Курсовая работа




Скачать 486.9 Kb.
НазваниеКурсовая работа
страница1/3
Дата публикации22.06.2013
Размер486.9 Kb.
ТипКурсовая
pochit.ru > Информатика > Курсовая
  1   2   3


Мурманский областной институт повышения квалификации

работников образования и культуры

Кафедра естественно-математического

и профессионального образования

«Методические рекомендации при проектировании, разработке и апробации электронных средств обучения и контроля знаний на уроках

производственного обучения»

Курсовая работа

слушателя курсов длительного обучения

Дебеляк Елены Вячеславовны

мастера производственного обучения 1 категории

ГООУ НПО Профессиональный лицей №5


Научный руководитель

В.В.Петренко

доцент кафедры филологических дисциплин

Мурманск

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…..……………………………………………………..... 2
2. Анализ рынка действующих электронных средств обучения для системы

НПО………………………………………………………………………………..... 3
3. Методическое обеспечение электронных средств обучения………………… 4
3.1 Требования к современному методическому обеспечению ЭСО………..…….. 4
3.2 Варианты построения уроков с использованием ЭСО…………………………..5
3.3 Основные критерии проектирования современных ЭСО………………………..5
3.4 Разработка типовой технологической схемы создания ЭСО……………………7
4. Разработка электронных средств обучения…………………………………….9
4.1 Алгоритм работы при создании ЭСО в Microsoft Power Point 2003………..…..9
4.2 Алгоритм работы при создании ЭСО в Microsoft Word 2003…………………..10
4.3 Реализация интерактивности в ЭСО……………………………………………..13
^ 5. Создание комплексов контроля знаний для электронных средств

обучения…………………………………………………………………………….13
5.1 Создание тестов с помощью программы Microsoft Office Excel……………….16
5.2 Комплекс тестирования ADSoft Tester…………………………………………...17
5.3 Универсальная программа проверки знаний «Assistent»……………………… 19
5.4 Программно-игровой тест «О’ счастливчик!»…………………………………..21
6. Апробация электронных средств обучения…………………………………....21
7. Заключение…………………………………………………………………..……..22
8. Список литературы…………………………………………………………..……25
Приложения

1. Пояснительная записка
В настоящее время в Российском образовании идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями всего учебно-воспитательного процесса. Сегодня компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Однако современная компьютерная техника используется подростками в большинстве случаев для развлечения. При этом познавательные и образовательные мотивы стоят лишь на 20 месте по использованию.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой; методические – Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические – В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др. Одной из причин такого положения можно считать недостаточное применение компьютерных технологий в образовательном процессе. Как правило, именно преподаватели зачастую оказываются в худшем положении по сравнению с обучающимися, так как они по ряду причин объективного и субъективного характера меньше привыкли к работе с компьютером и меньше готовы к восприятию новых информационных технологий в образовании.

Анализ публикаций по применению информационных технологий в образовании показал, что ввиду огромного многообразия и специфики их использования для различных дисциплин и различных видов учебных заведений, в настоящее время нет точной общепризнанной классификации компьютерных обучающих программ, однако, в зависимости от вида их использования на занятиях возможно условное деление следующим образом:

  • демонстрационные программы,

  • обучающие программы,

  • программные средства для математического моделирования,

  • программные средства для контроля/тестирования уровня знаний,

  • тренажеры,

  • информационно-справочные системы,

  • автоматизированные обучающие системы,

  • электронные учебники,

  • экспертные обучающие системы,

  • интеллектуальные обучающие системы.

Поэтому все вышеперечисленные компьютерные обучающие программы (в данной методической работе) условно будут называться – электронные средства обучения (ЭСО).

Очевидно, что с появлением и совершенствованием различных электронных средств обучения, должны принципиально измениться учебные программы и планы лекций и практических занятий, а также роль преподавателя в учебном процессе.

Таким образом, целями данной методической разработки будут являться:

  1. Создание принципов построения электронных средств обучения (ЭСО).

  2. Выработка практических рекомендаций по созданию, применению и апробации структуры ЭСО.

В ходе данной методической работы решаются следующие задачи:

1. Исследование общих технологий построения ЭСО.

2. Практическое освоение перспективных технологий и формулирование

системы идей, моделей, технологических шагов, вспомогательных средств.

3. Разработка типовой технологической схемы создания ЭСО.

4. Создание конкретных ЭСО с целью отладки на конкретных примерах

правильности предлагаемых решений.

5. Соотношение полученных результатов с качеством профессионального

обучения.

Данная методическая разработка предоставит возможность не только совершенствовать педагогическое мастерство преподавателя (мастера п/о) посредством информационных технологий, но и поможет в освоении правильного подхода к проектированию, созданию и апробации собственных электронных средств обучения.

Результатами данной работы будут являться рекомендации по проектированию, разработке и апробации электронных средств обучения и контроля знаний. Они помогут разработчику ЭСО повысить качество профессионального обучения, а также будут способствовать внедрению ЭСО в информационное пространство образовательного учреждения.
^ 2. Анализ рынка действующих электронных средств обучения для системы НПО
На рынке образовательных услуг идет процесс активного внедрения различных готовых ЭСО, в разнообразии которых не сложно запутаться непосвященному педагогу. Естественно предпочтение отдаётся таким ЭСО, которые соблюдают основное направление Государственного образовательного стандарта. Однако, на сегодняшний день, трудно найти подходящее ЭСО для целого ряда рабочих профессий системы НПО. Вот немногочисленный список образовательных компьютерных программ и их разработчиков для образовательной системы НПО:


Учебное электронное издание «Организация и технология механизированных работ в животноводстве

Учебное электронное издание Мультимедиа-комплекс «Оборудование и технология розничной торговли»

Учебное электронное издание «Практикум автомеханика по ремонту автомобилей»

Учебное электронное издание «Практикум слесаря по ремонту тракторов»

Учебное электронное издание «Программное управление станков с ЧПУ»

Учебное электронное издание «Сварка на автоматических и полуавтоматических машинах»

Учебное электронное издание «Материаловедение. Практикум для строителей-отделочников»

Учебное электронное издание «Технология сельскохозяйственных работ»

Учебное электронное издание «Устройства сигнализации, централизации и блокировки»

Учебное электронное издание «Основы прокатного производства»

Электронное издание «Практикум электромонтера»

Интерактивный обучающий курс «Многопрофильный оператор ЭВМ»


Проанализировав вышеперечисленные электронные образовательные ресурсы, можно сделать вывод о минимализации учебного материала в этих ресурсах. Решая данную проблему, на собственном опыте, я нашла выход из положения в самостоятельном проектировании и создании ЭСО.
^ 3. Методическое обеспечение электронных средств обучения

3.1 Требования к современному методическому обеспечению ЭСО

Прежде чем перейти непосредственно к разработке ЭСО, попытаемся сформулировать некоторые положения, без выполнения которых принципиально изменить содержание и форму профессионального образования, на наш взгляд, невозможно:

1. Каждое занятие в соответствии со стандартными программами должно быть оснащено методической разработкой, не зависящей от того проходит ли занятие в компьютерном классе, учебной мастерской или в обычной аудитории (изменится лишь соотношение вопросов и задач, рассмотренных в аудитории).

2. Преподаватель (мастер п/о) за компьютер не садится — он ведет урок, а компьютеры служат лишь подспорьем, позволяющем сэкономить время и сделать работу более эффективной: воспроизвести ту или иную операцию в мультимедийном исполнении, наглядно показать итоговый объект труда, который будет выполнен обучающимся во время урока, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера и т.д.

3. При проведении занятий преподаватель (мастер п/о) учитывает наличие у всех обучающихся электронного учебника и других компьютерных пособий и, следовательно, имеет возможность ограничиться наиболее существенными вопросами, а остальное передать обучающимся для самостоятельного изучения.

4. Преподаватель (мастер п/о) должен подготовить обучающихся к сознательному выполнению заданной работы наиболее рациональным способом, предупредить возможные ошибки и брак, обеспечив при этом соблюдение безопасных условий труда; добиться отчётливого понимания каждым из обучающимся особенностей предстоящих действий. Понятно, что скорость восприятия, понимания у разных обучающихся различны, и это должно являться главным приоритетом при проведении вводного инструктажа с помощью компьютерной техники.

5. В компьютерных классах очень удобно проводить проверочные работы по производственному обучению. Проверочную работу можно провести за половину занятия, разделив группу пополам и проводя параллельно занятие (с одной частью группы в учебной мастерской) и теоретическую часть проверочной работы (с другой частью), причем компьютер выдает результаты проверочной работы немедленно. Очень важно, что преподаватель (мастер п/о) сам вызывает нужную ему проверочную работу в необходимом количестве вариантов и выбирает уровень ее сложности (группу также можно разделить по уровню подготовки).

^ 3.2 Варианты построения уроков с использованием ЭСО
1. Электронные средства обучения используются при изучении нового материала и его закреплении. Обучающихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов.

2. ЭСО может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все обучающиеся 5-7 мин. под руководством преподавателя соотносят полученные знания с формулой параграфа.

3. В рамках комбинированного урока с помощью ЭСО осуществляется повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких тем, выявить связь понятий, повторить наиболее важные операции и трудовые приемы, определить причинно-следственные связи. На таком уровне обучающиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща, затем в парах и, наконец, индивидуально (по очереди).

4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы трудовых приемов, навыков и операций. Такая работа должна проводится в группах обучающихся.

В заключении урока обучающиеся обращаются к электронной формуле содержания урока, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение обучающихся к исследовательской работе на уроке.

5. ЭСО используется как средство контроля знаний и умений.
^ 3.3 Основные критерии проектирования современных ЭСО
Существуют определенные критерии, которых необходимо придерживаться при создании ЭСО. Для этого обратимся к опыту более опытных разработчиков данных пособий (Зайцева Светлана Анатольевна – канд.пед.наук; Иванов Владимир Вячеславович – канд.техн.наук) и выделим следующее:

1. При составлении ЭСО необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей работы– это необходимое условие успешности обучения.

2. При работе с ЭСО большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить обучающихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ЭСО и умения обучающихся свободно работать с компьютером.

3. Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности обучающихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования, а не просто механического запоминания.

4. Для выбора инструментальной среды для будущего ЭСО прослеживаются четыре пути создания обучающих программ на основе:

  • прямого программирования на языках   высокого  уровня;

  • инструментальных систем,  которые позволяют изготавливать ЭСО педагогу,  незнакомому с программированием, например с помощью офисного пакета Microsoft Office. Среди используемых отечественных  инструментальных  систем можно отметить  АДОНИС,  УРОК  и  системы,  позволяющие создавать мультимедиа программные продукты, это: ДЕЛЬФИН-3 (разработка  МЭИ),  Statpro Multimedia (разработка  МЭСИ) и др.

Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.

5. При оценке программного продукта необходим учет физиологических особенностей восприятия человеком различных эффектов оформления программы. Восприятие предмета в совокупности его свойств формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. Существует определенная последовательность различения разных признаков сигнала. Например, прежде всего, различается положение и яркость сигнала (по отношению к фону), затем его цветовые характеристики и только после этого – форма. С помощью зрительных ощущений человек может различать до 180 цветовых тонов. Ощущение различных цветов может вызывать у людей впечатление тепла или холода, хорошего или плохого настроения. Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать. Теплые цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители в порядке убывания интенсивности воздействия: красный, оранжевый, желтый. Холодные цвета успокаивают, вызывают сонное состояние. Нейтральными являются цвета – светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый. Очень важно правильное сочетание цвета знака и цвета фона, так как они существенно влияют на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне). Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

6. Необходимо рассмотреть функцию возможности быстрого поиска по тексту. Не всякая печатная книга обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен. Отсутствие такого ограничения – неоспоримое преимущество ЭСО.

7. Организовать учебную информацию в виде гипертекста.

8. Обязательно наличие мультимедиа (multi – много, media – среда) – богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным. Мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого.

10. При создании ЭСО целесообразно сжатость и краткость изложения материала при максимальной информативности текста. Сокращения, встречающиеся в тексте, должны быть общеупотребительными и их количество сведено к минимуму. Отсутствие нагромождений, тщательное структурирование информации. Наличие кратких и «ёмких» заголовков, маркированных и нумерованных списков для того, что бы весь текст легко просматривался. Каждому положению должен быть отведен отдельный абзац текста, при этом основная идея абзаца должна находиться в самом его начале. Целесообразно использование табличного формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями.

11. Рекомендуется постепенное освоение обучающимися отдельных операций, что обеспечивает качество и эффективность общетрудовой и профессиональной подготовки. Поэтому подбор операционного материала необходимо планировать с учетом упражнений различной сложности, что способствует снижению утомляемости и активизирует интерес учащихся.

Таким образом, ЭСО должно предполагать последовательность восприятия обучающимися учебного материала, переработку, обобщение и автозапоминание; формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков в практической деятельности и оценку результатов труда.

  1   2   3

Похожие:

Курсовая работа iconКурсовая работа должна
Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоя­тельного изучения курсантами (студентами, слушателями) вопросов учеб­ного...
Курсовая работа iconКурсовая работа
Курсовая работа должна носить творческий исследовательский характер и быть направленной на приобретение и развитие, во-первых, практических...
Курсовая работа icon2. курсовая работа как вид научной работы
Курсовая работа является видом учебной работы, вы­полняется студентами со 2 по 4 (5) курсы обучения по дис­циплинам, утверждаемым...
Курсовая работа iconРазработаны в соответствии со стандартами Минобразования РФ понятие...
Курсовая работа – это самостоятельная учебная научно-исследовательская работа студента, выполняемая на завершающем этапе изучения...
Курсовая работа iconМетодические указания для выполнения курсовой работы Курсовая работа...
Построение графиков электрической нагрузки энергосистемы и гра- фиков тепловых нагрузок по районам теплоснабжения тэц
Курсовая работа iconКурсовая работа на тему "Анализ и расчет статических параметров транзистора...
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению статических параметров одного из самых распространенных и самых универсальных усилительных...
Курсовая работа iconКурсовая работа (проект); итоговая контрольная работа
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Курсовая работа iconКурсовая работа выполняется в соответствии с учебной программой дисциплины «Менеджмент»
Работа – самостоятельная творческая работа студента, выполняемая под руководством преподавателя, главная цель которой заключается...
Курсовая работа iconКурсовая работа

Курсовая работа iconКурсовая работа

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница