Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст




Скачать 133,13 Kb.
НазваниеЗадача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст
Дата публикации23.11.2013
Размер133,13 Kb.
ТипЗадача
pochit.ru > Информатика > Задача
Проект

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Идея проекта

В настоящее время приобретает большое значение совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей словесников — формирование учителя нового типа, способного творчески мыслить, прокладывать новые пути в обучении и воспитании современной молодежи. Требуется модернизация филологического образования, так как появилась острая потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, поколения, способного успешно самоопределяться в условиях современного общества, поколения, умеющего критически мыслить.

Следует отметить также проблему чтения. В данный период наблюдается, резкий спад интереса к чтению. Многие исследователи выражают опасение, что общество из читающего постепенно превращается в «глазеющее». К великому сожалению, человек отучается жить в мире слов, он все более погружается в мир зрительных и звуковых образов. Как справедливо заметил В. Межуев, «...человек, сознание которого сформировано не столько вдумчивым чтением текста, сколько бездумным восприятием исключительно зрительной информации, попросту теряет способность видеть умом, мыслить, рефлексировать по поводу увиденного. Он видит, но не понимает, зрит, но не мыслит». Становление общества информационной цивилизации на первый план выдвигает задачу формирования информационных умений каждого образованного человека, которые заключаются, прежде всего, в умении извлекать информацию из различных источников.

Как показывают результаты многочисленных исследований умение выделять главное в художественном тексте или ином информационном сообщении, приводить аргументы за и против той или иной точки зрения являются в современной школе наименее сформированными. Одной из причин таких низких результатов является отсутствие навыков чтения у школьников. Чтение — это процесс понимания буквального и скрытого смысла текста. Помимо физиологических процессов (зрительное восприятие) и мыслительных (логическая обработка) в процессе чтения участвуют также и образное мышление, и чувственное восприятие, и целый ряд других разнообразнейших инструментов человеческого сознания. Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст художественного произведения. Для этого важно научить школьников работать с учебником и художественным текстом: составлять план действий, пользуясь заголовками глав или параграфов; составлять схемы по оглавлению параграфов; находить в тексте признаки того или иного понятия, явления; находить выделенные курсивом (или иным способом) слова и термины. Полезно использовать приемы технологии развития критического мышления: маркировочные таблицы, «инсерт», синквейны, эссе и др.

Наиболее значимым с позиций модернизации образования является в настоящий период переход от парадигмы «знаний, умений и навыков» к парадигме развивающего обучения. Данный переход ориентирован на теорию развивающего обучения, с которой академик В.В. Давыдов связывал понятия деятельности, сознания, личности, типов мышления человека и его развития [1]. Поэтому в нашей стране создаются предпосылки для внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий, направленных на интенсификацию учебного процесса и реализацию идей развивающего обучения. Одной из них является образовательная технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» или «Критическое

мышление» (critical thinking), разработанная в конце XX века в США. Авторами проекта являются американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл, С. Уолтер [2]. Данная технология основана на обобщении, как мирового опыта, так и нашей отечественной науки. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Наиболее значимые философские идеи технологии КМ — это идея ценности каждой личности и признание множественности интерпретаций любой информации.

^ Технология «Критическое мышление» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие основных качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это сложный процесс творческого интегрирования идей, активный и интерактивный процесс познания.

Структура технологии «Критическое мышление» стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Основа технологии — построение урока по определенному алгоритму: последовательности трех стадий (фаз) — вызов, осмысление и рефлексия.

Данная технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:

— умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

— умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

— умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

— умение решать проблемы;

— умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

— умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

— умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Критическое мышление включает в себя оценку мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели исследователя к выводам, или тех факторов, которые были учтены при принятии решения.

^ В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех стадий:

I стадия вызова (evocation)

II cтадия реализации смысла (realization of meaning)

III стадия рефлексии (reflection)

^ Первая стадия — «вызов» ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

^ Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой происходит непосредственнаяработа с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями обучаемого (маркировка текста, составление таблиц, ведение дневника и др.), которые позволяют отслеживать собственное понимание текста. Основной задачей данной стадии является получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Обучаемый получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, и по мере соотнесения старой и новой информации он учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

^ Третья стадия — «рефлексия» (размышления) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы. На этом этапе обучаемый формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

^ Цель проекта

1.Обеспечить полноценное интеллектуальное, психофизическое развитие учащихся.

2.Адаптиртвать СОТ в поурочной и воспитательной деятельности в современных условиях быстроме­няющемся информационном обществе.

^ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

^ Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

^ Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

^ Описание проекта

В 2002 году учителям нашей школы впервые довелось участвовать в семинаре, посвящённом развитию критического мышления. В инновационный процесс включились 20% учителей и до сих пор включают в урочную, внеклассную работу приёмы данной технологии.

^ Этапы проекта

I Организационный этап

- познакомиться с понятиями «технология развития критического мышления», «критическое мышление» и принять участие в их обсуждении на форуме;

- изучить цели и задачи, особенности ТРКМЧП.

^ II Этап реализации технологии.

- овладение технологией критического мышления;

- активное применение в поурочной и внеклассной деятельности;

- ведение мониторинга по усвоению учебного материала.

- изучить влияние применения стратегий критического мышления на работу с одарёнными учащимися.

^ III Этапа контроля и анализа.

Ожидаемые результаты проекта
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- пользоваться различными способами интегрирования информации;

- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- решать проблемы;

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

- брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии решения;

- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- умение сотрудничать и работать в группе и др.
^ Концептуальные идеи проекта

Подтверждением продуктивности практического применения идей «Критичес­кого мышления» в повседневной практике стали данные оп­роса участников семинара (учителей начального и среднего звена) и учеников. Для сбора данных были разработаны две анкеты: для учителей и для учащихся. Анкета учителя затрагивала: (1) востребованность перемен в методике преподавания, (2) разницу в практическом преподавании до и после прохождения курса «Критического мышления», (3) положитель­ные и отрицательные аспекты применения новых методик, (4) изменение поведения уча­щихся в классе. Вопросы в анкете для учени­ков имели сходный характер, чтобы было про­ще сравнивать мнения. На основе собранных и обработанных качественно и количественно анкет был подготовлен аналитический отчет, некоторые данные из которого приводятся ниже.

Все опрошенные учителя начальных школ считают необходимым что-то изменить в ме­тодах преподавания. Большинство полагает, что следует поощрять активное участие школьников в учебном процессе.

Часть учителей констатировала, что до зна­комства с технологией «Критического мышле­ния» они были приверженцами традиционной модели преподавания (16%) и подходили к построению урока достаточно стереотипно (11%). После знакомства с РКМЧП их подход к проведению уроков стал более творческим (27%), а в результате у них установились более близкие отношения с учениками (22%) и по­высилась самооценка (11%).

Показателен тот факт, что 83% опрошен­ных учителей теперь иначе готовятся к уро­кам. Прежде всего, они посвящают этому больше времени (73%), чаще используют до­полнительную литературу (33%), тщательнее продумывают вопросы для учеников (6%).

Все учителя подтвердили, что их участие в проекте РКМЧП дало положительные резуль­таты, но 72% отметили несколько объектив­ных препятствий, мешающих использовать изученные методы и приемы более продук­тивно.

^ Положительные и отрицательные аспекты практического применения технологии «Критического мышления» в школе (точка зрения учителей)

^ Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

-ученики активны, настроены творчески и мыслят критически;

-ученики самостоятельно приобретают новые знания;

-ученикам стало легче учиться;

-ученики охотнее работают совместно с учителем;

-приобретаются долговременные/устойчивые знания;

-поощряется искренний интерес;

-удаётся избежать стереотипов;

-используется дополнительная литература;

-процесс обучения не механистичен,
достигается глубокое понимание материала

-недостаток времени в рамках традиционно­го урока;

-слишком много учащихся в группах;

-превалирует работа в группах и -оценка индивидуальной работы затруднена;

-труднее поддерживать дисциплину;

-трудно проверить по­лученные учениками знания;

-развитие способностей превалирует над полу­чением новой инфор­мации


При сравнении результатов работы учите­лей с заявленными целями проекта становит­ся очевидно, что они достаточно сходны. Та­ким образом, перемены постепенно находят путь в повседневную учительскую практику.

В свете того, что упор в современных педа­гогических реформах делается на активное участие школьников в учебном процессе, раз­витие их самостоятельности и творческого на­чала, мнения учителей об изменениях в соб­ственных учениках представляются особенно интересными.

Изменения в учениках, замеченные учителями:
^

Лёгкость Общение


усвоения знаний Стремление


Без изменений

11% соучаствовать


Без изменений
в учебном процессе

6% 100%


Улучшение

Улучшение


89%


Улучшение

73%



6%


Без изменений


Устойчивость знаний


Без изменений
8%


Улучшение




Улучшение

Участие

каждого в

работе класса
100%

72%

Мотивация рас-

ш
Улучшение

ирять и углублять 74%


знания

Из схемы видно, что все учителя подчер­кивают стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, рабо­тать вместе с одноклассниками. Помимо того, 89% преподавателей получают поддержку уче­ников в своей собственной деятельности, 72% заметили у детей желание расширять и углуб­лять знания, они непринужденно усваивают информацию, демонстрируют устойчивость приобретенных знаний и навыков.

По данным опроса учеников, 97% из них полагают, что новые методы преподавания де­лают уроки более интересными, а работа в группах с одноклассниками делает процесс обучения особенно эффективным (25%). Но­вая методика позволяет лучше запоминать материал (12%), активно участвовать в со­вместной работе (11%), свободно выражать свое мнение (5%). Из всех опрошенных учеников 86% счита­ют, что проведение уроков по технологии «Критического мышления» принесло положи­тельные результаты, в то время как 13% отме­тили некоторые негативные последствия.

Положительные и отрицательные аспекты практического применения технологии “Критического мышления” в школе (точка зрения учащихся)

^ Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

-класс лучше работает сообща;

-стало легче учиться;

-все активно участвуют в работе;

-усиление мотивации и увеличение объёма знаний;

-глубже понимается содержание;

-знания приобретаются в классе;

-самостоятельная работа в классе

-труднее поддерживать дисциплину;

-возможно «выпадение» ученика из учебного процесса при групповой работе;

-ограничено время, отданное на подробное рассмотрение более сложных тем;

-затруднена оценка индивидуальной работы

Рассматривая данные таблиц, становятся очевидными совпадения во взглядах учителей и учеников на плюсы и минусы практического применения технологии «Критического мышления» в школе. Отметим, что к положительным результатам и учителя и ученики отнесли: более активное участие в учебном процессе; работу сообща с одноклассниками; более непринуждённое усвоение нового материала, что подразумевает искреннюю заинтересованность и понимание – в противоположность механическому заучиванию; пробуждение интереса к учёбе. Что касается негативных последствий, обеими группами было названо следующее: затруднение с оценкой индивидуальной работы и поддержанием дисциплины в классе.

Сравнивая свою школьную жизнь до и после прохождения учителем курса «Критического мышления», 72% учеников одобрили более активное сотрудничество одноклассников и потеплевшие отношения учеников с преподавателе, 65% опрошенных сказали, что им стало проще приобретать знания, 64% отметили устойчивость новых знаний, а 60% указали на своё более активное участие в работе класса и усиление мотивации.

На основе анализа результатов опроса можно заключить, что проект имеет колоссальный потенциал для системы образования. Основная цель проекта – подготовить молодое поколение к жизни в обществе, где востребованы и высоко ценятся такие навыки, как умение вести независимый научный поиск и выдвигать аргументированные предположения, творчески разрешать проблемы и сотрудничать с окружающими. Именно поэтому я убеждена, что проект не только будет способствовать реформированию образовательной сферы, но и поддержит глобальные демократические процессы в нашей стране.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.


Наработки, применяемые в работе, дают возможность проводить уроки на современном уровне. Работа по внедрению в образовательный процесс новых технологий, форм и методов обучения проводится систематически, в полном объеме, и достаточно эффективно.




Похожие:

Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст iconКак научить ребёнка читать
Маленькие дети могут и должны учиться читать слова, предложения точно так же, как они учатся понимать устную речь. Факты, свидетельствующие...
Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст iconПлан. Сочинения как средство общего развития учащихся. Виды сочинений устных и письменных
Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребёнка писать, читать и считать, но и развить в нём способность правильно...
Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст iconПсихологическая готовность к школьному обучению
С другой стороны, все время повышаются требования к поступающим в школу детям. Они должны уметь не только связно пересказывать текст...
Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст iconПрезентация нового материала
Процесс обучения – тяжелый и творческий труд. Задача учителя, не только дать ученику определенную Программой сумму знаний, но и научить...
Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст iconСценарий ко Дню учителя
В дорогие учителя! Мы приветствуем вас, встречая прекрасный праздник – День учителя! Сегодня мы дарим вам не только наши цветы и...
Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст iconПрограмма курса по выбору
Задача обучения не только в том, чтобы передать учащемуся определенное количество информации. Любые знания, не пополняемые и не обновляемые,...
Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст iconСистема работы учителя-словесника по подготовке к гиа
Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал экзамен по русскому языку в новой...
Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст iconКогда нужен логопед?
Научить детей читать и писать – задача не из легких. Не всем детям даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может...
Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст iconМ. А. Рыбникова о выразительном чтении
Задача заключается … в том, чтобы научить живо по­нимать и переживать содержание, выраженное … живым потоком слов. Задача в том,...
Задача учителя словесника научить учеников читать и понимать не только текст, но и подтекст iconТема: благородство петра гринева и нравственная красота маши мироновой...
Цель: развивать умение понимать подтекст произведения; приобщать к урокам нравственности, находя их в поступках героев; развивать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница