«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий»




Скачать 84,36 Kb.
Название«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий»
Дата публикации27.11.2013
Размер84,36 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Информатика > Урок
МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Красненского района Белгородской области


Мастер-класс по теме
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий»

Подготовила учитель биологии

Андрус Елена Ивановна

2011 г
Уважаемые коллеги. Меня зовут Андрус Е.И. Я работаю учителем биологии МОУ «Новоуколовская СОШ». Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий».

^ Цель мастер-класса: научить слушателей использовать информационные технологии в рамках своей образовательной области, как один из способов повышения познавательной активности детей.

^ Эпиграфом мастер-класса послужит древняя китайская мудрость:

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».
«Использование информационно технологий на уроках биологии».

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

При помощи информационных средств, технологий я могу показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, продемонстрировать видеофрагменты, цифровые фотографии, смоделировать биологические, природные, планетарные, экологические процессы и явления.

Я считаю, что одной из возможностей решения проблемы активизации познавательного интереса у обучающихся является использование информационных технологий.

Использование информационных технологий - это обновление роли учителя, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами.

Данная методика позволила выявить развитие мотивов и в дальнейшем осуществлять индивидуальный подход в обучении и корректировать методику преподавания биологии.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей активизации познавательного интереса к обучению биологии посредством внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволят обучающимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении биологии.


При изучении данной темы я пришла к выводу, что в ней присутствует не одна идея, а система идей:

- идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на подлинном интересе;

- идея сотрудничества педагога и школьника на основе взаимоуважения;

- идея свободного выбора;

- идея максимальной помощи ученику в познании и самоутверждении.
Мои учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие биологические процессы, применять полученные знания на практике.

Использование данной технологии позволяет добиться 100% успеваемости и роста качества знаний.

Из 20 уч-ся 9 класса в профильный класс пришло учиться 17 уч-ся. Результаты ГИА – успеваемость-100% , качество знаний – 94%. Согласно анкетированию уч-ся 10 класса в 11 классе из 17 уч-ся биологию будут сдавать 13 человек.

Ежегодно мои ученики приминают участие на районных олимпиадах по биологии, экологии, являются участниками Всероссийских олимпиад и конкурсов. Например,

2008г – 3 место в олимпиаде по экологии

2009г – участие в областном конкурсе «Шаг в будущее»

2010 – 1 место во Всероссийском молодежном чемпионате по биологии

2010г – участие в конкурсе исследовательских работ НОУ «Колокольчик»

2010г - участие в районном конкурсе исследовательских работ «Открытие»

2010г – 3 место в региональном конкурсе « Я гражданин - России»

Итогом работы для меня стало в 2010 году демонстрация фрагмента учебного занятия в компьютерном классе по использованию ИКТ для губернатора нашей области Е.С.Савченко и для гостей области, выступление на районной секции учителей биологии по теме «Использование ИКТ на уроках биологии». Я ежегодно провожу неделю биологии. Мои учащиеся принимали и принимают активное участие в районных олимпиадах по биологии.

Я охотно делюсь своим опытом не только в рамках сетевого взаимодействия учителей биологии и химии, руководителем, которого является, но и на других уровнях. Тому подтверждение, сертификат участника региональной научно-практической Internet - конференции «Педагогические инновации в преподавании естественно-математических дисциплин, информатики и ИКТ в школе: теория и практика», публикация в сборнике «Учитель - Учителю» №2 по использованию ИКТ на уроках биологии: «Использование возможностей ИКТ для развития творческих способностей учащихся на уроках биологии».

Публикация «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии». 2009 г

Цели, стоящие передо мной в начале опыта достигнуты.

Я уже сейчас вижу, что значительно возрос познавательный интерес к предмету, возрос уровень знаний, умений и навыков, у детей появилось желание работать не только на уроке, но и во внеурочное время.

Отсюда можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по данной теме с целью достижения более высокой активизации познавательной деятельности учащихся. В будущем предстоит еще долгая, серьезная работа в целях совершенствования выбранных подходов, методов, средств. Очень важно для меня - не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.
^ Представление системы учебных занятий

Рассмотрим несколько способов использования ИТ на уроках биологии
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта использую разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

В школе, где я работаю, компьютер становится неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Я использую информационные технологии в своей деятельности на уроках систематически, а также и во внеклассной работе. Эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы с использованием ИКТ .

С целью лучшего запоминания и проверки усвоения учащимися биологической терминологии, определений, названий видов растений и животных, автор часто проводит терминологические, графические и цифровые диктанты. Особенность таких диктантов состоит в том, что на их проведение не требуется много времени. Я заранее готовлю текст диктанта и ключи для его проверки. На уроке демонстрирую с помощью презентации текст диктанта, а учащиеся заполняют схемы, вписывают пропущенные термины, определения, отвечают на вопросы. Чтобы повысить объективность полученных результатов, класс делится на группы, возможна работа в парах

«Заполнить таблицу или соотнести»

Самостоятельная работа с учебником (определены страницы для работы на слайде). Учащиеся находят ответы, выходят к доске, вписывают результаты в таблицу (нашёл ответ, самостоятельно выйди к доске). В мультимедийном комплексе включаю режим «фломастер».

Заполнение учащимися таблиц позволяет мне проконтролировать их умение анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки. Ученик видит на экране таблицу, в которой заполнена только левая графа. Правую графу он должен заполнить самостоятельно, записав с помощью условного кода его характеристику. Например, можно использовать задания такого типа «Выбрать из списка утверждения»

Индивидуальная работа, а затем отвечают верные ответы на доске ( доска в режиме «фломастер»), исправляют ошибки и вывожу верный ответ на доске подчёркиванием.

^ Выполнить «Тест»

Провожу при актуализации знаний, закреплении, взаимоконтроле. Тест из 5-8 вопросов, предполагает само- или взаимопроверку. Есть ключ и критерии оценивания.

«Прокомментировать процесс по видеофрагменту или фото» Использование средств видеозаписи структурирования видеоряда и просмотр видеофрагментов позволяют значительно усовершенствовать процесс учебной деятельности. Например, изложение нового материала можно осуществлять, используя видеоуроки из Виртуальной школы "Кирилла и Мефодия и другие. (Демонстрация акта глотания и процесса движения пищи по пищеводу)На слайде фото или последовательно включается нарезка видеофрагментов (звука нет), а учащиеся дают комментарии.

«Составьте схему» исправьте ошибки в схеме»

В режиме «фломастер» учащиеся, стрелками показывают верные ответы с комментарием, а затем вывожу верный вариант с комментарием.

На слайде опорные слова или словосочетания объясняющие процесс. Учащиеся их соединяют стрелками в логической последовательности описания процесса с комментарием. Вывожу верный ответ. » Исправьте ошибки в схеме»

Эффективность проведения урока мной достигается за счет того, что используются различные программные ресурсы, например интерактивные рисунки- Мочеполовая система. Я считаю, что интерактивные рисунки способствуют лучшему усвоению сложных тем курса биологии.

Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные подписи из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. После выполнения задания проводится автоматическая проверка с реакцией на ответ.

Широко применяю интерактивные задания, разработанные для закрепления пройденного учебного материала и снабженные автоматической проверкой. В основном это задания с перетаскиванием объектов: для ввода ответа нужно перетащить мышью рисунки и тексты в соответствующие поля, в случае неверно заполненных полей они показывают «Неверно», поэтому ученику можно вернуться назад и выполнить задание вновь.

Использование интерактивных рисунков позволяет привлечь и сосредоточить внимание учащихся, активизировать познавательную деятельность и, как следствие, повысить эффективность и результативность обучения.

^ Использование цифрового микроскопа на уроках биологии совместно с компьютером позволяет активизировать познавательный интерес учащихся всего класса, способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности.

Достижение поставленных целей и задач происходит благодаря использованию электронных учебников, мультимедийных дисков, интерактивнОЙ досКИ. Применение интерактивной доски дает возможность преподнести информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (таблицы, схемы, фотографии и др.), делает урок живым и привлекательным. При выполнении самостоятельных работ уч-ся использую музыкальное сопровождение.

Таким образом, проведенный опыт показал, что использование информационных технологий ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, к саморазвитию личности в рамках биологической науки, к раскрытию её творческого потенциала.

Используемая система дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Так, например, одни дети чаще работают по изготовлению программных продуктов – презентаций, другие же выбирают – работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.

^ ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА

Прием «Ладони».

Задания для игры:

  1. Работа с интерактивным рисунком

  2. Выполнение теста

  3. Дать комментарий видеофрагменту

  4. Составить схему

А теперь я прошу вас ответить на вопрос «Есть ли возможность использовать данный вариант работы на уроках школьного курса?

МОДЕЛИРОВАНИЕ

используя любой из рассмотренных приемов, смоделируйте фрагмент занятия в рамках вашей образовательной области.

  • В своей практической деятельности я смогу использовать …

РЕФЛЕКСИЯ

Продолжите высказывания:

  • Тема мастер класса для меня …

  • Мне понравилось (не понравилось) …

  • Могу посоветовать учителю…

  • Считаю, что мастер класс прошёл …


(Приём обратной связи "Анкетирование", методом незаконченного предложения).

И закончить свой мастер-класс я хочу словами Катрана:

Коль ты, мудрец, других мудрей, сто человек учи.

Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи - Катран

Спасибо за внимание. Желаю вам творческих успехов. Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.

Успехов Вам и творчества! До свидания!

Похожие:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся через систему использования...
Рцпи му «Отдел образования Администрации муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан»
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» iconПриемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках
Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики активизация познавательной деятельности...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения в группе коррекции»
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» iconМоу «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа» Рассоловой А. Н. Актуальность
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время»
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» iconГероя Советского Союза Краснова В. М. Обобщение опыта работы учителя...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» iconУроках математики
Активизация познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами дидактических игр на уроках...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» iconВалькова Светлана Леонидовна, учитель истории, обществознания и экономики, моу сош №40
«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках экономики и обществознания как средство активизации познавательной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница