Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В




Скачать 183,15 Kb.
НазваниеКомплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В
Дата публикации20.11.2013
Размер183,15 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Информатика > Программа
МОУ «Верхососенская основная общеобразовательная школа»
Принята на педсовете Утверждаю:

(протокол №__ от___________) Директор___________/Водопьянова Л.С. /

(пр. №__ от___________)
Комплексно-целевая программа

по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы.


Авторы программы: заместитель директора по УВР Воронкова С.В.,

общественный инспектор Савенкова Л.Н.

Руководитель программы: директор школы Водопьянова Л.С.

Срок реализации: 2011 — 2012 учебный год

^ Пояснительная записка

Актуальность проблемы
В наше время молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.


Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Проблема

Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, вовлечению молодежи в различные, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.

Цель комплексной программы


Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью.
• Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.
• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций .

• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.
^ Принципы программы:

  • доступность: дети и их родители получают консультативную помощь педагогов бесплатно;

  • анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;

  • опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.

  • системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики

Формы, методы и приемы профилактической работы.

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

3. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

4. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Привитие навыков здорового образа жизни.

^ Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на год реализации .

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап (сентябрь - октябрь)

• Анализ состояния профилактической работы за 2010 – 2011 уч. год.
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.

^ II. Практический (ноябрь-май)

• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.

^ III. Обобщающий (июнь)

• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
^ Основные положения содержания и направления

профилактической деятельности.
Программа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов, поэтому содержание программы в основном нацелено на обучение и помощь молодым людям в социальной адаптации (освоение навыков конструктивного общения, рационального выбора, принятие решений в конфликтных ситуациях, преодоление стресса).

При реализации программы используются формы работы, обеспечивающие детям активное участие, стимулирующие их творческую активность.
Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.
Объективизация состояния здоровья детей осуществляется на основе физиологического мониторинга. Он помогает выявить ряд характеристик организма, исключить знакомство ребенка с наркотиками.
Социальный мониторинг позволяет отслеживать изменения в окружающей ребенка социальной среде.

Учитывая, что основной деятельностью школы является образовательная деятельность, а основной ведущей организационно-педагогической формой образовательной деятельности является урок, данная программа реализуется также в учебной деятельности.

Учебная деятельность общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения.

Учитель может находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках литературы, биологии, обществознания, химии и других предметов.

Учителя начальной школы формируют навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию, воспитывают чувство ответственности школьников за свои поступки, учат правильно действовать в ситуации, когда им предлагают наркотические вещества.

На уроках естественного цикла рассматриваются конкретные примеры влияния алкоголя и наркотиков на физиологические процессы, происходящие в организме человека.

Гуманитарные дисциплины дают большие возможности эмоционального воздействия на школьников, на их нравственные и эстетические чувства, представления, на их общественные убеждения. Впечатляющие изображения распада личности, преступлений, очерствения души человека, утраты интереса к окружающим, как постоянных спутников алкоголизма и наркомании, а также изображение людей честных, трезвых, принципиальных - все это должно быть выявлено в ходе анализа тех литературных произведений, которые дают для этого богатый материал. На уроках литературы и обществознания должен быть раскрыт следующий круг вопросов:

- народ в своем фольклоре, обычаях и традициях всегда выступал с осуждением нетрезвого образа жизни;

- пьянство и наркомания во все века были несовместимы с созидательной

трудовой и познавательной деятельностью людей;

- пьянство во многих конкретных исторических ситуациях приводило к

трагическим и разрушительным последствиями для целых народов;

- наркомания несовместима с движением человечества вперед по пути

экономического и социального прогресса.

Научность и личностный смысл - вот основные принципы при выборе содержания и формы урока. Антинаркотическое просвещение школьников в учебном процессе осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача - добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни.
Работа с детьми.
В работе выделяется информационный, оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент.

Информационный компонент включает в себя все сведения об аспектах наркотизма, которые позволят предотвратить знакомство с наркогенными веществами (влияние на организм, физическое и психическое здоровье, социальный статус).

Оценочный компонент базируется на определенном негативном восприятии ребенком явления, факторов, связанных с ним.

Поведенческий компонент представляет собой комплекс вариантов поведения, обеспечивающих реализацию потребности в удовольствии за счет социально- ценных источников.
Реализация этого направления.

Включение специальных сведений в содержание традиционных курсов. Организация тренингов, конкурсов рисунков и т.д

При организации педагогической профилактики целый ряд важных функций выполняет анкетирование. При помощи вопросов определяется актуальность профилактики для данной группы детей, преимущественные направления, а так же анкетирование служит показателем эффективности работы.


^ Работа с родителями.
Это направление предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркомании) и образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).

Формы работы:

-родительские собрания;

- индивидуальные консультации.

^ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.






^ Практические дела

Срок исполнения

Ответственные

1

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Классные руководители, руководители кружков

2

Составление социальных паспортов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь


Кл. руководители.

Зам. директора по УВР

3

Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Сентябрь


Кл. руководители.

Общественный инспектор

4

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Октябрь-ноябрь

Общественный инспектор, классные руководители, родительская общественность

5

Организация и проведение “Дня здоровья”.

Октябрь

Кл. руководители

Учитель физкультуры

6

Беседы мед. Работников с учащимися 7- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).

В течение всего периода

Кл. руководители

7

Анкетирование среди учащихся 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.

Октябрь

Кл. руководители


8

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Октябрь

Кл. руководители

9

Провести анкетирование учащихся 5- 9 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

Ноябрь

Кл. руководители

10

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь

Кл. руководители

11

Среди учащихся 5-9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

Ноябрь

Кл. руководители

12

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь

Мед. работник


13

Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь

Кл. руководители,

Старшая вожатая

14

Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”.

Декабрь

Зам. директора по УВР

15

Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”.

1 полугодие

Библиотекарь

16

Провести беседы по темам: “Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”

1 полугодие

Общественный инспектор

17

Подобрать материалы к родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, , “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”.

1 полугодие

Библиотекарь

Зам. директора по УВР

18

Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.

В течение периода реализации программы

Кл. руководители, Зам. директора по УВР, мед. работник,


19

Участие в

легкоатлетическом кроссе.

По особому плану

учитель физ. культуры

20

В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул.

В течение года

Общественный инспектор

21

Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.

В течение года

Общественный инспектор

22

Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

Кл. руководители

23

Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.

В течение года

Мед. работник

Кл. руководители

24

Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе.

В течение года

Администрация

25

Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.

В течение года

Зам. директора по ВР

Работники здравоохранения

Общественный инспектор

26

Организация летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Июнь

Директор

^ Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.


^ Критерии оценки эффективности программы.

Для оценки эффективности программы главным критерием является развитие личности ребенка, сформированность у него стойкого нравственного иммунитета к негативным факторам жизни.

Это определяется:

- знаниями о вреде наркотических веществ;

- высоким развитием личных качеств учащихся;

- умение принимать решения в разных условиях;

- быть физически и психически здоровым.
Качественный анализ эффективности антинаркотической программы осуществляется мониторингом успешности воспитательной работы, уровнем воспитанности школьников.

Использованная литература.

1. Моделирование воспитательных систем: теория и практика. – М.,1995 г.

2. Соколова Н.Д. Гуманистические идеи в педагогических теориях, системах

и технологиях. – Шадринск, 1999 г.

3. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. –

М.,1987 г.

4. Щуркова М.В. Программа воспитания. – М.,1998 г.

5. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории – Казань, 2000 г.

Приложения

Методики, положенные в основу данной программы.
Система работы школы по профилактике приобщения учащихся к употреблению наркотических веществ строится на основании следующих методик:


  1. Методика проведения занятий по программе первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости со школьниками 7 классов.

Автор: ^ Иванова Е.Л.

Методика направлена на развитие гибкости ролевого поведения, формирование адекватной самооценки и отношения к ощущению собственной автономности, взаимоотношения с родителями.

Темы занятий, проводимых в школе по заданной методике:

  1. Моё место среди других людей.

  2. Роли в группе. «Дурная компания».

  3. Понятие самооценки.

  4. Я могу ошибаться и терпеть неудачи.

  5. Быть принятым другими – не значит быть, как все.

  6. Одиночество.

  7. Взаимоотношения с родителями.

  8. Взаимоотношения с противоположным полом. Любовь.

  9. Курение. Курение и общество.



  1. Методика проведения занятий по программе первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости со школьниками 8 классов.

Авторы: ^ Шарапова Н.В., Танаков О.Ю.

Данная методика направлена на разъяснение подросткам понятий о существовании личностных и групповых ценностей, о нормах и правилах функционирования коллектива, информацию о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, о конфликтных ситуациях и путях разрешения конфликта, выработку навыков, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни.

В школе проводятся следующие занятия по данной методике:

  1. Кто я – ребенок или взрослый? Особенности подросткового возраста.

  2. Мой стиль учения.

  3. Конфликты.

  4. Наркотики.

  5. Умение сказать «нет» наркотикам.

  6. Антиреклама наркотиков. Реклама жизни, свободной от наркотиков.



  1. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения.

Автор: ^ Трубицына Л.В.

Методика рассчитана на работу со школьниками 5-9 классов.



  1. Методические рекомендации по проведению занятий с родителями.

Авторы: Кабисова А.Д., Терёхин В.Л., Романенко А.Э., Нечепаева М.Г.


^ Примерные темы классных часов

Дети младшего школьного возраста мало информированы о психоактивных веществах. Поэтому основную роль в системе занятий для учащихся младшего школьного возраста занимают информационно-дидактический материалы о вреде наркотиков на организм человека как критерия нездоровья вследствие измененного состояния и снижении возможности достижения успеха с последующей коррекцией в режиме метафорического тренинга с привлечением материалов из сказок.

Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной категории о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков и формируется ассоциативно-негативная карта наркотизации.

Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер, в них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей распознать» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у учащихся адекватные антинаркотические установки с расширением возможностей социальной адаптации.


Наименование

Курение и его последствия.

Действие алкоголя на человека.

Скажи уверенное «Нет!»

Твоё здоровье.

. Учимся быть успешными.


Для учащихся 5-6 классов при осуществлении профилактической работы по проблеме наркомании необходимо сделать акцент на формировании личности подростка, на осознании им жизненных ценностей и развитие его поведенческих навыков, позволяющих подросткам выбрать осознанную жизненную позицию.


Общение, его роль в достижении жизненного успеха.

Способы и виды общения. Социальные роли, умение спорит, конфликты и способы их решения.

Занятие 4. Эмоции, их роль в общении. Чувства и интеллект. Позитивная и деструктивная роль эмоций при стрессе. Стрессоустойчивость и приёмы её повышения.

Здоровье – условие самореализации личности. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье.

Методы укрепления здоровья. Необходимость сохранения здоровья. Единство психологического и физического здоровья. Приёмы самооценки и самокоррекции.

Употребление табака: психологические и физиологические аспекты и последствия табакокурения.

Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголизации.

Удовольствие в жизни. Способы получения удовольствия и радости. Отличие радости и удовольствия от суррогатов эмоций: эйфории, опьянения, возбуждённости.

Успешный человек. Достижение успеха в жизни и гармония личности. Условия гармоничного развития.



На занятиях в 7-9 классах вопросы злоупотребления психоактивными веществами рассматриваются лишь в рамках данных тем, чтобы не спровоцировать исследовательский интерес у подростков. Например, на занятии «Умеете ли вы общаться?» учащиеся дают характеристику общительному человеку, называют черты, которые помогают и мешают нормальному общению. Далее в связи с этим обсуждается вопрос «Может ли быть наркоман успешным в общении?» В ходе обсуждения группа приходит к выводу, что у наркомана один стиль общения – агрессивный, это форма постоянного конфликта, превращение конфликтов в оправдание употребления наркотиков.


Почему мы конфликтуем?

Как вести себя в конфликте?

Что я ищу в дружбе?

Как воздействует табак на организм человека?

Как воздействует алкоголь на организм человека?

Что мы знаем о психологическом здоровье?

Как быть уверенным в себе?

Умеем ли мы уважать себя?

Похожие:

Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В iconО деятельности классных руководителей по профилактике среди учащихся...
Цель проверки: изучить систему работы классных руководителей 1 – 9классов по профилактике вредных привычек у учащихся, наркомании,...
Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В iconПлан мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма...
Цель: осуществление профилактики наркотической зависимости и помощи детям, страдающим от вредных зависимостей, на основе реализации...
Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В iconПрограмма по правовому воспитанию «Право и закон», Программа «Путь...
Работа общеобразовательных учреждений по профилактике распространения наркомании в подростковой среде в 2012 году
Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В iconРеспублика северная осетия алания министерство образования и науки
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия -алания считает работу по профилактике безнадзорности, правонарушений,...
Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Авторы-разработчики: Шахова С. А. – директор, Леськова Н. С. заместитель директора по увр, Огнянникова О. Ю. заместитель директора...
Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В iconРабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе...
Заместитель директора по увр мбоу «сош №13 с уиоп» города Губкина Белгородской области
Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В iconАвторы- разработчики
Авторы- разработчики: Тихановская М. Н., директор школы; Таланова Т. М., зам директора по нмр; Кучеренко С. В., зам директора по...
Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В iconПрограмма площадки
Сош), Карпову Е. А. (заместитель директора по увр усть-Абаканской сош №2), Араштаева Е. Н. (директор Аскизского лицея-интерната),...
Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В iconСистема В. Ф. Базарного развивает здоровье детей Заместитель директора по увр: Романова Г. М
Вся ответственность сегодня за состояние здоровья детей в образовательных учреждениях лежит на плечах директора школы, заместителя...
Комплексно-целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы. Авторы программы: заместитель директора по увр воронкова С. В iconПояснительная записка Цель курса: формирование представления о проблемах...
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов. Структура программы соответствует содержанию: курс рассчитан на трехгодичное обучение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница