Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология




Скачать 68,85 Kb.
НазваниеАвтор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология
Дата публикации28.05.2013
Размер68,85 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Автор : Учитель биологии I квалификационной категории

МОУ СОШ № 9 г. Оренбурга Скопинцева Ю.В.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: КЕЙС-СТАДИ.

Перспективным методом обучения является-кейс-технология.

Кейс (от англ. Case-случай обстоятельство)-совокупность учебных материалов в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения.

Его отличительная особенность-описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс технология предназначена для развития у школьников умений самостоятельно принимать решение и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат ,а сам процесс получения знаний. При применении кейс-технологии учитель выступает как наблюдатель, слушатель.

^ Охарактеризуем этапы реализации кейс-технологии.

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Учитель составляет кейс т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию источникам которой могут служить как учебная литература и СМИ так и Интернет-ресурсы (в большей степени)Кейсы могут быть представлены в самых различных видах : печатном видео аудио мультимедиа.

2.ОСНОВНОЙ.

Учитель объявляет форму проведения мероприятия- индивидуальная или групповая . Передает кейс учащимся,( если он в компьютере то должна быть специальная папка).Объясняются критерии оценивания. Школьники проанализировав ситуацию ,выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

Учащиеся представляют свои работы в виде презентаций ,проектов. Проводится конференция, дискуссия ,позволяющие развивать коммуникативную культуру школьников. Итоги подводятся по следующим критериям:

-предложение нетрадиционного и перспективного решения проблем;

-самостоятельность решения;

-грамотный язык;

-высокий уровень практического обоснования.

. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения.

В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода учащиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

^ Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности;

- быть актуальным на сегодняшний день;

- развивать аналитическое мышление;

- провоцировать дискуссию;

- иметь несколько решений

Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения.

^ К преимуществам метода case-study можно отнести:

- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

- получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации;

- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Разбирая кейс учащиеся фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» учащихся проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

Метод case-study требует подготовленности учащихся, наличия у них навыков самостоятельной работы; неподготовленность с, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

Применение метода case-study должно быть методически обосновано и обеспечено. Это необходимо как на уровне организации учебного процесса по образовательной программе в целом, так и на уровне планирования его отдельным преподавателем. Необходима экспертная оценка учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case-study дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии обучения. Эти вопросы должны быть предметом обсуждения на методическом совете и являться целью повышения квалификации преподавателей.

^ Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

- иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

- учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Такой подход позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у учащихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события или нескольких.

^ Выделяют кейсы---:

- практические, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

- обучающие, основной задачей которых выступает обучение;

- научно-исследовательские, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Так кейс с доминированием обучающей функции отражает:

во-первых, типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться в процессе своей профессиональной деятельности;

во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, ситуация, проблема такие, какими они могут быть в жизни.

Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция кейса, в данном случае сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится такой кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше для работы с небольшой творческой группой учащихся..

^ Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

1.Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.

2.Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

3.Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

4.Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

5.Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Именно на этом этапе умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным качеством учащихся.

Устная презентация обладает свойством кратковременного воздействия на учащихся и, поэтому, трудна для восприятия и запоминания. Степень подготовленности выступающего проявляется в спровоцированной им дискуссии. При устной презентации необходимо учитывать эмоциональный настрой выступающего; отношение и эмоции говорящего вносят существенный вклад в сообщение. Одним из преимуществ публичной (устной) презентации является ее гибкость. Оратор может откликаться на изменения окружающей обстановки, адаптировать свой стиль и материал, чувствуя настроение аудитории.

Непубличная презентация менее эффектна, но обучающая роль ее весьма велика. Чаще всего непубличная презентация выступает в виде подготовки отчета по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет. Письменные отчеты-презентации обычно более структурированы и детализированы. Основное правило письменного анализа кейса заключается в том, чтобы избегать простого повторения информации из текста, информация должна быть представлена в переработанном виде. Самым важным при этом является собственный анализ представленного материала, его соответствующая интерпретация и сделанные предложения.

Как письменная, так и устная презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

Похожие:

Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология iconМетодические материалы по теме: «Технологии формирования образовательных...
В данных методических рекомендациях представлен педагогический анализ современных подходов к Кейс-стади методу таких авторов как:...
Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология iconКейс-метод как инструмент формирования компетентностей
Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены...
Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология iconУрока: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
Фамилия имя отчество-Жилина Роза Даниловна моу сош №2, учитель биологии, второй квалификационной категории
Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология iconСписок опубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических...
...
Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология iconЭколого-правовая игра «Экология Балтийского моря»
Автор игры: Т. А. Балакирева – учитель географии, биологии, высшей квалификационной категории
Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология iconУчитель истории и обществознания бсош №20 Лепешкина Л. В. Мастер...
Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов,...
Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология iconПересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории
На мой взгляд, метод проекта, который интегрирует технологии личностно-ориентированного и проблемно-исследовательского обучения,...
Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология iconОбобщение опыта работы учителя начальных классов 1-ой квалификационной...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов 1-ой квалификационной категории моу – сош №5 С. Н. Московкиной
Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология iconКейс-технологии, получающие всё большую популярность среди интерактивных...
Научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию
Автор : Учитель биологии I квалификационной категории моу сош №9 г. Оренбурга Скопинцева Ю. В. Современные образовательные технологии: кейс-стади. Перспективным методом обучения является-кейс-технология iconПрограмма курса по выбору Автор составитель
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница