Элективный курс «Химия на приусадебном участке»




Скачать 216,85 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Химия на приусадебном участке»
Дата публикации01.10.2013
Размер216,85 Kb.
ТипЭлективный курс
pochit.ru > Химия > Элективный курс





Министерство образования РС(Я)

МУ УО Муниципального образования «Верхневилюйский улус»

МОУ «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.Т.Егорова

«Утверждаю» «Утверждено»

Директор школы: на заседании МО

_______________Захаров А.В. Председатель:______________

«_____»______________2012г

«_____»_____________2012 г.


Элективный курс

«Химия на приусадебном участке»
Авторы: учитель химии

Алексеева Варвара Илларионовна,

учитель биологии

Николаева Н.Я.

2012г.




Содержание.


  1. Из опыта работы – обоснование выбранной темы. 2

  2. Пояснительная записка. 3-4

  3. Методические рекомендации. 5

  4. Программа интегрированного элективного курса. 6

  5. Тематическое планирование. 7-9

  6. Приложение. 10-14

  7. Список литературы. 15


Из опыта работы.

В целях реализации концепции химико-биологического образования обучающихся, мы, работая в средней общеобразовательной школе каждый раз, сталкиваемся с проблемой дефицита времени (недопустимо сокращено количество программных часов по предметам), оторванности даваемых нами теоретических знаний от практического их применения в жизни. К сожалению, развитию сельскохозяйственной компетентности программой по химии и биологии почти не предусматривается. Например, 1час в программе уделен вопросам минеральных удобрений в 9 классе по химии, около 4 часов по биологии в 6 классе в теме «Жизнь растений».

На современном этапе жизни общества уделяется повышенное внимание развитию агропромышленного комплекса. Наша область является аграрной по почвенно-климатическим условиям, занимает лидирующие позиции в развитии агропромышленного комплекса. К тому же исторически сложилось так, что практически все коренное население области занимается сельским хозяйством на своем приусадебном участке.

Не всегда и далеко не все на своих дачных участках получают максимально возможные урожаи, несмотря на то, что тратят немало сил и времени. Считаем, что причиной этому является недостаточное количество агротехнических и агрохимических знаний, или пренебрежение ими.

Составляя программу элективного курса «Химия на приусадебном участке» мы хотели бы, чтобы наши ученики были компетентными в вопросах сельского хозяйства, полученные знания помогли бы им при подготовке к экзаменам по биологии и химии в форме ЕГЭ, в выборе профессии. К тому же у них будет возможность в дальнейшем прокормить семью.

Разработанный нами курс последовательно развивает умения, навыки, способности и побуждает ребят к исследовательской деятельности.

Получив даже небольшие практические задания, они с интересом следили за прорастанием семян в зависимости от условий, охотно установили влияние удобрений на количество вегетативной массы овса, определили содержание нитратов и каротина в овощах. С интересом ребята восприняли экскурсию в аэропорт для знакомства с химической авиацией, с профессией пилота на авиахимработах, химика – инженера, агронома, инженера по химической защите.

В разработанном нами курсе для достижения поставленных целей используем лекции, семинары лабораторные и практические работы, ведение проектной деятельности.

^ Пояснительная записка

Курс построен в свете современных требований к повышению сельскохозяйственной грамотности населения, нацеленной на развитие агропромышленного комплекса области.

Программа элективного курса «Химия на приусадебном участке» составлена на основе интеграции таких учебных предметов как химия и биология.

Содержание курса имеет образовательный и прикладной характер в области агрохимической и агротехнической наук. Он может рассматриваться как курс, «поддерживающий» изучение основных предметов биологии и химии в рамках естественно – научного профиля. Данный элективный курс также служит выстраиванию индивидуальной образовательной траектории школьника. Если школьник обучается по другому профилю, или планирует сдавать выпускные экзамены по химии (биологии) в форме ЕГЭ и вступительные экзамены в с/х учебные заведения или ВУЗы на биолого–химические факультеты. Курс может использоваться учителями биологии и химии для предпрофильной подготовки обучающихся.

Объем – 35 часа (1час в неделю)

Основными целями изучения являются:

  1. Расширение и углубление, систематизация межпредметных знаний по химии и биологии.

  2. Развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности.

  3. Способствование самоопределению обучающегося, выбору дальнейшей профессиональной деятельности.

  4. Приобретение знаний и практических навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач.

  5. Способствование активизации познавательной деятельности школьников.

  6. Развитие опыта самореализации, умение воздействовать на коллектив.

  7. Воспитание личности современной, компетентной, информированной, творческой.

Задачи курса:

1. Выработать комплекс агрохимических и агротехнических знаний. направленных на наиболее полную реализацию их в жизни.

2. Способствовать развитию умений реализовывать полученные знания в жизни.

3. Научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с природой

4. Создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, собранности, настойчивости к достижению цели.

5. Создать условия для приобретения опыта участия школьников в исследовании.

Программа курса позволяет раскрыть идеи, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и органических веществ; обусловленность превращений веществ действием законов природы; зависимость свойств веществ от их строения; развитие химии под влиянием требований научно-технического прогресса; возрастающая роль химии в интенсификации сельского хозяйства; охраны окружающей среды.

В результате изучения курса обучающийся должен:

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, и ее представления в различных формах;

  • знать основы питания растений, классификацию удобрений и их свойства, правила хранения, транспортировки и использования, их роль для повышения урожайности с/х культур;

  • познакомиться с основами агротехники и агрохимии;

  • владеть информацией о вредителях и болезнях растений и средствах их защиты;

  • уметь распознавать удобрения по физическим и химическим свойствам, разрабатывать севообороты овощных культур в условиях Черноземья, получать посадочный материал;

  • приобрести навыки возделывания растений на своем приусадебном участке;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

^ Методические рекомендации
Программа интегрированного элективного курса «Химия на приусадебном участке» соответствует базовым требованием к содержанию образования. Она сориентирована на интегрированный подход к образованию, соответствует нормативам учебной нагрузки учащихся и рассчитана на 35 часов.

Предназначен для изучения в 10- 11 классе, в зависимости от того, как построено образовательное пространство, особенно, при недельной нагрузке – 1ч.

Программа курса имеет выраженный прикладной характер и направлена на становление сельскохозяйственной компетентности школьников, развитие у них практических умений и навыков по выращиванию с/х продукции на приусадебном участке.

При изучении курса реализуются межпредметные связи таких наук, как биология, химия, агрохимия, агротехника, экология. Программа курса составлена таким образом, что преподавание могут вести учителя и биологии, и химии.

Для изучения всех тем элективного курса требуется использование следующих компонентов:

  • неорганическая химия;

  • органическая химия;

  • агрохимия;

  • агротехника;

  • биология;

  • основы земледелия и растениеводства,

  • математика.

Реализация всех целей и задач элективного курса «Химия на приусадебном участке» может осуществляться при применении дидактических материалов: учебного оборудования и реактивов, входящих в перечень пособий, утвержденных Министерством образования РФ, которые в той или иной степени укомплектованности имеются во всех школах. При проведении практических и лабораторных работ целесообразно использование инструктивных карт, которые может составить учитель. В целях наглядности важно использование различных коллекций, например коллекций удобрений и химических средств защиты, насекомых – вредителей сельско-хозяйственных культур. Эффективным является и применение слайдов, видеофильмов и их фрагментов, обучающих компьютерных программ.

Ведущее место в обучении следует отвести методам проблемного, проектного - практического и исследовательского характера, стимулирующих познавательную активность учащихся. Значительную долю должна составлять самостоятельная работа учащихся не только с различными источниками информации, но и прежде всего, выполнение практических заданий на занятиях, дома или на своем приусадебном участке.

Элективный курс предполагает использование лекций, семинаров, практических, научно – исследовательских работ; ведения коротко- и долгосрочной проектной деятельности обучающихся, проведения экскурсий для знакомства с химической авиацией выполняющей авиахимработы на полях Белгородской области и базирующейся в Белгородском авиапредприятии.

При проведении данного курса возможны следующие виды деятельности обучающихся: устные сообщения, написание рефератов, составление схем-таблиц, выполнение практических работ и демонстрационных опытов, осуществление и презентация мини-проектов. Возможно осуществление полноценных проектов и исследований, изготовление слайд-фильмов, участие в различного рода игровых занятиях и конкурсах и др.
^ Программа интегрированного элективного курса

« Химия на приусадебном участке » (35ч.)

10-11 класс, по 1 часу в неделю

(Репродуктивно - творческая)

Тема 1. ^ История развития агрохимии и агротехники. (2ч.)

История развития агрохимических и агротехнических знаний. Опыт земледелия русского ученого – химика Д, И. Менделеева. Классические исследования в земледелии К. А. Тимирязева и Д.Н. Прянишникова. Химизация земледелия. Задачи агрохимии и агротехники.

Тема 2. ^ Питание растений (5 ч.)

Химический состав растений. Химические элементы, необходимые растениям. Соотношение элементов питания в растениях и их вынос с урожаем. Влияние условий внешней среды на поступление питательных веществ в растения. Растительная диагностика питания растений.

Практическая работа № 1. Определение гигроскопической влаги и сухого остатка.

Практическая работа № 2. Определение содержания каротина в овощах.

Тема 3. Удобрения. (11ч.)

Минеральные удобрения, их свойства. Азотные, фосфорные, калийные удобрения. Микроудобрения. Комплексные удобрения. Органические удобрения. Подстилочный и бесподстилочный навоз. Компосты. Навозная жижа. Птичий помет. Сапропель. Городской мусор. Зеленое удобрение. Приемы, сроки, способы и техника внесения удобрений. Эффективность удобрений. Определения содержания питания. Элементов в удобрениях.

Практическая работа № 3.Определение минеральных удобрений.

Тема 4^ . Агротехника. (6 ч.)

Севообороты. Обработка почвы. Подбор сортов. Посев. Уход за посевами. Уборка и хранение урожая.

Тема 5. Химические средства защиты растений. (11ч.)

Вредители и болезни растений. Средства защиты растений от вредителей и болезней. Меры безопасности при работе с химическими средствами защиты растений. Проблемы экологии.

Практическая работа № 4. Определение содержания нитратов в овощах.

^ Тематическое планирование элективного курса

«Химия на приусадебном хозяйстве» в 10-11классе (по 1часу в неделю)


№п/п

Тема занятия

Вводимые опорные понятия и представления

Планируемые результаты обучения

Тема 1. История развития агрохимии и агротехники. (2ч.)

1

1. История развития агрохимических и агротехнических знаний. Роль русских ученых в развитии земледелия. Постановка целей и задач на подготовку к выполнению долгосрочного проекта «Можно ли достигнуть на приусадебном участке максимального урожая картофеля?»

Агрохимия

Агротехника Земледелие

Развитие земледелия в России. Агрохимический и агротехнический опыт русских ученых Д.И.Менделеева,

К.А.Тимирязева, Д.Н. Прянишникова

2

2. Химизация. Цели и задачи агрохимии и агротехники.

Круговорот и баланс химических элементов в системе почва - растение

Агрохимические и агротехнические приемы в достижении максимальных урожаев

Тема 2. Питание растений (5 ч.)

3

1. Химический состав растений. Химические элементы, необходимые растениям.

гигроскопическая влага, сухое вещество растений, элементный состав растений

Химический состав растений. Соотношение элементов питания в растениях и их вынос с урожаем.

4

2. Влияние условий внешней среды на поступление питательных веществ в растения.

Концентрация питательного раствора антагонизм и синергизм ионов

Зависимость поглощения питательных веществ от биологических особенностей растения, свойств почвы, температуры, влажности, аэрации, освещенности др.

5

3. Растительная диагностика питания растений.

Голодание растений признаки дефицита химических элементов в растениях

Обнаружение признаков недостатков хим. элементов в питании растений по изменению внешнего вида растений

6

4. Практическая работа № 1.

Определение гигроскопической влаги и сухого остатка.




Закрепить знания о химическом составе растений

7

5.Практическая работа № 2

Определение содержания каротина в овощах.




Научиться определять содержание витаминов в продуктах и овощах на примере каротина




Тема 3. Удобрения. (11ч.)

8

1.Классификация удобрений. Свойства удобрений

Минеральные Органические Комплексные Сложные удобрения


Знать классификацию и свойства удобрений. Правила хранения, транспортировки и использования удобрений определяемые их физ.и хим. свойствами

9

2.Азотные удобрения

Ассортимент азотных удобрений

Роль азота в питании растений круговорот азота в земледелии Классификация азотных удобрений

10

3. Нитратные, аммиачные и амидные удобрения

Натриевая, кальциевая, аммиачная селитры. Аммиачная вода, сульфат аммония, хлорид аммония, мочевина

Производство, применение азотных удобрений

11

4. Фосфорные удобрения.

Простой и двойной суперфосфат, преципитат, фосфоритная мука

Роль фосфора в питании растений круговорот фосфора в земледелии Классификация фосфорных удобрений

12

5.Калийные удобрения.

Хлорид калия, сульфат калия, поташ,сильвинит

Роль калия в жизни растений и содержание его в урожае

13

6.Органические удобрения.

Навоз. навозная жижа, компост, птичий помет, сапропель, городской мусор, зеленые удобрения (сидераты)

Виды органических удобрений, многостороннее действие органических удобрений на свойства почвы и повышение урожайности с/х культур

14

7. Эффективность удобрений

Микроудобрения, комплексные удобрения

Приемы, сроки, нормы, способы и техника внесения удобрений. Применение микроудобрений, комплексных удобрений

15-16

8-9. Определение содержания питательных элементов в удобрениях

Питательные элементы

Вычисление содержания питательных элементов азота, фосфора и калия (N, P2O5K2O)

17-18

10-11. Практическая работа № 3 Определение минеральных удобрений




Научиться используя знания о физических и химических свойствах удобрений распознавать удобрения

Тема 4. Агротехника. (6 ч.)

19

1. Севообороты.

Предшественники , схемы севооборотов

Разработка севооборотов овощных культур на приусадебном участке в условиях центрально-черноземной зоны

20

2. Обработка почвы.

Приемы обработки почвы, лущение, вспашка, рыхление, (культивация)

Способы обработки почвы, их своевременность и высококачественность

21

3. Подбор сортов.

Районированные сорта, сортоиспытание

Правила подбора сортов культур для центрально-черноземных почвенно- климатических условий, получение посадочного материала



22-23

4-5. Посев. Уход за посевами.

Нормы, сроки высадки (посева), всхожесть семян

Важность знаний о сроках и нормах высадки растений, культивация посевов до появления всходов, уход за посевами в период появления всходов. Формирование густоты стояния растений. Рыхление почвы в междурядьях. Борьба с сорняками, болезнями и вредителями растений

24

6. Уборка и хранение урожая.




Сроки уборки, подготовка и последовательность уборки урожая, сортировка урожая, укладка в хранилище

Тема 5. Химические средства защиты растений. (11ч.)

25-26

1-2. Вредители и болезни растений.




Ущерб, наносимый вредителями и болезнями растений

27-28

3-4. Средства защиты растений от вредителей и болезней.

Гербициды, пестициды, инсектициды, фунгициды

Комплекс профилактических, агротехнических и химических мероприятий проводимых для уничтожения тех или иных вредителей и болезней растений

29

5. Меры безопасности при работе с химическими средствами защиты растений.

Инструктаж по безопасному применению пестицидов и минеральных удобрений. Инструкции по применению с хим. средствами защиты

Т.Б. с токсическими веществами. Индивидуальные средства защиты. Недопустимость работы с токсическими веществами детей, не достигших 18 лет, беременных и кормящих женщин. Помощь при первых признаках отравления

30

6.Охрана окружающей среды

Антропогенное воздействие на природу, тяжелые металлы, кислотные дожди Стандарты ВОЗ (всемирной организации здравоохранения)

ПДК хим. соединений

Разнообразные изменения хим. состава окружающей среды, экологические последствия от нерационального применения удобрений ,хим. средств защиты растений

31

7. Практическая работа №4 Определение содержаний нитратов в овощах.




Определить содержание нитратов в овощах различного происхождения (со своего приусадебного участка; купленных в магазине и на рынке)

32

8. Экскурсия в аэропорт: «Знакомство с участком химической авиации»




Знакомство с самолетами АН – 2, работающими на АХР. Сроки выполнения и вид авиахимработ. Т.Б.при работе на АХР

33

9. Защита проектов




Защита презентаций учащихся

34

10. Итоговое компьютерное тестирование







35

11. Анализ тестиров-я. Подведение итогов Награждение.









Приложение №1

^ Итоговое компьютерное тестирование, разработанное для интегрированного элективного курса «Химия на приусадебном участке»

1. В качестве калийных удобрений не применяют:

а) нитрат калия; б) хлорид калия; в) гидроксид калия; г) карбонат калия.

2. В золе растений содержится значительное количество такого соединения, как:

а)К2О; б)КС1, в) КN03; г)К2СО3

3. Выберите правильные утверждения:

а) предками культурных растений были дикие растения;

б) прежде чем появилось земледелие, было собирательство;

в) культурные растения полностью похожи внешне на своих предков;

г) при вегетативном размножении растений у потомства появляются новые наследственные признаки;

4 Селекция - это:

а) наука о способах выращивания растений;

б) наука о методах выведения новых сортов;

в) наука, изучающая строение почв;

г) наука о жизнедеятельности организма.

5.Родиной картофеля является:

а) Индия; Америка; в) С.Америка; г) Индонезия.



6. Основное отличие твердой пшеницы от мягкой заключается в том, что:

а) у твердой пшеницы выше содержание белка;

б) твердая пшеница более устойчива к холоду;

в) твердую пшеницу можно сеять позже мягкой;

г) из твердой пшеницы получают более дешевую муку.

7. Какой из видов капусты выращивают ради соцветий?

а) брюссельскую; б) белокочанную; в) кольраби; г) цветную.

8. Фермер хочет выяснить влияние удобрений на урожай кукурузы. Какую из перечисленных гипотез он должен проверить?

а) чем больше удобрений, тем выше урожай;

б) чем больше урожай, тем лучше удобрена почва;

в) чем больше дождей, тем эффективнее действуют удобрения;

г) увеличение урожая увеличивает стоимость удобрений.

9. Урожайность растения можно измерить по количеству произведенного крахмала. В опыте можно изме­нять количество света, количество воды и количество углекислого газа, поступающих в растение.

Какую из предложенных гипотез можно проверить?

а) чем больше света получает растение, тем больше выделяется углекислого газа;

б) чем больше воды поглощает растение, тем больше оно нуждается в углекислом газе;

в) чем больше углекислого газа поступает в растение, тем больше образуется крахмала;

г) чем больше растение производит крахмала, тем больше оно нуждается в свете.

10. Что необходимо сделать, чтобы выяснить влияние влажности на скорость выращивания рассады овощей?

а) измерять рост растений после каждого полива;

б) подсчитать время за которое появятся ростки при разном количестве воды при поливе;

в) измерить количество воды, которым поливают каждое растение;

г) подсчитать количество семян в каждом ящике для выращивания рассады.

11. В практике сельского хозяйства с целью получения дружных всходов трудно прорастающих семян их выдерживают определенное время во влажном песке. Как называется этот способ подготовки семян к посеву?

а) гидропоника; б) стратификация; в) окулировка; г) проращивание

12.Выберите все возможно правильные ответы. Специалист в сельском хозяйстве

а) селекционер; б) агроном; в) технолог; г) плотник;

13. Сельскохозяйственная уборочная машина

а) комбайн; б) трактор; в) культиватор; г) сеялка

14. Сельскохозяйственное орудие предназначенное для рыхления почвы

а) сеялка; б) мотыга; в) культиватор; г) косилка

15. Приспособление для орошения

а) арык; б) лейка; в) ведро; г)бранздпойнт

16. Укажите соответствия между названием и изображением сельскохозяйственной техники

а) АН-2;

б) комбайн зерноуборочный;

в) комбайн свеклоуборочный;

г) комбайн кормоуборочный;

д) комбайн картофелеуборочный.



17. Укажите соответствия между названием и изображением сельскохозяйственного оборудования

а) сеялка; б) подпочвенный рыхлитель; в) косилка; г) культиватор.



18. Каким химическим веществом обогащают почву микроорганизмы и потоки грозового дождя?

а) вода; б) хлор; в) азот; г) свинец.

19. Какой химический элемент необходим для образования хлорофилла, хотя в состав его и не входит?

а) калий; б) железо; в) углерод; г) хлор.

20. Какой газ необходим для дыхания растений, животных и других организмов?

а) азот; б) кислород; в) углекислый газ; г) водород

21. Выберите все возможно правильные ответы. Какие вещества необходимы растению для фотосинтеза?

а) кислород; б) углекислый газ; в) вода; г) азот;

22. При каких условиях произрастания могут образоваться такие уродливые формы клубней картофеля?

а) дождливый период сменился засухой

б) засуха сменилась дождливым периодом

в) недостаток минеральных удобрений

г) избыток удобрений.



23. При длительном хранении картофеля часто бывает, что из глазков вырастают не побеги, а их видоизменения «детки». Как вы думаете, с чем это связано?



а) клубни стареют, детки способствуют сохранению вида; б) высокая влажность;

в) высокая температура; г) избыток влаги, света, тепла.

24. Как вы считаете ,почему семя на рисунке I, больше по величине чем на рисунке II?



а) так как семя расположено рубчиком вниз; б) так оно более здоровое;

в) так как больше воды; г) тоньше семенная кожура.

25. Семена, какого из перечисленных растений прорастают при t не ниже +120С

а) семена огурца; б) семена пшеницы; в) семена моркови; г) семена гороха.

26.Семена, какого из перечисленных растений прорастают при t не ниже +50С

а)семена клевера; б) семена пшеницы; в) семена моркови; г) семена гороха.

27. Семена, какого из перечисленных растений прорастают при t не ниже +120С

а)семена кукурузы; б) семена томата; в) семена моркови; г)семена гороха.

28. Рассмотрите рисунок и объясните, почему семена высевают на разную глубину?


а) так они разной величины;

б) зависит от температуры почвы;

в) зависит от влажности почвы;

г) зависит от «удобренности» почвы.

29. Для прорастания семян необходимы условия

а) свет, влага, тепло;

б) почва, свет, воздух;

в) почва, влага, тепло, воздух;

г) влага, тепло, воздух.

30. Какие бактерии образуют клубеньки на корнях растений из семейства бобовых

а) фотосинтезирующие;

б) сероводородные;

в) азотфиксирующие;

г) железистые.

31. Какой гриб поражает стебли и листья злаков

а) мучнистая роса;

б) хлебная ржавчина;

в) спорынья;

г) головня.

32. Недостаток Zn приводит к разнообразным нарушениям роста и развития растений, потому что

а) Zn входит в состав разнообразных ферментов;

б) Zn входит в состав хлорофилла;

в) Zn входит в состав аминокислот;

г) Zn входит в состав фитогормонов.

33. При недостатке Са наблюдается

а) задержка роста, появление уродливых побегов;

б) хлороз – осветление листовых пластинок;

в) чрезмерный рост побегов;

г) засыхание верхушек побегов.

34. При недостатке Р наблюдается

а) сбрасывание листьев;

б) засыхание верхушек побегов;

в) сильное вытягивание побегов в длину;

г) задержка роста, цветения и плодоношения;

35. Из предложенных ниже ответов верными являются

Для дыхания корням необходимы

а) минеральные вещества;

б) органические вещества;

в) вода;

г) кислород;

36.Почему приходится периодически менять ядохимикаты, применяемые для борьбы с насекомыми, вредящими сельскому хозяйству

а) насекомые-вредители перестают питаться отравленной пищей;

б) одни виды насекомых- вредителей сменяются другими;

в) возникают устойчивые к ядохимикатам расы насекомых вредителей;

г) со временем увеличивается видовое разнообразие насекомых-вредителей.
Список литературы для учителя.


  1. Сборник нормативных документов. Химия / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 61с.




  1. Б. А. Ягодин, П. М. Смирнов, А. В. Петербургский и др. Агрохимия. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Агропромиздат, 1989. -639с.: ил.




  1. И. К. Цитович. Химия с сельскохозяйственным анализом. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Колос», 1974. – 527 с.: ил.




  1. П. А. Оржековский, В. Н. Давыдов, Н. А. Титов Творчество учащихся на практических занятиях по химии. Книга для учителя. М., 1999 – 152 с.: ил.




  1. С. В. Дендебер, О. В. Ключникова. Современные технологии в процессе преподавания химии. М.: 5 за знания, 2007. – 112 с.



Список литературы для учащихся.


  1. Г. В. Устименко, П. Ф. Кононков и др. Основы агротехники полевых и овощных культур: Учеб. пособие для учащихся 8-11кл. сред. сельск. шк. М.: Просвещение, 1991. – 240 с.: ил.




  1. И. Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений для средней школы.




  1. Д.И. Трайтак, Н. Д.Трайтак Сборник задач и упражнение по биологии М.: Мнемозина, 1998. – 159с.: ил.



Похожие:

Элективный курс «Химия на приусадебном участке» iconКурс по выбору «Химия жизни»
Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,...
Элективный курс «Химия на приусадебном участке» iconПрограмма элективного курса «Здоровье и химия»
Элективный курс «Здоровье и химия» предназначен для учащихся 1 – 2 курсов профессионального училища (с получением среднего образования)....
Элективный курс «Химия на приусадебном участке» iconЭлективный курс по химии для 11 класса профильного уровня. Тема:...
Курс по выбору “Химия металлов побочных подгрупп” предназначен для учащихся естественнонаучного профиля
Элективный курс «Химия на приусадебном участке» iconЭлективный курс по теме "химия в повседневной жизни"
Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни человека» предназначена для обучающихся 11 класса
Элективный курс «Химия на приусадебном участке» iconЭлективный курс «глобальные проблемы человечества»
Элективный курс рассчитан на 8 уроков. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван...
Элективный курс «Химия на приусадебном участке» iconЭлективный курс «Занимательные опыты по химии» Пояснительная записка...
Элективный курс «Занимательные опыты», предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь повышения интереса к химии через...
Элективный курс «Химия на приусадебном участке» iconЭлективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами...
Данный элективный курс является предметным (по информатике) и предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных...
Элективный курс «Химия на приусадебном участке» iconЭлективный курс «Химия и питание»
Задача данного курса – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых ими наук (химии, биологии), их практических...
Элективный курс «Химия на приусадебном участке» iconII. Химия клетки (5 час)
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение элективного курса поможет в выборе дальнейшего...
Элективный курс «Химия на приусадебном участке» iconЭлективный курс «Мир расчетных задач»
Элективный курс по химии «Мир расчётных задач» предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 32 часа. Курс предполагает...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница