Программа элективного курса для 9 классов




Скачать 282,59 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для 9 классов
страница1/2
Дата публикации01.10.2013
Размер282,59 Kb.
ТипПрограмма
pochit.ru > Химия > Программа
  1   2
МОУ «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа им. С.П.Данилова»

«Рассмотрен на заседании МО учителей………………………………………»

Протокол №………. от …………… 20_____г.

«Согласован …………………… /Михайлова Т.Э., зам. Директора по УВР/»

«Утвержден …………………… /Гаврильева А.А., директор школы/»

Программа элективного курса для 9 классов

Путешествие в мир фармакологии
Количество часов – 34
2010 – 2011 учебный год

Учитель: Текеянова Татьяна Владимировна


Пояснительная записка

Курс составлен для учащихся 9-го класса из расчета один час в неделю. Всего запланировано провести 34 занятия. Курс формирует представления об использовании химических знаний в фармакологии, расширяет их представления о химических веществах, используемых в медицине, дает понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека, а также поможет ученикам подготовиться к поступлению на избранный профиль, получить реальный опыт решения сложных расчетных и экспериментальных задач.

Программа позволяет отшлифовать базовые знания учащихся по химии. Одновременно дети узнают много нового в такой увлекательной области прикладной химии, как фармакология. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о проблемах современности, развить аналитические возможности.

Основные цели данного курса:

  • Расширить и углубить знания учащихся о роли химических элементов и их соединений в жизнедеятельности организма, о важнейших химических превращениях, о применении в медицине некоторых неорганических и органических веществ;

  • Проверить готовность учащихся, ориентированных на естественный профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету;

  • Обеспечить понимание фундаментальных понятий, законов и закономерностей химии как точную науку;

  • Сформировать расчетные умения

  • Развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;

  • Развить личность учащегося

Задачи:

  • Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни;

  • Совершенствовать экспериментальные умения

  • Развить познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания;

  • Учить четко и грамотно выражать свои мысли и устанавливать межпредметные связи;

  • Расширить кругозор учащихся;

  • Развить общеучебные умения учащихся: умения работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

  • Развить самостоятельность и творчество при решении расчетных и практических задач.

Большое внимание уделено вопросам грамотного хранения лекарственных средств в домашних условиях. Выделено много учебного времени на тренинг по решению химических задач. Расчетные задачи разной степени сложности дают возможность учителю дифференцировать работу с учащимися и разнообразить их самостоятельное решение задач. Данная тема выполняет обучающую, самоорганизующую, контролирующую и прикладную функции, дает возможность ученику самому оценить уровень сформированности расчетных умений, развить собственную инициативу и познавательную активность при решении разнообразных химических задач.

Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию информации химического и биологического характера. Он позволяет полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся, получить более высокие результаты.

^ Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать: общие физические и химические свойства важнейших соединений элементов (хлор, йод, сера, азот, фосфор, углерод, щелочные и щелочно-земельные металлы, железо, медь) и применение их в фармакологии; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь: давать определения важнейшим понятиям и пользоваться этими понятиями; определять по составу веществ их принадлежность к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства в свете теории электролитической диссоциации, гидролиза неорганических веществ, окислительно-восстановительных реакций в растворах; распознавать важнейшие катионы и анионы; решать расчетные задачи с использованием веществ, применяемых в фармакологии.

^ Учебно-тематическое планирование курса




Название темы

Количество часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

1

Введение. Лекарства в нашем доме

2

2







2

Химические реакции в водных растворах веществ, используемых в фармакологии

8

3

3

2

Контрольная работа

3

Химические элементы лечат

13

12

1




4

Химические задачи в фармакологии

9

1

7

1

Контрольная работа

5

Заключение. Факторы риска для здоровья человека и общества

2

1

1





^ Содержание программы курса

Занятие 1. Функции лекарств

Развитие химии лекарств. Химия и фармакология. Номенклатура неорганических соединений – основа номенклатуры лекарственных средств.

Демонстрации. Различные упаковки и наклейки лекарств (с целью анализа информации по использованию номенклатуры неорганических веществ в фармацевтике).

Фармакология – наука о лекарственных и других биологически активных веществах и об их действии на организм человека и животного. Фармация – раздел фармакологии, занимающийся изысканием, исследованием, изготовлением и отпуском лекарственных средств; практическая деятельность в этой области.

Занятие 2. Химия – союзник медицины.

История возникновения фармацевтической химии. Работы К.В.Шееле по выделению из винного камня винно-каменной кислоты. Создание Л.Н.Вокленом первой фармацевтической школы в Париже. Создание Петром I первых аптек на Руси. Первая вакцинация в России при Екатерине II.

^ Занятие 3. Электролитическая диссоциация веществ, используемых в фармакологии (на примере ацетата калия, бромида натрия, нитрата натрия, хлороводородной кислоты).

Демонстрации. Определение электропроводности веществ на примере физиологического раствора (хлорида натрия), раствора питьевой соды, сахарозы, этанола.

Занятие 4. Упражнения на электролитическую диссоциацию веществ, применяемых в фармакологии.

Полные и сокращенные ионные уравнения реакций в растворах электролитов – кислот, щелочей, солей (хлороводородная кислота используется при лечении болезней желудка, гашеная известь – как противовоспалительное, вяжущее и дезинфицирующее средство, сульфат натрия – как противоядие при отравлениях солями бария и свинца). Сильные и слабые электролиты.

Занятие 5. Гидролиз неорганических веществ, используемых в фармакологии.

Понятие о гидролизе, три случая гидролиза соли. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза в процессе приготовления растворов лекарственных веществ.

Занятие 6. Упражнения на гидролиз.

Уравнения гидролиза ионного и молекулярного характера.

Демонстрации. Гидролиз кальцинированной соды (антисептик), глауберовой соли (слабительное средство).

Занятие 7. Окислительно-восстановительные реакции в растворах веществ, используемых в фармакологии.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов.

Демонстрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой

Занятие 8. Упражнения по окислительно-восстановительным реакциям.

Составление уравнений реакции методом электронного баланса. Подготовка к контрольной работе №1. В фармацевтике взаимодействие, ведущее к гидролизу веществ, окислительно-восстановительным процессам, выделению в осадок лекарственных препаратов, нежелательно, т.к. обуславливает частичную ли полную утрату лечебного эффекта.

Занятие 9. Контрольная работа №1

Занятие 10. Анализ контрольной работы №1

Занятие 11. Хлор. Хлориды (описание, получение, характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе).

Лабораторный опыт «Качественная реакция на хлориды»

Кровоостанавливающие средства. Рассказ о применении хлорида кальция как успокаивающего средства при лечении неврозов, при бронхиальной астме, туберкулезе. Противовоспалительное, противоаллергическое и противоотечное действие ионов кальция обусловлено тем, что он понижает проницаемость стенок капилляров.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту «Хлорид аммония несовместим с солями свинца и серебра – образование малорастворимых хлоридов; с щелочами – разложение с выделением аммиака; в растворах с нитритом натрия – выделение оксидов азота. В слабокислой среде, создаваемой хлоридом аммония, нитрит натрия разлагается с образованием азотистой кислоты, которая окисляет йодид калия до йода». Как химически грамотно хранить препарат хлорида аммония?

Занятие 12. Йод, йодиды.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на иодиды».

Лечение глазных болезней. Мазь на основе йодида калия используется для лечения грибкового поражения ногтей. Йод входит в состав белка щитовидной железы, поставляющей организму такие гормоны, как тироксин, дийодтирозин. Организм человека с удивительной точностью сохраняет в крови постоянную концентрацию йода, так называемое йодное зеркало. Йод в виде настойки впервые применил Н.И.Пирогов в 1865-1866 гг. Роль йода в возникновении эндемического (характерного для данной местности, географического района) зоба.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту «Йод несовместим с сульфидами – происходит выделение серы; с аммиаком образует нерастворимый и взрывчатый йодистый азот; с солями ртути, серебра и свинца образует труднорастворимые осадки йодидов. Пары йода могут действовать на многие медикаменты, приводя их к порче. Так при действии йода на монохлорид ртути (каломель) образуется дихлорид ртути. При работе с препаратами не следует допускать контакта с металлами». Как химически грамотно хранить препарат йода?

Занятие 13. Сера, сульфаты.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфаты».

Изготовление повязок и шин, зубопротезная техника. Жженный гипс (алебастр) 2СаSO4 H2O получается путем прокаливания природного гипса СаSO4 2H2O при 150-180 С. При замешивании с водой он быстро твердеет, превращаясь опять в кристаллический гипс (природный). На этом свойстве основано применение его в медицине для гипсования повязок при переломах костей.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту «Сульфат магния несовместим с солями кальция – осаждение нерастворимого в воде гипса; с едкими щелочами – осаждение нерастворимого в воде гидроксида магния; с карбонатами – осаждение нерастворимого в воде основного карбоната магния; с солями свинца – осаждение нерастворимых сульфатов». Как химически грамотно хранить препарат сульфата магния?

Занятие 14. Азот, нитраты.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на нитраты».

Препараты соединений азота: водный раствор аммиака (10%-й), оксид азота (I), нитрит натрия.

Занятие 15. Фосфор, фосфаты.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на фосфаты».

Применение в зубопротезной практике. Почти все важнейшие физиологические процессы в организме человека связаны с превращением фосфорорганических соединений. Фосфор сосредоточен в скелете, мышцах и нервной ткани. Зубная эмаль содержит апатит.

Занятие 16. Углерод, карбонаты.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонаты».

Адсорбирующие и нейтрализующие средства. Карбонат калия применяется как составная часть пилюль Бло для превращения сульфата железа (II) в карбонат.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту «Гидрокарбонат натрия несовместим с кислотами и веществами с кислой средой раствора. При смешивании происходит взаимное разложение с выделением углекислого газа (в растворах). С хлоридом кальция гидрокарбонат натрия дает осадок карбоната кальция; с солями алюминия, железа, магния, ртути, свинца и цинка происходит образование нерастворимых соединений». Как химически грамотно хранить препарат гидрокарбоната натрия?

Занятие 17. Роль металлов в фармакологии.

Последствия нарушений химического состава живых организмов. Влияние недостатка и избытка металлов на состояние растений и животных. Металлотерапия – использование комплексных соединений металлов для лечения болезней (металлы применяют для непосредственного лечебного действия и для повышения эффективности других лекарств)
Занятие 18. Комплексные соединения.

В каком виде находился металл в клетках организма? Понятие о координационном числе, лигандах, комплексообразователе. Сравнение свойств комплексов и гидратированных ионов одних и тех же металлов.

Занятие 19. Натрий, калий и их соединения.

Натрий и калий находятся как в костных тканях организма (кости, зубы), так и в крови, лимфе, тканевых жидкостях в виде аквакомплексов. Ион калия является основным внутриклеточным ионом, а ион натрия – внеклеточным. Их взаимодействие играет важную роль в поддержании жизнедеятельности клеток. Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, профилактика эпилептических припадков.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту «Перманганат калия несовместим в жидких лекарственных формах с восстановителями – взаимное разложение; с бромидами, йодидами, хлоридами – выделение свободных галогенов; с солями двухвалентного железа – образование трехвалентного железа; с хлороводородной кислотой и ее солями образует свободный хлор, с аммиаком – нитраты». Как химически грамотно хранить жидкие препараты перманганата калия?

Занятие 20. Магний, кальций и их соединения.

Ион магния, который образует комплексные соединения с нуклеиновыми кислотами, необходим для передачи нервного импульса, сокращения мышц. Содержится в печени, костях, крови, мозге, нервных тканях. Ион кальция нужен для образования молока у кормящих женщин, участвует в процессе свертывания крови, возбуждает и регулирует работу сердца. Лечение аллергических состояний, воспалительных заболеваний, туберкулеза.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту «Хлорид кальция несовместим с карбонатами, сульфатами, фосфатами – выпадение осадков; с солями свинца, серебра, одновалентной ртути – образование нерастворимых хлоридов». Как химически грамотно хранить препараты хлорида кальция?

Занятие 21. Железо, медь и их соединения.

Роль ионов железа и меди в энергетике клетки. Железо обеспечивает дыхание человека. Участвует в росте покровных тканей организма. В организме взрослого человека около 3,5 г железа. Основная масса железа входит в состав крови, конкретнее – в состав гемоглобина. Гемм – комплекс железа с порфином – замкнутым циклом из четырех пиррольных колец. Недостаток меди приводит к малокровию, анемии. При шизофрении, менингоэнцефалитах, стрессе отмечается увеличение содержания ионов меди в крови.

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту «Сульфат меди несовместим с карбонатами, фосфатами – осаждение нерастворимых солей меди; с восстановленным железом – выпадение осадка меди; с йодидами – выделение свободного йода; с аммиаком дает синее окрашивание». Как химически грамотно хранить препараты сульфата меди?

Занятие 22. Металлы: ртуть, кадмий, бериллий, свинец, таллий, хром, барий, стронций - и их соединения.

Ядовитое действие ионов тяжелых металлов связано с их способностью прочно соединяться с белками и нарушать нормальную работу ферментов и других биологически активных белковых веществ.

Задание 1 для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту «Дихлорид ртути (водные растворы имеют кислую среду) несовместим с растворами щелочей, йодидов, карбонатов, фосфатов – образуются нерастворимые соединения ртути; с нитритом натрия, с сульфатами и другими солями двухвалентного железа – восстанавливается до монохлорида ртути». Как химически грамотно хранить препарат дихлорида ртути?

Задание 2 для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту «Ацетат свинца несовместим со спиртовым раствором йода, хлоридами, бромидами, йодидами, карбонатами, сульфатами, известковой водой – образуются труднорастворимые соли свинца. Растворы ацетата свинца следует хранить в закрытых флаконах, т.к. в присутствии углекислого газа воздуха выделяется осадок основного карбоната свинца» Как химически грамотно хранить препараты ацетата свинца?

Занятие 23. Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Химические элементы лечат»

Определение содержания различных металлов в воде, или определение пригодности воды для питья.

Занятие 24. Алгоритм вычисления относительных молекулярных масс.

Алгоритм вычисления массовой доли элемента по химической формуле вещества.

Занятие 25. Алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества.

Занятие 26. Алгоритм нахождения массы воды, необходимой для приготовления раствора.

Занятие 27. Приготовление раствора перманганата калия для обработки ран, дезинфекции, отмачивания бинтов.

Занятие 28. Алгоритм вычисления количества вещества по известному числу его частиц.

Алгоритм вычисления относительной плотности газа. Алгоритм нахождения объема газа по заданному количеству вещества.

Занятие 29. Алгоритм вычисления массы продукта реакции по заданному количеству исходного вещества.

Алгоритм вычисления объемных отношений газов по уравнениям химических реакций. Алгоритм расчета по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ взято в избытке.

Занятие 30. Алгоритм определения массовой доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным.

Занятие 31. Алгоритм нахождения химической формулы вещества по его плотности и массовым долям элементов.

Занятие 32. Контрольная работа №2 по теме «Химические задачи в фармакологии»

Занятие 33. Деловая игра «Факторы риска для здоровья отдельного человека и общества в целом»

Занятие 34. Учебная экскурсия в аптеку. Правила рационального сбора местных лекарственных растений.
Литература для учителя

  1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии. Химия в школе, 2002, №9, с. 73 – 76

  2. Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, 180 с.

  3. Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. Химия в школе, 2005, №3, с. 44 – 47

  4. Литвинова Т.Н. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, 125 с.

  5. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: просвещение, 1981, 141 с.

  6. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. Химия в школе, 2004, №9, с. 61 – 65


Литература для учащихся

  1. Колтун М. Мир химии. М.: Детская литература, 1988, 303с.

  2. Курдюмов Г.М. 1234 вопроса по химии. М.: Мир, 2004, 191 с.

  3. Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия 1984, 184 с.

  4. Эткинс П. Молекулы. М.: Мир, 1991, 215 с.


МОУ «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа им. С.П.Данилова»

«Рассмотрен на заседании МО учителей………………………………………»

Протокол №………. от …………… 20_____г.

«Согласован …………………… /Михайлова Т.Э., зам. Директора по УВР/»

«Утвержден …………………… /Гаврильева А.А., директор школы/»

^ Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов

Решение расчетных задач по химии
Количество часов – 34
2010 – 2011 учебный год

Учитель: Текеянова Татьяна Владимировна


^ Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся X –XI классов. Она рассчитана на 34 часа – по одному учебному часу в неделю.

Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Поэтому на вступительных экзаменах в вузы всегда предлагают задачи, прежде всего расчетные. Это удобный способ проверки знаний в процессе изучения предмета и важное средство их закрепления. Анализ школьных программ по химии показывает, что уровень сложности расчетных задач, которым необходимо овладеть школьникам, низкий. Наблюдается формальный подход к решению задач и эпизодическое включение их в учебный процесс. Ни в одной программе на обучение решению задач не выделено хоть какое-нибудь время. В имеющихся учебниках по химии практически отсутствуют примеры решения задач или эти примеры даны слишком малом количестве и потому не очень доступны для понимания. В результате многие преподаватели вузов отмечают, что большинство абитуриентов совершенно не умеют решать задачи.

Современные психолого-педагогические требования к процессу усвоения химических знаний отводят важную роль формированию практических навыков активного использования получаемых знаний при решении различного типа задач. Это развивает творческую самостоятельность учащихся, ориентирует их на более глубокое освоение учебного предмета. Именно через решение задач различных типов и уровней сложности может быть эффективно освоен курс химии. Поэтому элективный курс по решению химических задач совершенно необходим.

^ Цель курса: закрепить и систематизировать знания учащихся по химии; научить решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии.

Задачи:

  • Закрепление и совершенствование химических понятий о веществах, процессах;

  • Формирование рационального и логического мышления учащихся;

  • Развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности.

Для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические законы. Учащиеся знакомятся с алгоритмами решения задач повышенного уровня сложности по курсу неорганической химии: определение типа образующихся в реакциях обмена солей; определение химических формул неорганических веществ на основе реакций с их участием; определение массовой доли растворенного вещества в растворе с использованием правила смешения и др. Учащимся предлагается большое количество задач комбинированного характера, сочетающих в себе несколько алгоритмов решения, а также задачи на знание способов получения и химических свойств соединений химических элементов I–VIII групп периодической системы. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, использование газовых законов, нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ, и, кроме того, решению качественных задач и задач комбинированного характера. Кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении вступительных экзаменов в вузы и централизованного тестирования Минобразования РФ.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь: составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций на основе электронного баланса; уравнения электролиза расплавов и растворов солей; уравнения химических реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения.

Учащиеся должны проводить вычисления: массовой доли и массы растворенного вещества; массы, количества вещества и объема газов (н.у.) по известному количеству вещества одного из ступивших в реакцию или получившихся веществ; массы одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей; массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; массы, объема или количества вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке; расчеты на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.
^ Учебно-тематическое планирование курса




Название темы

Количество часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

1

Задачи на основные законы химии

4

1

3




2

Задачи на растворы

4

1

3




3

Расчеты по химическим уравнениям

6




6




4

Окислительно-восстановительные реакции

5

2

2

1

контрольная работа

5

Задачи по неорганической химии

4




4




6

Задачи по органической химии

4

1

3




7

Задачи по физической химии

5

2

3




8

Итоговое занятие

2







2

Выполнение теста



^ Программа курса

  1   2

Похожие:

Программа элективного курса для 9 классов iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного курса для 9 классов iconПрограмма предназначена для учащихся 9 классов. Вид элективного курса:...
Программа предназначена для учащихся 9 классов. Вид элективного курса: предметно -ориентированный
Программа элективного курса для 9 классов iconПрограмма элективного курса
Программа предполагает занятия по элективному курсу «Прикладная этика» для 10–11 классов гуманитарного профиля обучения, разработанная...
Программа элективного курса для 9 классов iconПрограмма элективного курса по истории «Устная история и краеведение»
Представленная программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса реализует региональный компонент школьного...
Программа элективного курса для 9 классов iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «Стилистика...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Стилистика в курсе русского языка» для 10-11 классов составлена на основе...
Программа элективного курса для 9 классов iconПрограмма элективного курса по экономике
Программа курса предназначена для ознакомления учащихся 7-х классов с основами экономики
Программа элективного курса для 9 классов iconРабочая программа элективного курса «География и экология России»
Рабочая программа элективного курса «География и экология России» 11 класс составлена на основе авторской программы по географии...
Программа элективного курса для 9 классов iconЭлективный курс для 9-х классов г Тында 2008-2009 уч год Программа...
Программа элективного курса «Демография Тынды и Тындинского района» 9 класс, 17 часов
Программа элективного курса для 9 классов iconРабочая программа элективного курса «Медицинская география»
Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую программу...
Программа элективного курса для 9 классов iconПояснительная записка к программе элективного курса Программа элективного...
Программа элективного курса «Введение в правоведение» рассчитана на изучение в 8 классе, где ставится задача профессионально-личностного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница