“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу




Скачать 219,93 Kb.
Название“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу
Дата публикации04.05.2013
Размер219,93 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы



ГПМПК



Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: “ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги ОУ в работе с различными типами семей.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Происходит разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.

Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, ставя под сомнение авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.

Воспитание ребенка очень сложный процесс требующий выполнение определенных обязательств родителями, которые не всегда справляются с этим. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно, родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Выделяют несколько типов семей:

^ Типы проблемных семей



Задачи социального педагога


1. Криминально-аморальные семьи.

Жестокое обращение, пьяный дебош, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о содержании детей


Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль


^ 2. Педагогически неграмотные семьи.

Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей


Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях


^ 3. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют


Изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы


^ 4. Семьи, в которых проявляется диктат одних членов семьи над другими.

Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут

озлобленными и жестокими

Д Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

/ Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании

^ 5. Неполные семьи.

Одна мать, редко один отец.


Вовлечение в работу клубов действующих в школах.

Вовлечение детей в досуговую деятельность.

Доказать, что и в неполной семье дети могут получить достойное воспитание.

Обратить внимание на то, что кроме материального

обеспечения ребенка, необходим еще и духовный контакт



В работе с семьей используют следующие методы:

^ Метод убеждения - помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью этого метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

^ Метод наблюдения - помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы. Наблюдаем за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

^ Метод бесед - один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Существует несколько методик диагностики семьи: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, проективные методики, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику (для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания):

1.С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.

4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?

5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.

Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:

Школа для меня - это...

Класс, в котором я учусь - это...

Учителя для меня - это люди, которые...

Мои одноклассники - это...

Уроки для меня - это...

Предметы, которые мне нравятся, это...

Предметы, которые мне не нравятся, это...

Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:

Школа, в которой учится мой ребенок, это...

Класс, в котором учится мой ребенок, это...

Одноклассники моего ребенка - это...

Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...

Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку - это...

Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...

Изучая традиции и обычаи семей учащихся, нравственные ценности семьи, можно использовать следующие вопросы проективной методики.

^ Вопросы для учащихся:

Я радуюсь, когда...

Я огорчаюсь, когда...

Я плачу, когда...

Я злюсь, когда...

Мне нравится, когда...

Мне не нравится, когда...

Я верю, когда...

Если у меня хорошие новости, то я...

Если у меня, плохие новости, то я....

Если у меня что-то не получается, то я...

^ Вопросы родителям:

Я радуюсь, когда мой ребенок...

Я огорчаюсь, когда мой ребенок...

Я плачу, когда мой ребенок...

Я злюсь, когда ребенок...
Мне нравится, когда мой ребенок...

Мне не нравится, когда мой ребенок...

Я не верю, когда мой ребенок...

Я верю, когда говорят, что мой ребенок...

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителями на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье». Рисунок «Выходной день» в моей семье» ребятам и родителям предлагается выполнить так: и детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которых нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи в выходной день.

Можно так же предложить учащимся и родителям построить ассоциативный ряд на выражение «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях учащихся.

В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты. Тесты, направленные на изучение микроклимата в семье, межличностного общения, внутрисемейных отношений и др. Например, тест «Стратегия семейного воспитания». Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов ответа выбрать предпочтительный для них.

^ 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

^ 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, имеющая малое отношение к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

^ 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (ЭдгарХоу.)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)
В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер.)

^ 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

^ 5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы
обычно обсуждаем в доверительной беседе.

^ 6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

^ 7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения,

пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

^ 8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

^ 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

^ 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

В. Надеюсь.
Б. Стараюсь.

Г. Незнаю.

Обработка результатов:

Стиль поведения


Номера вопросов




1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Авторитетный


Б


В


в


Г


В


г


А


Б


Г


Б


Авторитарный

А


А


г


в


Б


Б


Б


А


А


А


Либеральный


В


Б


Б


Б


А


А


Г


В


В


В


Индифферентный


Г


Г


А


А


Г


В


в


Г


Б


Г



Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, также и самого себя как родителя.

^ Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

^ Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

^ Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

^ Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Также достаточно информативным является Тест «Я родитель, я - приятель?!»

^ 1. Ваш ребенок требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится на программу выступления рок музыкантов. Как вы поступите?

а) выполняете просьбу и смотрите передачу вместе;

б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;

в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с просьбой.

^ 2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе;

б) людей, копирующих вас в молодости;

в) маленьких взрослых;

г) благодарных слушателей.

^ 3. Какую прическу вы предпочитаете?

а) которая больше всего вам подходит;

б) которая отвечает последней моде;

в) которая копирует чью-то прическу;

г) которая копирует стиль ребенка.

^ 4. Немного о возрасте родителей:

а) знают ли дети ваш возраст;

б) вы подчеркиваете возрастную черту между родителями и детьми;

в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.


^ 5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;

б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;

в) стараетесь надевать ту одежду, которая вам подходит;

г) следуете своему пониманию стиля.

^ 6. Ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как Вы поступите?

а) посчитаете это личным делом ребенка;

б) станете подшучивать над его (ее) поступком;

в) признаете, что это стильно;

г) сделаете то же самое.

^ 7. Музыка звучит в доме очень громко. Что Вы делаете?

а) Вы затыкаете уши ватой;

б) уменьшаете громкость;

в) миритесь с увлечением своего ребенка;

г) включаете еще громче.

^ 8. Если Вы спорите со своим ребенком, то:

а) стараетесь им не возражать;

б) признаете их правоту;

в) спорите до полной победы;

г) уходите от спора.

^ 9. Ваш ребенок празднует день рождения.

а) Вы вместе с ними за одним столом;

б) оставляете ребят одних;

в) обслуживаете детей за столом;

г) уходите из дома.

^ 10. Дети идут на дискотеку.

а) Вы идете вместе с ними;

б) Вы не разрешаете им идти;

в) Вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;

г) Вы ограничиваете их во времени.

^ 11. В общении со своими детьми Вы:

а) откровенны;

б) закрыты;

в) сдержанны;

г) открыты.

12. В отношениях со своими детьми Вы:

а) ведете себя как приятель;

б) как строгий судья;

в) как друг;

г) как родитель.

На основе данной диагностики можно провести с родителями учащимися вопросов и ответов, в ходе, которого обсудить каждое положение данного те анты «за» и «против». Он заставит многих родителей по-иному посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.

В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.

К примеру, для диагностики самостоятельности ребенка можно предложить родителям выполнить следующее задание - определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка.



Ваш ребенок делает самостоятельно

Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения













Перечень действий родителям предлагается. Они распределяют действия в две колонки самостоятельно:

- собирается в школу;

- выбирает себе одежду для школы и для праздника;

- делает уроки;

- определяет, с кем ему дружить;

- готовит еду, если это необходимо;

- убирает квартиру по собственной инициативе;

- ходит в магазин за покупками;

- помогает по дому и на даче;

- приглашает друзей к себе домой;

- определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки;

- принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;

- распоряжается денежными средствами, которые вы даете ребенку;

- оценивает объективно себя и свои поступки;

- сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;

- терпимо относится к младшим братьям и сестрам;

- помогает в воспитании младших.

Изучение родителями вопросов таблицы и работа с ней помогает взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своего воспитания. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности им быть, предупреждая его желания, действия и поступки, сдерживая проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

Тест «Занимаетесь ли Вы воспитанием своего ребенка?»

^ 1. Сколько учебных предметов было у вашего ребенка в прошлом году и сколько в нынешнем? Соотнесите свой ответ с ответом ребенка:

а) назвал(а) число предметов точно; .

б) почти точно;

в) сильно ошибся (лась).

^ 2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом году:

а) все или пропустил(а) одно;

б) пропустил(а) два;

в) не посетил(а) ни одного по различным причинам.

^ 3. Сколько преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок, вы знаете:

а) всех;

б) некоторых;

в) только одного.

4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники своего ребенка:

а) периодически;

б) один-два раза в четверть;

в) только в начале учебного года.

^ 5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам, и вы не способны ему помочь, что вы предпримете:

а) обращусь за помощью к учителям или другим людям;

б) пойду в дирекцию школы;

в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.

^ 6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе:

а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для занятий;

б) они мне очень мешают, но я их принимаю;

в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.

^ I Теперь подсчитайте, по каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:

А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.

^ Б) 4-6 ответов. Вас волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.

В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы - это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все делать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно дать ответы под буквой «а». Вы сможете этого достичь!

Мы надеемся, что предложенная консультация послужит вам практическим материалом в вашей работе.

Заявки на оказание методической помощи принимаются до 31.05.11 г.

Социальный педагог ГПМПК

Кощиенко А.Н.

Похожие:

“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу iconМодуль 5 социально – педагогическая деятельность с семьей вопросы для обсуждения
Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005. С. 213 – 220
“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу iconИсследование особенностей функционирования семьи
Технология работы социального педагога с семьей подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации
“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу iconАлгоритм работы социального педагога школы по профилактике безнадзорности...
В данной статье представлен опыт работы социального педагога школы г. Нового Оскола Островской О. В. по профилактике правонарушений...
“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу icon«семья», ее роль в жизни и социализации ребенка, функции семьи
...
“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу iconМетодические материалы для организации и проведения наркопрофилактической...
Коллектив авторов – составителей: С. В. Афонина, Е. Н. Сереброва, А. И. Федоров специалисты гуо кемеровского областного
“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу iconМетодические материалы для социального педагога «Организация работы...
«Организация работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном (педагогическом) учете в оу»
“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу iconСоциально-педагогическая деятельность с семьей
Основные функции семьи. Социальный статус семьи и ее типология. Деятельность социального педагога по работе с семьей. Формы социально-педагогической...
“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу iconViii. Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу icon2 Основными принципами работы субъектов системы профилактики с неблагополучной...
Организацию работы с неблагополучной семьей по предотвращению социального сиротства и лишению родительских прав осуществляют
“ Методические материалы для работы социального педагога с семьей ”, которую могут использовать социальные педагоги оу iconСоциально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Профилактический уровень. Профилактика –это комплекс мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница