Концепция развития школьной библиотеки




Скачать 51,28 Kb.
НазваниеКонцепция развития школьной библиотеки
Дата публикации28.05.2013
Размер51,28 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Концепция развития школьной библиотеки

Концепция (план) развития библиотеки


Концепция развития библиотеки является документом, который обосновывает необходимость ее развития и преобразования и включает цели, задачи, направления и механизмы развития библиотеки. Концепция поможет:

  • - выявить слабые и сильные стороны библиотеки;

  • - определить перспективу и стратегические направления развития;

  • - определить приоритеты в выборе технологий;

  • - организовать внедрение технологий в деятельность библиотеки;

  • - поможет поставить внедрение технологий на твердую финансовую основу;

  • - поможет в создании фандрайзингового плана;

  • - позволит измерить и оценить прогресс в инновационной деятельности;

  • - позволит узнать всем заинтересованным: администрации, педагогическому коллективу, школьникам, родителям о деятельности библиотеки.

Предлагаем примерную структуру концепции, которая может лечь в основу плана развития школьной библиотеки и некоторые рекомендации к ней.

Введение
В первую очередь включает анализ состояния внешней среды. Сюда можно включить тенденции развития библиотечного дела, задачи, стоящие перед библиотечной общественностью, потребности системы образования и/или школы в информационно-библиотечных услугах.
^ I. Стратегический анализ и оценка внутренней среды
Раздел включает:
1. Анализ внутренней деятельности.
Краткое описание деятельности и ресурсов библиотеки, выявление ее сильных и слабых сторон.
^ 2. Ключевые проблемы
На основе анализа и даже небольшого исследования выявляются проблемы обслуживания и обрисовываются недостатки в обеспечении потребностей пользователей библиотеки. Например, одним из недостатков может быть ограниченное комплектование библиотеки, и как следствие - возрастающее число отказов на запросы читателей/пользователей. Здесь же перечисляются проблемы, которые мешают внедрить информационные технологии в деятельность библиотеки: маленькое помещение, отсутствие читального зала, недостаточное количество компьютеров, устаревшее программное обеспечение и т.д.
^ II. Концептуальные основы функционирования
Обоснование потребностей пользователей
Обоснование потребностей можно вывести из анализа внешних факторов (например, переход к компетентностной парадигме образования, внедрение проектных форм обучения, увеличение доли исследовательской деятельности школьников, низкий уровень информационной грамотности школьников) и внутреннего анализа деятельности и проблем библиотеки, которые подтверждают необходимость поиска новых стратегий деятельности, создания новых моделей информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса, необходимость включения библиотеки в информационное пространство школы и/или необходимость преобразования библиотеки в информационный центр.
Миссия
Эта часть включает главную стратегическую цель деятельности библиотеки. В качестве примера можно привести миссию школьной библиотеки, которая предлагается Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА): «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами» (Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек. URL: http://www.ifla.org/vii/s11/pubs/school-guidelines.htm).
^ Перспективы развития
Эта часть очерчивает будущие направления деятельности, которые помогут и библиотекарю, и любому, кто читает концепцию, понять намерения. Например, преобразование библиотеки в информационно-образовательный центр путем внедрения информационных технологий во все сферы деятельности библиотеки и создание программы по формированию информационной грамотности школьников.
Сюда же можно включить принципы, на которых будет основываться деятельность библиотеки с учетом развития.
Цели
Цели должны быть реалистичны:

  • - совершенствование информационно-библиотечного обслуживания;

  • - расширение информационного пространства;

  • - активное включение библиотеки в формирование информационной компетентности учащихся;

  • - увеличение ассортимента информационно-библиотечных услуг.

Задачи
Задачи обычно более конкретны, чем цели и могут быть разбиты на несколько направлений:

  • - материально-технические (приобрести 3 компьютера и т.п.);

  • - организационные (создать автоматизированное рабочее место библиотекаря, начать работу над электронным каталогом и пр.);

  • - учебно-методические (разработать и внедрить программу формирования грамотности школьников);

  • - кадровые (разработать план повышения квалификации работников библиотеки).

^ III. Механизмы реализации стратегий и концептуальных положений
Этапы реализации
Критическая часть концепции, которая описывает, что должно быть сделано, когда, сколько это будет стоить, и кто за это будет отвечать. Эту часть можно построить в виде таблицы, которая наглядно показывает предполагаемый график деятельности по каждому пункту плана. (Например, см. Приложение 1).
^ Оценка и оценивание
Включает предполагаемые методы оценивания эффективности деятельности на основе внедренных технологий, которые можно разбить на три блока:

  • - использование технологий (статистика использования);

  • - влияние технологий на пользователей (на учение и обучение);

  • - обслуживание с помощью технологий.

Сюда можно включить предполагаемые инструменты для оценивания деятельности, как количественные, так и качественные:

  • - традиционная библиотечная статистика;

  • - сравнительные характеристики посещения библиотеки;

  • - нетрадиционная статистика – использование компьютеров, количественные показатели по посещаемости сайта, использование электронного каталога;

  • - анкетирование школьников и учителей;

  • - включенное наблюдение – замечания пользователей;

  • - сравнение с другими библиотеками.

IY. Прогнозируемые результаты:
Эта часть плана включает предполагаемые улучшения, которые будут сделаны с помощью внедрения новых технологий. Предполагаемые результаты должны соотносится с целями деятельности. Такими предположениями могут быть:

  • - обеспечение оперативного доступа к библиографическим базам данных библиотеки, к интернет-ресурсам;

  • - увеличение спектра информационных услуг;

  • - расширение объема информационных ресурсов;

  • - сформированность умений учащихся в области поиска, извлечения и обработки информации, которые необходимы для его учебной деятельности;

  • - повышение учебных достижений школьников.

Приложения
Заключительной частью являются приложенные материалы, которые предлагают дополнительную информацию по каждому пункту концепции. Приложения могут включать:

  • - Список оборудования библиотеки.

  • - Список программного обеспечения.

  • - Отчет о работе библиотеки за определенный промежуток времени.

  • - Таблица средств использованных и предполагаемых средств на приобретение материалов для библиотеки.

  • - Количественные показатели посещений.

  • - Таблица невыполненных запросов.

  • - Аналитическая записка исследования потребностей читателей.

  • - Результаты обработки анкет.

Похожие:

Концепция развития школьной библиотеки iconПлан работы школьной библиотеки бсош №5
Исходя из особенностей организации учебной деятельности и программы развития школы, основными задачами библиотеки на 2012-2013
Концепция развития школьной библиотеки iconПлан работы школьной библиотеки моу сош №1 г. Лермонтова на 2010...
Выступление на мо и педсоветах с обзором о новых поступлениях методической лит-ры
Концепция развития школьной библиотеки iconОтчет о работе школьной библиотеки моу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Основными направлениями в работе школьной библиотеки являются; помощь в активизации учебной деятельности, формирования навыков независимого...
Концепция развития школьной библиотеки iconМетодические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки
План работы и отчет библиотеки одни из основных документов, характеризующих деятельность библиотеки образовательного учреждения
Концепция развития школьной библиотеки iconПрограмма развития библиотеки мс(К)оу специальной (коррекционной)...
Естественно, ключевая роль в президентской инициативе «Наша новая школа» принадлежит учителю. Задача же школьной библиотеки – помочь...
Концепция развития школьной библиотеки iconВсероссийский конкурс «дизайн школьной библиотеки» Разработчики:...
Дизайн – это замысел, немного фантастический и необычный, чтобы художественно- сконструированные предметы интерьера библиотеки вызывали...
Концепция развития школьной библиотеки iconПлан работы на 2012-2013 учебный год зав школьной библиотекой
Содействие повышению престижа школьной библиотеки и расширению общественного признания их деятельности
Концепция развития школьной библиотеки icon«Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки»
Справочно-библиографический аппарат (сба) библиотеки (поисковый аппарат библиотеки) есть совокупность справочных и библиографических...
Концепция развития школьной библиотеки iconЦелевой комплексный проект “Чтение-окно в мир познания ”
Основой для реализации Проекта являются информационные, книжные ресурсы школьной библиотеки, библиотечки в классах, домашние библиотеки...
Концепция развития школьной библиотеки iconСекция творчество проект создание экслибриса для школьной биьлиотеки
Я решила предположить, что нашей школьной библиотеке так же необходимо наличие своего книжного знака. Поэтому целью моей работы стало...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница