Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик




НазваниеСамостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик
страница1/5
Дата публикации05.12.2013
Размер0,54 Mb.
ТипСамостоятельная работа
pochit.ru > Информатика > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Р.В.МИТИН

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ КОМПЬЮТЕРОВ IBM

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА БЕЙСИК

Учебное пособие для студентов МПУ



МОСКВА 2000

Печатается по решению кафедры ИТО и

редакционно-издательского Совета МПУ


УДК 519.6

Учебное пособие для студентов МПУ

" Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров IBM "

Москва, МПУ, 2000 г., 57 страниц

В пособии приведены сведения, позволяющие получить начальные представления о языке программирования Бейсик. Материал излагается, начиная с самых простых понятий с постепенным усложнением. Приведенные в работе программы ориентированы на конкретный тип ПЭВМ – IBM 286, но могут быть использованы на других ПЭВМ после небольшой коррекции. Предполагается, что в течение занятия учащиеся, пользуясь данным пособием , самостоятельно осваивают работу с языком Бейсик, пользуясь консультацией учителя. Приведенные в пособии компьтерные программы либо составлены автором, либо основаны на некоторых материалах, приведенных в использованной литературе (после значительной переработки и упрощения). Пособие основано на опыте преподавания автором в течение ряда лет курса информатики на некоторых факультетах МПУ.

© Автор текста и компьютерного оформления - проф., дфмн Р.В.Митин, каф. ИТО, МПУ, 2000

§ 1. НАЧАЛО РАБОТЫ С ЯЗЫКОМ БЕЙСИК. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
После того, как вы включили компьютер, на экране появятся две синие таблицы. Это - так называемые таблицы Нортон-коммандера, названные по имени их автора. Как работает Нортон-коммандер, можно разобрать отдельно, сейчас ограничимся основными простыми понятиями. В таблице Нортона по сути приведен каталог главных разделов (директорий), имеющихся на жестком диске компьютера. В каждом разделе может находиться несколько подразделов, и в каждом подразделе находится определенное количество компьютерных документов - файлов. В общем, все устроено точно так же, как в каталоге любой библиотеки. Чтобы начать вашу самостоятельную работу с компьютером, создадим сначала каталог, в котором будете работать лично вы. Для этого нажмите клавишу F7 из верхнего ряда, на экране появится табличка с надписью create the directory (создать директорию), наберите grup35, если вы учитесь, предположим, в 35 группе, после этого нажмите клавишу Enter. В таблице перед вами появится новая директория GRUP35. Нажимая клавиши со стрелками , переместите курсор (подсвеченное название) на эту директорию и нажмите Enter. При этом вы войдете внутрь директории, в которой пока ничего не содержится - перед вами горит только курсор. Создадим теперь здесь поддиректорию с вашей фамилией, нажмите F7 и наберите первые несколько букв вашей фамилии (латинскими буквами), например fedot, если фамилия Федотов. При этом появится поддиректория FEDOT, переместите курсор на нее и нажмите Enter (войдите в нее).

Теперь вы находитесь внутри вашего личного каталога и можете работать с нужными вам программами, не влияя на работу в других директориях. Поскольку вы хотите работать с языком программирования Бейсик, вам нужно создать внутри вашего каталога поддиректорию Бейсик. Для этого нажмите еще раз F7 и наберите basicf, нажмите Enter , перед вами появится BASICF (мы добавили первую букву вашей фамилии, чтобы не возникало путаницы). Теперь вам осталось выполнить еще одну важную операцию - записать в поддиректорию BASICF файл, запускающий работу программы с языком Бейсик. Этот файл выглядит так gwbasic.exe и находится в каталоге (директории) BASIC. Итак, войдите в вашу поддиректорию BASICF, нажмите клавишу Tab, при этом курсор переместится на правую таблицу, найдите в этой таблице директорию BASIC, войдите в нее, найдите внутри файл gwbasic.exe, переместите курсор на него и нажмите клавишу F5 в верхнем ряду. Перед вами появится табличка с надписью Copy gwbasic.exe to C:\GRUP35\FEDOT\BASICF то есть копирую gwbasic.exe в... и указан путь перехода из каталога в подкаталог и так далее в указанное вами место, в этой команде C:\ означает название главного каталога (корневого), находящегося на жестком диске (диске С). Нажмите Enter и внутри поддиректории BASICF возникнет файл gwbasic.exe. Вот теперь вы, наконец, можете начать работу с языком программирования Бейсик. Запустите файл gwbasic.exe, то есть переместите на него курсор и нажмите Enter. Экран компьютера станет темным и в левом верхнем углу появится OK, это значит, что язык Бейсик загружен в оперативную память компьютера и можно начать изучение этого языка программирования.
Язык Бейсик это один из наиболее простых языков общения с персональными ЭВМ. Ваш "разговор" с ПЭВМ на языке Бейсик состоит в том, что вы приказываете ПЭВМ выполнить то или иное действие, употребляя для этой цели определенные команды. В качестве команд используется небольшое количество слов на английском языке. Для знакомства с тем, как это происходит, рассмотрим ряд простых примеров.

Сосчитать: (1)

Набираем на клавиатуре:

PRINT (3+4)*6/(25-4)

Разъясним это выражение, написанное на языке Бейсик. . Слово означает ПЕЧАТАЙ. Мы видим, что знак умножения выглядит как * , знак деления это косая черта /, написание же знаков сложения и вычитания не отличается от общепринятых. Обратим внимание, что на языке Бейсик все пишется в одну строчку. Итак, мы набрали строчку (команду) и на экране ПЭВМ также появилась знак за знаком эта строчка. Нажимаем теперь клавишу Enter ( и на экране образуется:

PRINT (3+4)*6/(25-4)

2 (2)

OK

Обозначение OK является сигналом от ПЭВМ, что она выполнила ваше задание и ждет следующих указаний. Как легко проверить, результат решения примера действительно двойка. Команда PRINT (ПЕЧАТАЙ) может быть использована и для печати на экране ПЭВМ какого-либо текста. Например, мы дадим следующую команду компьютеру:

PRINT "Результат вычислений равен -", (3+4)*6/(25-4) 

На экране образуется:

Результат вычислений равен - 2 (3)

OK

Итак, для печати текста, мы видим, нужно использовать открывающие и закрывающие скобки. Таким образом, мы уже научились формировать осмысленные выражения на экране ПЭВМ.

То, чем мы занимались до сих пор, называется режимом непосредственного исполнения. В этом режиме ПЭВМ выполняет ваше задание сразу же после его формирования. Однако, так можно делать, если задания короткие, небольшие. В случае более сложных заданий используется другой режим работы ПЭВМ - режим составления программ. Изучим особенности этого режима. Для начала возьмем самые простые задания.

Пусть наша программа выглядит так:

10 LET A=3 

20 LET B=4 

30 LET C=A+B  (4)

40 PRINT A,B,C 

50 END 

Слово LET означает по-русски ПУСТЬ, слово END - КОНЕЦ. Слово LET в языке Бейсик означает оператор присваивания. Таким образом, LET A=3 означает - присвоить величине А значение, равное числу 3. Что такое операция присваивания, мы уже знаем [1,2]. Но раньше мы написали бы а:=3, а весь алгоритм нашего задания мы написали бы в виде:

1 a:=3

2 b:=4

3 c:=a+b (5)

4 печатать a,b,c

5 конец

Сравнивая (4) и (5), мы видим, что в командах языка Бейсик используются только заглавные буквы латинского алфавита. Каждая строка программы имеет свой номер, обычно принято писать в программах номера с интервалом 10. Это позволяет при необходимости вставить между строками еще некоторое количество новых строк с промежуточными номерами (если возникает необходимость).

При наборе программы на клавиатуре одновременно весь текст программы строка за строкой появляется на экране. Как же теперь заставить ПЭВМ выполнить программу? Для этого существует специальная команда - так называемая директива RUN -в переводе с английского (БЕГИ, ГОНИ). Таким образом, окончательно:

10 LET A=3

20 LET B=4

30 LET C=A+B (6)

40 PRINT A,B,C

50 END

RUN 

3 4 7

OK
Однако, все будет так, только если мы не допустили ошибок при наборе программы, а такие ошибки вначале неизбежно будут. Как быть с такими ошибками? Для этого существуют специальные приемы. Во-первых, клавиша "забой"  (расположена крайней справа в верхнем ряду, там, где цифры). Эта клавиша работает в пределах одной текущей строки. Таким образом, если вы, например, набрали 20 LET BB=, то для того, чтобы исправить ошибку, нужно нажать на клавишу  2 раза (в этом случае), тогда три последних знака зачеркнутся и можно будет продолжить набор строки уже правильно, т.е. продолжить B=4  .

Если же вы уже набрали 20 LET BB=4  , то вы уже перешли на новую строку и клавиша  вам не поможет. Но выход есть - нужно снова набрать строку 20, но постараться сделать это без ошибок.

В результате на экране будет:

20 LET BB=4

20 LET B=4 (7)

Предположим, что при наборе программы (10) оказалось, что вы забыли набрать строку 40. Ничего страшного, наберите ее вслед за последней строкой программы. А теперь наведем порядок в набранной нами программе. Для этого служит специальная команда - директива LIST (по-английски - СПИСОК). Наберите это слово с новой строки, затем  и на экране появится отредактированная программа уже в нужном нам виде:

10 LET A=3 LIST 

20 LET BB=4 10 LET A=3

20 LET B=4 20 LET B=4

30 LET C=A+B 30 LET C=A+B

50 END 40 PRINT A,B,C (8)

40 PRINT A,B,C 50 END

Таким образом, автоматически неправильная строка 20 заменена верной строкой, и автоматически строки расположились в порядке возрастания номеров - директива LIST отредактировала программу. Остается только набрать RUN  и ПЭВМ исполнит программу.

Существует еще один способ исправления (редактирования) уже набранной строки - использование специальной команды EDIT (редактируй). Нужно набрать EDIT 20 и на экране появится строка 20 с курсором внутри нее, передвигаем курсор в те места, которые нужно исправить, вносим исправления и нажимаем . Этот прием удобно применять и при наборе не слишком отличающихся друг от друга строк программы. Например, в программе (12) строки 20 и 30 можно создать, просто два раза отредактировав набранную уже строку 10, при этом изменяя номер строки и внося нужные изменения. Ясно, что в случае набора длинной программы с мало отличающимися строками будет большая экономия времени.

Пусть теперь мы хотим выполнить какую-либо другую программу. Перед ее набором неплохо уничтожить программу, с которой мы работали только что. Это можно сделать, нажав клавиши:

10  20  30  40  50  (9)

Набрав после этого LIST, мы убедимся, что программа действительно исчезла. Таким образом мы вычеркнули всю программу строчку за строчкой. Существует и более быстрый прием вычеркивания ненужных строчек: DELETE 10-30 -вычеркиваются строки с 10-й по 30-ю. Слово DELETE означает -СТИРАТЬ. Всю программу можно быстро вычеркнуть, убрать из оперативной памяти ПЭВМ, набрав NEW  (НОВАЯ).

Выполним теперь пример на умножение:

100 LET F=5

110 LET M=15

120 LET P=F*M (10)

130 PRINT F,M,P

140 END

RUN

5 15 75
Если мы теперь заменим строку 130 на следующую:

130 PRINT F;"умножить на";M;"равно";P

то после команды RUN на экране появится более "человеческая" строчка: 5 умножить на 15 равно 75.

Обратим внимание на то, что использование знака ; в строке 130 приводит к печати результата на экране с интервалами в один пробел между числами и словами, если бы мы использовали в этих местах запятую, то интервал при печати был бы в семь пробелов - редкая печать. В рассмотренном примере она не подходит.

Обратимся теперь к примеру, уже знакомому нам по работе [3]:

найти по формуле у = значение "у" при заданном значении “х”. Пусть, например, х=9. Тогда можно написать два варианта решения этой задачи.
10 LET X=9:LET A=2*X 10 LET X=9

20 LET B=A+3:LET C=3*X 20 PRINT (2*X+3)/(3*X-4)

30 LET D=C-4:LET Y=B/D 30 END

40 PRINT Y

50 END (11)

В этой задаче мы дополнительно встречаемся с новым знаком "двоеточие" - в языке Бейсик это означает соединение двух, или более соседних строчек (команд) в одну строчку, при этом запись программы, конечно, оказывается более компактной.

Рассмотрим, как выглядят на языке Бейсик некоторые алгебраические выражения.

sin общепринятая запись
SIN ((9.5-SQR(5))/(5.6+2.6)) запись на языке Бейсик
a общепринятая запись
A * B^3/C/D + E*F/LOG(X) запись на языке Бейсик
Итак, мы видим, что в языке Бейсик используются только заглавные буквы латинского алфавита, формулы пишутся в одну строку, корень квадратный пишется SQR, логарифм натуральный - LOG, при возведении в степень используется знак - ^.

§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА С ПЭВМ
Усложним задачу (11). Пусть нам нужно найти "у" при разных значениях "х", которые будем задавать произвольно. В этом случае программа выглядит так:

10 INPUT X

20 PRINT (2*X+3)/(3*X-4)

30 END (12)

Итак, мы используем новый оператор INPUT (ВВОД). Как он работает? После набора RUN на экране появляется знак вопроса:

RUN (машина ждет, когда вы, по-вашему

? желанию назначите значение х)

Вы должны теперь ответить на вопрос машины - набрать на клавиатуре нужное число. Пусть это будет 2. Тогда ваш разговор с ПЭВМ будет выглядеть так:

10 INPUT X

20 PRINT (2*X+3)/(3*X-4)

30 END

RUN  (13)

?

2 

3.5

OK

Итак, на экране появилось число 3.5 - это и есть значение "у". Пусть теперь мы хотим, чтобы программа могла по очереди вычислять значение "у" при разных значениях "х". Для этого изменим программу:

10 INPUT X

20 PRINT (2*X+3)/(3*X-4) (14)

30 GOTO 10

Команда GOTO 10 означает ИДИ К 10, т.е. перейти к строке 10. GOTO - это оператор безусловного перехода. Как будет теперь работать наша программа?

10 INPUT X

20 PRINT (2*x+3)/(3*X-4)

30 GOTO 10

40 END (15)

RUN 

? (ПЭВМ спрашивает значение "х")

2 

3.5

? (ПЭВМ спрашивает новое значение "х")

4 

1.375

? (и так далее)

Мы можем сделать наш разговор с ПЭВМ более "человеческим". Изменим для этого программу. Однако сначала нам нужно выйти из программы (15), иначе она будет без конца задавать вопросы о новых значениях "х". Нажмем клавишу Ctrl и, удерживая ее, нажмем клавишу Pause - на экране сразу же появится OK, можно продолжать работу. Итак, изменим программу (15):
5 PRINT "введи значение х"

10 INPUT X

20 PRINT "у равно";(2*X+3)/(3*X-4)

30 GOTO 10 (16)

40 END

Теперь диалог с машиной будет таким:

RUN 

введи значение х

?

2 

у равно 3.5

введи значение х

?

4 

у равно 1.375

введи значение х (и так далее)

?

Остановить работу программы (16) можно, нажав две клавиши Ctrl Pause. Однако, можно поступить иначе, изменив программу так:

10 INPUT X

15 IF X=0 THEN 40

20 PRINT (2*X+3)/(3*X-4)

30 GOTO 10 (17)

40 END

Мы ввели дополнительную строку 15, которая по-русски звучала бы так: ЕСЛИ Х=0 ТОГДА 40. Итак, мы используем новые для нас операторы языка Бейсик - IF, THEN - операторы условного перехода (то есть перехода по какому-то условию). В нашем случае таким условием является равенство Х=0, если мы, когда нам надоест работать с программой, в ответ на вопрос машины (INPUT X) введем ноль, то осуществится переход по адресу 40, и программа прекратит работу.
Обратим внимание на то, что внизу экрана имеются надписи 1 LIST 2 RUN 3 LOAD" 4 SAVE " и так далее, из них для нас важны первые четыре. Первые две означают, что известные вам команды LIST и RUN можно быстро вызвать, нажимая клавиши F1 и F2. Четвертая запись позволяет сохранить (по английски SAVE) любую программу из тех, что вы набираете. Например, вы работаете с программой 17 и хотите сохранить ее, для этого нужно нажать клавишу F4 и после появления на экране команды SAVE " набрать проивольное имя программы, например fed17 (обязательно латинскими буквами), и нажать  . Теперь в любой момент вы сможете вызвать эту программу для работы с ней, даже на следующем занятии. Для этого нужно нажать F3, на экране появится LOAD" (по-английски - загрузить), набрать имя fed17, нажать  и перед вами появится программа 17. Если вы к следующему занятию забыли это имя, наберите команду files (файлы), перед вами появится список имеющихся в вашей Бейсиковской директории файлов и вы сможете увидеть имя программы, которую вы хотите загрузить.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик icon12 августа 1981 года компания ibm выпустила первый свой персональный...
Кроме этого, ibm pc-совместимые компьютеры используют общее программное обеспечение, что опять же облегчает жизнь пользователю. Одним...
Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик iconСамостоятельная работа учащихся на уроках английского языка 1 Особенности...
При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1 теоретический анализ работ педагогов и...
Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик iconПлан введение основные блоки ibm pc дополнительные устройства логическое...
Эвм и мини ЭВМ. Это стало предметом серьезного беспокойства фирмы ibm (International Bussines Machines Corporation) ведущей компании...
Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик icon4 самостоятельная работа с проверкой в классе
Выступление на заседании кафедры «Филология и обществознание» по теме самообразования «Деятельностный подход на уроках русского языка...
Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик iconФункции языка Visual Basic. Выражения
Если компьютер включен и Бейсик загружен, можно смело приступить к работе. Начнем с того, что вы хотите что-то вычислить. Бейсик...
Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик iconКонспект урока по окружающему миру литературному чтению во 2 классе...
Методы и методические приемы: рассказ в сочетании с беседой, работа по учебникам, словарная работа, чтение стихотворений учащимися,...
Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик iconСистема работы с одаренными детьми
Дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся, работа с родителями, работа с вузами
Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик iconШинная организация ibm pc
Основные конкуренты ibm в области персональных машин пришли к этому только через несколько лет после того, как указанный принцип...
Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик iconСамостоятельная работа (работа с текстом, выполнение письменного...
Реализация учебного материала образовательной программы в связи с объявлением карантина с 21 по 27 февраля 2013 года
Самостоятельная работа учащихся в классе компьютеров ibm изучение языка бейсик icon1. Текстовый редактор. Назначение и основные функции
Наиболее известны среди пользователей ibm-совместимых компьютеров текстовые редакторы Lexicon и Word for Windows
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница