Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии




Скачать 71,45 Kb.
НазваниеРеализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии
Дата публикации01.10.2013
Размер71,45 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Химия > Урок
Реализация системно- деятельностного подхода

на уроках химии

Короткова Е. И. учитель химии и биологии

Важнейшей задачей современного обучения, когда стремительно возрастает количество знаний, подлежащих усвоению, на повестку дня все явственнее выдвигается задача формирования целостного системного подхода к осмыслению явлений природного и социального мира.

В связи с этим особую важность приобретает проектирование учебного процесса на принципах деятельностной теории обучения и системно-структурного подхода, позволяющих формировать системный способ мышления, открывать новые познавательные возможности учащихся, растить их творческий потенциал.

Разработанная нами модель школьного курса неорганической химии, основанная на идеях системно-деятельностного подхода, по-новому конструирует учебный предмет - она выступает программой исследования выделенного предмета, в которой заложен метод системного анализа; она организует познавательное движение в предмете и именно она становится схемой ориентировочной деятельности, отражающей в уме образ предмета в его системно-структурном строении. В ней закладываются необходимые свойства знаний как ориентировочной основы формируемых умений: их полнота, системность, обобщенность, и, главное - будущий способ мышления.

Рассмотрение изучаемого объекта как системы позволяет по-другому подойти к отбору и структурированию содержания учебного предмета и, соответственно, его выражению учебной программой. В содержание входят: целостные свойства системы, уровни ее строения, структуры разных уровней, внутриуровневые и межуровневые связи, многообразие вариантов системы и их особенности.

При системном подходе к многообразию частных явлений изучаемой области необходимо выделить инвариант системы и затем рассмотреть отдельные случаи как частные варианты. Поэтому мы предлагаем изучать химические свойства неорганических веществ в направлении «от общего к частному» - по пути все большей дифференциации, детализации химических свойств. Такой порядок изучения, обеспечивающий последовательное уточнение, дополнение изученного ранее, позволяет достраивать отношения внутри системы, формирует у учащихся видение все более «тонких» связей между различными веществами.

В настоящее время образование переживает непростой период,характеризующийся переносом акцентов с информационной составляющей содержания образования на развивающую амостоятельную познавательную активность ученика. При этом особую актуальность приобретает подход в обучении, ориентирующий педагога не на передачу определенного объема знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. Способствуя формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения. Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на базовую модель Агапова И.Г., выделяющего следующие стадии урока при обучении химии:

1. Вызов. Собственно вызов. Актуализация знаний.

2. Осмысление. Постановка учебной задачи. Открытия нового знания. Составление алгоритма.Первичное закрепление.

3. Рефлексия.Самостоятельная работа - самоконтроль. Собственно рефлексия.

Предложенная модель урока имеет ряд позитивных моментов:

- реализация всех дидактических принципов развивающего обучения;

- использование многих современных технологий, в том числе информационно-коммуникативной технологии и технологии модульного обучения;

- использование различных видов деятельности;

- составление алгоритма действий;

- использование различных оценочных шкал;

- большая накопляемость оценок;

- зрелищность формы проведения урока.

Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Деятелностный подход прежде всего отражается в формулировках требований к уровню подготовки выпускников, предусматривающих овладение определенными способами познавательной деятельности, свойственными химии. Они направлены на то, чтобы - определять и распознавать (в том числе опытным путем) состав веществ и их принадлежность к соответствующему классу соединений, виды химической связи, типы химических реакций; - характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева, связь между составом, строением и свойствами веществ; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов, природу и способы образования химической связи, сущность химических реакций и закономерности их протекания и т.п.

Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю не-значительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. Для того, чтобы задание оказалось в зоне ближайшего развития учащегося, от меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разно-уровневыми.

Целью деятельностного подхода в обучении является не проверка знаний, а их самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. Для этого у учащегося должно бытьдостаточно опорных знаний. Например, опорным понятием для формирования понятия «уравнение химической реакции» являются понятие химическая формула, индекс, коэффициент, математическое уравнение. У школьника знания должны быть определенным образом упорядочены в его сознании. Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую информацию с опорными знаниями, организовав тем самым процесс созидания нового знания. действиям. Для соотнесения новой информации с системой прежних знаний ученик должен уметь устанавливать связи между отдельными элементами и блоками знаний, проводить аналогии.

Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности. Обратимся вновь к модели Агапова И.Г. Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а старается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Вот несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока.

1. Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово». Например: «Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его порядковый номер 17. Этот элемент хлор. В атоме хлора находится 17 электронов и 17 протонов, на внешнем энергетическом уровне - 7 электронов. Из строения атома следует, что хлор - типичный неметалл.

Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl2. Вещество хлор по физическим свойствам - аз жёлто-зелёного цвета, ядовитый. Химическими свойствами является способность активного окисления многих металлов и неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. Хлор и его

соединения применяются для дезинфекции помещений». Текст должен быть размножен в бумажном варианте или спроецирован на экран в виде слайда. Подставив нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение». добиться путём проведения нескольких опытов. Например. Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди.

Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды - NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.

Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта?Тема урока: «Взаимодействие металлов с растворами солей».

3. Составление кластера. В центре доски или слайда записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 - 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.

4. «Мозаика». Учащимся предлагается несколько блоков информации по изученным вопросам, исходя из чего, после соответствующего осмысления, формулируется тема урока.

Вторая стадия урока - «Осмысление».

Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке - учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач - ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:

- классифицируйте и укажите основание для классификации;

- сравните;

- обобщите объекты;

- продолжите ряд, фразу;

- дополните ряд, определение;

- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;

- установите соответствие между процессами, явлениями;

- установите последовательность этапов, процессов, явлений.

Завершающая стадия урока - «Рефлексия».

Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний. Можно использовать разные формы проведе ния рефлексии: «Вырази своё отношение к полученным знаниям», «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала», «тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)», составление сиквейна.

Основная функция учебных задач - формирование и развитие приемов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания. На уроках систематически предлагаются задания, меняющиеся по принципу усложнения и комбинирования тренируемых операций. Организуются лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности.

Похожие:

Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии iconДоклад учителя биологии и химии Голдобиной Галины Николаевны Тема...
При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную...
Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии icon«Использование системно-деятельностного подхода для повышения качества знаний на уроках физики»
Проанализировать эффективность использования системно-деятельностного подхода с точки зрения развития интереса к предмету и формирования...
Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии icon«Деятельностные технологии на уроке»
Реализация системно – деятельностного подхода в преподавании литературы (из опыта работы)
Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии iconО проблемной творческой группе «Образовательные технологии системно-деятельностного подхода»
Данное Положение является локальным актом, регламентирующим деятельность проблемной группы Образовательные технологии системно-деятельностного...
Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии iconУрок биологии и химии по теме: “ Химия крови”
Цель: обобщить полученные на уроках химии и биологии знания о единстве процессов, протекающих в живой и неживой природе
Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии iconДиплому, год окончания: высшее, учитель биологии и химии, 1985 год
Место работы, должность, предмет: мбоу «Кюндяинская сош», учитель биологии и химии
Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии iconНа уроках химии низкий уровень тревожности учеников и стабильная психологическая
Экспертная группа в составе: А. Л. И. специалист цо и кко, К. А. Е. – учитель химии высшей квалификационной категории, осуществила...
Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии iconУчитель химии и биологии Гришарина Н. Г
Методическая тема «Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии»
Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии iconНа уроках химии и биологии
Подготовила учитель мкоу табольской основной общеобразовательной школы Ларина А. Н
Реализация системно- деятельностного подхода на уроках химии Короткова Е. И. учитель химии и биологии iconДиссертационного исследования: «Интеграция экспериментальных химических...
Московский педагогический государственный университет (гоу впо мпгу). Студент биолого-химического факультета с сентября 2000г по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница