Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики»




НазваниеЛекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики»
страница1/3
Дата публикации08.12.2013
Размер282 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Информатика > Лекция
  1   2   3

Дисциплина «Методика обучения информатике» Преподаватель – Терехова У.И.

Содержание

Лекция 1. Предмет методики преподавания информатики с.1-2

Лекция 2. Информатика как наука и учебный предмет в школе с.3-7

Лекция 3. Методика преподавания информатики как педагогическая наука с.8-10

Лекция 4. История обучения информатике в школе с.11-17


Лекция 1. «Предмет методики преподавания информатики».

Введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обучение информатике.

Определение методики информатики как науки об обучении информатике само по себе еще не означает существования этой научной области в готовом виде. Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже более полутора десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке никли совсем недавно и не успели получить еще ни глубоко теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а же содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупи средств обучения информатике (учебные пособия, программ средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя. Говоря иными словами, перед методикой преподавания информатики, как и перед всякой предметной школьной методикой, ставится традиционная триада основных вопросов:

• зачем учить информатике?

• что надо изучать?

• как надо обучать информатике?

Методика преподавания информатики — молодая наука она формируется не на пустом месте. Будучи фундаментальным разделом педагогической науки, методика информатики опираете своем развитии на философию, педагогику, психологию, информатику (в том числе школьную информатику), а также обобщенный практический опыт средней школы.

Впервые учебный курс «Методика преподавания информатики» был введен в учебные планы педвузов в 1985 г. в связи с организацией подготовки учителей по дополнительной специальности «Информатика» на базе физико-математических факультетов. Вскоре появилось и первое учебное пособие по этому курсу. В российских педвузах стала расширяться подготовка «профильных» учителей информатики.

В настоящее время появились издания других учебных книг по методике информатики: А.И. Бочкина и Н.П. Лапчика, хотя в течение долгого времени кафедрам и студентам приходилось делать основной упор на периодику. Официальным ориентиром в методической подготовке будущих учителей информатики служат рекомендованные Министерством образования РФ примерные учебные программы. Содержание этого учебного предмета составляет рассмотрение общих теоретических основ методики преподавания информатики, совокупности основных программно-технических средств, а также методов изучения конкретных тем школьного курса информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапах обучения. Рассмотрению этих двух групп вопросов посвящены, соответственно, первая и вторая части настоящего пособия.



^ Учебные пособия А.И. Бочкина и Н.П. Лапчика

Лекция 2. «Информатика как наука и учебный предмет в школе».

Во второй половине прошлого века произошел ряд событий, которые знаменуют появление науки информатики: создание первой цифровой ЭВМ, публикация фундаментальных трудов Н.Винера, К.Шеннона, фон Неймана. В научный обиход вошел термин «кибернетика», а вскоре вслед за ним – англоязычный термин «Computer Science» (компьютерная наука), который достаточно широко распространен в Соединенных Штатах Америки, Канаде и других странах для наименования научной и учебной дисциплины, изучающей процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем.

В конце 60-х – начале 70-х гг. XX века французские ученые ввели термин «informatique» (информатика), образованный, как производное от двух французских слов – «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). Новый термин получил распространение в СССР (позже в России и странах СНГ) и странах Западной Европы.

В русском языке употребление термина «информатика» (примерно с середины 1960-х гг.) было связано с научно-технической информацией, библиотековедением и документалистикой. Так, в Большой Советской Энциклопедии информатика рассматривалась как «дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности».

По мнению А.П. Ершова, начиная со второй половины 1970-х гг., в отечественной литературе стало широко закрепляться другое толкование термина «информатика». А.П. Ершов утверждал, что этот термин вводится в русский язык «...как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных» академических научных дисциплин».

Между тем среди отечественных ученых с самого начала становления информатики как самостоятельной отрасли науки не было полного единодушия в ответе на вопрос, что такое информатика.

В том же сборнике «Становление информатики» дано определение: «Информатика – комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования машинизированных (основанных на ЭВМ) систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики». В определении не только явно подчеркивается связь самого возникновения информатики с развитием компьютерной техники, но и то, что информатика – это следствие развития ЭВМ.

Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объект информатики.

Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системы проектирования, финансовые операции, образование и т.п.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой.

Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.

Как считает Д.А. Поспелов, структуру информатики в настоящее время определяют следующие основные области исследования:

• теория алгоритмов (формальные модели алгоритмов, проблемы вычислимости, сложность вычислений и т.п.);

• логические модели (дедуктивные системы, сложность вывода, нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод, вывод по аналогии, правдоподобный вывод, немоно- тонные рассуждения и т.п.);

• базы данных (структуры данных, поиск ответов на запросы, логический вывод в базах данных, активные базы и т.п.);

• искусственный интеллект (представление знаний, вывод на знаниях, обучение, экспертные системы и т.п.);

• бионика (математические модели в биологии, модели поведения, генетические системы и алгоритмы и т.п.);

• распознавание образов и обработка зрительных сцен (статистические методы распознавания, использование призначных пространств, теория распознающих алгоритмов, трехмерные сцены и т.п.);

• теория роботов (автономные роботы, представление знаний о мире, децентрализованное управление, планирование целесообразного поведения и т.п.);

• инженерия математического обеспечения (языки программирования, технологии создания программных систем, инструментальные системы и т.п.);

• теория компьютеров и вычислительных сетей (архитектурные решения, многоагентные системы, новые принципы переработки информации и т.п.);

• компьютерная лингвистика (модели языка, анализ и синтез текстов, машинный перевод и т.п.);

• числовые и символьные вычисления (компьютерно ориентированные методы вычислений, модели переработки информации в различных прикладных областях, работа с естественно- языковыми текстами и т.п.);

• системы человеко-машинного взаимодействия (модели дискурса, распределение работ в смешанных системах, организация коллективных процедур, деятельность в телекоммуникационных системах и т.п.);

• нейроматематика и нейросистемы (теория формальных нейронных сетей, использование нейронных сетей для обучения, нейрокомпьютеры и т.п.);

• использование компьютеров в замкнутых системах (модели реального времени, интеллектуальное управление, системы мониторинга и т.п.).

Школьный учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

Часть информатики, обслуживающая проблемы средней школы, получила название школьной информатики. Впервые в отечественной литературе этот термин введен в концептуальном документе, разработанном под руководством А.П.Ершова. В нем школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе. Программное (или математическое) обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы, включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения таких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления органами просвещения.

Программное (или математическое) обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы, включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения таких систем, а также средства общения с ними, ориентированные на школьников, учителей и работников аппарата управления органами просвещения.

В области технического обеспечения школьная информатика имеет своей целью экономически обосновать выбор технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы; определить параметры оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники (КВТ); найти оптимальное соотношение использования серийных средств и оригинальных разработок, ориентированных на среднюю школу.

Учебно-методическое обеспечение школьной информатики состоит в разработке учебных программ, методических пособий, учебников по школьному курсу информатики, а также по всем школьным предметам, которые могут испытывать методологическое влияние информатики, и по курсам, при преподавании которых планируется использование средств информатики.

К проблемам организационного обеспечения, связанного с внедрением и поддержанием новой информационной технологии учебного процесса, в частности, относятся: организационно-технические мероприятия по обеспечению и последующему сопровождению технической базы школьной информатики и организации разработки, тиражирования и доставки педагогических программных средств (ППС) в школу; подготовка и переподготовка кадров для всех уровней системы просвещения и прежде всего школьных учителей.

Динамику развития методологии информатики Е.А. Ракитина прослеживает по тому, как определялся основной предмет науки информатики и цель соответствующего учебного курса в школьных учебниках, учебных пособиях и программах курса (Табл. 1). Как видно из таблицы, хотя общий смысл определения информатики и основной цели школьного курса информатики у разных авторов близок, но различия в деталях, сказывающиеся при отборе содержания курса, довольно значительные. Важно, что во многих учебниках подчеркивается деятельностный характер информатики.

До сих пор существуют различные подходы к пониманию информатики и ее предмета.

Таблица 1. Определение информатики и основной цели школьного курса информатики в различных учебных пособиях.


Авторы и название учебного пособия

Определение информатики

Основная цель школьного курса информатики

А.П. Ершов, В.М. Монахов и др. Основы информатики и вычислительной техники: 10-11 кл.: в 2-х ч.-М.: Просвещение, 1985

Наука, изучающая методы накопления, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ (+ использование)

Формирование алгоритмической культуры и компьютерной грамотности

А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень и др. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Просвещение, 1991

Дисциплина, изучающая методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ

Формирование умений по алгоритмизации

А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский и др. Основы информатики и вычислительной техники: 10-11 кл.: Просвещение, 1993

В явном виде не сформулировано

Научить решению задач с помощью ЭВМ

Ю.А, Шафрин. Информационные технологии: Учебное пособие.-М.: БИНОМ, 1996

Совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств

Овладение современными программными средствами

Информатика: Учебник для экономических спец. вузов/ Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 1997

Область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования и использования информации с помощью компьютера

Формирование информационной культуры

И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Информатика: учебник по базовому курсу. – М.: Лаборатория Базовых Знаний,1998

Наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации

Знакомство с информа-цией как основным предметом дисциплин информационного цикла и компьютером как инструментом для работы с информацией, объектом изучения и совершенствования

Л.З. Шауцукова. Информатика: Учебное пособие для 10-11 классов.-М.: Просвещение, 2000

Основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерность и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности

В явном виде не определена

С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина. Информатика. Систематический курс:учебник для 10 классах – М.: Лаборатория Базовых Знаний,2001

Фундаментальная научная дисциплина, изучающая информационные процессы, происходящие в системах различной природы, и возможность их автоматизации

Знакомство с информатикой как существенным элементом гуманитарной культуры


Эта идея нашла отражение в документах входящих в комплект новых образовательных стандартов, утвержденных Минобразования РФ:
  1   2   3

Похожие:

Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики» iconВопросы к курсовому экзамену по методике преподавания русского языка (2012 г.)
...
Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики» iconОбщие вопросы методики преподавания русского языка 3
Ii русский язык как учебный предмет. Цели обучения русскому языку в современной школе 17
Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики» iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики» iconЛекция макроэкономика как наука 1 Предмет макроэкономики Макроэкономика,...
Таким образом, макроэкономика это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при...
Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики» iconУрок как основная форма организации обучения математике. Основные...
Предмет методики преподавания математики. Цели обучения математике в средней школе
Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики» iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе
Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики» iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе
Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики» iconЛекция одиннадцатая. Постиндустриальный мир как замкнутая хозяйственная...
Лекция четвертая. Трансформация производственных отношений постиндустриального общества. 25
Лекция Информатика как наука и учебный предмет в школе с. 3-7 Лекция Методика преподавания информатики как педагогическая наука с. 8-10 Лекция История обучения информатике в школе с. 11-17 Лекция «Предмет методики преподавания информатики» iconЛекция №1 Тема: основы исторических знаний. План Предмет и структура...
История- это гуманитарная наука, необходимая для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки человека
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница