Инновационные подходы к преподаванию физики




Скачать 44,68 Kb.
НазваниеИнновационные подходы к преподаванию физики
Дата публикации12.11.2013
Размер44,68 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Информатика > Документы
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИКИ.

Н.П. Киреева

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»
Одна из проблем современного образования заключается в том, что объём информации, который необходимо освоить студенту, возрастает с каждым учебным годом. Практически каждое занятие по физике несет в себе новую информацию, которую студент должен освоить (т.е. понять и принять). Времени же, достаточного на осмысление и закрепление, практически не остается. Возникает проблема информационной адаптации человека в обществе. Если студент не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. Поэтому, перед преподавателем в настоящее время встает проблема внедрения таких технологий познавательной деятельности, которые позволяют студенту быстро, а главное качественно, обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.

К видам исследовательской деятельности при освоении знаний можно отнести:

  • умение систематизировать и обобщать полученные знания;

  • умение абстрактно представлять изучаемое явление,

  • составлять структурно-логические схемы при выводе основных физических закономерностей;

  • развитие алгоритмического мышления (например, составление алгоритма решаемой задачи);

  • поиск необходимой информации по предложенному заданию из различных источников;

  • развитие самостоятельности учащихся при проведении лабораторной работы и анализ полученных результатов;

  • составление плана предлагаемой практической работы (или текста);

  • описание наблюдаемого физического явления.

Проведенное анкетирование, отслеживание результатов владения студентами различными видами исследовательской деятельности при освоении знаний через анализ итогов выполнения контрольных, практических и лабораторных работ показало, что значительная часть студентов первых курсов (70%) владеют данными приёмами и методами работы не в полной мере, испытывают затруднения и теряют интерес к предмету, не реализуют свой творческий потенциал в полную силу.

Причин, которые ведут к потере интереса к освоению новых знаний, к овладению технологией познавательной деятельности (и как следствие потере интереса к предмету), видим несколько:

- применение традиционного обучения, рассчитанного на увеличение информационного потока при ограниченном времени, не позволяющего полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал;

- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах в виду недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, затрат большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;

- формальный подход к решению физических задач (решение их только на бумаге и невозможность проверки полученного результата на практике);

- слабая оснащенность демонстрационным оборудованием из-за недостаточного финансирования;

- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях учебного заведения в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.;

В связи с этим на современном этапе развития колледжа выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.

Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.

Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы студент овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал.

Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения.

Первостепенным из данных информационных средств на наш взгляд является использование компьютерных моделей на уроках физики.

Это позволяет решать ряд важных задач в процессе обучения студентов:

- последовательную реализацию деятельностного подхода к процессам учения и обучения; 
- использование на уроке различных типов (и форм) познавательной деятельности учащихся в зависимости от их уровня развития;
- развитие личностных качеств студента;
- включение в содержание образования методов научной деятельности;
- реализацию исследовательского подхода в обучении;

Для более успешного использования информационно-коммуникативных технологий при тематическом планировании включаем различные виды применения программного обеспечения:

  • демонстрация анимаций, видеофрагментов, видеофильмов, компьютерных моделей;

  • создание студентами мультимедийных презентаций при разработке проектов по различным темам, в том числе профессиональной направленности (например, «Исследование физических свойств сыров» и др.);

  • расчеты и построение графиков по результатам исследовательских работ (например в работе «Физические свойства молока и их влияние на его качество» и др.);

  • проведение виртуальных лабораторных работ (например «Определение поверхностного натяжения жидкости» с последующим использованием методики определения поверхностного натяжения молока и др.);

  • разработка уроков решения технических задач с применением компьютерных моделей;

Учебный процесс при таком подходе характеризуется высокой интенсивностью, полученные знания отличаются глубиной и прочностью, что является одним из основных требований к обучению. При этом более полно реализуются задачи профилизации обучения.

Похожие:

Инновационные подходы к преподаванию физики iconСтратегия деятельности администрации в ситуации неопределенности...
Инновационные подходы в науке. Теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Ростов н/Д. 1995. (В соавторстве...
Инновационные подходы к преподаванию физики icon“Инновационные подходы к организации музыкального образования в общеобразовательной школе”
Тема: “Инновационные подходы к организации музыкального образования в общеобразовательной школе”
Инновационные подходы к преподаванию физики iconИнновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе

Инновационные подходы к преподаванию физики iconНаучно-методический комплект учебников «Школа России»
Принципиальным отличием нового содержания начального образования являются вариативность и разноуровневость. Идея, определяющая новые...
Инновационные подходы к преподаванию физики icon«История международных отношений и внешней политики России»
В основу программы положены конкретно-исторический и системные подходы к изучению и преподаванию международных отношений, позволяющие...
Инновационные подходы к преподаванию физики iconПрезентация открытых уроков в плане общешкольной методической недели...
Подбирали инновационные подходы, соединяли элементы ранее известных методик с современными технологиями коррекционно – развивающего...
Инновационные подходы к преподаванию физики iconРайонная научно-практическая конференция учителей русского языка...
Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг...
Инновационные подходы к преподаванию физики iconДеятельностный подход к преподаванию физики
В силу данной причины учителю приходится тратить много сил, чтобы вызвать активность ученика, чувство ответственности, желание и...
Инновационные подходы к преподаванию физики iconСовременные подходы к преподаванию музыки как важного средства духовного...
Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным...
Инновационные подходы к преподаванию физики iconПлан работы муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Продолжать внедрять в практику педагогической деятельности инновационные подходы к формированию у дошкольников правильного отношения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница