Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления




Скачать 153,92 Kb.
НазваниеКейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления
Дата публикации29.05.2013
Размер153,92 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Кейс-технологии

Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления, демонстрации различных позиций и точек зрения, формированию навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.

Цели применения:

- научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;

- сортировать информацию для решения выбранной задачи;

- выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации;

- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;

- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Кейс-технологии применимы в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке, - обучение навыкам критического мышления, принятия решений, независимого анализа, эффективной коммуникации, повышение креативности.

Наиболее распространёнными методами кейс-технологий являются ситуационный анализ и его разновидности:

- анализ конкретных ситуаций;

- ситуационные задачи и упражнения;

- кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций.

Центральное понятие метода ситуационного анализа - ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на результат. При этом отрицается наличие единственно правильного решения.

^ Метод анализа конкретных ситуаций – самый распространённый метод ситуационного анализа. Это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей школьников, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

^ Ситуационное упражнение - одна из разновидностей метода анализа конкретных ситуаций. Обучаемому предлагаются текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществлённые действия, принятые решения для анализа их правомерности.

При использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и её решению, чем групповому.

^ Метод кейс-стади или учебных конкретных ситуаций заключается в том, что обучаемый, ознакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми. Это метод обучения, при котором ученики и учителя участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач (кейсов). Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает в себя одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Он позволяет:

- принимать верные решения в условиях неопределённости;

- разрабатывать алгоритм принятия решения;

- овладеть навыками исследования ситуации;

- разрабатывать план действий;

- применять полученные теоретические знания на практике;

- учитывать точки зрения других специалистов.

Этот метод требует подготовленности учащихся, наличия у них навыков самостоятельной работы. Метод кейс-стади относят к одному из наиболее эффективных методов активного обучения, преимуществами которого являются:

- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем и возможность работы группы на едином проблемном поле. При этом процесс изучения по сути имитирует механизм принятия решения жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивать логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;

- получение навыков работы в команде;

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации;

- получение навыков проведения пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

^ Технология метода кейс-стади заключается в следующем: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить. При этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества. Суть обучения метода состоит в том, что участник образовательного процесса предлагает варианты решений предложенных проблем исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции.

Метод имеет ряд технологических особенностей:

- представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитической процедуры;

- является технологией коллективного обучения, важнейшие составляющие которой – работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией;

- интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;

- выступает в обучении как синергетическая технология, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями;

- интегрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха», т.е. предусматривает деятельность по активизации учащихся и стимулировании их успеха;

-относится к специфической разновидности проектной технологии.

Выбор проблемы и путей её решения, который школьники осуществляют во время работы над кейсом, состоит из шести этапов, преследующих определённые цели:

^ Этапы работы над кейсом и их цели

этапы

цели

Знакомство с конкретным случаем

Понять проблемную ситуацию и пути принятия решения

Поиск и анализ информации для принятия решения

Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для решения проблемы

Обсуждение возможностей альтернативных решений

Развивать альтернативное мышление

Резолюция – принятие решения в группах

Сопоставить и оценить предложенные варианты решения

Диспут – защита своих решений отдельными группами

Аргументированно защищать решения

Сопоставление итогов – сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

^ Классификация кейсов:

Кейсы отличаются от задач, предлагаемых для решения на семинарских и практических занятиях, поскольку цели их использования в обучении различны. Задачи сопровождают материал, дающий школьникам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает ученикам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Кейсы делятся на:

- иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых на конкретном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации;

- учебные ситуации с формированием проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и чётко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

-учебные ситуации без формирования проблемы – кейсы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, где проблема чётко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов;

-прикладные упражнения – кейсы, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация и ищется выход из неё; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть классифицированы исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

- обучающие анализу и оценке;

-обучающие решению проблем и принятию решений;

-иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Согласно традиционной гарвардской классификации кейсов, они разделяются на:

- структурированные, в которых даётся минимальное количество дополнительной информации. При работе с ними учащийся должен применить определённую модель или формулу, учитывая, что у задач этого типа существует оптимальное решение;

-«маленькие наброски», содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и 1-2 страницы приложений. Они знакомят только с ключевыми понятиями, при их разборе обучающийся должен опираться ещё и на собственные знания;

-большие неструктурированные объёмом до 50 страниц – самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них даётся очень подробная, в т.ч. и совершенно ненужная. При этом самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать – учащийся должен распознать такие подвохи и справиться с ними;

-первооткрывательские, при разборе которых от учеников требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое. При этом они вместе с преподавателями выступают в роли исследователей.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы; включать в себя известные академические модели или не соответствовать ни одной из них.

^ Классификация кейсов

Основание классификации

Виды кейсов

Наличие сюжета

Сюжетный

Бессюжетный

Временная последовательность материала

В режиме прошлого к настоящему

Воспоминание

Прогностический

Субъект кейса

Личностный

Организационно-институционный

Многосубъектный

Способ представления материала

Рассказ

Эссе

Журналистское расследование

Отчёт

Очерк

Совокупность фактов

Совокупность статистических материалов

Совокупность документов и производственных образцов

Объём

Краткий (мини)

Средний

Объёмный

Наличие приложений

Без приложений

Со специальными приложениями

Тип методической части

Вопросный

Кейс-задание

Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часто встречаются в реальной жизни и с которыми ученикам в будущем придётся столкнуться как специалистам в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нём жизни. Ученикам предлагается не реальная ситуация (проблема, сюжет), а смоделированная преподавателем на основе наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет увидеть в ситуациях типичные моменты и формирует способность их анализировать посредством применения аналогии.

^ Составление сюжета кейса:

Сюжетную канву кейсов может составлять художественная и публицистическая литература, которая значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников. Применение художественной литературы и публицистики придаёт кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие обучающихся.

^ Этапы создания кейсов:

-формирование дидактических целей кейса: определение места кейса в структуре учебной дисциплины; определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач кейса;

-определение проблемной ситуации;

-построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте;

-поиск институциональной системы, которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты;

-сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса;

-построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка её соответствия реальности;

-выбор жанра кейса;

-написание текста кейса;

-диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического эксперимента (создание модели), построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса;

-подготовка окончательного варианта кейса;

-внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий;

-подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка заданий для учеников и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

^ Структура кейсов:

Кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях. Структура кейса независимо от его вида должна иметь три основные части.

Сюжетная часть содержит описание ситуации и информацию, позволяющую понять, при каких условиях она развивалась, с указанием источника полученных данных. Информационная часть должна включать в себя информацию, которая позволит правильно понять развитие событий. Методическая часть разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для учащихся и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.

^ Алгоритм работы с кейсами:

Решение кейсов рекомендуется проводить в шесть этапов.

Первый этап - знакомство с ситуацией, её особенностями. На этом этапе учащимся нужно выписать из учебника ключевые идеи, для того чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые предстоит использовать при анализе кейса. После чего бегло прочитать кейс, чтобы составить о нём общее представление.

Второй – выделение основной проблемы (основных проблем), факторов и персоналий, которые могут реально действовать. На этом этапе учащимся необходимо внимательно прочесть вопросы к кейсу и убедиться в том, что его задание понято.

Третий – предложение концепций или тем для «мозгового штурма», который в процессе обучения выступает в качестве важнейшего средства развития творческой активности школьников и включает в себя три фазы:

-вхождение в психологическую раскованность, отказ от стереотипности, страха показаться смешным и неудачником. Это достигается созданием благоприятной психологической обстановки и взаимного доверия, когда идеи теряют авторство, становятся общими. Основная задача этой фазы – создать спокойную, непринуждённую обстановку на уроке;

-собственно атака, задача которой – породить поток, лавину идей.

«Мозговой штурм» в этой фазе осуществляется по следующим принципам:

-есть идея – говорю, нет идеи – молчу;

-поощряется самое необузданное ассоциирование, чем более дикой покажется идея, тем лучше;

-количество предложенных идей должно быть как можно большим;

-высказанные идеи разрешается заимствовать и как угодно комбинировать, а также видоизменять и улучшать;

-исключается критика, можно высказывать любые мысли без боязни, что их признают плохими, критикующих лишают слова;

-не имеют никакого значения социальные статусы участников; это абсолютная демократия и одновременно авторитаризм сумасшедшей идеи;

-все идеи записываются в протокольный список идей;

-время высказывания – не более 1-2 мин;

-творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы по следующим правилам:

-анализировать все идеи без дискриминации какой-либо из них;

-найти место идее в системе и найти систему под идею;

-не умножать сущностей без надобности;

-не нарушать красоту и изящество полученного результата;

-иметь принципиально новое видение.

Четвёртый – анализ последствий принятия того или иного решения, для чего ученикам нужно вновь прочитать текс кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.

Анализ кейсов может быть как специализированным, так и всесторонним. Специализированный анализ должен быть сосредоточен на конкретном вопросе или проблеме. Всесторонний (подробный) – подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы кейса. Выделяют следующие виды анализа кейсов:

-проблемный – предполагает выделение комплекса проблем ситуаций, их типологий, характеристик, последствий, путей разрешения;

-причинно-следственный – способствует установлению причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий её развёртывания;

-прагматический (праксеологический) – включает в себя диагностику содержания деятельности в ситуации, её моделирование и оптимизацию;

-аксиологический – заключается в построении системы оценок ситуации, её составляющих, условий, последствий;

-ситуационный (системный) – определяет характеристики, структуры ситуаций, их функции, взаимодействия с внешней и внутренней средой окружающего мира;

-прогностический – подготавливает прогноз относительно вероятного, потенциального и желательного будущего;

-рекомендательный – занимается выработкой рекомендаций относительного развития ситуации;

-программно-целевой – разрабатывает программу деятельности в данной ситуации.

Пятый – предложение одного или нескольких вариантов решения кейса, выявление последовательности действий, указание на возможное возникновение проблем, а также механизмы их предотвращения и решения. На этом этапе учащиеся составляют список идей и концепций, соотносящихся с проблемами, которые предлагается рассмотреть при работе с кейсом.

^ Шестой этап – рефлексия. На этом этапе организуется обсуждение кейсов. Оно обычно основывается на двух методах: открытая дискуссия и групповой \индивидуальный опрос, в ходе которого учащиеся дают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации, т.е. делают презентацию. Это метод облегчает учителю осуществление контроля.

^ Проведение дискуссии:

Дискуссия занимает центральное место в методе кейс-стади. Её возможно организовывать при условии, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, контролировать эмоции, утверждать и доказывать свою точку зрения. Главной характеристикой дискуссии является уровень компетентности её участников.

Признаки хорошего обсуждения кейса:

-чем меньше говорит преподаватель, тем лучше;

-активность учеников;

-большое количество вопросов, заданных учениками;

-энергичность учителя;

-активность дискуссии;

-позитивная атмосфера;

-обоснованность вывода по кейсу.

Основные пункты дискуссии, решения проблемы должны быть по возможности занесены учениками в рабочие тетради. Это контрольный механизм для преподавателя, ведь он создаёт порядок и структуру, предопределяет значимость обсуждаемых тем.

^ Представление результатов анализа кейсов:

На заключительном этапе работы с кейсом у педагога есть выбор: представить анализ ситуации в письменном виде либо в виде устной презентации микрогрупп как программу действий, направленных на решение проблемы.

Представление результатов анализа кейса – важный аспект метода кейс-стади. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики является очень ценной компетентностью ученика.

^ Публичная (устная) презентация предполагает представление решений кейса группе, она отрабатывает навыки публичной деятельности и участия в дискуссии.

Непубличная презентация менее эффективна, но её обучающая роль также велика. Чаще всего она проходит в виде подготовки отчёта по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества учащегося, как:

-умение подготовить текст;

-точно и аккуратно составить отчёт;

-не допустить ошибки в расчётах ит.д.

Подготовка письменного анализа кейса аналогична подготовке устного анализа. Разница только в том, что письменные отчёты-презентации обычно более структурированы и детализированы.

Письменная и устная презентации результатов анализа кейса в зависимости от сложности и объёма задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

Презентация может быть и преподавательская. Когда учитель представляет кейс перед учащимися, стараясь заинтересовать их, либо презентует результаты работы группы в целом, если работа над кейсом была длительной. Это позволяет ученикам системно представить сложную ситуацию. Чтобы быстрее фиксировать и учитывать возникшие трудности, обмениваться опытом с коллегами, учитель может сделать письменные комментарии к решённому кейсу.

При оценке учеников по итогам работы с кейс-технологиями необходимо учитывать:

-органичность решения проблемы;

-способ подачи материала;

-доступность презентации;

-оригинальность решения и представления результатов.

Достоинства метода кейс-стади очевидны: он позволяет обучаться на реальных проблемных ситуациях (в т.ч. инновационных), получать навыки решения проблем. Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга.

Достичь эффективности обучения с помощью интерактивных технологий, к которым относится метод кейс-технологий, можно лишь в тех случаях, когда сам преподаватель является грамотным коммуникатором. Именно эти характеристики дают возможность современному преподавателю быть конкурентоспособным, быстро овладевать не только новейшей теоретической информацией, но и прогрессивными технологиями.

Похожие:

Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления iconУрок на тему: «Нэп «золотое»
Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации,...
Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления iconКейс-метод как инструмент формирования компетентностей
Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены...
Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления iconТема: Урок с применением информационных технологий
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный с применением интерактивных технологий, а также, технологий критического
Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления iconМетодические подходы использования принципа межпредметности в обучении...
В приложении приведены примеры уроков с использованием межпредметного материала; диагностика для исследования общеучебных умений,...
Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления iconАвтор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9...
Кейс (от англ. Case-случай обстоятельство)-совокупность учебных материалов в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие...
Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления iconИ. Л. Савранский Ассоциативный метод (способ) поэтического мышления
Ассоциативный метод (способ) поэтического мышления завоевывает все большую популярность в современной поэзии. Способность “мыслить...
Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления iconА ваши дети знают об этом?
Все мы периодически испытываем серьезные физические и умственные нагрузки. Нередко такие, что стаканом сока или чашкой кофе не вернуть...
Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления iconТехнология «Развития критического мышления через чтение и письмо»
Рчкмп (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских...
Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления iconПрезентация проекта (премьерный показ). Это праздник, который дарит...
Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность...
Кейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствуют развитию навыков анализа и критического мышления iconУрока по русскому языку в 6, 7-м классе по теме «Деепричастный оборот»
Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная; технология активного обучения; технология развития критического мышления;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница