Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории




Скачать 101,01 Kb.
НазваниеПересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории
Дата публикации30.05.2013
Размер101,01 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Технология проектного обучения

(Пересада О.В., учитель биологии и химии Iкатегории ,

МБОУ Покровская СОШ №3Неклиновского района)
Технология проектного обучения.

Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала, поэтому необходимо использовать методы, приемы и средства, позволяющие стимулировать и повышать мотивацию учащихся к познавательной деятельности. На мой взгляд, метод проекта, который интегрирует технологии личностно-ориентированного и проблемно-исследовательского обучения, является наиболее эффективным методом, активизирующим знания учащихся.

Данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике, но его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХІ века. Под методом проектов в настоящее время понимают дидактическую систему, которая способствует формированию навыков, позволяющая учащимся самостоятельно находить оптимальные пути достижения сформулированных целей по проблеме при соответствующем руководстве учителя. Данная дидактическая система в полной мере реализует развивающую, воспитывающую составляющие учебного процесса. При этом формируется длительный, устойчивый интерес к обучению. Метод проектов можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что особенно актуально в нашем современном образовательном процессе.

Предложенная технология побуждает учащихся к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного не только с познавательным интересом, но и с жизненными и профессиональными планами через развитие индивидуальных склонностей и способностей. А это одна из главных и приоритетных задач стандартов второго поколения.

Метод проектов является очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся (учебно-познавательных, исследовательских, информационных, коммуникативных), поскольку универсален по отношению к предметному содержанию. Содержание проектного обучения имеет два аспекта.

С одной стороны ведущей целью проектного обучения является разработка, осмысление и усвоение предметного или межпредметного содержания, на основе которого разрабатывается проект, что отражает содержание технологии.

С другой стороны – ведущая цель может состоять в освоении процедуры проектировочной деятельности, как учебного компонента. Однако, важное значение имеет не только содержание, но и организация проектной деятельности. Этапы проектной деятельности являются основой, алгоритмом технологии проектирования, но не технологией обучения. Чтобы стать технологией обучения, этот алгоритм должен быть обогащён приёмами взаимодействия: учитель – учащиеся, учащиеся – учащиеся, учащиеся – содержание деятельности. В этом взаимодействии отражаются: степень руководства учителем и самостоятельности учащихся, способы сотрудничества и взаимоотношения между учащимися, уровень проблемности и личностный смысл проектной деятельности для учащихся.

Я использую следующий алгоритм проектной деятельности:
І — вводный этап, где провожу установочное занятие с учащимися по написанию целей, задач, основного замысла проекта, утверждаются планы работы над ними.

ІІ этап — поисковый, где провожу сбор и систематизацию материалов, в соответствии с идеей работы, провожу консультации по правилам и оформлению работ.

ІІІ этап — обобщающий. На этом этапе идёт оформление результатов проектной деятельности, провожу репетиционное — консультационное занятие - «предзащита» проектов, дорабатываю проекты с учётом замечаний и предложений, формирую группу оппонентов, рецензентов и «внешних экспертов», готовлю публичную защиту проекта.

ІV этап — составляю программу публичной защиты совместно с учащимися.

V этап — заключительный. На этом этапе проводится публичная защита проектов, где подводятся итоги и конструктивный анализ выполненной работы.

На всех этапах использую следующие дидактические задачи, требующие деятельностного подхода со стороны учителя и учащихся.



п/п

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1.

Организация

Определение темы, уточнение целей исходного положения. Выбор рабочей группы.

1. Уточняют информацию.

2. Обсуждают задание.

1.Мотивирует учащихся.

2.Объясняет цели проекта.

3.Наблюдает.

2.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде.

1. Формируют задачи.

2. Уточняют информацию (источники).

3. Выбирают и обосновыва-

ют свои критерии успеха.

1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе).

2. Наблюдает.

3.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

1. Работают с информацией.

2. Проводят синтез и анализ идей.

3. Выполняют исследование.

1. Наблюдает.

2. Консульти-

рует.

4.

Выполнение

Выполнение проекта.

1. Выполняют исследования и работают над проектом.

2. Оформляют проект.

1. Наблюдает.

2. Советует

(по просьбе).

5.

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

1. Наблюдает.

2.Направляет процесс анализа

(если необходимо).

6.

Защита проекта

Подготовка доклада, презентации; обоснования процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

1. Защищают проект.

2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе

и оценке результатов проекта.


Применение метода проектов целесообразно совмещать с информационными технологиями. Возможности техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования: вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.); трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств); комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию; графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.); моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений. Информационные технологии применимы на разных этапах проектной деятельности. Например, это может быть проблемно-поисковый этап. Когда обучающее воздействие передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это также даёт возможность учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

На обобщающем, заключительном этапе оформление исследовательской работы невозможно без компьютера. Результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие. Презентация Power Point помогает сконцентрировать внимание на наиболее актуальных аспектах исследования, даёт возможность более полно выразить свою позицию по проблеме. Только компьютерные технологии позволяют сделать презентацию проекта наглядной, яркой и впечатляющей по графике и оформлению.

Таким образом достигаются следующие цели: повышение эффективности и качества процесса обучения, повышение активности познавательной деятельности, углубление межпредметных связей, увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации, подготовка информационно грамотной личности, развитие различных видов мышления, развитие коммуникативных способностей, развитие умений моделировать задачу или ситуацию, формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность, обучение самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа, осуществление профориентационной работы в области информатики.

Это ещё раз доказывает взаимосвязь образовательных технологий, целесообразность их применения относительно стандартов второго поколения.

Нужно отметить, что предметные проекты имеют узкую направленность, активизируют интерес к предметному содержанию и предрасположенности к деятельности по его изучению и применению. Межпредметные проекты предназначены для выявления и формирования разносторонних интересов, обобщенности мышления, понимания сферы применения интегрированных знаний.

Работая с данной технологией, я отметила, что больший интерес у детей вызывают экологические проекты. Это и понятно, так как, во-первых, экологические проблемы в современном мире чрезвычайно актуальны и они понятны детям, и во- вторых, они обладают большими возможностями для учителя: позволяют вовлечь детей в деятельность самого разного характера – репродуктивную, исполнительскую и творческую, исследовательскую, организационную и коммуникативную, создают условия для реализации интереса буквально ко всем предметам.

Результатом своей работы считаю создание наиболее успешных экологических проектов: «Сохраним родную реку!», «Наши пернатые друзья», «Влияние человека на природные ресурсы», «Химия питания», учебно-исследовательская работа «Наш родной край!», социальные проекты в рамках акции «Я – гражданин России» - «Источник жизни», «Здоровая нация». Данные проекты заняли призовые места в районных олимпиадах и научно-практических конференциях по экологии и биологии.

Предлагаю методику организации работы учащихся по проблеме.

Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел в соответствии с программой своего учебного предмета. Далее определяются сроки проведения проекта. Учитель выбирает определённую возрастную группу учащихся. На первом занятии формулируется основополагающий вопрос (тот, на который нельзя ответить одним предложением). В ходе дискуссии ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Можно провести «мозговой штурм» или использовать метод наводящих вопросов.

Гипотезы, возникающие как возможные варианты решения проблем, также формулируются учащимися. Творческое название проекта выбирают ученики вместе с учителем, исходя из обсуждений тем исследований.

Например, работа над проектом «Сохраним родную реку!».

Использование проектной технологии осуществлялось во внеурочное время, на занятиях экологического кружка. Данный метод применялся при изучении темы «Рациональное использование и охрана водных ресурсов», с целью применения изученного теоретического материала на практике.

На первом этапе проекта «Определение проблемы», учитель задает детям основополагающий вопрос: « Возможно ли в развитии цивилизации правильное использование гидросферы? » и предлагает учащимся обратиться к жизненной ситуации, к экологическим проблемам своего региона, проблемам реки Миус. Вместе с учащимися обсуждается актуальность выбранной темы, выбирается творческое название проекта.

^ Определяются цели: практическое участие в решении экологических проблем реки Миус, а именно исследование и анализ состояния реки, разработка рекомендаций и мероприятий по выявленным проблемам, привлечение внимания общественности.

Учитель предлагает учащимся обсудить и выбрать наиболее значимые и интересующие их лично направления работы, которые соответствуют следующим задачам:

-Выяснить какое экологическое состояние реки Миус?

-Выяснить какое влияние оказывает качество воды на здоровье человека?

-Выяснить водится ли рыба в реке Миус?

В связи с этим формируются 3 группы учащихся, которые будут выполнять проектные задания и участвовать в исследовательской деятельности.

Следующая работа над проектом «Наши пернатые друзья». Учебная тема 7 кл. «Класс Птицы». Основополагающий вопрос: «Насколько велико антропогенное влияние на жизнедеятельность птиц, каковы дальнейшие перспективы их существования?». Учащиеся формулируют проблему: «К сожалению, численность многих видов птиц сильно сократилась, некоторые виды полностью исчезли, другие находятся на грани вымирания и могут исчезнуть совсем, если не принять меры по их охране. Поэтому проблема охраны и привлечения птиц остается актуальной на сегодняшний день».

Дети выделили следующие проблемные вопросы:

- Какие виды представляют орнитофауну нашего села, какова их численность?

- Какова роль птиц в жизни человека?

- Каковы взаимоотношения отдельных видов птиц с человеком?

Результаты работы мы представили в следующих презентациях:

- «Изучение зимующей орнитофауны»,

- «Птицы и человек».

Социальные проекты также предоставляют возможность большого выбора

значимых и актуальных проблем: благоустройство села (озеленение, создание досуговых зон), увековечивание памяти ветеранов, проблема питьевых источников и др.

Исследовательская деятельность в рамках социальных проектов способствует формированию активной гражданской позиции, развитию личностных ресурсов, обеспечивающих формирование жизненных ценностей. Школьники принимают активное участие в решении проблем своего региона.

Считаю, что применение метода проекта даёт свой результат. Он позволяет повысить познавательную активность учащихся, развить навыки самостоятельной деятельности, формировать целенаправленность, обобщать и систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности, способствует развитию мыслительных навыков, расширяет кругозор, создаёт атмосферу общей увлечённости и проявляет творческие способности у учащихся.

Похожие:

Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории iconДиплому, год окончания: высшее, учитель биологии и химии, 1985 год
Место работы, должность, предмет: мбоу «Кюндяинская сош», учитель биологии и химии
Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории iconДиссертационного исследования: «Интеграция экспериментальных химических...
Московский педагогический государственный университет (гоу впо мпгу). Студент биолого-химического факультета с сентября 2000г по...
Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории iconУчитель химии и биологии Гришарина Н. Г
Методическая тема «Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии»
Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории iconОрганизация работы на учебно-опытническом участке в 2011-2012 учебном...
Учебно-опытный участок является базой для пополнения кабинета биологии наглядными пособиями, коллекциями, гербарием. Экскурсии на...
Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории iconПрограмма представляет содержание курса «Общая биология»
На изучение биологии на базовом уровне отводится 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для...
Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории iconСтатья: Социализация учащихся сельских малокомплектных школ на уроках...
...
Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории iconМкоу «Ложкинская основная общеобразовательная школа» Список педагогических работников
Высшее, Горно-Алтайский государственный педагогический институт, 1987г., учитель биологии и химии, квалификация «учитель средней...
Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории iconПедагогическое эссе «Моя педагогическая философия» учителя биологии...
Говорят, что учитель – профессия неблагодарная. Говорят, что учитель – фигура в обществе, вызывающая больше сожаления, нежели благодарность...
Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории iconУрок биологии и химии по теме: “ Химия крови”
Цель: обобщить полученные на уроках химии и биологии знания о единстве процессов, протекающих в живой и неживой природе
Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории iconПояснительная записка Программа элективного курса предназначена для...
Учитель химии Алексеева В. И., учитель технологии Васильев К. С., учителя биологии Васильева Е. П., Николаева Н. Я
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница