Скачать 298,74 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Абанская средняя общеобразовательная школа №3 Принято на заседании методсовета протокол № ___ от _____________20___ зам. директора по УВР __________ (О.Т.Тимофеева) Согласовано на заседании МО учителей ________________________ протокол № ___ от _____________20___ руководитель МО __________ ( ) Утверждено приказ № ___ от _____________20___ директор школы __________ (Н.П.Путинцева) ^ по курсу Химия. Вводный курс. образовательная область: естестествознание седьмой класс учитель: Миллер Надежда Яковлевна 2011-2012 учебный год ^ авторской программы О.С.Габриэляна и И.Г. Остроумова «Химия. Вводный курс. 7 класс» УМК: учебник О.С. Габриэляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М.: Дрофа, 2007); Содержание курса – курс состоит из четырёх частей. Первая тема курса «Химия в центре естествознания»: Химия как часть естествознания. Предмет химии (Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств) ^ (наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдений. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование) Моделирование (модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). ^ (Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества). ^ (универсальный характер положений молекулярно- кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решётки твёрдых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения). ^ (понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твёрдые вещества. Аморфные вещества). ^ (Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы). Химия и биология (Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологиская роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологические значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. ^ (Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него) ^ Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. Вторая тема курса «Математика в химии»: ^ (Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д.И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. ) ^ (Понятие о массовой доле химического элемента (ω) в сложном веществе и её расчёт по формуле вещества.) Чистые вещества и смеси. (Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твёрдые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства). ^ . (Определение объёмной доли газа (Ҹ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчёт объёма доли газа в смеси по его объёму, и наоборот) ^ (Массовая доля вещества (ω) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворённое вещество. Расчёт массы растворённого вещества по массе раствора и массовой доле растворённого вещества.) ^ (Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (ω) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчёт массы основного вещества по массе вещества, содержащего определённую массовую долю примесей.) ^ Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества. Третья тема курса «Явления, происходящие с веществами»: ^ (Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лабортории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза.) ^ (Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области её применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.) ^ (Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.) ^ (Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты). ^ Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент) Практическая работа №5 Изучение процесса коррозии железа (домашний эксперимент) Четвёртая тема курса «Рассказы по химии»: ^ «Выдающиеся русские учёные – химики». О жизни и деятельности М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных учёных (по выбору учащихся) ^ («Моё любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химического вещества.) Конкурс ученических проектов. (Посвящён изучению химических реакций.) ^ В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен Знать:
Уметь:
^ :
Число часов в неделю – 1 , Всего 35 часов Виды контроля и система оценивания учащихся:
Пояснительная записка Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют две. Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов. Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе. Как следствие указанных негативных тенденций, создается реальная угроза снижения некогда высокого уровня химического образования в стране, сложности с обеспеченностью учителей естественнонаучных дисциплин учебной нагрузкой. В ряде субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и образовательных учреждений, стремящихся обеспечить учащимся возможность получения полноценного химического образования, за счет национально-регионального компонента или компонента образовательного учреждения в 7-м классе основной школы отводится I -2 часа для пропедевтического изучения химии. Существующие на сегодняшний день пропедевтические курсы химии можно условно разделить на две группы: первые дают первоначальные понятия о большинстве разделов химической науки, широком спектре понятий и теорий, не предполагая их основательного изучения. Вторые, напротив, на основе межпредметной интеграции подготавливают учащихся к изучению химии, практически не затрагивая системные знания, предусмотренные государственным стандартом. Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет: - уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе; - получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся; - формировать устойчивый познавательный интерес к предмету; - интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины. Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе. Основные цели курса:
Курс состоит из четырёх частей. Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения/естествознания, биологии, географии, физики. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета. Параллельно проводится идея об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин. Учебный материал второй темы курса – «Математика и химии» - позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач, для которых недостаточно времени в курсе химии основной школы. Акцент в первую очередь сделан на умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объёмная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей). Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» дополняет сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях. В четвёртой теме – «Рассказы по химии» - интересно и занимательно повествуется об ученых-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах. Изучение курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной учащихся в обучении (например, проведение домашнего эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента. Курс предусматривает широкое развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т.д. На изучение пропедевтического курса химии отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. Для оценки домашних опытов используется рейтинговая система. Рейтинг – индивидуальный суммарный числовой показатель оценки знаний, устанавливаемый по количеству баллов на каждом этапе. |
![]() | Рабочая программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс» О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М.: Дрофа, 2006-2011 г). На изучение пропедевтического... | ![]() | Рабочая программа по курсу «биология» курс: «человек» пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно- правовых документов |
![]() | Курс по выбору «Химия жизни» Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,... | ![]() | Рабочая учебная программа по элективному курсу «Химия в быту» Прикладной характер предлагаемого курса обеспечивает его востребованность его востребованность среди учащихся разных возрастов. Курс... |
![]() | Рабочая программа по элективному курсу «Стереометрия» Прокопенко Тамары Кирилловны Рабочая программа элективного курса «Стереометрия» составлена на основе учебного пособия «Стереометрия» для учащихся 7-9 классов... | ![]() | Рабочая программа внеурочного курса “ Химия для юных” Класс 5 Составила:... Необходимость появления предлагаемой программы продиктована следующими обстоятельствами: ребенок с рождения окружен различными веществами... |
![]() | Рабочая программа дополнительного образования естественнонаучной... Программа кружка по химии “Вездесущая химия” предназначена для учащихся 9-х классов | ![]() | Рабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в мире профессий» Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... |
![]() | Рабочая программа по курсу «Химия» для 8-9 класса (базовый уровень) Учитель химии Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике | ![]() | Пояснительная записка Рабочая программа по элективному курсу «Механизмы органических реакций» составлена на основе материалов курса «Органическая химия... |