Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40




НазваниеВалькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40
страница1/3
Дата публикации03.05.2013
Размер0,81 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
  1   2   3


Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, МОУ СОШ №40

«Учитель года»


1. Информационный раздел.
1.1. Наименование опыта:

«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках экономики и обществознания как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

1.2. Условия возникновения, становления опыта.

С самого начала педагогической практики меня волновал вопрос создания условий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания, экономики, истории. Решение этой проблемы требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения, способствующих включению учащегося в образовательный процесс на уровне не только интеллектуальной, но и личностной, и социальной активности.

Широкое использование активных методов обучения обусловлено тем, что перед образованием встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить условия для формирования и развития познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного и умственного труда. Постановка новых задач продиктована информационным бумом. Если раньше знания, полученные в школе, могли служить человеку долго, то в наше время их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности, умения пользоваться разными источниками информации, в том числе и в разных знаковых системах.

Оснащение нашей школы компьютерами и мультимедийным оборудованием позволило не только широко использовать на своих уроках информационные и коммуникационные технологии, но и создало условия для проявления учащимися творческой активности и самостоятельности, открыло новые возможности повышения мотивации школьников к изучению обществоведческих дисциплин.

Такое изменение современных реалий, требования информационного общества и стремление создать условия, которые позволили бы учащимся успешно адаптироваться в обществе, овладеть навыками самостоятельной познавательной деятельности, умением вести конструктивный диалог в целях решения поставленных задач во многом определили тему моего опыта.

Модернизация Российского образования, ориентирующая не столько на усвоение учащимися знаний, сколько на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей, поставила во главу угла компетентностный подход, рассматривающий в качестве результата образования не сумму усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Использование информационных технологий дает возможность создать благоприятные условия для формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускников школы, включая социальные и этические нормы поведения людей в информационной среде ХХI в.

Обучающийся должен быть способен самостоятельно находить необходимый материал по интересующему вопросу в различных источниках, в том числе используя Интернет, критически осмысливать её и применять для решения познавательных задач и жизненных проблем.

^ 1.3.Обоснование перспективности и актуальности опыта.

Современная парадигма образования рассматривает ребёнка не как объект обучения, а как субъект образовательного процесса. При этом современный учитель должен не просто дать ребёнку максимальное количество готовых знаний, но и научить его самостоятельно находить и обрабатывать информацию. Одна из основных задач на уроке - не только развить мыслительную активность учащихся, но и мотивировать их к самостоятельному исследованию проблем, поднимаемых в процессе обучения. Подобные задачи актуальны для любого учителя, но при преподавании экономики и обществознания есть возможность наиболее полно использовать социальный опыт учащихся.

В преподавании этих, с точки зрения формирования мировоззрения и общей культуры учащихся, предметов имеются существенные проблемы. И связаны они прежде всего с недостаточно сформированными у школьников учебными навыками, в силу возраста не позволяющими им перерабатывать и усваивать довольно сложную информацию за ограниченное время.

Именно поэтому перед системой образования встаёт сегодня новая проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию её возможностей и защите от негативных воздействий.

Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения. Информационная компетентность – это один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Основой для её формирования является использование информационных технологий при изучении различных предметов.

Информационные технологии занимают всё более прочное место в нашей жизни, открывают огромные возможности для развития человека, для более эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных, бытовых проблем. В процессе изучения экономики и обществознания можно использовать разнообразные средства и методы, но одними из наиболее эффективных являются технология деловых игр в сочетании с техническими средствами обучения, а именно информационными технологиями и Интернет-ресурсами.

Исходя из вышеизложенного, могу предположить, что методы активизации познавательной деятельности учащихся с помощью информационно-коммуникационных технологий существенно помогут в преподавании и сейчас и в будущем стимулировать познавательную активность и самостоятельную работу учащихся.
1.4. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей опыта являются положения педагогики сотрудничества: разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности каждого ученика, мотивировать учащихся к самостоятельному исследованию проблем, поднимаемых в процессе обучения. Общая цель внедрения информационно-коммуникационных технологий в предметы обществоведческого цикла: формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, включая целостное миропонимание и научное мировоззрение, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде ХХ1 века.

Это комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности. Применение данной модели образования, открытого по отношению к источнику и форме обучения, позволяет осуществить высокую степень индивидуализации для различных категорий детей, в том числе одарённых, а также учащихся с ограниченными возможностями. Использование данного опыта позволяет активизировать внимание учащихся, усиливать их мотивацию, развивать познавательные процессы , мышление, внимание, развивать воображение, повышать самооценку.

1.5. Диапазон опыта.

Работа в данном направлении проводилась со школьниками 9-11 классов МОУ "Средней общеобразовательной школы №40" на протяжении всего курса изучения экономики и обществознания. Начиная с 2006 года, регулярно внедряю в свою работу различные методы активизации познавательной деятельности учащихся, делая упор на информационные и коммуникационные технологии, деловые игры. Данный опыт используется мной как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Своим опытом я делюсь с коллегами в школе, проводя открытые уроки и мероприятия, а
также показывая свои наработки на семинарах городского методического объединения учителей экономики (например, в 2006 году был продемонстрирован открытый урок на тему «Выборы мэра нашего города» для учителей города, в 2007 году на семинаре был показан урок на тему «Потребитель и закон», в мае 2008 года на отчётном семинаре по завершению эксперимента школы показана работа школьного музея этнографии в виде музейного урока с использованием информационно-коммуникационных технологий, сданы в печать статьи и уроки по данному эксперименту.) Считаю, что опыт по сочетанию деловых и ролевых игр, информационных и коммуникационных технологий может быть использован учителями экономики и обществознания города.
1.6. Теоретическая база опыта.

Творческий подход к основным положениям теории развития познавательного интереса Щукиной Г.И. и теории активизации учебной деятельности учащихся Шамовой Т.И. позволил мне выделить особое место дидактическим возможностям компьютера в дифференцированном подходе к экономическому и обществоведческому воспитанию школьников.

Компьютер является уникальным средством, позволяющим создать каждому ученику комфортные условия на уроке для полного усвоения учебного материала, соблюсти экологию урока, повысить ёмкость обучения за счёт изменения привычной структуры урока. Это побудило меня сосредоточить внимание на повышении удельного веса активных методов обучения, увеличении доли практических занятий в учебном процессе с использованием компьютера.

Делая упор на изучение информационных технологий в своей работе я считаю, что содержание данного компонента направлено на формирование готовности обучаемых использовать для решения познавательных и практических задач типовые информационные и коммуникационные технологии, в том числе компьютерные. Изучение обществознания и экономики с использованием этого компонента раскрывает роль информационных технологий в развитии общества , правовые и морально-этические нормы поведения в информационном обществе, формируется представление об информационной безопасности личности и общества. Содержание образования в области информационных технологий формулируется в терминах деятельности над информационными объектами: видимыми, в том числе схемами, картами, таблицами, фотографиями, текстами (включая формулы, компьютерные программы), движущимися изображениями (включая видеосъёмку и мультипликацию), слышимыми (включая музыку и речь), осязаемыми (включая элементы конструкторов). Деятельность над информационными объектами формулируется далее для каждой ступени обучения в обобщённом виде. В ходе обучения она реализуется конкретными инструментами на конкретном материале.1

В своей работе я стараюсь придерживаться общеизвестных дидактических

принципов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках экономики и обществознания: это полноценная работа каждого ученика в течение всего урока: доступность материала и опора на известные уже знания: наглядность и занимательность обучения, рациональное сочетание изученного материала с неизвестным ; задания на максимальном уровне трудности, соответствующие реальным возможностям ученика. Основным методом в системе моей работы остаётся метод проблемного обучения, при котором учащиеся самостоятельно добывают знания. Именно здесь и помогают информационные технологии. Например, использование электронных таблиц позволяет решать самостоятельно трудоёмкие экономические задачи, а возможность предоставления результатов в графической форме вызывает у учащихся новый интерес, способствует дальнейшему осознанному изучению как экономики, так и обществознания. В своей работе я опиралась на опыт работы с игровыми технологиями Н. Кузнецовой, на теорию информационных технологий Д.Билдмана, на опыт работы с активными методами обучения М.Новика.

По классификации, предложенной В.М.Максимовой, информационно-компьютерные технологии, реализующиеся в дидактических системах компьютерного обучения на основе диалога «ученик – машина» с помощью различного вида обучающих программ (информационных, контролирующих, тренинговых) и игровые технологии, которые включают дидактические системы применения различных дидактических игр, формирующие умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, ролевые и др., прекрасно сочетаются между собой в процессе обучения.

По моему убеждению, сочетание традиционных активных методов обучения и информационных технологий позволяет продолжить успешно формировать умения учащихся работать с информацией, развивать коммуникативные способности, способствовать подготовке личности "информационного общества", формировать исследовательские навыки, умения принимать оптимальные решения.
2.Технология опыта.

В своей работе я успешно использую комбинацию элементов известных методик преподавания, что приносит хорошие результаты в работе учителя. Так, сочетание деловых игр и информационно-коммуникационных технологий с элементами коллективного метода обучения позволяет добиться наивысшей активности учащихся на уроках экономики и обществознания, привить интерес к изучению этих предметов, возможность получить прочные знания. Это сочетание даёт возможность преодолеть такие проблемы, как однообразное изложение материала на уроке, перегруженность информацией, которая не может быть усвоена ребёнком с помощью традиционных методов обучения, преодоление боязни ответов у доски, возможность показать себя в ролевых играх, презентациях, необъективность в выставлении оценок, недостаточный контроль за усвоением материала.

Основная цель использования комбинации информационно-

коммуникационных и игровых технологий – это активизация познавательной деятельности учащихся на уроках экономики, обществознания, истории. Задача опыта : посредством применения информационно-коммуникационной и игровой технологии создать оптимальные условия для возможности учащихся реализовать себя и добиться высоких результатов обучения на уроках экономики и обществознания.
Какие же возможности дают информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) при подготовке и проведении уроков экономики и обществознания? Можно выделить следующие аспекты применения информационных технологий в преподавании этих предметов:

1. разработка мультимедиа-презентаций для предоставления информации при проведении уроков и защите письменных работ;

2. использование Интернета и систем телекоммуникаций для подготовки и проведения уроков;

3. сбор и анализ информации по вопросам экономики и обществознания;

4. подготовка и проведение деловых игр;

5.. аттестация учащихся;

6. разработка ученических проектов;

7. участие в сетевых олимпиадах и конкурсах;

8. дистанционное обучение.

Причём интеграция в преподавании экономики и информационных технологий осуществляется в нескольких вариантах:

1. В виде "проникающей" технологии, когда применение компьютера идёт по отдельным темам, разделам, при решении отдельных задач;

2. в виде основной, наиболее значимой из используемых в данной технологии частей;

3. в форме монотехнологии, когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая диагностики, опирается на применение компьютера.

Для организации эффективного процесса обучения в школе достаточно средств, предоставляемых стандартными офисными приложениями пакета Microsoft Office: текстовый процессор Microsoft Word, электронные таблицы Microsoft Excel, программы для подготовки компьютерных презентаций Microsoft Power Point. Для решения специфических задач при организации деловых игр на уроках, я использую специализированные моделирующие компьютерные программы в тандеме с учителем информатики.

В своей работе я использую компьютер на разных этапах процесса обучения экономике и обществознания: при объяснении (введении) нового материала - в качестве электронного учебника или презентации отдельной темы, раздела; при закреплении или повторении - в качестве тренажёра; на этапе контроля знаний, умений и навыков - как тестировщик и т..д.

Использование компьютера в учебном процессе, в том числе и по экономике, предоставляет, по сравнению с традиционными способами ряд новых возможностей и преимуществ как учителю, так и ученику.

Преподаватель имеет возможность:

1. реализовать разные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализируя тем самым процесс обучения;

2. уменьшить количество излагаемого материала за счёт использования демонстрационного моделирования;

3. проводить отработку различных навыков и умений учащихся, используя ЭВМ как тренажёр;

4. осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;

5. сделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится и контролируемой и управляемой.

Например, возможности текстового редактора Microsoft Word позволяют создавать профессионально выполненные документы, содержащие многоколоночный текст, таблицы, диаграммы, рисунки и т.д. Программа для подготовки компьютерных презентаций Microsoft Power Point даёт возможность проиллюстрировать выступление (речь учителя, доклад учащегося) визуальным рядом - рисунками, фотографиями, графиками. При этом в ходе разработки презентации не только учащийся может научиться грамотно структурировать информацию, выделять главное в работе, но и учитель получает возможность ещё раз обдумать план урока. С помощью программы Microsoft Power Point можно подготовить выступление с использованием слайдов, которые выводятся на экран компьютера или большой экран при помощи мультимедиа-проектора, распечатываются на принтере и включаются в комплект материалов для раздачи учащимся. Программа электронных таблиц Microsoft Excel позволяет добавлять в работу таблицы, диаграммы и графики и является одним из наиболее удобных инструментов для решения экономико-математических задач.

Использование баз данных Microsoft Access на уроках экономики и обществознания предоставляет возможность разработать базу данных, содержащую большой объём справочной информации, и отобразить эту информацию в соответствии с определёнными критериями. Эта база данных является незаменимой при работе со статистическими, методическими материалами.

Моделирующие компьютерные программы позволяют мне организовывать и проводить деловые игры на уроках, моделирующие различные ситуации на рынках. Сочетание игровых и компьютерных технологий обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой работе. Таким образом, ИКТ и технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить школьников осознавать мотивы своей деятельности , поведения в игре и жизни, то есть формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть её результаты. Школьники имеют возможность видеть результаты своих решений и могут сравнить их с решениями других игроков, например, своих одноклассников-конкурентов. Здоровый азарт, возникающий во время таких игр, развивает интерес к изучаемому предмету и воспитывает у учащихся такие качества, как организованность, дисциплина и ответственность за принимаемые решения. Это может быть, например, модель рынка товаров и услуг, когда учащиеся имеют возможность принимать решения о деятельности "своей" фирмы, назначать цену продукции, определять объём производства и выбирать наиболее актуальные статьи расходов или модель рынка ценных бумаг, где каждый учащийся может ощутить себя инвестором. С помощью Интернет можно организовать изучение процесса инвестирования на реально существующем рынке ценных бумаг. Проведя отслеживание результативности своей работы, я могу утверждать, что сочетание компьютерной и игровой технологии повышает темпы усвоения экономических и обществоведческих знаний, так как использование этих технологий служит условием актуализации знаний школьников, позволяет применять средства и методы, направленные на формирование стремления к использованию своих способностей в реализации на практике экономических и обществоведческих знаний.

С помощью компьютерных технологий учащиеся разрабатывают на уроках экономики ученические проекты, могут самостоятельно создавать новые продукты (интернет-сайты, презентации, компьютерные программы), что не только повышает интерес к предмету, но и способствует их профориентации. Особенно помогают мне ИКТ и игровые технологии на уроках по "Основам потребительских знаний". Например, проводя игру "Диалог оппонентов", учащиеся формируют группы оппонентов и наблюдателей. Оппоненты готовят компьютерные презентации, отстаивая правильность противоположных точек зрения. В нашем случае, первая группа оппонентов утверждает: "Никаких потребительских знаний нет и учить им смысла нет. Два раза обманут в магазине, зато потом будут грамотными". Вторая группа доказывает: "Без потребительских знаний невозможно обойтись в современной жизни. Мы оказываемся в роли потребителя ежечасно, поэтому нужно быть всегда наготове."

Сначала учащиеся внутри группы формулируют свои аргументы и обязательно обсуждают возможные контраргументы противников. После просмотра компьютерных презентаций начинается диспут, во время которого наблюдатели оценивают : кто был логичнее в своих выступлениях, кто более убедителен эмоционально, кто допустил ошибки, чьё поведение было некорректным в споре, уровень презентаций, их научность.

Первое время преподаватель выступает в роли "дирижёра", ведущего дискуссию, затем эту роль можно предложить ответственному ученику. На таких уроках происходит формирование потребительской культуры учащихся. А на уроках обществознание я провожу упражнение "Дебаты + Голосование". Здесь, во время игры можно продемонстрировать, насколько легче аргументировать свою точку зрения, когда есть люди, которые поддерживают вас. В ходе упражнения два ученика проводят дебаты на тему "Моя предвыборная кампания". Каждый учащийся представляет компьютерную презентацию своей программы. Во время дебатов участники должны подойти и встать за спиной того ученика, с чьим мнением они согласны. Подводя итоги, учитель задаёт следующие вопросы добровольцам : как вы чувствовали себя, когда стояли у вас за спиной; как вы себя чувствовали, когда стояли позади вашего оппонента? Остальные участники должны ответить на вопрос: что заставило вас перейти на сторону другого - неверные суждения оппонентов или "стадное" чувство?

Здесь игровая технология в сочетании с компьютерной позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывать точность и внимательность при выполнении конкретных обязанностей, приучаю и быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности. 1

Свои презентации учащиеся делают при помощи Интернета. Существуют специализированные интернет-порталы, наполнением которых занимаются крупные научные, политические, религиозные, общественные и прочие организации. Можно выделить такие интернет-ресурсы, как портал института "Экономическая школа", на котором размещены электронные версии учебников по менеджменту, маркетингу, библиотека экономической и деловой литературы и др.

В своей работе я также использую презентации на различных этапах урока:

1 Организационный этап.

Ученикам поясняются цель и содержание работы. На слайде указываются тема урока, задачи, которые планируется решить, вопросы для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.

2. Мотивационный этап.

На этом этапе мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет введена на уроке или предложена для самостоятельного изучения. Главное здесь - сформировать заинтересованность разными путями, такими как постановка проблемы, которую должны разрешить учащиеся, разъяснение значения информации для будущей профессиональной деятельности, демонстрация задач науки , которые могут быть решены с помощью этой информации. Можно также рассказать о проблемах, которые были решены с помощью этой информации. Здесь как иллюстрация экономического эффекта можно использовать графики, диаграммы. При этом изображение на экране может дополнять слова учителя (при общем ознакомлении с явлениями, законами, процессами в экономике и обществознании), а может быть однозначно словам учителя (простое пояснение того, что есть на экране).

Для того, чтобы не произошло снижение интереса к проблеме нужно помнить, что изображение на экране должно носить иллюстративный характер, не должно быть перегружено текстом.

3. Проверка усвоения предыдущего материала.

С помощью компьютерных программ для контроля знаний может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе и на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. При этом ученик не только отвечает на вопросы теста, но с помощью обратной связи вносит в них необходимые коррективы. У учащегося отсутствует недовольство проверяющим, так как проверяет компьютер.

Это позволяет учителю увидеть результативность ответа на вопросы, те ошибки, которые допускает ученик, что даёт возможность сделать на них акцент в объяснении материала. Учитель сразу видит эффективна ли его методика в обучении предмету.

4. Изучение нового материала.

Много раз я слышала от школьников насколько лучше они стали усваивать материал с использованием компьютерных презентаций. На уроках обществознания я использую таблицы, диаграммы, иллюстративный материал. Но если при изучении гуманитарных предметов можно использовать статичный материал, то при изучении экономики особенно важно, чтобы материал был представлен не статично, а в движении, в трансформации моделей.

Например, изменение спроса может быть проиллюстрировано перемещением кривой спроса, также и решение фирмы об эффективном объёме производства, ситуацию с изменением совокупного спроса и уровня цен при изменении объёма денежной массы. Важно, чтобы такая презентация не была перенасыщена дополнительной информацией, была яркой, запоминающейся. Прекрасно, если в презентации используются интерактивные средства, такие как система меню и гиперссылки. Можно также всегда вернуться к ранее изученному фрагменту учебного материала, повторить и закрепить его.

Презентации могут делать и учащиеся, что будет более эффективно, чем реферат, который просто "скачивается" из Интернета.

5. Систематизация и первичное закрепление материала.

В этой ситуации нужно использовать в презентации основные мысли темы, подчёркивать взаимосвязь явлений, выполнить тестирование на компьютере. Как известно, тесты по форме делятся на две основные группы: закрытые вопросы (бинарные тесты, вопросы с единственно верным ответом, вопросы с множественным выбором) и открытые вопросы (самостоятельный ответ). Закрытые вопросы содержат подсказку, что повышает их обучающую функцию, но снижает объективность контроля. Открытые вопросы предполагают самостоятельный ответ учащихся без каких либо ограничений и подсказок. Это широко известные традиционные вопросы, применяемые при устном и письменном опросе. Они позволяют проверить любые уровни знаний, но их трудно оценить однозначно. В силу этого обстоятельства их использование в компьютерном тестировании практически невозможно.

Критерии для оценивания теста задаются его разработчиком. С готовыми компьютерными тестами просто, но если же вы предпочитаете разрабатывать задания для проведения тестирования самостоятельно, то вас подстерегает уже известная опасность: критерии могут быть необъективными, не учитывающими степень трудности заданий. Если тестирование проводится впервые, то следует ограничиваться лишь получением результата в виде количества верных ответов. Позднее на основании этих результатов необходимо вывести критерии оценивания с использованием графика. Если же тестирование проводилось ранее в обычном распечатанном виде, для получения отметок можно ввести в программу выведенные ранее критерии.

Компьютерные разработки хороши их многократным использованием, возможностью их доработки и усовершенствования, дополнения новой статистической информацией, иллюстрациями, новыми тестами и др. Хотя роль учителя всегда остаётся главной. Компьютер - это средство достижения эффективности обучения.

Планируя урок с применением информационно-коммуникативных технологий я стараюсь чётко определить педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе, согласовывать их с другими средствами обучения, учитывать особенности класса, специфику материала, характер объяснения информации, анализировать и обсуждать с классом фундаментальные вопросы изучаемого материала.

Результатом использования описанных приёмов и методов на уроках экономики и обществознания являются:

1. возросший интерес к изучаемым наукам;

2. увеличение доли самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой;

3. улучшение взаимоотношений между школьниками, комфорт в общении;

4. формирование экономической и информационной культуры;

5. рост качества знаний учащихся по экономике, обществознанию и другим предметам, где применяются данные технологии.

Таким образом, сочетание игровых и информационно-коммуникационных технологий позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности.1

Например, при изучении раздела экономики «Производство. Издержки производства», базовой темы при изучении экономической теории, целесообразно использовать активные методы обучения: игровые технологии, практикумы в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями. Целью занятий является приобретение учащимися знаний о функционировании рыночной экономики и усвоение базовых концепций экономической теории.

Тематическое планирование базируется на обязательном минимуме и может применяться независимо от учебника, который использует учитель в своей работе.

В раздел «Производство. Издержки производства» включаются темы уроков «Производство и производительность (деловая игра «Книжная фабрика»), «Издержки производства и их экономическое значение», «Издержки производства», «Экономическая лаборатория – решение задач», «Производство и потребитель». А так же следующие формы контроля и повторения: проверочная работа по определениям, тестирование, деловая игра «Книжная фабрика», игра-разминка «Блиц-опрос», викторина «Зигзаг удачи».

На первом уроке этой темы учащиеся знакомятся с понятиями экономики:

производство, производительность, издержки производства, факторы, влияющие на производительность труда. Для того, чтобы полнее развить творческие способности учащихся, их логическое и экономическое мышление, на данном уроке ребята делают компьютерные презентации по новому материалу. В своих презентациях , они дают определение понятиям «производство», «производительность», «уровень жизни», «уровень благосостояния», «качество жизни», «издержки производства», «постоянные издержки», «переменные издержки», «разделение труда», «капиталовложение». Учитель комментирует эти презентации, дополняет, связывает факты и понятия. Презентации учащихся оцениваются в конце урока.

Именно здесь целесообразно провести деловую игру «Книжная фабрика», в ходе которой учащиеся знакомятся с такими понятиями, как издержки (затраты) производства. В ходе игры группы учеников получают задание изготовить как можно больше бумажных книжек. Учитываются только количество завершённых изданий. Учитель проверяет качество исполнения.

Книжки делаются из обычной тетради и страницы нумеруются ручкой. В книжке должно быть 14 страниц. На мультимедийный экран выводится таблица «Подсчёт производительности труда».


Таблица

Подсчёт производительности труда. Группа №______








Образец

1 этап игры

2

этап игры

3 этап игры

4 этап игры

1.

Количество изготовленных книжек.

4













2.

Стоимость материалов (25 рублей/ книжка)

100













3.

Количество работающих в группе

4













4.

Заработная плата (100 руб.,чел.)

400













5.

Рента за рабочее место (200 руб./парта)

200













6.

Капиталовложения (50 руб./ручка).

50













7.

Общие затраты, издержки.

750













8.

Себестоимость книжки (п.7:п1)

187,5













9.

Общее количество работы (5 мин. * Количество работающих).

20













10.

Выход готовой продукции в минуту (п.1:п.9)

0,2
















Итог:

















Каждая группа вносит свои данные в таблицу после каждого этапа игры. Затем один человек от группы составляет на персональном компьютере график производительности труда их группы после каждого этапа игры. Таким образом, сразу наглядно представлены результаты работы каждой группы.

1 этап.

  1. Все участники должны заниматься изготовлением книжек самостоятельно, а для ведения записей все участники группы пользуются общей ручкой. На данном этапе не существует специализации.

  1. Время изготовления книжек: три-пять минут.

  1. Каждая группа заполняет таблицу приложения, а учитель проверяет правильность записей.

2 этап.

  1. Процесс изготовления книжек делится на операции, и каждый участник выполняет только одну или две из них. Для записей по-прежнему используется одна ручка.

  1. Повторить п.2 и п.3 первого этапа.

3 этап.

  1. Предложить каждой группе приобрести столько ручек, сколько необходимо для более рациональной организации производственного процесса. Цена каждой ручки – 50 рублей. (Ручки заменяют капиталовложения, используемые каждой группой)

  1. Повторить п.2 и п.3 первого этапа.

4 этап.

Подведение итогов игры. Построение графиков производительности труда групп на персональных компьютерах.

В ходе обсуждения приложений учащимся предлагается ответить на вопросы и сформулировать вывод: «Что же мы получили в итоге игры?»; «От чего зависит производительность труда?»; «Какой эффект дало разделение труда на втором этапе?» (производительность должна возрасти); «Какой эффект дало приобретение дополнительных ручек на третьем этапе?» (капиталовложения должны стимулировать рост производительности); «»Как изменяется производительность труда от первого к третьему этапу»; «Какое влияние оказывает повышение производительности труда на себестоимость?»; «Какие расходы потребовались для увеличения производительности труда?»; «Почему необходимо повышать производительность?»; «Какие шаги можно предпринять для повышения производительности?»

После обсуждения каждая группа делает вывод о своей работе.

На последнем этапе подведения итогов урока учитель делает вывод, что производство – это процесс непосредственного создания ценностей, а чтобы произвести товар, нужны ресурсы. А что следует сделать, чтобы увеличить объёмы производства и таким образом повысить уровень жизни нации. При подведении итогов урока делается обзор будущего занятия, ставится цель.

В следующей теме «Производство и потребитель» для активизации внимания и интереса учащихся при изучении экономических понятий и явлений, для того, чтобы школьники умели применять полученные знания на практике, так же используются информационно-коммуникационные технологии вместе с игровыми.

На данном уроке применяются разные методы:

  1. по характеру познавательной деятельности – частично - поисковый;

  1. по дидактическим целям – методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний (упражнения, практическая работа, тестирование);

  1. по месту в структуре деятельности – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации познавательной новизны, познавательные игры).

Приёмы:

  1. решения задач;

  1. упражнения.

Учащиеся находятся в парах за компьютерами и получают индивидуальные тестовые задания. Например:

  1. Укажите, к какому виду издержек производства относятся:

-сырьё;

-эксплуатация зданий;

-рабочая сила;

- зарплата специалистов и служащих;

- топливо и энергия для технологических целей;

- амортизация зданий;

- оплата транспортных услуг за перевозку сырья;

- плата за аренду офиса;

- амортизация станков и оборудования;

- материалы.

  1. Укажите формулу для расчёта средних постоянных издержек.

  1. Укажите формулу для расчёта прибыли.

Оценки за данную работу выставляет сам компьютер, что даёт возможность убыстрить выставление оценок и повысить их объективность.

Далее, в игровой форме учитель проверяет степень сформированности и усвояемости знаний и умений учащихся.

Класс делится на команды. Вопросы задаются командам по очереди. За правильный ответ команда получает жетон. Если команда отвечает неправильно (или совсем не отвечает), то возможность ответить получает команда-соперник. В конце игры подводятся итоги. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, объявляется победительницей. В каждой команде также идёт индивидуальный подсчёт жетонов – для определения персонального победителя . (Можно проводить игру и для всего класса в целом).

Хорошие результаты даёт сочетание игровых технологий с информационно - коммуникационными и на уроках по «Основам потребительских знаний». Здесь
целесообразно обратиться к электронному учебнику по экономике. Электронный учебник позволяет показывать по теме видеоклипы, иллюстрации, пользоваться экономическим словарём, в моменты закрепления материала выводить на экран тесты, задачи, ситуации. Это прекрасное средство преподавания сочетается с игровой формой работы. Так, при изучении темы «Защита прав потребителя», учащиеся изучают материал по сообщениям учащихся, иллюстрируемым электронным учебником. Закон о защите прав потребителя изучается с помощью вкрапления в урок игровых ситуаций. Например, учащиеся получили предварительное задание проверить, есть ли уголки покупателя в магазинах нашего города и задать вопрос в продуктовых магазинах «Свежий ли хлеб?» Ответы продавцов фиксировались. Учащиеся на уроке составили сводки и отчитались в том, в какой мере исполняется Закон о защите прав потребителей в нашем городе.

На другом этапе урока проводилась игра-тренинг. Команды получили набор продуктов и задание установить соответствие этих продуктов праву на информацию каждого потребителя. На мультимедийном экране показана таблица соответствия пищевых продуктов ГОСТу, таблица пищевых добавок, требований в оформлении этикеток и т.д. Изучив эти таблицы, учащиеся приступают к анализу набора продуктов и обсуждению их пригодности, фиксируют нарушения.

Команды предварительно разбиваются по ролям на разработчиков программы испытаний, организаторов, экспертов, программистов. Разработчики придумывают программу испытаний, которая должна включать проверку самых существенных качеств данного товара. Они готовят общий список подлежащих проверке свойств с учётом ограничений, связанных с реализацией теста вне лабораторных условий.

Например, для исследования печенья список свойств, распределённый по условным группам (информация для потребителя, вкусовые качества, безопасность упаковки), может выглядеть следующим образом:

  1. информация для потребителя: название, координаты производителя, вес, срок годности и дата изготовления, состав продукта, условия хранения, энергетическая ценность, цена, противопоказания;

  1. вкусовые качества: цвет, запах, количество сахара, рассыпчатость, наличие посторонних включений и т.д.

  1. безопасность упаковки: возможность вторичной переработки, безопасность для жизни и здоровья детей.

Организаторы продумывают каждый пункт предстоящего теста, что потребуется для обеспечения работы и в каком количестве. Именно эта группа обдумывает и предлагает, как организовать образовательное пространство в соответствии с целями проводимого исследования.

Эксперты определяют «вес», с которым те или иные тестируемые показатели будут входить в общую оценку качества товара. В нашем случае была предложена следующая шкала оценок: по 1 баллу за наличие каждого пункта информации для потребителя; от 1 до 10 баллов по каждому пункту вкусовых качеств; по 5 баллов за экологию и безопасность.

Программисты составляют на компьютерах итоговые таблицы, наглядно представляющие результаты проведённых исследований, чтобы потом их можно было вывести на общий экран. На экране мы видим текст Закона о защите прав потребителя, где говорится о праве потребителя на информацию, праве на безопасность товара, право на надлежащее качество товара. Учащиеся сравнивают соответствие этих прав на бумаге с тем, в чём они убедились при тестировании товаров и делают выводы. Здесь очень важно не только закрепить знание Закона о защите прав потребителей, но и научить школьников применять положения законодательства в реальных проблемных ситуациях. Отсутствие этого навыка делает бесполезным блестящее знание Закона. Причина зачастую кроется в невозможности взглянуть на ситуацию под разными углами зрения. Для этого применяется ролевая игра с использованием компьютера.

Цель упражнения:

  1. дать возможность каждому найти решение поставленной задачи;

  1. подчеркнуть силу группы и равенство в группе;

  1. отметить, что все имеют соответствующий опыт и знания.

Ход игры:

  1. Класс учитель делит на две части. Одна половина – потерпевшие (клиенты), вторая – консультанты по разрешению проблемы. За каждой партой должен оказаться один консультант и один клиент. По сигналу клиенты будут вставать и переходить к следующему консультанту, пока не обойдут всех. Учитель предупреждает, что каждая пара имеет три минуты на изложение и обсуждение проблемы.

  1. На экране компьютера предлагаются различные потребительские ситуации и даётся время, чтобы выбрать ситуацию и запомнить её суть.

  1. Через три минуты преподаватель подаёт сигнал и клиенты осуществляют переход к новому консультанту.

  1. Повторяем трёхминутные циклы. Каждую консультацию начинают с изложения проблемы. Преподаватель строго следит за тем, чтобы клиент не предлагал консультанту самостоятельно прочитать ситуацию, а излагал её своими словами и обязательно фиксировал ответ письменно.

  1. Затем каждый клиент пишет резюме (две минуты) по проблеме и фиксирует выбранное им решение из предложенных консультантами, учитывая и собственное мнение.

После этого учитель призывает обратиться к электронному учебнику, где данные ситуации разъясняются с точки зрения юристов и экономистов. Учащиеся имеют возможность сравнить свои решения с решениями профессионалов.

Данная игра очень эффективна, так как после каждой консультации клиент приобретает всё больше уверенности и знаний. Несмотря на то, что на работу одной пары отведено три минуты, у консультанта на решение остаётся не более минуты. Это достаточно жёсткий, мобилизующий момент, который потом может пригодиться на олимпиадах.
Таким образом, работа над данной темой позволила мне, во-первых, разработать серию уроков по экономике и обществознанию, успешно объединив такие методы активизации познавательной деятельности как деловая игра и информационные и коммуникационные технологии. Во-вторых, разработать собственную библиотеку презентаций, которые помогают проводить уроки интересно и эффективно. В-третьих, сформировать у школьников общеучебные умения (сравнивать, анализировать информацию, делать выводы, выделять главное, внимательно читать текст и т.д.), составляющие основу познавательной компетентности. В-четвёртых, регулярные занятия с применением компьютерных технологий позволяет мне совершенствовать и корректировать свою работу, заниматься творчеством.
3. Результативность опыта.

Для того, чтобы отследить результативность использования моего опыта работы в отношении учеников, был проведен анонимный опрос учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов. Всего в опросе приняли участие 100 учеников. Опросный лист, который был при этом использован, приводится в приложении.

Анализ их ответов показывает, что у 100% учащихся изменилось отношение к предмету. Учащиеся испытывают заинтересованность в усвоении знаний, интерес к предмету. 80% учащихся написали, что теперь, с использованием компьютерных и игровых технологий, легче запоминают материал, знания становятся более прочными.

Ответы на вопрос, что даёт вам использование информационно-коммуникационных и игровых технологий на уроках экономики и обществознания, выглядят следующим образом:

  1. возросший интерес с изучаемым предметам – 100 человек;

  2. увеличение доли самостоятельной работы учащихся – 80 человек;

  3. улучшение взаимоотношений между школьниками, комфорт в общении – 90 человек;

  4. формирование экономической и информационной культуры – 70 человек;

  5. рост качества знаний по экономике и обществознанию – 100 человек.

Учащиеся успешно участвуют в гороских и областных олимпиадах по экономике и обществознанию. В 2006 году Голев Д. (11 класс) занял 4 место в городской олимпиаде по обществознанию.

В 2007 учебном году учащаяся 10 класса Червонная Е. заняла 3 место в городской олимпиаде по экономике, в областной олимпиаде этого же года так же 3 место. В 2008 году Новикова А. (10кл.) заняла 5 место на городской олимпиаде по экономике и 7 место по обществознанию, Ковальчук О.(10 кл.) занял 7 местов городской олимпиаде по экономике, Червонная Е. (11 кл.) - 3 место. Учащиеся 10 –х классов изъявили желание заниматься в классе для одарённых детей в БГТИ им. Шухова., а учащиеся 9-х классов успешно участвуют в социально-экономическом проекте на базе Областного Дворца детского и юношеского творчества, с участием преподавателей из БелГУ. Это показывает возросший интерес учащихся к предмету, желание получить как можно больше знаний.

Если проследить процент качества знаний за три прошедших года, когда информационно-коммуникационные и игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся систематически используются на уроках экономики и обществознания, то результат наглядно показан в диаграмме:

  1   2   3

Похожие:

Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40 iconВнеклассное мероприятие для 6-х классов. Составитель: Чулкова Л....
Составитель: Чулкова Л. В., учитель истории и обществознания моу сош №12 г. Мурманска
Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40 iconПроект урока по истории в 8классе «Отечественная война 1812года»
Составила Галкина Светлана Валентиновна, учитель истории и обществознания, II квалификационной категории, моу «Шалапская основная...
Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40 iconНебыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и опк...
Небыкова Елена Геннадьевна учитель истории, обществознания и опк моу сош №20 г. Энгельса
Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40 iconАвтор: Позднякова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания моу «сош №12». Предмет
Автор: Позднякова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания моу «сош №12»
Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40 iconУрок истории в 9 классе
С. В. Усикова, учитель истории и обществознания моу сош №11 ст. Кирпильской Усть – Лабинского района
Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40 iconУрок по курсу истории средних веков в 6 классе «Могущество папской власти»
Учитель истории и обществознания моу сош №6 г. Озёры Московской области Печникова Т. В
Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40 icon«Россия во второй половине XIX века»
Авторы-составители: учитель истории моу всош зато озёрный Намазалиева Майя Викторовна; учитель истории моу сош №1 зато озёрный Румянцева...
Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40 iconРабочая программа учебного курса истории в 11 классе Составитель...
Программа предназначена для преподавания истории в 11 классах по модели второго концентра школьного исторического образования
Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40 iconСоциальный статус личности
Учителя Яковлева Людмила Геннадьевна учитель истории и обществознания моу сош №2 г. Хвалынска
Валькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40 iconРабочая программа учебного курса истории в 9 классе Составитель :...
История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2008. Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница