Программы развития.
2. Приоритетные направления реализации программы



  1. Проектирование образовательного процесса в рамках реализации стратегии современного образования.

  2. Обновление содержания образования, повышение его качества и доступности.

  3. Внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий.

  4. Обеспечение условий для профессионального и личностного роста педагогов.

  5. Разработка научно-методического обеспечения для успешной реализации стратегий интенсификации, обогащения.

  6. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  7. Создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

  8. Развитие системы взаимодействия семьи и школы.

  9. Информационное обеспечение образовательного процесса.

  10. Совершенствование внешних связей школы с социумом, учреждениями культуры.


^ 3.Ожидаемый конечный результат


  1. Модель педагогической системы работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала участников образовательного процесса.

  2. Совершенствование государственно-общественных форм управления образовательным процессом в школе.

  3. Обновленный комплект нормативно- правовой документации.

  4. Интеграция программ основного и дополнительного образования.

  5. Реализация опытно-экспериментальной работы с одаренными детьми.

  6. Повышение творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов.

  7. Качественное усвоение государственных стандартов образования учащимися школы.

  8. Обновление содержания образования, обеспечивающее достижение социальной компетентности учащихся как гарантии их социальной защищенности, развития личной инициативы и гражданской ответственности.

  9. Высокий уровень интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  10. Укрепление физического, психического и духовного здоровья учащихся.

  11. Повышение психолого-педагогических знаний родителей через лектории, конференции, консультативную работу.

  12. Новые формы сотрудничества с родителями учащихся, социумом.

  13. Сборники методических материалов педагогов школы.

  14. Сборники творческих работ учащихся.

  15. Модель учителя.

  16. Модель ученика.

  17. Банк инноваций, новых педагогических технологий.

  18. Критерии оценки проектов образовательного процесса и его результатов.

20. Укрепление материально-технической базы школы: приобретение новой электронной техники, учебно-наглядных пособий, спортивного инвентаря, качественный ремонт помещений школы и др.

Построение концепции школы основывается на методологических, теоретических и экспериментальных исследованиях, выполненных в рамках соответствующих наук и силами педагогического коллектива.

Свою миссию школа видит в созидании ЧЕЛОВЕКА, который отличается творческой активностью и яркой индивидуальностью, высоким уровнем культуры, богатым арсеналом общих и лингвистических знаний, достигнутых в процессе обучения. Неодаренных людей нет! Нужно только заметить способности ЧЕЛОВЕКА и создать условия для их развития. Это основной принцип организации деятельности школы. Образовательная цель заключается в обеспечении высокого качества воспитания, обучения и развития учащихся и соответствует ключевым нормативным принципам развития федеральной и муниципальной системы образования и реализуется через решение задач обучения, воспитания и развития.

К задачам обучения относятся:

  • обеспечение качества обучения не ниже уровня государственного образовательного стандарта;

  • формирование целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук;

  • обучение навыкам самоанализа, мыслительной деятельности и научно-исследовательского труда.

Задачи обучения определяют содержание учебного плана школы. В базисном (федеральном) компоненте изучаются образовательные области, обеспечивающие достижение государственного стандарта образования. Региональный и школьный компоненты предусматривают формирование широко образованного, интеллектуального человека, способного к саморазвитию.

Процесс обучения неразрывно связан с процессом развития. Школа ставит следующие задачи развития:

  • всестороннее развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • развитие ведущих психических качеств;

  • формирование научно-теоретического мышления.

Решение задач развивающего характера реализуются через

  • использование программ развивающего характера,

  • современные технологии обучения,

  • включение учащихся в различные виды деятельности, обеспечивающие развитие основных форм человеческого сознания, формирующие научно-теоретическое мышление.

Школа призвана способствовать сохранению и возрождению интеллектуального и духовного потенциала страны через организацию воспитательной работы и систему дополнительного образования и ставит следующие задачи:

  • развитие интеллектуальных, нравственных качеств личности;

  • формирование мотивации к внутреннему саморазвитию и самосовершенствованию;

  • формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Решение воспитательных задач в процессе обучения происходит за счет реализации воспитательного потенциала образовательных программ. А так же целенаправленного отбора учебных пособий и дидактических материалов, представляемой учащимся информации, направленной не только на усвоение программного материала, но и на их духовно-нравственное становление сознание и принятие общечеловеческих ценностей.

В школе создано дополнительное пространство для самореализации личности во внеурочное время – система дополнительного образования. Она гарантирует детям возможности выбора видов и форм творческой деятельности, участия в различных творческих объединениях, в выборе органов ученического самоуправления, в походах, экскурсиях, различных массовых мероприятиях, организуемых в школе как в учебное, так и каникулярное время.

Инновационная деятельность субъектов образовательного процесса предполагает их активное участие в научно-исследовательской деятельности, в совершенствовании учебно-методического и научно-методического направлений. Инновационная деятельность педагогов заключается в составлении рабочих программ, апробации новых педагогических технологий, публикации статей в научных сборниках и журналах. Организация научно-исследовательской деятельности педагога осуществляется в соответствии с интересами и запросами и ориентирована, в первую очередь, на потребности образовательного процесса.

Управление школой и работа по ее развитию является целенаправленной деятельностью, предполагающей определенную работу по целеобразованию в области становления, стабилизации и оптимального функционирования образовательного процесса на основе принципов демократизма, системности, целевого и опережающего управления.
  1   2   3

Похожие:

Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы» iconПрограмма развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала...
Создание организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов
Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы» iconПубличный отчет учебно-воспитательной деятельности гимназии за 2011-2012 учебный год
Тема школы: Развивающая образовательная среда сельской гимназии как условие самореализации личности школьника в условиях перехода...
Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы» iconРешение задачи становления творческой личности во многом зависит...
Уроки технологии как образец проектной деятельности, стимулирующий развитие творческого потенциала учащихся
Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы» iconПрограмма предпрофильного курса для учащихся 9 класса. Тема: «Анализ...
В современном обществе человек- вольно или невольно-постоянно сталкивается с текстовой информацией, которую он должен уметь воспринимать...
Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы» iconИсследовательская работа по психологии тема: «роль функциональной...
Актуальность рассмотрения темы обусловлена тем, что проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится...
Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы» iconСоздание комплекса средств обучения основам информационной культуры...
Гендина Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Создание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие...
Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы» iconПрограмма оэр школы на статус муниципальной экспериментальной площадки...
«Обновление содержания общего образования», «Развитие творческого потенциала учащихся», «Развитие системы дополнительного образования»,...
Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы» iconИностранный язык в исследовательской деятельности учащихся
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика...
Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы» iconМетодического объединения
«Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой,...
Программа развития «Развитие интеллектуально- творческого потенциала как условие успешной самореализации личности в современном обществе с условиях сельской школы» iconНаправления работы школьного музея
Важной задачей является усиление воспитательной функции школы, обеспечение условий для творческого развития каждого школьника, для...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница