Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия




Скачать 150,21 Kb.
НазваниеШелестюк Е. В. Способы речевого воздействия
Дата публикации17.05.2013
Размер150,21 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы II международной конф. – Пятигорск: ПГЛУиздат, 2009. – С.165-173.

Шелестюк Е. В.

Способы речевого воздействия


Способ речевого воздействия можно определить как совокупность приёмов или операций практической деятельности, соотносимой с иллокутивными целями воздействующего субъекта и подчинённых решению его конкретных задач. К способам РВ традиционно относят убеждение и внушение (суггестию).

Убеждение – воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению [Панкратов В. Н. 2001, Головин С. Ю. 2003]. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче, логическое доказательство, возможно, вкупе с эмоциональным давлением, призванное обеспечить сознательное принятие реципиентом системы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения.

Оправданность выбора тех или иных форм, приемов и средств убеждения определяется так называемыми «метаинформационными» конвенциями – директивами (инструкциями, рекомендациями и т. д.), регулирующими информационное поведение потенциального коммуникатора [Свинцов В. И. 1990]. Три типа условно выделенных В. Н. Свинцовым конвенций (МК-1, МК-2, МК-З) основаны на степени их определенности. В МК-1 четко определен статус коммуникантов, столь же четко очерчено поле облигативной информации, что достигается официальным (юридическим, административным и т. д.) нормированием информационного поведения потенциального коммуникатора. В конвенциях типа МК-2 при достаточно определенном статусе коммуникантов поле облигативной информации не является столь же определенным; понятие долженствования здесь имеет контуры некоего побуждения, а так называемые сильные нормы (нарушение которых влечет юридическое или административное наказание) отсутствуют. Размытость границ между облигативной и факультативной информацией в МК-2 позволяет манипулировать благоприятными и неблагоприятными фактами, выдвигая на первый план одни и замалчивая другие (например, в учрежденческих отчетах, сводках, и т. д.). По мнению Свинцова, оптимизация речевых сообщений, регулируемых МК-2, связана «с внесением более четких деонтических (нормативных) начал в отношения между коммуникантами» и более четкое «определение поля облигативной информации». Наименее определенные конвенции относятся к типу МК-З. Здесь граница между облигативной и факультативной информацией еще более размыта: понятие долженствования для коммуникатора ассоциируется с его представлением о долге, признании, профессиональном мастерстве и т. п. Представления об объективности информации в конвенциях типа МК-З относительны, в значительной степени обусловлены социальной позицией коммуникантов.

Итак, приемы убеждения определяются деонтическими нормами, принятыми в той или иной сфере коммуникации. Все области формального убеждения можно соотнести с теми или иными метаинформационными конвенциями: с МК-1 соотносятся законодательная, нормативно-правовая документация, кодексы и др.; с МК-2 – некоторые сообщения средств массовой коммуникации (репортажи, информационные сводки, новостные статьи и программы, бюллетени, коммюнике), учрежденческие отчеты и т. д.; МК-3 приняты в областях педагогики, воспитания, психотерапии, рекламы, делового общения, менеджмента, политической пропаганды, публицистики. Судебно-ораторское искусство и предвыборная агитация, очевидно, находятся на границе метаинформационных конвенций 2 и 3.

Внушение – воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение и трансформирующее уже сложившийся психический образ реципиента за счет ослабления контрольно-регулятивной функции сознания, снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствия целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки данного состояния человека в соотношении с его прошлым опытом [Черепанова И. Ю. 1995, Панкратов В. Н. 2001, Головин С. Ю. 2003].

Внушение достигается языковыми средствами – словами, интонацией, и невербальными – мимикой, жестами, действиями (другого человека, внешней обстановки). Внушение реализуется в форме гетеросугтестии (интерпсихической деятельности) и автосуггестии (интрапсихической деятельности). Внушение, производимое группой, – один из факторов конформности.

По методам реализации внушения подразделяются на внушения прямые (императивные) и косвенные, а также преднамеренные и непреднамеренные. В этом отношении становится существенным разграничение внушения как такового и суггестии. Термин «суггестия» используется многими авторами (например, С. Ю. Головиным, И. Ю. Черепановой) как синоним термина «внушение». Мы полагаем, что внушение – более широкое понятие, включающее как открытое прямое внушение, так и скрытое, замаскированное или косвенное внушение (суггестию). В дальнейшем мы будем использовать термин «суггестия» для обозначения косвенного и скрытого внушения, опосредованного убеждением или побуждением.

Прямое преднамеренное внушение заключается в использовании внушающим субъектом специальных «словесных формул», которые внедряются в психику реципиента и становятся активными элементами его сознания и поведения. Содержание косвенного внушения (суггестии) включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения. Косвенное внушение может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. По критерию состояния реципиента различаются внушение в бодрствующем состоянии, в гипнозе, в естественном сне, постгипнотическое – реализуемое после выхода из гипноза.

Психотерапевты выделяют во внушении три этапа – раппорт, присоединение и ведение. Раппорт – это привлечение внимания суггеренда, та первичная информация, которая позволяет начать общение и создает намерение у партнера его продолжить. Раппорт предполагает создание доброжелательной, дружественной атмосферы между воспитателем и воспитуемым, пациентом и врачом, в ситуации психологического эксперимента – между исследователем и испытуемым и т. д. Присоединение («подстройка») к сознанию человека означает завоевание его расположения и доверия с помощью ряда механизмов (соответствие темпа речи частоте дыхания суггеренда, повторение его поз и жестов), «активное слушание» или «резонирование» [Гриндер Дж., Бендлер Р. 1994: 18–19]. Во время присоединения суггестор изучает личность суггеренда, его пресуппозиции и установки с тем, чтобы связать внушение с чем-то в непосредственном конкретном опыте человека и сделать его более заслуживающим доверия. Кроме того, на этапах присоединения и ведения (собственно речевого воздействия суггестора) учитывается базовая перцептивная система регуляции суггеренда – кинестетическая, визуальная или аудиальная. В зависимости от нее планируется смысл суггестивных фраз. Широко применяются изменение яркости, интенсивности внушаемых сенситивных образов и синестезия – включение в переживание реципиента других сенсорных модальностей (например, сочетание аудиальных и визуальных образов при метафорическом описании некой ситуации). Использование последней обусловлено свидетельством экспериментальных данных психологии о том, что «наши сенсорные системы взаимодействуют на модальном уровне высоко-паттерными способами» [Гордон Д. 1994: 92], то есть определенные образы одной сенсорной модальности связываются с соответствующими образами других модальностей. Ведение строится с учетом запрограммированных для суггеренда выводов и решений. На этом этапе используются: 1) вставленные команды – введение в предложение имени клиента (или местоимения 2-го лица) таким образом, что все, следующее после имени, становится для клиента директивой); 2) программирующие вопросы а) специальные типа «Когда мне к Вам заехать?», б) альтернативные – «Вы выберете одинаковую страховую программу на детей и родителей, или вы будете делать разные программы?», в) вопросы на подтверждение – «Вы знаете, что можно застраховать машину? Среди ваших знакомых у кого-нибудь была страховка?» (примеры из [Погребенский В., Атласов М., Атласова С. 1994]). Используется «якорение» – маркировка происшествий, идей или персонажей с помощью интонаций, жестов, прикосновений и т. д., чтобы внедрить их в пределы внимания клиента и закрепить в подсознанииi.

Филогенез внушения (суггестии) связан с эволюцией второй сигнальной системы. Основатель палеопсихологической теории суггестии Б. Ф. Поршнев полагает, что суггестия является особой системой сигнальной регуляции, лежащей в основе формирования сознания, второй сигнальной системы. Опровергая тезис о том, что у истоков второй сигнальной системы лежит обмен информацией, т. е. сообщение чего-либо от одного к другому, он подчеркивает важность особого рода влияния одного индивида на действия другого – специфического общения «еще до прибавки к нему функции сообщения» [Поршнев Б. Ф. 1974].

По своему физиологическому генезису суггестия связана с возбуждением навязанных реакций и торможением естественных импульсов ЦНС на раздражители. Она в значительной степени противоречит первой сигнальной системе – тому, что подсказывает и диктует организму его собственная сенсорная сфера, осуществляя замену сигналов, поступающих с сенсорно-афферентного блока, или реакций, свойственных эффекторному блоку, другими, вызываемыми по второй сигнальной системе. Этот вид влияния обеспечивает запуск бессознательных программ, так что психика и/или физиология человека должны приспосабливаться, пристраиваться к необходимости находить во внешней среде пути к выполнению заданий. Рассматривая филогенетическое развитие суггестии, Б. Ф. Поршнев отмечает, что она является межиндивидуальным регулирующим механизмом взаимодействия, формирующимся вслед за такими формами взаимодействия, как имитация, интердикция (запрет) и прескрипция (прямое приказание). Впоследствии функция контроля над бессознательным, которая изначально является социально-обусловленной, становится способом самоорганизации деятельности одного индивида, интерпсихическое действие превращается в интрапсихическую саморегулирующуюся систему. Суггестия развивается в автосуггестию, которая и завершает формирование второй сигнальной системы. Параллельно развивается контрсуггестия, которая предполагает выработку системы способов противостояния суггестивному воздействию на бессознательное. Б. Ф. Поршнев постулирует существование «третьей сигнальной системы», отвечающей за контрсуггестию – механизмы противостояния суггестивному навязыванию чужой воли.

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет косвенное внушение, основанное на суггестии, поскольку оно труднее поддается выявлению и анализу, чем прямое внушение, интердикция или прескрипция. По содержанию суггестивное внушение может быть неоднородным. Мы выделяем в нем три аспекта: аффективное (эмоциональное) внушение, внушение бессознательных образов и мыслей (эйдетико-когитивное) и внушение бессознательных установок. При этом эйдетико-когитивный, эмоциональный и установочный виды суггестии могут сопутствовать разным типам речевого воздействия. Так, аффективное внушение присутствует в конвенциональном речевом воздействии (приветствие, прощание), аргументации, уговаривании, побуждении, моральных и прочих оценках; эйдетико-когитивное внушение – в аргументации, художественном рассказе / изображении, отчасти в речевом воздействии «безоценочной информации» (новости, сводки и т. д.); внушение установок играет важную роль в РВ «безоценочной информации», доказательствах и аргументации и основывается на отборе и расстановке фактов, тезисов и аргументов. Разумеется, элементы суггестии, предполагающей формирование бессознательных установок, могут встречаться также при аффективном и эйдетико-когитивном внушении. Вообще, различные виды внушения достаточно тесно взаимосвязаны.

Ученые отмечают важность внушения на начальном этапе аргументации, так как оно апеллирует к эмоциям, чувствам реципиента, приводит его в определенное, нужное для успеха РВ, психологическое состояние. Таким образом, внушение подготавливает почву для убеждающего воздействия. Как отмечает С. А. Феофанов: «Разум требует высшей степени дисциплины, концентрации внимания. Много легче обычное впечатление. Разум отталкивает зрителя, логика досаждает ему. Эмоции возбуждают, они ближе к поверхности, мягче куются» [Феофанов С. А. 1974: 227]. Недостаток содержательных знаний и фактов обычно восполняют различными средствами эмоционального воздействия, внушением образов, установок. Но одними эмоциями убеждение – знание, становящееся мотивом поведения, не создается [Речевое воздействие в сфере…: 63–64]. В настоящее время экспериментально подтверждено, что подпороговые средства суггестии, да и прямое внушение, привлекая и удерживая внимание и оставаясь в памяти, тем не менее, не оказывают заметного или долговременного действия на жизнедеятельность реципиента, если их содержание противоречит его личностным структурам [Microsoft Encarta Reference Guide – 2003, статья subliminal perception]. Поэтому решающую роль в формировании убеждения все же играют информация и аргументация, выстраивающая эту информацию в логическую схему, хотя и подбор информации, и структура аргументации могут также способствовать внушению.

В числе собственно лингвистических приемов суггестии следует упомянуть темп речи и тембр голоса, фоносемантические и интонационные особенности речи; суггестивный потенциал метафор и других тропов и др. На уровне синтаксиса работает правило предпочтения связных переходов между предложениями (с союзами «и», «когда», «если», «потому что» и т. д.), поскольку ровный переход от одного предложения к другому вызывает незаметное изменение состояния и облегчает достижение суггестивного эффекта. С другой стороны, нарушения связности – высказывания дизъюнктивного характера, разрывная коммуникация, неестественные переходы или отсутствие переходов – воспринимаются как «удары» и обеспечивают сильное и резкое изменение состояния [Гриндер Дж., Бендлер Р. 1993: 22]. Именно неожиданность – нарушение привычного потока восприятия – и раздваивание сознания, ставящее его в логический тупик, лежат в основе транса, на фоне которого во много раз возрастает эффективность гипнотического внушения (ср. также теории М. Эриксона, В. Сатир, С. Хеллера и Т. Л. Стила и др.).

Помимо внушения и убеждения, к методам РВ, по мнению ряда исследователей, относятся заражение (Е. Ф. Тарасов, В. Н. Панкратов, М. Р. Желтухина) и подражание (М. Р. Желтухина, В. Н. Панкратов). Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта – помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Психологи отмечают, что при наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, обретая вид циркулярной реакции, которая сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и прочего и служит дополнительным сплачивающим фактором, до тех пор, пока не превысит определенной интенсивности и не выйдет из-под контроля. В последнем случае обоюдное заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур, к вырождению организованно взаимодействующей группы в разновидность толпы, способствует массовой панике и т. п. [Головин С. Ю. 2003].

Психическое подражание – следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У подростков и взрослых подражание выступает элементом научения в некоторых видах деятельности, либо служит цели идентификации с референтной личностью (группой) [Головин С. Ю. 2003]. Очевидно, в ракурсе речевого воздействия подражание можно рассматривать либо как эффект воздействия «суперэго» – внутреннего голоса, «судьи», задающего модели «правильного» поведения, либо как отсроченное следствие более раннего внушения. Мы будем рассматривать его как следствие внушения, а не как отдельный способ РВ.

Отнесение к способам РВ, наряду с убеждением и внушением, речевого аспекта воспитания (например, в [Сергеечева В. 2002]) также представляется нам достаточно спорным. Воспитание определяется как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, потребностей, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду; содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества [Головин С. Ю. 2003]. Очевидно, что воспитание содержит значительный компонент речевого воздействия. Однако в воспитании РВ носит комплексный характер, включая в себя всю совокупность способов воздействия с помощью речи (убеждение, внушение, подражание); к тому же, оно глубоко интегрировано с прочими, неречевыми способами воздействия – управляемой предметно-практической деятельностью, использованием личного примера, образцовых моделей, созданием и изменением внешних условий для формирования и перестройки личности и другими. Поэтому мы не будем рассматривать воспитание как отдельный способ РВ.

И. А. Стернин приводит более подробную классификацию способов РВ, делая акцент на воздействии, рассчитанном на осознанное восприятие реципиентом сообщаемой информации, а не на воздействии на бессознательное. К таким способам относятся доказывание (логический вывод), убеждение (вселение в собеседника уверенности, что истина доказана, с использованием и логики, и эмоционального давления), принуждение (вынуждение человека сделать что-либо против его воли), уговаривание (эмоциональное побуждение собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу). Неосознаваемое речевое воздействие оказывается внушением – побуждением собеседника принять на веру сказанное без обдумывания и критического осмысления [Стернин И. А. 2001]. С нашей точки зрения, однако, доказывание (наряду с информированием и аргументацией) соотносятся с убеждением, как частное с общим; то же касается принуждения и уговаривания, которые (наряду с приказом и призывом) соотносятся, как частное с общим, с побуждением.

Подведем итог вышеизложенному. Мы склонны усомниться в правомерности сведения способов РВ к убеждению и внушению, поскольку в этом случае границы обоих терминов становятся неправомерно расширенными и размытыми. Например, угроза, просьба, похвала, порицание, с нашей точки зрения, трудно вписываются в убеждение либо во внушение в традиционном понимании (разумеется, если не делать соответствующие корректировки в определении этих терминов). Вместе с тем, убеждение и внушение – в настоящее время общепризнанные способы РВ, поэтому в ряде случаев мы предварительно соотнесем некоторые типы РВ с убеждением либо внушением, поставив соответствующий способ РВ под вопрос (РВ в ходе конвенционального социального взаимодействия, например, РВ извинений – внушение-заражение? убеждение?; РВ в ходе информирования – убеждение?).

Помимо убеждения и внушения, мы относим к способам РВ побуждение (волеизъявление) – внешнее стимулирование реципиента прямым воздействием на его волю, с которым соотносятся такие речевые акты, как призыв, приказ, принуждение, обольщение, обещание вознаграждения и уговаривание. Оценочное воздействие и эмоциональное воздействие как отдельные способы РВ не выделяются, так как мы сочли возможным отнести их к убеждению либо внушению. В целом, мы выделяем три способа речевого воздействия: убеждение, внушение и побуждение (волеизъявление), которым соответствует ряд типов и приемов РВ.

И. А. Стернин называет эффективными и «цивилизованными» все способы РВ за исключением принуждения, отмечая, что «речевое воздействие как наука об эффективном и цивилизованном общении учит нас обходиться без принуждения» [Стернин И. А. 2001]. Заметим, однако, что, помимо этикетной нормативности, которую предполагает «цивилизованность», определенные типы речевого воздействия могут не отвечать этическим нормам – это происходит в том случае, если адресантом используются манипулятивные техники воздействия без учета ближних и отдаленных интересов адресата. Таким образом, РВ может быть (и часто бывает) «цивилизованным», но неэтичным. С другой стороны, принуждение – «нецивилизованный» метод речевого воздействия, может быть вполне этичным средством воспитания.

Возможно, достаточно точное понимание корректности (лояльности) речевого воздействия дает концепция В. Сергеечевой, которая связывает речевое воздействие с воспитанием потребностей. По мнению Сергеечевой, суть речевого воздействия – в формировании и коррекции потребностей, личностных установок и самостоятельной активности человека; при этом корректным будет делать это ненавязчиво, с ухищрениями, основанными на знании психологии, а воздействовать на потребности, мотивации (совокупность побуждений), установки личности следует, не затрагивая ценностей высшего порядка. При этом выделяются два направления воспитания потребностей и соответствующих этой цели способов РВ: «снизу вверх» – через создание и изменение внешних условий для перестройки личности; «сверху вниз» – когда побуждение передается человеку в готовом виде [Сергеечева В. 2002: 38]. Помимо потребностей и мотивации реципиентов, для аргументирующего субъекта важно внимание к таким условиям корректности воздействия, как учет последствий решений, принимаемых реципиентами в результате РВ, и соответствие иллокутивных целей и аргументации истории и культуре того или иного общества [Волков А. А. 2003: 41]. Значит, РВ будет квалифицироваться как приемлемое в том случае, если оно будет направлено на воспитание развитых потребностей и формирование мотивации человека с учетом возможных последствий его решений, отдаленной перспективы реформирования его ценностей и соответствия этих ценностей иерархии ценностей, исповедуемых той или иной культурой.
Библиография

Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. – 2-е изд. – Минск : Харвест, 2003. – 976 с. – (Б-ка практической психологии).

Гордон, Д. Терапевтические метафоры : (оказание помощи другим посредством зеркала) : пер. с англ. / Дэвид Гордон. – СПб. : Белый кролик, 1995. – 144 с.

Гриндер, Д. Формирование транса : техника формирования и использования гипнотических состояний : пер. с англ. / Джон Гриндер, Ричард Бэндлер. – М. : ОАО «КААС», 1994. – 346 с.

Панкратов, В. Н. Психотехнология управления людьми : практ. рук. / В. Н. Панкратов. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 336 с.

Погребенский, В. Как продать по телефону / В. Погребенский, М. Атласов, С. Атласова. – Израиль : Израил. ин-т «Имидж-Интегрейшн», 1994. – 45 с.

Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории : проблемы палеопсихологии / Б. Ф. Поршнев. – М. : Мысль, 1974. – 487 с.

Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / ред. Ф. М. Березин, Е. Ф. Тарасов. – М.: Наука, 1990. – 136 с.

Свинцов, В. И. Истинностные аспекты коммуникаций и проблемы совершенствования речевого сообщения / В. И. Свинцов // Оптимизация речевого воздействия. – М. : Наука, 1990. – С. 68–86.

Сергеечева, В. Приемы убеждений. Стратегия и тактика общения / В. Сергеечева. – СПб. : Питер, 2002. – 192 с.

Феофанов, О. А. США : реклама и общество / Олег Александрович Феофанов ; Акад. наук СССР, Ин-т США. – М. : Мысль, 1974. – 262 с.

Черепанова, И. Ю. Дом колдуньи. Начала суггестивной лингвистики / И. Ю. Черепанова. – Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1995. – Ч. 1. – 213 с. ; Ч. 2. Таблицы, приложения. – 108 с.

Microsoft Encarta Reference Guide – 2003 [Мультимедиа] : Encyclopedia. – М. : Новый Диск, 2003. – 5 CD-ROM.


iПримечание

 Якорь – опыт некоего видения, слышания, чувствования, обоняния или вкуса (то есть восприятия), который немедленно переносит его к какому-то опыту или событию в прошлом. Якорь является человеческим восприятием какого-либо события в его окружении, а само событие выступает в роли триггера, используемого для эвокации соответствующих установок [Гордон Д. 1994: 114].

Похожие:

Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия iconШелестюк Е. В. Способы, типы, приемы и инструменты речевого воздействия//...
Е. В. Способы, типы, приемы и инструменты речевого воздействия// Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном...
Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия iconЕ. В. Шелестюк Комплексная методика исследования речевого воздействия...
Шелестюк Е. В. Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи // Вестник Челябинского государственного...
Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия iconЕ. В. Шелестюк Комплексная методика исследования речевого воздействия...
Шелестюк Е. В. Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи // Вестник Челябинского государственного...
Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия iconМанипулятивное убеждение как вид речевого воздействия
Шелестюк Е. В. Манипулятивное убеждение как средство речевого воздействия // Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические...
Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия iconШелестюк Е. В. К вопросу содержания понятия «речевое воздействие»...
Объект воздействия, будучи не связанным отношениями субординации с субъектом речевого воздействия и обладая известной свободой выбора...
Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия iconШелестюк Е. В. Семантический дифференциал как способ выявления внушающего воздействия текстов
Шелестюк Е. В. Семантический дифференциал как способ выявления внушающего воздействия текстов // Языковое бытие человека и этноса:...
Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия iconЕ. В. Шелестюк Этапы и макролингвистические средства воздействия...
Шелестюк Е. В. Этапы и макролингвистические средства воздействия на структуры сознания в текстах практической психологии // Вестник...
Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия iconЕ. В. Шелестюк Этапы и макролингвистические средства воздействия...
Шелестюк Е. В. Этапы и макролингвистические средства воздействия на структуры сознания в текстах практической психологии // Вестник...
Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия iconРассказ повествование, рассказ о собственном опыте или опыте другого...
Шелестюк Е. В. Текстовые категории аргументативности, суггестивности и императивности как отражение способов речевого воздействия...
Шелестюк Е. В. Способы речевого воздействия iconОсновные причины задержки речевого развития у детей
Задержка речевого развития у ребенка это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница