Программа "Сохранение здоровья детей на уроках информатики" Автор: Морозова Г. Г




Скачать 119,57 Kb.
НазваниеПрограмма "Сохранение здоровья детей на уроках информатики" Автор: Морозова Г. Г
Дата публикации11.11.2013
Размер119,57 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Информатика > Программа

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

Программа "Сохранение здоровья детей на уроках информатики"

Автор: Морозова Г.Г.


Принципы здоровьесберегающей педагогики.

Можно выделить несколько принципов здоровьесберегающей педагогики. Все принципы тесно связаны между собой, несоблюдение любого из них принесет ущерб проводимой работе в целом.

Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для педагогов, и для медиков, и для родителей. На его соблюдении строится профессиональная этика.

^ Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

Предполагает, что все происходящее в ОУ – от разработки планов до проверки их выполнения, уроков, перемен, внеклассных мероприятий, подготовку педагогических кадров, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей

^ Принцип триединого представления о здоровье – обуславливает взаимосвязь здоровья физического, психического и духовного.

Принцип непрерывности и преемственности – определяет проводить здоровье сберегающую работу каждый день и на каждом уроке.

^ Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – где речь идет об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания.

^ Приоритет позитивных воздействий над негативными – неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений как в педагогической, как и в родительской педагогике.


Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
^

Материал по здоровьесбережению на уроках информатики.



№№

Компонент здоровья

Темы

Содержание материала по здоровьесбережению

8 класс

1

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

 

Экологическое здоровье

Вводный урок

Техника безопасности поведения в кабинете

Практическая работа «Операционная система WINDOWS»

Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Системы счисления.

Влияние состояния информационных  ресурсов на организм человека

Алгоритмы. Исполнители

Использование подвижных игр, имитирующих задачи

Текстовый процессор

Составление практических заданий по тем « Здоровье и компьютер»

 

 

Информационное моделирование

Моделирование реальных объектов с помощью КП

Моделирование в графическом процессоре

Компьютерные рисунки на тему здоровья, экологическую тему

Моделирование в программе POWER POINT

Составление  проектов социальнозначимых

9 класс

2

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Информационное взаимодействие

 

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

 

. Компьютерные технологии представления информации

Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека

Информационные технологии

Разработка тестов, анкет, их обработка
( тема может быть выбрана соответственно со здоровьесберегающими технологиями)

Информационные системы

Системное мышление , позволяющее выделять в окружающем мире системы, адекватные поставленной задаче

Реляционные базы данных

Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса

Проектирование баз данных.

Построение  моделей различных объектов: систем экологического состояния нашего края, параметров физического состояния школьников

Информационная технология работы с объектами текстового документа

Сферы использования текстовых документов, их роль в жизни людей

Информационная технология работы с объектами в виде презентаций.

Создание учебного комплекса
« Компьютер и здоровье школьников».

Информационная технология разработки проекта.

Социальные проекты « Жизнь без сигарет».

11 класс

3

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Основы программирования.

Составление задач, связанных  с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные)

Основы социальной информатики

Нравственные аспекты применения информационных технологий

Сетевые технологии

Действие INTERNET на развитие  человека
^

Гигиенические критерии рациональной организации урока


80% - оптимальный уровень;       до 65% - допустимый уровень.




Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный
3 балла

Недостаточно рациональный
2 балла

Нерациональный
1 балл

1

Плотность урока

Не менее 60%
И не более 70%

85-90%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4 - 7

2 - 3

1 - 2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11 – 15 мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7 – 10 мин.

Смена через 11 – 15 мин.

Смена через 15 – 20 мин.

5

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10 – 15 мин.

Через 15 – 20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2 - 3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.
Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем.

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности

Отсутствует

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин.

wordart 4

  • Хорошее освещение;

  • Хорошо проветриваемое помещение;

  • Помещение оборудовано системами отопления, кондиционирования воздуха;

  • Поверхность пола удобна для влажной уборки;

  • Микроклимат: летом не более 23-25°С, зимой – 21-24°С. Относ. влажность≈ 40-60%.

  • Оптимальное расстояние от глаз до монитора – 60-70 см;

  • Качественное заземление оборудования;

  • Расстановка рабочих мест по периметру помещения;

  • Обеспечение правильной посадки учащихся.



Профилактика усталости и заболевания глаз

Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежное при работе за компьютером, необходимо

• каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут
• закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты

• проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.

Выполняйте упражнения для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса. Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще и продолжительнее: детям 12-14 лет каждые 15 минут, а в 15-17 лет – каждые 30 минут, перерыв должен длиться не менее 10 минут.
Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Выберите тот комплекс упражнений, который вам больше придется по душе, а лучше - чередуйте их.

Комплекс упражнений для улучшения зрения:

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко “соединятся”.

  7. Частое моргание глазами.

  8. Работа глаз “на расстояние”. Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

Снять усталость глаз, помогут следующие упражнения:

  1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.

  2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.

  3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.

  4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами “восьмерку” в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.

  5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.

  6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.

  7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.

Гимнастика для усталых глаз

  1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.

  2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам.

  3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

  4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

  5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут.

минут.

Положение тела за компьютером



Советы родителям и учащимся ,как избежать

изменения психики




  1. Ограничить время работы за компьютером

  2. Не увлекаться сетевыми играми

  3. Не заводить виртуальных друзей

  4. Больше времени проводить на природе

  5. Читать литературу

БИБЛИОГРАФИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  • Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  • http://www.rusedu.ru/detail_1413.html

  • http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html

  • http://shkola9rhev.ucoz.ru/publ/1-1-0-7

  • http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118/

  • http://festival.1september.ru/articles/211062/?numb_artic=211062

  • http://www.ychitel.com/menu%20to/pravo/pravo_3_3.html

  • http://comp-doctor.ru/

  • http://www.schoolnet.by/~stankovo/index/Zdorovtehnol2008.doc

Похожие:

Программа \"Сохранение здоровья детей на уроках информатики\" Автор: Морозова Г. Г iconКомплексная программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников»
Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в...
Программа \"Сохранение здоровья детей на уроках информатики\" Автор: Морозова Г. Г iconПрограмма направленная на сохранение и укрепление здоровья детей...
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа, и обоснование необходимости её решения программными методами
Программа \"Сохранение здоровья детей на уроках информатики\" Автор: Морозова Г. Г iconМетодическая разработка по информатике. Тема: «Учебный исполнитель...
Автор: Вилкова Ольга Юрьевна, учитель информатики высшей категории моу «Лицей №4»
Программа \"Сохранение здоровья детей на уроках информатики\" Автор: Морозова Г. Г iconПроект Формирование культуры здоровья обучающихся на уроках информатики...
Дети зачастую быстрее и успешнее взрослых осваивают эту сложную технику. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер...
Программа \"Сохранение здоровья детей на уроках информатики\" Автор: Морозова Г. Г iconНа заседании на заседании
Служба практической психологии призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического...
Программа \"Сохранение здоровья детей на уроках информатики\" Автор: Морозова Г. Г iconПрограмма "Истоки" Цели программы
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры
Программа \"Сохранение здоровья детей на уроках информатики\" Автор: Морозова Г. Г iconПрограмма «физическая культура дошкольникам»
Сохранение и укрепление здоровья детей важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Программа \"Сохранение здоровья детей на уроках информатики\" Автор: Морозова Г. Г icon«Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями...
«Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках информатики»
Программа \"Сохранение здоровья детей на уроках информатики\" Автор: Морозова Г. Г iconА что значит быть здоровым? Как вы это понимаете? Дети
Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья
Программа \"Сохранение здоровья детей на уроках информатики\" Автор: Морозова Г. Г iconПриказ №182 от 31 августа 2011 г Программа по созданию здоровьесберегающей...
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница