Проектные задачи в начальной школе




Скачать 199.1 Kb.
НазваниеПроектные задачи в начальной школе
Дата публикации04.12.2013
Размер199.1 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы

УТВЕРЖДАЮ


Директор школы_ _ _ _/Л.В.Манаенкова/



Проектные задачи

в начальной школе


МОУ Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5 Брянской области

В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. Они становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. А чем занимаемся мы? Мы пытаемся до сих пор учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!». И в результате на выходе из начального звена мы получаем то, что ученик не умеет пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Встал вопрос - для чего мы приходим в школу? Только для того чтобы дать детям крепкие знания, умения и навыки, или ещё помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций? Конечно, хорошие знания – это немаловажно, но так хочется совместными усилиями всего педагогического коллектива школы вырастить и воспитать такого ученика, который сможет легко адаптироваться в современной социокультурной среде. А начало этому процессу следует положить именно в начальной школе. Тогда сразу встаёт следующий вопрос: как, с помощью чего достичь поставленной перед собой цели.

Метод проектов или проектной деятельности.

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

^ Отсюда возникает цель педагогической концепции:

Создание такой системы проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

^ В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:

- Изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся.

- Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности.

- Внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность без ущерба для освоения программы.

- Привести к единой системе все имеющиеся проектные задачи.

- Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.

- Отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования путём диагностического мониторинга.

Таким образом использовать проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в подростковой школе.
На чём основана проектная деятельность учащихся, в общем, и проектные задачи в частности.

Выделяя основные тенденции в современном образова­нии, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, име­ющие приоритетное значение над узкопредметными знани­ями и навыками. В системе образования начинают превали­ровать методы, обеспечивающие становление самостоятель­ной творческой учебной деятельности учащегося, направлен­ной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»

Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие

а) формирование психологических условий развития об­щения, кооперации, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к лю­дям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим — умения слушать и слы­шать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

б) развитие умения учиться как первого шага к самообра­зованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, иници­ативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учеб­ной деятельности (планированию, контролю, оценке).

в) развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положи­тельного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

Как видно из вышесказанного, решить современ­ные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образо­вательного процесса, с помощью которых можно дос­тичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетент­ность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты толь­ко через проектную деятельность школьников.

Однако проектная деятельность свое центральное (ве­дущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообра­зы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В деятельностной педагогике задачный принцип по­строения учебного содержания является ключевым. В об­разовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахож­дение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как прави­ло, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — соз­дать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.

Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смо­гут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практичес­ких задач, в процессе поиска которого происходят изме­нения в самих младших школьниках.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситу­ации, как правило, внутри конкретного учебного предме­та. Итогом решения такого типа задач является правиль­ное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постанов­ки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основ­ном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритми­зации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мыш­лением).

Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:

- научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ реше­ния либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;

- стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;

- содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы пред­лагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;

- оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;

- задать разные «стратегии» решения задачи с получе­нием «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирова­ния новых образовательных результатов современной школы.

Для осуществления перечисленных образовательных условий предлагается ввести еще один тип задач — про­ектные задачи.

Под проектной задачей понимается задачу, в ко­торой через систему или набор заданий целенаправлен­но стимулируется система детских действий, направлен­ных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе, ре­шения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким об­разом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стра­тегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач на протя­жении пяти первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают осно­вы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фак­тически задает «стратегию решения» этой задачи. В 4—5 классах целесообразно вместо упо­рядоченной системы заданий использовать их неупоря­доченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае не­которые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.

Итак, проектная задача — это система (для 4—5 клас­сов — набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Фактически проектная задача задает общий способ /проектирования с целью получения нового (до этого неиз­вестного) результата.

Почему задачи такого типа получили название «про­ектные»?

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что произво­дится, и того, что в результате получается. Производи­мый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проекти­ровщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет, достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлага­ются все необходимые средства и материалы в виде набо­ра (или системы) заданий и требуемых для их выполне­ния данных.

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

- Задает реальную возможность организации взаимо­действия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятель­ностью учащихся в группе.

- Учит (без явного указания на это) способу проекти­рования через специально разработанные задания.

- Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных спосо­бов действий модельную ситуацию, где
эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют пе­реконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных за­дач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять проектную деятельность учащихся.
Как можно использовать проектные задачи в образовательном процессе?

Одна из главных задач начальной школы — сформи­ровать группу детей (класс) как учебное сообщество.

Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непо­сильного для каждого участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работа­ют самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного со­общества в 1—4 классах является организованная взрос­лым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа одноклассников. Вза­имодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничест­ва в классе.

Групповая работа позволяет:

1) детям:

- получить эмоциональную и содержательную под­держку, без которой многие из них вообще не могут вклю­читься в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;

- попробовать свои силы в ситуации, где нет давяще­го авторитета учителя и внимания всего класса;

- приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

2) учителю:

- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;

- органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;

- вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.

Разные способы группового взаимодействия должны специальным образом выстраиваться и отслеживаться учителем в классе. Такую педагогическую задачу молено решать с помощью специальных проектных задач, кото­рые можно вводить в учебный процесс, начиная уже с пер­вой четверти 1 класса. Мы не будем долго и подробно останавливаться на особенностях организации групповой деятельности учащихся на уроке, потому что это отдельная тема для изучения, а перейдём непосредственно к различным типам проектов.
1. Типы проектов. В их основе заложены следующие типологические признаки:

- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

- Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

- Количество участников проекта.

- Продолжительность проекта.
2. Необходимые условия для эффективной проектной деятельности учащихся.

а) Провести подготовительную работу:

- Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новое знание для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

- Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.

- В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

б) Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

- мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

- презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

- коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

- поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

- информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

- проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

в) Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

- материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

- кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

- информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.).

- информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

- организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

- отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

г) Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

д) Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проектную задачу, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

е) Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. При необходимости его нужно корректировать.

ж) Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из «проблемных вопросов». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проектной задачи для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос – «Где живет смех?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом: «Какие произведения являются юмористическими?». Цель работы данной группы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Другая группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения?». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения.

з) Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.

Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

После того, как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС», «Игра «Домино корней» и т.д.

Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результатов проектной задачи и недооценка её процесса.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проектной задачи. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося.
3. Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.

Для организации наиболее эффективной работы над проектной задачей возможно использование следующей таблицы.

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

1. Подготовительный




Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный




Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический




Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный




Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный




Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.


Принято на заседании педагогического совета от ______________ № _____

Введено в действие приказом по школе от _________________ № ______

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектные задачи в начальной школе iconПроектные задачи в начальной школе
Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать...

Проектные задачи в начальной школе iconРекомендации по использованию компьютеров в начальной школе Подходы к использованию
В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2-го класса вводится...

Проектные задачи в начальной школе iconМоего выступления «Работа с одаренными детьми в начальной школе»
Из опыта работы «Исследовательская деятельность в начальной школе» Ловецкая Л. П., учитель начальных классов

Проектные задачи в начальной школе iconСоздание экспертно-обучающих систем в начальной школе
В начале 90-х гг прошлого века в общеобразовательной школе наметилась тенденция раннего обучения информатике. Эта проблема поставила...

Проектные задачи в начальной школе iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе

Проектные задачи в начальной школе iconИнформатика в начальной школе
В начальные классы с каждым годом приходит ее е больше и больше детей уже имеющих первоначальное представление о компьютере. Остро...

Проектные задачи в начальной школе iconВопросы и задания к экзамену по дисциплине методика преподавания математики
Текстовая задача как цель и средство обучения математике в начальной школе. Методика работы над текстовой задачей в начальной школе:...

Проектные задачи в начальной школе iconУроках математики в начальной школе
Методика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе

Проектные задачи в начальной школе iconРабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы...
Преподавание учебного предмета «Информатика» в начальной школе (3-4 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными...

Проектные задачи в начальной школе iconЗаседания межшкольного объединения учителей начальных классов
Информация о ранее принятых решений. Отчёты о проведении недели начальной школы. Об использовании приёмов исследовательской работы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница