Скачать 158,21 Kb.
|
Программа элективного курса «Здоровье и химия» ![]() Пояснительная записка. Элективный курс «Здоровье и химия» предназначен для учащихся 1 – 2 курсов профессионального училища (с получением среднего образования). Он - направлен:
При изучении курса учащиеся должны углубить свои знания по основным дисциплинам, получить более глубокие сведения о валеологии в процессе образовании и воспитании. Возрастает роль химии как учебного предмета в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в разных жизненных ситуациях. Данная программа дополняет курсы органической и неорганической химии в плане рассмотрения вопросов валеологии. Один из эффективных методов формирования валеологических знаний и умений учащихся, решение задач валеологической направленности, выполнение практических работ. Оптимальное использование их в учебном процессе позволяет сделать теоретический материал аргументированным и полезным в повседневной жизни. Выполняя практические работы и решая такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастными к проблеме формирования здорового образа жизни. Данный курс знакомит учащихся с социальными и экологическими факторами, влияющими на состояние здоровья человека. Обучающиеся расширяют и углубляют свои знания о природе как факторе здоровья, знакомятся с новым для них понятием «болезни цивилизации». На занятиях они узнают, что к этим болезням относятся многое сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, неврозы, рак и др. Данный факультатив раскрывает зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние отдельных химических элементов и их соединений на живые организмы, в частности на организм человека. Учащиеся узнают о том, что рост уровня заболеваемости результат двух основных причин. Одна из них - недостаточная адаптированность людей к интенсивно изменяющимся условиям окружающей природой и социальной среды (загрязнение среды, стрессовые ситуации и др). Другая причина (группа факторов риска), определяется образом жизни человека - характером питания, подвижностью, режимом труда и отдыха, отношением к алкоголю, никотину, наркотикам и т.п. Таким образом, содержание данного факультативного курса направлено на формирование у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Этот курс дает возможность преподавателю и обучающимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, просветительной работой с младшими школьниками и родителями по вопросам здорового образа жизни. В основу факультативного курса положен ряд общих принципов: связь курса со школьной программой по химии, биологии и другими учебными предметами; преемственность курсов; использование художественных произведений, средств наглядности в дидактических и иллюстрированных целях; экологический подход при рассмотрении отдельных процессов и явлений, освещение практической значимости веществ; активизация познавательной деятельности учащихся. Химия- наука экспериментальная. Важным требованием к содержанию химического эксперимента должна стать его валеологическая направленность, которая предполагает разъяснение того, как знание химических законов и теорий, свойств наиболее распространенных веществ, владение химическими методами исследования можно грамотно использовать во благо людей. Эксперимент валеологической направленности должен содержать исследовательский компонент, обеспечивающий не только интерес к получаемым результатам, но и нацеливающий на оценку этих результатов как основу для выработки валеологически грамотных действий. Важную роль в формировании осознанного отношения учащихся к своему здоровью имеет использование при изучении химии различных творческих заданий, проблемных вопросов валеологического характера. При решении творческих заданий школьники изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, собирают и анализируют информацию валеологического характера. Все это способствует расширению знаний учащихся о глобальных экологических проблемах, формированию системы знаний о своем здоровье, о методах его сохранения и укрепления. Творческий, проблемный подход к обучению развивает исследовательские умения, заставляет мыслить и самостоятельно делать выводы, предлагать рекомендации, свои способы их решения. Высокий уровень валеологической грамотности учащихся может быть обеспечен при комплексном использовании различных форм и методов обучения, систематическим владением на каждом уроке сведений о связи химии с вопросами валеологии. Химия должна учить не только познанию вещества, а и влияния его на живой организм, в том числе на организм человека. На уроках химии предоставляются широкие возможности для претворения в жизнь этой задачи. Использование современных компьютерных средств и офисных программ повысит мотивацию обучающихся к получению качественного и успешного образования. Теоретическая часть факультативного курса «Здоровье и химия» реализуется в виде лекций и рассказов с элементами беседы, семинаров, конференций, деловых игр, дискуссий. Прослеживается связь изучаемого материала с повседневной жизнью человека. Поскольку химия - наука экспериментальная, выполняются практические работы, в ходе которых обучающиеся выполняют химические эксперименты, опыты. Кроме того, принцип наглядности реализуется при демонстрации химических реакций, оборудования и наглядного раздаточного материала. Практическая часть заключается в выполнении лабораторных опытов по исследованию состава некоторых продуктов питания или выяснения токсичности некоторых химических веществ на организм человека. Учебно-методический комплект к курсу состоит из программы и дополнительных обучающих материалов, энциклопедий и электронных изданий (компакт-дисков, обучающих компьютерных программ). Ожидаемый результат Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание программы. Введение. Валеология – наука о сохранении здоровья. Связь валеологии с другими науками, в том числе с химией. ^ . Атмосферные изменения и их влияние на состояние здоровья:
Значение воды для человека и его здоровья. Качество питьевой воды и его связь с состоянием здоровья. Возможности бытовой очистки воды. Минеральные воды, их состав и действие на организм. Химическое загрязнение почв радионуклидами, тяжелыми металлами. Заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм. Практическая работа. Определение качества питьевой воды. ^ Наука - о питании. Питание и культура. Основные функции питания. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Теории питания. Вегетарианское естественное, целебное и другие виды питания. Работы И.П. Павлова, И.И. Мечникова, А.М.Уголева, Г.С.Шаталовой и других по проблеме питания. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества, микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Практическая работа. Химический анализ напитков. ^ Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Биологическая роль основных витаминов. Авитаминозы и их причины. Влияние характера питания на витаминную недостаточность. Значение овощей и фруктов в рационе питания. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания в процессе приготовления пищи. Влияние нитратов на организм человека. Практические работы. Определение витамина «С» в овощах и фруктах. Определение содержания нитрат-ионов в овощах и фруктах. ^ Вещества, используемые в быту. Состав средств бытовой химии. Наличие кислот, щелочей, хлорсодержащих веществ в них, влияние на организм человека. История использования косметических средств человеком. Мыла и шампуни, кремы и лосьоны, их состав и применение. Практические работы. Обнаружение спирта в лосьоне и туалетной воде. Решение валеологических задач. ^ Сильнодействующие химические вещества их свойства и влияние на организм человека. Отличие токсикомании от наркомании. Виды наркомании. Последствия бесконтрольного применения успокаивающих и снотворных. Меры профилактики наркомании в нашей стране. Причины курения. Воздействие табачного дыма на организм человека. Никотин глазами химика. Меры борьбы с курением. Влияние алкоголя на организм человека, причины и последствия. Практические работы. Исследование состава и свойств табачного дыма. Исследование токсичности бытовых веществ. Раздел 6. Самостоятельная творческая деятельность учащихся. Темы творческих работ обучающихся:
Учебно-тематический план курса.
Литература для учителя и учащихся.
|
![]() | Ширшина Н. В. Сборник элективных курсов Химия 9 класс изд. «Учитель» Волгоград Программа элективного курса «Здоровье, красота и химия» предназначена для учащихся 9 классов и носит межпредметный характер | ![]() | Программа элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» (9 класс) ... |
![]() | Программа элективного курса для 10 -11 классов «Химия и здоровье человека» Сохранение и углубление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование... | ![]() | Программа курса по выбору «Химия в быту» Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит предметно – ориентированный характер |
![]() | Программа элективного курса для учащихся 9 класса Химия в сельском хозяйстве Программа элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» предназначена для учащихся 9 класса | ![]() | Программа элективного курса по истории «Устная история и краеведение» Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного... |
![]() | Пояснительная записка к программе элективного курса Программа элективного... Программа элективного курса «Введение в правоведение» рассчитана на изучение в 8 классе, где ставится задача профессионально-личностного... | ![]() | Элективный курс по теме "химия в повседневной жизни" Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни человека» предназначена для обучающихся 11 класса |
![]() | Курс по выбору «Химия жизни» Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,... | ![]() | Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:... |