4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией




Скачать 81,59 Kb.
Название4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией
Дата публикации10.06.2013
Размер81,59 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Тема 4. Человек в группе

  1. Понятие общения. Общение как обмен информацией.

  2. Общение как взаимодействие

  3. Общение как понимание

  4. Конфликты и пути их разрешения.


Обязательные понятия темы: общение, общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как понимание, эмпатия, конфликт
Мы уже неоднократно говорили, что человек – это существо биосоциальное и свои социальные качества он приобретает с помощью общения

Что такое общение?

Общение – процесс установления контактов между живыми организмами.

Как видно из данного определения, общение возможно и между животными.

Что же такое человеческое общение, это общение мы будем понимать в нескольких смыслах.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Под общением мы будем понимать:

  1. Обмен информацией

  2. Взаимодействие

  3. Понимание

1. Общение как обмен информацией

Общение как обмен информацией – это передача друг другу каких-либо сведений.

Рассмотрим структуру общения как обмена информацией:

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Коммуникатор – тот кто делает какое-либо сообщение, это сообщение для его передачи кодируются в определенные слова, мысли, чувства

Реципиент – тот, кому делается какое-либо сообщение, для того, чтобы его понять, он должен декодировать сообщение, т.е. его осмыслить, понять.

Каким образом кодируется информация (как она кодируется сейчас?)

Соответственно кодированию информации выделяют виды общения:

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Вербальное общение (словесное) – использует в качестве общения человеческую речь

Невербальное (несловесное) – это общение через жесты (например, жестикуляция руками), пантомимимку (позы), мимику (движение разных элементов лица)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – пожимание плечами (что означает?) который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони,.поднятые плечи поднятые брови.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – ЧТО это означает (всё хорошо!)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – что это означает? (в Америке – хорошо, здорово, а в некоторых странах это – оскорбительный жест)

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Иногда в общении возникают проблемы, тогда можно говорить о барьерах в общении.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Барьеры - это то, что мешает человеку передавать информацию

Подумайте, что это могут быть за барьеры:

Барьеры могут быть психологическими,

социальными,

политическими,

религиозными,

профессиональными

и порождать разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

2. Общение как взаимодействие

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери говорил: «На земле существует самая большая роскошь – роскошь общения с людьми.

Подумайте, почему так сказал известный французский писатель?

Если глубоко задуматься над этими словами, то они окажутся правильными.
^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Вспомним Робинзона Крузо – он оказался на острове в полном одиночестве, сумел выжить и обеспечить себе сносное существование, но ему очень не хватало духовного общения.

Причём так ли хотелось ему передать кому-нибудь какое-либо информацию?

Общение как взаимодействие – это организация совместных действий, в ходе которых возникают межличностные отношения

Например, нескольким ученикам поручено сообща провести уборку класса. Кто-то из них отлынивает, кто-то приносит воду для мытья пола, кто-то протирает пыль, а кто-то ухаживает за комнатными растениями. В этом случае общение между участниками в процессе совместной деятельности выступает как межличностное взаимодействие

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Межличностное общение – это одна из человеческих потребностей.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Потребности человека, связанные с общением:

1) потребность в определении своего положения в обществе

Стоит людям собраться вместе, как они различными способами обозначают свой статус и принадлежность к той или иной группе

2) поддержание хороших отношений в группе

Если такие отношения не складываются, человек испытывает психологический дискомфорт.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Особенно остро ощущается потребность в общении в юношеском возрасте.

Из-за чего это происходит:

1) общение со сверстниками – важный канал информации, которая не сообщается взрослыми;

2) вырабатываются навыки взаимодействия с другими людьми

умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных, а статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В общении со сверстниками постоянно приходится доказывать свою привлекательность, необходимость группе.

3) специфический вид эмоционального контакта.

Сознание принадлежности к группе, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

3. Общение как понимание

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Общение как понимание - это восприятие одного человека другим
ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Как вы понимаете выражение: встречают по одёжке, а провожают по уму?

Восприятие другого человека начинается ещё задолго до того, как он вступает с нами в разговор.

Именно с восприятия внешних признаков начинается процесс общения. Причем обычно наиболее информативными являются внешность, физические качества, одежда и поведение, т. е. совершаемые действия, эмоциональные реакции, мимика, жесты и пр. Наблюдатель, видя эти внешние проявления, особым образом их оценивает, делает умозаключения, иногда приписывает партнеру определенные черты, и так складывается отношение, которое может укладываться в понятие «нравится — не нравится».

Рассмотрим некоторые механизмы понимания людей друг друга:

Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека,

Различают несколько уровней эмапатии: (КАЖДЫЙ РАЗ ЧЕРЕЗ ЩЕЛЧОК)

1) повторение эмоций (стоит одному маленькому заплакать, как все дети тоже начинают плакать)

2) переживания (переживания, основанные на ситуации, в которой находится другой человек. Например, возможно, вы ловили себя на том, что с замиранием сердца следили за выступлением гимнастов под куполом цирка. В этом случае проявление эмпатии связано с тем, что вы переживаете чувство опасности, которая подстерегает того, за кем вы наблюдаете, даже если сам он эту опасность еще не замечает или она для него привычна.

3) сочувствие, сопереживание (способности человека откликаться на чувства другого, радоваться и печалиться вместе с ним и за него)



  1. ^ Конфликты и пути их разрешения.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Виды конфликтов:

Межличностный – противоречие между конкретными людьми

Межгрупповой – противоречие между малыми группами (классом, бригадой, дворовыми компаниями, микро группы внутри группы)

Структура конфликта:

^ ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Конфликтная ситуация – основа для конфликта

Объект конфликта – то, чем хотят овладеть участники конфликта (власть, авторитет, должность)

Оппоненты – участники конфликта («носители» противоположности)

Инцидент – открытое столкновение противоборствующих сторон (цель которого — получение позитивного результата только для одной стороны)

Несколько стилей поведения в конфликте:

1. Соперничество — ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Соперничество может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения.

2. Сотрудничество — одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения. Эта стратегия, в отличие от остальных, требует больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Сложность заключается в том, что трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны.

Сотрудничество является адекватным типом поведения тогда, когда решение проблемы важно для всех сторон, а конфликт для его участников всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях, стороны исходят из того, что впереди предстоит работа над долгим проектом и т. п. (Пример, когда в споре действительно рождается истина, а не ссора.)

3. Компромисс — половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Компромисс затрагивает более поверхностные уровни, чем сотрудничество, поскольку обсуждаются в основном внешние позиции, без выявления глубинных нужд и интересов. Часто решение принимается исходя из приемлемости варианта для обеих сторон, поскольку полное удовлетворение интересов невозможно. Этот тип поведения предполагает равноценное применение индивидуальных и совместных, активных и пассивных действий.

Чаще всего компромисс продуктивен тогда, когда обе стороны имеют противоположные интересы и им надо быстро принять решение или их устраивает временное соглашение.

4. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений. Таким образом, избегание является индивидуальной пассивной стратегией. Это просто временный или постоянный выход за рамки конфликта, но может приводить к тому, что ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону.

5. Приспособление — это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. Здесь результатом взаимодействия является не достижение реальной цели, а сохранение взаимоотношений, которые имеют значительно большую ценность для участника конфликта, избравшего приспособление. Действия этого типа поведения оцениваются как совместные пассивные. Человек действует совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования.

Приспособление целесообразно в тех случаях, когда проблема для одного участника конфликта незначима или его доминирующей потребностью является сохранение мира и дружеских отношений, а для другого исход конфликта намного важнее. Общемировые тенденции гуманизации общества, управления производством, образованием свидетельствуют о том, что особую ценность приобретает готовность сотрудничать с окружающими, налаживать совместную деятельность, находить компромиссы.

Что нужно для того, чтобы успешно разрешить конфликт?

Для этого нужно задать себе следующие вопросы:

  1. В чём суть конфликта – из-за чего он происходит, какое противоречие лежит в его основе?

  2. Кто является истинным участником конфликта – кого он касается непосредственно? Если не прояснить этот вопрос, то своими действиями можно расширить зону конфликтного взаимодействия, втянуть в конфликт других участников.

  3. Какие последствия будет иметь конфликт? (может, ничего хорошего из вашего столкновения не будет ни для одной из сторон. В любом случае, вступая в конфликт, думающий человек не бросается в него как в омут.)


Домашнее задание: подготовиться к тестовой контрольной работе по всем изученным темам!

Похожие:

4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией iconВопросы: Коммуникация
Коммуникативный аспект общения в профессиональной сфере. Общение как обмен информацией. Коммуникативные барьеры в ситуациях общения....
4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией iconТ. Н. Березина Коммуникация это обмен информацией. Эмоциональный...
В классической социальной психологии обмен эмоциями относится к перцептивной составляющей общения (Андреева, 1999), однако в рамках...
4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией iconДеловое общение (курс лекций)
Деловое общение – вид общения, при котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом
4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией iconПояснительная записка Тема Понятие общения: сущность и содержание....
Тема Понятие общения: сущность и содержание. Общение как феномен: передача информации, восприятие и взаимодействие
4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией iconИсследования
Невербальное взаимодействие – составляющая общения, в котором обмен информацией осуществляется на неречевом уровне. Внешний вид,...
4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией iconПлан 28. Общение. Ошибки восприятия
Интерактивная сторона общения. Теории межличностного взаимодействия. Взаимодействие в группе
4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией iconМежличностное дидактическое речевое общение в системе «человек- человек»
Наше общество переживает сложнейший этап преобразований. Партнёрство и сотрудничество, ставшие существенными чертами нашей жизни,...
4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией iconУрок по теме «Общение как понимание»
...
4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией iconТема №1 Введение. Понятие делового общения Деловое общение
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в...
4. Человек в группе Понятие общения. Общение как обмен информацией iconIi. Закономерности общения и взаимодействия
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница