«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы




Скачать 157,22 Kb.
Название«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы
Дата публикации30.05.2013
Размер157,22 Kb.
ТипРеферат
pochit.ru > Информатика > Реферат
рб_2

Администрация закрытого административно-территориального

образования г. Заозерска

Управление образования Администрации ЗАТО г. Заозерска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский

сад комбинированного вида №2 «Радуга»

г. Заозерск

Опыт работы учителя – логопеда

Мунтян Ольги Владимировны

на тему: «Развитие связной речи детей старшего

дошкольного возраста с ОНР»

Введение. Актуальность выбранной темы

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Однако развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуально проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

^ Цель исследования: совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

^ Гипотеза исследования: я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В соответствии с целью моего исследования и выдвинутой гипотезой я поставила следующие задачи:

1.Использование инновационных технологий в коррекционно – логопедической работе по формирование связной речи у детей с ОНР.

2.Основные направления по развитию связной речи дошкольников с ОНР в процессе занятий.

3. Создание предметно – развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

4. Разработать систему работы с родителями по развитию связной речи.

5. В ходе эксперимента проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов.

Объект исследования: дети подготовительной группы.

Предмет исследования: особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

^ Содержание работы.

1. Инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе.

Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечёт за собой низкую коммуникативную направленность их речи. Известно, чем активнее работает мозг ребёнка, тем лучше развивается его структура, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции.

Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (Левина Р.Е., Глухов В.П., Воробьёва В.П., Филичева Т.В., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,Ткаченко Т.А.) и многие другие.

Но для меня очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Так в своей практике использую современные игровые, лично-ориентированные, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.

Особую актуальность, приобретает личностно-ориентированные технологии в коррекционной логопедической работе. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, не сразу идут на контакт, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Поэтому я использую в своей работе направления: «Ребёнок имеет право быть самим собой», «Личность и личностное достоинство», «Творчество и индивидуальность в познании и самовыражении», «Создание условий для личного роста». Это позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребёнку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приёмами использую оригинальные и творческие методики, одним из таких средств является игровые технологии в логопедической работе. Игровые технологии представляют себе широкие возможности, для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления. Например, использую в работе игры: «Самый умный», «Что? Где? Когда?», «Вопрос на засыпку», «Путешествие в театр», «Это интересно знать», «Запиши рассказ», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Стихотворные упражнения», «Интересные истории» и многие другие. Ведь значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи. Применяя в коррекционно-образовательном процессе специализированные компьютерные технологии, учитываю закономерности и особенности развития детей с ОНР, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Использую логопедические игры: «Серия игр Дракоша», «Весёлая азбука Кирилла и Мефодия», «Баба Яга учится читать», «Игры для тигры». Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.

Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлением, к навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: дыхательную гимнастику, комплекс упражнений направленных на профилактику зрения, комплексы упражнений на развитие мелкой и общей моторики (пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры), комплекс упражнений на релаксацию, кинезеологические упражнения, суджок – терапию.

^ 2. Использование различных направлений в работе по развитию связной речи.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Традиционную работу по развитию связной речи веду по следующим направлениям: обогащению словарного запаса, обучению составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок.

Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна, одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.

Используя в своей работе наглядное моделирование, я учу детей составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, проводить исследование, делать сравнения, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Анализируя новый материал и графически его, обозначая, логопат учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются также психические процессы, как память, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

При пересказе текста картинно-графический план выступает как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций). Иногда мы с детьми подготовительной группы делим текст на значимые части и дети самостоятельно придумывают и зарисовывают план пересказа текста.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребёнку, при наличии наглядной опоры остаётся самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходима подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию.

Для рассказа по сюжетной картине картинно-графический план просто необходим. Ребёнку трудно «сконструировать ситуацию», изображённую на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. Тогда использую такой приём, я раздаю детям карточки с фрагментами картины и предлагаю им составить предложения, затем выставляется большая картина, дети находят по ней свои фрагменты.

Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины, таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображённые на картине действия.

Метод наглядного моделирования нужно использовать в системе коррекционной работы при развитии связной речи.

Использование наглядного моделирования также оценили мои коллеги на открытых занятиях проводимого в рамках недели педагогического мастерства учителей – логопедов ДОУ города. В 2010 год – занятие «Пересказ текста повествовательно-описательного характера (по рассказу К. Ушинского «Четыре желания»), в 2011 год – занятие «Пересказ рассказа «Белая сказка».

В 2010 – 2011гг представляла на конкурс «Дидактические игры для дошкольников и младших школьников» игру «Запиши рассказ» с использованием картинно-графического плана, эту же игру коллеги могли оценить на выставке-презентации коррекционно-развивающей направленности в рамках областного семинара «Развивающая среда как средство формирования эмоционального благополучия и полноценного развития воспитанников». Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – модулей удаётся достичь следующих результатов:

  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать рассказы, интересные истории;

  • появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, загадок;

  • обогащается словарный запас, развивается связная речь.

^ 3. Предметно – развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.

Всем известно, что на развитие ребёнка дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда, а если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

«Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей всестороннему гармоничному развитию личности» (Н.В.Нищева)

Основное назначение логопедической группы это создание условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями, в состав предметно - развивающей среды входит коррекционный уголок. В его оборудование входит игровой, дидактический и наглядный материал. В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

В уголке есть зона по развитию связной речи. Лотки содержат рассказы таких авторов, как М Пришвин, В.Сутеев, Е.Чарушин, В.Бианки и так далее, русские народные сказки для пересказов («Теремок», «Три медведя», «Колобок», «Вершки и корешки», «Гуси – лебеди») и так далее, картины для составления рассказов (серия сюжетных картин Н.В.Нищевой, серия сюжетных картин Т.А. Ткаченко и так далее), стихотворения и загадки для заучивания, словесные и дидактические игры (например: «Запиши рассказ», «Стихотворные упражнения», «Интересные истории», «Путешествие в театр», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Почтальон принёс открытки», «Назови правильно»).

Для организации различных форм речевой деятельности я использую различные виды театров: кукольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, настольный. С детьми разыгрываю небольшие сюжеты речевого общения: вопросы и ответы, диалоги на разные темы, заучивание речёвок, пословиц и поговорок.

В коррекционном уголке оборудован «Звуковой экран», что помогает контролировать процесс коррекции звукопроизношения, и формирует у воспитанников критичное отношение к собственной речи.

^ 4. Система работы с родителями по развитию связной речи.

Какие бы значительные изменения в речи ребёнка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. Моя задача помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно в развитии связной речи.

В настоящее время я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы педагогического просвещения с родителями: мастер – класс: «Этому должны мы научиться», семинар – практикум: «Роль сказки в развитии связной речи детей с ТНР», консультации: «Роль артикуляционной гимнастики для детей с общим недоразвитие речи», «Давайте будем играть, и развивать речь», «Роль родителей в системе коррекционно-развивающей работе», «Развитие речи детей 3-4 лет», «Развитие речи детей 5-6 лет», «Учите детей рассказывать»; родительские собрания на тему: «Роль семьи в работе по развитию связной речи у дошкольников», «На пороге школы». Была организована информационная выставка «Если ваш ребёнок плохо говорит».

Сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников и развитию связной речи.

^ 5. Целесообразность и успешность эксперимента в применении тех или иных приёмов по развитию связной речи.

Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года, я отметила, что используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование инновационных технологий, наглядности, разнообразных, дополняющих друг другу приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, создание предметно-развивающий среды, использование специальной формы работы с родителями, я получила хороший результат в работе.

Итоги коррекционной работы в группе с ТНР 2010-2011г.

(второй год обучения)

Количество детей

Выпущено с нормой

Выпущено с улучшением

Выпущено с незначительным улучшением

Выпущено без улучшения





%




%




%




%

11

5

45,4%

4

36,4%

2

18,2%

0

0%



Как показал опыт моей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера, использование картинно-графических схем, игровых и компьютерных технологий значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.

В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Результаты эксперимента показали следующее:

  • Чем раньше выявляются недостатки речевого развития, тем лучше заметен результат.

  • Занятия должны, быть организованы в игровой форме с использование инновационных технологий. различных форм и приёмов обучения.

  • Соблюдение принципа последовательности и поэтапности.

  • Должна быть, оборудована предметно-развивающая среда.

  • Использование эстетической наглядности.

  • Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря.

  • Составление рассказов по моделированному плану рассказа.

  • Заучивание стихотворений по опорным схемам.

  • Проведение систематической работы с родителями.

Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счёте, подготовить их к обучению в общеобразовательной или специальной школе.

Результаты экспериментирования показали, что речь детей с ОНР значительно отличается от связной речи детей с нормальным развитием. Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно продолжать работу над формированием связной речи не только в условиях детского сада, но и дома. Своевременная работа – это важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития.

Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.

^ Распространение педагогического опыта.

Своим опытом работы я постоянно делюсь с коллегами.

В марте 2010г в рамках деятельности педагогов ДОУ участвовала в конкурсе дидактических игр «Все профессии нужны, все профессии важны» и представила игру по развитию связной речи «Профессии»; в январе 2011г года в ДОУ на педагогическом совете я, выступила с докладом: «Влияние занятий по развитию речи на обогащение сюжетов игр», в апреле 2011г года на заседании круглого стола, провела консультацию для педагогов «Дидактические игры и упражнения по развитию речи». В апреле 2011г в ДОУ проводила открытое итоговое занятие по обучению грамоте «Школа – это интересно».

Принимала участие в городских мероприятиях: конкурс методических разработок «Формирование связной речи у детей с ОНР», в январе 2010г на конкурс был представлен конспект занятия «Прогулка по лесу», в январе 2011г на конкурс был представлен конспект занятия «Составление рассказа по картине «Зимний праздник»; в феврале 2010г конкурс: «Игра в жизни дошкольника» и представляла в номинации «Речевые игры» дидактическую игру «Поезд»; в рамках недели педагогического мастерства в феврале 2010г провела открытое занятие «Пересказ текста повествовательно-описательного характера (по рассказу К.Ушинского «Четыре желания»), в феврале 2011г провела открытое занятие «Пересказ рассказа «Белая сказка»; в марте 2010г городской просветительский семинаре «Особенности обучения и воспитания детей с неродным русским языком», приняла участие в игротеке «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»; в рамках деятельности ИМЦ в ноябре 2010г на заседании методического объединения обобщила опыт работы по теме «Дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова» (получила рецензию на игру «Собери цветок»); в марте 2011г городской конкурс методических разработок «Дидактические игры для дошкольников и младших школьников», представила дидактическую игру «Запиши рассказ».

Обобщала свой опыт на областном уровне: в 2011г МОИПКРОиК семинар: «Развивающая среда как средство формирования эмоционального благополучия и полноценного развития воспитанников», выступила с докладом «Предметно-развивающая среда для детей с тяжёлыми нарушениями речи», а также приняла участие в выставке - презентации коррекционно-развивающей направленности и представила авторские игры на тему : «Развитие связной речи дошкольников с ОНР».

Свой опыт распространяю на сайтах: фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , опубликована статья «Проект по ознакомлению детей со своей малой Родиной» ; логобург, опубликовано занятие «Пересказ рассказа «Белая сказка» ; сеть «Открытый класс», разместила обобщение опыта работы по теме «Развитие связной речи детей с ОНР», конспект занятия по развитию связной речи.

В ходе коррекционного процесса большое внимание уделяю творческой деятельности дошкольников, реализуемой в мероприятиях различного уровня. В марте 2010г ребёнок со стихотворением «Мамочка любимая моя», принимал участие в городском конкурсе «Художественного слова», в марте 2011г воспитанник со стихотворение «День Победы», также принимал участие в городском конкурсе «Художественного слова». В марте 2011 принимали участие в городском конкурсе детского рисунка ко Дню матери «Маме своей посвящаю…». В МОЦДОДиЮ «Лапландия» город Мурманск приняли участие в конкурсе детского рисунка «Этих дней не смолкнет слава».

Заключение

Если ты не можешь быть широкой дорогой,

будь узенькой тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем,

будь звездой на небе.

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.

Дуглас Мэллох.

Я очень люблю свою профессию за то, что она даёт мне возможность ежедневно соприкасаться с миром детства! Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, я пытаюсь заставить солнце, которое есть в каждом ребёнке, светить! Я горжусь своей профессией и очень счастлива, что могу детей учить.

Использованная литература

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М.:Просвещение, 1974г.

2. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. -М.:Айрис –

Пресс, 2007г.

3. Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику. -М.: Линка – Пресс,

2008 г.

4. Научно-методический журнал «Логопед» №7, №8 за 2009г.

5. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. –М.:Мозаика-

Синтез, 2008г.

6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. –

М.: Творческий центр, 2007г.

7. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению.- М.: Творческий центр, 2011г.

Похожие:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы icon«развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы icon"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной...
Цель педсовета повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста....
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы iconПлан Актуальность проблемы формирования начал экологической культуры...
Формы и методы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы icon«Формирование у детей старшего дошкольного возраста с онр начальных...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы icon«Развитие связной речи у детей с онр»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №49 «Ладушки»
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы iconЗадача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы iconПоложение о проведении районной интеллектуальной игры «Времена года»...
Развитие познавательной активности, выявление и реализация интеллектуально-творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста,...
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы iconПознавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...
Познавательно речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы icon«Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение»
Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр» Введение. Актуальность выбранной темы icon«Инновационная направленность обучения и воспитания в системе развития...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница