Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика»




Скачать 208,14 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика»
Дата публикации11.10.2013
Размер208,14 Kb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > Химия > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»
Согласована: ___________________ Утверждена: _________________

Руководитель МО / Миронова И.Ю. / Директор / Сутормин И.А. /

Согласована: ___________________ Приказ № _____ от __________

Зам. директора /Щеглова О.А. /
Рабочая программа

по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика»
на I полугодие 2009-2010 учебный год

количество часов в неделю - 1 час

методическое объединение учителей биологии и химии

учитель Миронова Ирина Юрьевна
Программы: Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2007 г и

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О. С. Габриеляна 2007 г

^ Учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2008(06).

Дополнительная литература:

  1. Настольная книга учителя химии -8 класс, О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова., «Дрофа», Москва, 2002

  2. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. «Дрофа», Москва-2007

  3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1978. - С. 392

  4. Лапотышкин Н. М. В мире сплавов: Пособие для учащихся. - М.: Послесловие, 1973. - С. 151


Прошла экспертизу на заседании методического объединения. Протокол № ______ от __________

зан.

Раздел

Тема

урока

Содержание

дата

Тип

занятия

(по гл. цели)


Основные

методы и формы работы, технология


Примечания

1

Введение 2ч (1+1)

Химия в окружающем мире.

Химия и природа. Химия и человек. Химия и техника. Химия и искусство. Роль химии в истории материальной культуры. Зарождение химии и этапы развития. Выдающиеся химики мира.

01.09-05.09

Вводный урок

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации, объяснительно-илюстрат., групповая работа.

^ Вводное тестирование

2

Химический кабинет. Техника безопасности.

Посуда и оборудование. ^ Работа со стеклом: резка, плавление, сгибание, запаивание; пробки и обращение с ними. Нагревание, кипячение, выпаривание, измельчение, растворение. Рецепты приготовления растворов специального назначения. Занимательный исторический эксперимент (демонстрационный) “Вулкан на столе”

07.09-12.09

Практикум

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации,частично-поисковый., групповая и индивидуальная работа.




3

Вода, растворы 3ч (1+2)

Вода - вещество №1.

Природная вода и ее разновидности Минеральная, пресная, дистиллированная, жесткая вода. Состав, строение, химические свойства. Кристаллизационная вода

14.09-19.09

Комбинированный урок

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации, объяснительно-илюстрат., групповая работа





4

Экология воды

Дисперсные системы-взвеси, суспензии, эмульсии, гели, золи. ^ Анализ водопроводной воды. Проблемы питьевой воды в городе.

21.09-26.09

Комбинированный урок-Практикум

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации, частично-поисковый., групповая работа.




5

Анализ природной воды

Анализ воды из под крана (горячая и холодная), анализ дождевой воды. ^ Аналитическая проба.

28.09-03.10

Практикум

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации, групповая работа




6-7

Воздух, горение 2ч (1+1)

Воздух - неисчерпаемое сырье. Состав воздуха.

Атмосфера. Огонь.

Инертные газы. Получение газов в химической лаборатории и промышленности. Экология воздуха. Воздух в природе, в жизни растений, человека, животных.
Характер, форма огня. Строение пламени. Огонь в сказках, поговорках, пословицах, репродукциях. Нагревательные приборы



05.10-10.10

12.10-17.10

Урок объяснения нового материала

Комбинированный урок-

Практикум

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации,

частично-поисковый., групповая работа.




8

Мир неметаллов 2ч (1+1)

Химическая индивидуальность кислорода, водорода.

Оксиды. Пероксиды. История становления кислородной теории. Гидриды. Строение. Свойства. Применение. Водородное топливо. Геохимия, коксохимия водорода.

^ Получение кислорода и водорода в лаборатории.


19.10-24.10



Комбинированный урок - Практикум

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации,

исследовател., групповая работа.




9

Мир неметаллов 2ч (1+1)

Галогены. Азот и аммиак. Сера. Серная кислота. Углерод. Нефть

Хлор, фтор, бром, йод -История открытия, применение (дезинфекция, отбеливание, лекарства). Соляная кислота. Нашатырь, нашатырный спирт. Азотные удобрения Сухой лед. Графит. Сажа. Топливо жидкое, твердое, газообразное Нефть и её запасы в нашем регионе.

26.10-31.10

Урок объяснения нового материала

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации, объяснительно-илюстрат., групповая работа




10-11

Мир металлов и сплавов (1+1)

Металлы и сплавы в истории цивилизации

Развитие металлургии

Металлы в древности. Летающие, драгоценные металлы. Первые деньги и современные

Художественная обработка металла: чернение, чеканка, филигрань, финифть. Художественные произведения из металлов и сплавов.


16.11-21.11

23.11-28.11


Комбинированный урок


Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации,частично-поисковый., групповая и индивидуальная работа.

Викторина “Металлы и сплавы в истории цивилизации”.


12

Химические вещества в природе, промышленности, быту 3ч (1+2)

Мир минералов

Минералы: камни, металлы, горючие вещества. Геология

30.11-05.12



Урок объяснения нового материала

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации,исследовател., групповая и индивидуальная работа.




13

Мир технических и бытовых веществ.

Соли. Поваренная соль - химическое вещество и консервант. Сода (природная, синтетическая, кальцинированная, пищевая, каустическая). Селитра (чилийская, норвежская). Квасцы. Распознавание соды, селитры, соли на кухне.

07.12-12.12

Комбинированный урок- практикум

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации, объяснительно-илюстрат., групповая работа




14

Моющие средства.

История появления мыла. Способы получения. Синтетические моющие средства. ^ Выведение пятен различного происхождения с тканей и мебели.

14.12-19.12


Комбинированный урок- практикум

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации,частично-поисковый., групповая и индивидуальная работа.




15-16


Работа по индивидуальному плану.

Проект по выбранной теме

Подготовка и сбор материала по теме, создание презентации и текстового конспекта для представления на сайт.

21.12-26.12
28.12

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционная технология с элементами уровневой дифференциации,

исследовател. индивидуальная работа.





^ Пояснительная записка
Учебный курс предпрофильной подготовки для обучающихся 8-9 классов

с ориентацией на естественно-научный профиль, 17 часов.
Химическое образование сегодня должно быть гуманитаризировано и гуманистически направлено. На практике реализация гуманитарной концепции должна осуществляться через формирование кругозора учащихся, прежде всего, гуманитарного, химического. Для достижения данных целей предметом изучения на уроках и внеурочных занятиях по химии должна стать не просто химия, а химия по отношению к человеку, к природе.

Введение в школе интегрированного курса на выбор, который будет давать необходимый объем гуманитарных и химических знаний, а также интегрировать естественнонаучные знания, в определенной мере решит проблему целостного восприятия окружающего мира, проблему гуманитаризации химического образования.

^ Основная цель: сориентировать учащихся на выбор естественнонаучного профиля обучения, через формирование кругозора выработать у школьников химическое видение мира.

^ Ведущая идея: Человек - химическое образование - окружающий мир.

Основные задачи:

- сформировать умения вести наблюдения за объектами окружающего мира (природой, культурой, человеком), давать объяснения наблюдательным явлениям;

- раскрыть взаимосвязь явлений окружающего мира с изученным материалом (дождь, туман, иней на окнах, роса и т. д.);

- выработать невербальные способы выражения познаваемого материала (рисунок, символ, схемы, таблицы);

- познакомить с широким кругом химических явлений, используемых в художественной, исторической, научно-технической, региональной литературе;

- раскрыть содержание исторического эксперимента, совершенствовать экспериментальные навыки, умения;

- раскрыть многообразие химических веществ, через диалектическую триаду “истина - польза - красота”.

^ Организация учебного процесса.

Программа курса рассчитана на 17 часов, предназначена для учащихся 8-9 классов, составлена как дополнение к основному курсу химии, направлена на расширение знаний учащихся о веществах окружающих нас и их роли в истории материальной и духовной культуры человечества.

Программа составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по химии на основе Примерной программы основного общего образования по химии.

Основные виды занятий: Комбинированный урок, комбинированный урок- практикум, урок-игра, урок-викторина, конференция.

Программа составлена с учетом требований современной концепции химического образования, и следующих положений: включение гуманитарной информации (исторической, художественной, региональной, научно-технической), выходящей за рамки школьной программы, но логически завершающих или уточняющих изучение основных тем, что необходимо для выработки химического мировидения, разностороннего кругозора; нарастание самостоятельной поисковой деятельности от воспроизводящей к творческой; включение исторического эксперимента (демонстрационного, лабораторного, исследовательского), с целью отработки экспериментальных умений, добывания новых знаний, решения познавательных задач.

Интеграция гуманитарного и химического знания позволяет использовать данный курс в разных классах, в том числе и углубленного изучения химии, прежде всего потому, что реализация программы позволяет преодолеть узкопредметное изучение материала. Автор при подготовке данного курса использовал традиционные методы и собственные разработки.

^ Требования к подготовке учащихся.

1. Знать:

- основные понятия, категории химии, многообразие классов, их генетическую взаимосвязь;

- понимать причины многообразия неорганических и органических веществ на основе изучения зависимости: состав - строение - свойства - применение;

- развитие химии как науки с древнейших времен до наших дней;

- классы неорганических, органических веществ и их роль в истории материальной и духовной культуры;

- выдающихся ученых-химиков, естествоиспытателей, их заслуги и достижения;

- выдающихся художников, поэтов, композиторов, писателей, скульпторов, их произведения.

2. Уметь:

- проводить методологические операции: формулирование вопросов, постановка проблем, выдвижение гипотез, их сравнение, сопоставление, формулировать выводы, отыскивать закономерности, проводить обобщение;

- добывать знания из дополнительной литературы, из экспериментальных данных;

- владеть способами целостного познания химического явления, объекта (создание образов, рисунок, сочинение, сказка, конструирование, наблюдение, описание, созерцание);

- анализировать разные точки зрения на происходящие явления, вырабатывать свое отношение;

- проводить химические операции: фильтрование, выпаривание, нагревание, перегонка и т. д.;

- обобщать, систематизировать, классифицировать химический материал.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







ТЕМА


^ Кол-во часов


теория


практика


1.


Введение.

1


1


2.


Вода, растворы.

1


2


3.


Воздух, горение.

1


1


4.


Мир неметаллов.

1


1


5.


Мир металлов и сплавов.

1


1


6.


Химические вещества в природе, промышленности, быту.

1


2


7.


Работа по индивидуальному плану.



2




Итого:

ИТОГО:


6 ч.


10 ч.



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение.

Химия в окружающем мире. Химия и природа. Химия и человек. Химия и техника. Химия и искусство. Роль химии в истории материальной культуры. Зарождение химии и этапы развития. Выдающиеся химики мира. Химические вещества и явления в художественной литературе, живописи, графике. Д. И. Менделеев - гимназист, ученый, педагог.

Химический кабинет. Техника безопасности. Посуда и оборудование. Работа со стеклом: резка, плавление, сгибание, запаивание; пробки и обращение с ними. Нагревание, кипячение, выпаривание, измельчение, растворение. Рецепты приготовления растворов специального назначения. Общие приемы работы с газами. Получение и собирание газов. Аппарат Киппа. Введение в исторический эксперимент.

Занимательный исторический эксперимент (демонстрационный)

“Вулкан на столе” Г. Фоула (1893), “Фараоновы змеи” Ф. Велер (1821),

^ 2. Вода, растворы.

Вода - вещество №1. Природная вода и ее разновидности Минеральная, пресная, дистиллированная, жесткая вода. Состав, строение, химические свойства. Кристаллизационная вода. Круговорот воды в природе. Дисперсные системы-взвеси, суспензии, эмульсии, гели, золи. Экология воды. Ученые древности (Фалес Милетский, Гераклит, Демокрит, Аристотель) о воде. Мертвая и живая вода в русских народных сказках, былинах, поговорках, пословицах. Красота воды. Снег, дождь, облака, туман, роса в картинах К. П. Брюллова, В. М. Васнецова, А. Г. Венецианова, А.А.Иванова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, И.И.Левитана, В.Д.Поленова, А.К.Саврасова, В.А.Серова И.И.Шишкина, в стихах, прозе А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.В.Ломоносова, А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Л.Н.Толстого, А.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.В.Гоголя и других.

^ Наглядные средства. Плакаты с цитатами, пословицами, поговорками о воде. Репродукции картин И.И.Шишкина “У берегов Финского залива”, “Золотая осень”, “Лесной ручей”, “На берегу моря”, “Первый снег”, “Перед грозой”, “Зима”, “Дождь в дубовом лесу”, “Пруд в старом парке”, “На Севере диком” и т. д. Фотоальбомы, слайды о воде, диафильм “Вода, растворы”. Кинофрагмент “Растворы в природе”, кинофильм “Вода”.

^ Исторический эксперимент:

“Вода как продукт горения” Г. Кавеншин (1781), “Разложение воды натрием” Г. Дэви (1810), “Разведение действует как катализатор” И. М. Кольтхоф (1923), “Вода обладает слабой электропроводностью” П. А. Тиссен (1946).

Сочинение о воде и растворах.

^ 3. Воздух, горение.

Воздух - неисчерпаемое сырье. Состав воздуха. Инертные газы. Работа Р. В. Бунзева, К. С. Киргоффа и другие.

Получение газов в химической лаборатории и промышленности. Экология воздуха. Воздух в природе - ветра, вьюги, смерчи. Воздух в жизни растений, человека, животных. Атмосфера. Воздух в скульптуре, живописи, музыке, архитектуре. Огонь. Характер, форма огня. Строение пламени. Огонь в сказках, поговорках, пословицах, репродукциях. Нагревательные приборы. История их создания. (Лампа А. Н. Лодыгина, П. Н. Яблочкова, горелка Р. В. Бунаева).

^ Наглядные средства. Стенды по технике безопасности. Нагревательные приборы. Репродукции картин. Выставка рекомендованной литературы.

Исторический эксперимент.

“Горение сухого фосфора в закрытой колбе” К. В. Шееле (1777), “Стихия огня, воздуха в природе”. Экскурсия в азотно-кислородный цех.

^ 4. Мир неметаллов.

Химическая индивидуальность кислорода. Озон. Оксиды. Пероксиды. История становления кислородной теории. Работы Р. Лавуалье, К. В. Шееле. Первая химическая лаборатория в России М. В. Ломоносова (1748)

^ Исторический эксперимент.

“Опыт Пристли с растением” Д. Пристли (1772), “Получение кислорода и его свойства” И. В. Деберейнер (1832).

- Химическая индивидуальность водорода. Гидриды. Строение. Свойства. Применение. Водородное топливо. Геохимия, коксохимия водорода.

^ Исторический эксперимент.

“Взрыв смеси водорода с воздухом в бутылке” Э. Франкленд (1872), “Выделение свободного водорода из паров соли с помощью калия” Ж. Л. Гей-Люссак (1809).

- Химическая индивидуальность галогенов. Хлор, фтор, бром, йод. История открытия, применение (дезинфекация, отбеливание, лекарства). Соляная кислота.

^ Исторический эксперимент.

“Действие хлора на воду” К. Л. Бертолле (1785), “Электролиз расплавленного хлорида магния” Р. В. Бунзен (1852).

- Химическая индивидуальность азота и его соединений. Аммиак. Гидразин. Гидроксиламин. Нашатырь, нашатырный спирт. Азотные удобрения. Азотная кислота. Нитраты. Нитриты.

^ Исторический эксперимент.

“Соединение хлористого водорода с аммиаком” Дж. Пристли (1774), “Разложение концентрированной азотной кислоты” Э. Франкленд (1872), “Получение азотной кислоты и селитры” И. Р. Глаубер (1648), “Термическое разложение солей азотной кислоты” М. Фарадей (1827).

- Химическая индивидуальность фосфора и его соединений. Фосфаты. Гидрофосфаты. Фосфорная кислота. Применение. Фосфорные удобрения.

- Химическая индивидуальность серы и ее соединений. Серная кислота - хлеб химической промышленности. Сульфаты. Персульфаты.

^ Исторический эксперимент.

“Термическое разложение зеленого купороса” Ж. Л. Гей-Люссак (1807), “Сероводородная вода и ее свойства” К. Г. Ландольт (1883).

- Химическая индивидуальность углерода и его соединений. Угольная кислота. Сухой лед. Графит. Сажа. Карбонаты. Гидрокарбонаты. Карбиды. Применение. Топливо жидкое, твердое, газообразное. Нефть и её запасы в нашем регионе.

^ Исторический эксперимент.

“Содержание диоксида углерода в воздухе” Д. Блак (1757), “Извлечение окрашенных веществ древесным углем” Т. Е. Ловиц (1785).

- Химическая индивидуальность кремния и его соединений. Кремниевая кислота. Применение.

^ 5. Мир металлов и сплавов.

Металлы и сплавы в истории цивилизации. Век каменный, бронзовый, железный. Металлы в древности. Летающие, драгоценные металлы. Первые деньги и современные. Железо, медь, серебро, алюминий, германий, олово, свинец, хром, золото, щелочные и щелочно-земельные металлы, их характеристика и свойства.

Развитие металлургии (работы С. Томаса, Д. К. Чернова, П. Мартена). Первые пароходы, железные дороги, телеграф, телефон, здания из стекла и металла, радио, аэропланы, двигатели.

Художественная обработка металла: чернение, чеканка, филигрань, финифть. Художественные произведения из металлов и сплавов. Металлы и сплавы в художественных произведениях.

Викторина “Металлы и сплавы в истории цивилизации”.

^ 6. Химические вещества в природе, промышленности, быту.

Мир минералов. Минералы: камни, металлы, горючие вещества. Геология. Неорганический мир. Драгоценные, полудрагоценные камни. Классификация минералов: сульфиды, карбонаты, силикаты, хлориды, оксиды и т. д. Основные месторождения, обработка, извлечение породы. Обработка камня. Резьба, шлифовка. Минералы в скульптуре, архитектуре, в художественной литературе.

Мир технических и бытовых веществ. Соли. Поваренная соль - химическое вещество и консервант. Сода (природная, синтетическая, кальцинированная, пищевая, каустическая). Селитра (чилийская, норвежская). Квасцы. Купоросы. Колчеданы. Строительные материалы и изделия. Неорганические вяжущие материалы. Воздушные вяжущие материалы - гипс, известь. Гидравлические вяжущие материалы: портландцемент, силикатные материалы, кирпич. Керамические материалы. Грубая, тонкая керамика. Фарфор, фаянс, стекло. Работы Д. И. Менделеева, М. В. Ломоносова. Стекольное производство. Искусство произведений из стекла и фарфора. Распознавание соды, селитры, соли на кухне.

Нашатырь. Ляпис. Марганцовка. Поташ. История получения, свойства, применение, условия хранения. Роль веществ в истории материальной и духовной культуры.

Бумага. История изобретения, технология изготовления. Первая книга, первый печатный станок И. Гутенберга (1440), первая марка. Зарождение фотографии. Писчебумажное производство в Тобольске. История изобретения, технология изготовления. Работы Ч. Гудьирашины. Технические революции. Краски. Минеральные, органические. Первые краски растительного происхождения (индиго, пурпур, шафран, кармин). Первые системы красителей. Работы М. В. Ломоносова, Н. Н. Зинина.

Моющие средства. История появления мыла. Способы получения. Синтетические моющие средства. Работы П. Бертло, М. Шевреля. Роль бумаги. резины, красок, моющих средств в истории материальной, духовной культуры. Развитие первых химических производств в 18-19 веках. Выведение пятен различного происхождения с тканей и мебели.

Исторический эксперимент.

“Получение мыла”, “Сухая перегонка дерева”.

Информационная игра “Родословная вещей”.

^ 7. Работа по индивидуальному плану.

Темы реферативных работ с включением исторической, научно-технической, региональной, искусствоведческой информации. Индивидуальные работы по историческому эксперименту. Оформление итогов работы учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вардина Р. А. Изделия народных промыслов. - М.: Высшая школа, 1990.- С. 302.

2. Богданов В. В. Удивительный мир резины. - М.: Знание, 1989. - С. 192.

3. Венецкий С. И. В мире металлов (Калейдоскоп). - М.: Металлургия, 1982. - С. 256.

4. Волгин А. Г. Фотография. 1000 рецептов, Справочное издание. - М.: Химия, 1992. - С. 360.

5. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1978. - С. 392.

6. Корнилов Н. И., Солодова Ю. П. Ювелирные камни. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Недра, 1986. - С. 282.

7. Лапотышкин Н. М. В мире сплавов: Пособие для учащихся. - М.: Послесловие, 1973. - С. 151.

8. Макареня А. А., Семенов И. Н., Максимов А. С. Химия и научно-технический процесс: Книга для учащихся 9-10 кл. - М.: Просвещение, 1988. - С. 175.

9. Никитин М. К., Мельникова Е. П. Химия в реставрации. - Л.: Химия, 1990.

10. Попов А. Н., Шимко В. Т. Польза, прочность, красота. Рассказы о строительной науке. - М.: Педагогика, 1979. - С. 128

11. Произведения русских, зарубежных писателей, поэтов, художников.

12. Русский художественный материал. - М.: КОИЗ, 1958. - С. 178.

13. Сквернюков П. Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980. - С. 224.

14. Титова И. М. Историко-искусствоведческие знания в обучении химии. - С.-Петербург, ГУПМ, 1993. - С. 69.

15. Ферсман А. Е. Рассказы о самоцветах. 3-е изд.: доп. - М.: Металлургия, 1978. - С. 240.

16. Фоула Г. Лекционные опыты по химии. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.-С. 256.

Литература для учащихся:

  1. Венецкий С. И. В мире металлов (Калейдоскоп). - М.: Металлургия, 1982. - С. 256.

  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1978. - С. 392

  3. Лапотышкин Н. М. В мире сплавов: Пособие для учащихся. - М.: Послесловие, 1973. - С. 151.

  4. Макареня А. А., Семенов И. Н., Максимов А. С. Химия и научно-технический процесс: Книга для учащихся 9-10 кл. - М.: Просвещение, 1988. - С. 175.

  5. Интернет материалы

Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» iconРабочая программа Окружающий мир и обж 4 «в» класс умк «Школа Рос...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» и «Основы безопасности поведения»...
Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
«Окружающий мир» на I ступени обучения; место данного курса и его вклад в решение основных педагогических задач; особенности содержания...
Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва...
Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» iconПояснительная записка рабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва...
Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» iconРабочая программа по курсу «Мир вокруг нас» по программе «Школа России» 3 класс
А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ ( Просвещение 2010г) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» iconРабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 3б класса по умк «Гармония»
Основная цель курса – формирование мировоззрения ученика по трём стержневым линиям
Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» iconРабочая программа по интегрированному курсу «Окружающий мир» для 2б класса по умк «Гармония»
Основная цель курса – формирование мировоззрения ученика по трём стержневым линиям
Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир»
«Мир вокруг нас»), опубликованной в сборнике «Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Часть» (Москва, «Просвещение»,...
Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва...
Рабочая программа по элективному курсу ««Окружающий мир глазами химика» iconРабочая программа по элективному курсу «Стереометрия» Прокопенко Тамары Кирилловны
Рабочая программа элективного курса «Стереометрия» составлена на основе учебного пособия «Стереометрия» для учащихся 7-9 классов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница