«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства»




Название«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства»
Дата публикации30.09.2013
Размер75.9 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Химия > Урок
Тема урока «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства».
Девиз:

Не хорошо душе без знания; а торопливый ногами оступится

(Книга Притчей, гл. 19)

Эпиграф:

«Кислород – это самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара»

Цели урока: - конкретизировать знания учащихся о химическом элементе и его свойствах на примере кислорода;

- изучить историю открытия кислорода, способы его получения;

- развить умения характеризовать элемент по таблице Д. И. Менделеева;

- продолжить формирование представления о значении кислорода как химического элемента и вещества; развивать мыслительную активность учащихся, их речь, коммуникативные способности.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, инструктивные карты «Кислород», маршрутные листы «Характеристика элемента и его свойств», тесты для учащихся, стихотворение о кислороде.
^ Оформление доски: тема, д/з, высказывание о кислороде, таблица «Критическое мышление», правильные ответы на тест.
Х о д у р о к а.


  1. Организационный момент.

^ Вот опять звенит звонок-

Начинается урок.

Входим дружно все мы в класс:

Урок химии у нас.

Гости на уроке нашем,

Знания мы им покажем.

Всех приветствую, друзья,

На уроке этом я!

(Приветствие учащихся, проверка первичной готовности к уроку, отметка отсутствующих.)


  1. ^ Закрепление знаний по теме: «Первоначальные химические понятия». Выполнение учащимися дифференцированного теста:

Слайд 1

Часть А.

Выберите правильные утверждения:

  1. То, из чего состоят тела, называется веществом.

  2. Атомы - мельчайшие частицы многих веществ.

  3. Валентность водорода равна двум.

  4. Молекулы сложных веществ состоят из одинаковых атомов.

  5. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ.

Часть В.

Определите валентность химических элементов по формулам их соединений: SO3 , CH4

Часть С

Напишите формулы соединений, используя таблицу Д. И. Менделеева для определения валентности элементов: а) калия с серой; б) фосфора (V) с кислородом.


^ Взаимопроверка. Оценки


  1. Актуализация знаний. Рассказ учителя о плане-характеристике химического элемента. Учащиеся получают маршрутные карты:

Слайд 2

Характеристика элемента

  1. Химический символ.

  2. Характеристика Э по таблице Д. И. Менделеева: Аr, координаты, валентность, свойства.

  3. Формула простого вещества. История открытия.

  4. Физические свойства простого вещества.

  5. Химические свойства.

  6. Получение.

  7. Применение.



4. Введение в тему
А) Характеристика кислорода как химического элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

( уч-ся рисуют и заполняют в течение урока таблицу:


Я знал

Я узнал

Я хочу узнать











?? – Что вы уже знаете о кислороде? (ответы учащихся заносят в таблицу)

1. Знак.

2. Ar.

3. Валентность.

4. Металл или неметалл.

5. Состав молекулы.

Слайд 3

Б) Нахождение кислорода в природе. Значение.
учащиеся работают по вариантам:

1 - читают инструктивную карт «О кислороде» и составляют в парах схему в тетрадях;

^ 2 – читают инструктивную карту «Кислород в клетках живых организмов» и составляют диаграмму

О кислороде

Кислород может находиться в атмосфере (21% по объему), в земной коре (47% по массе), в живых организмах (65% по массе), в гидросфере (89% по массе). В целом 99,99% кислорода «связано» в виде соединений, 0,01% - свободное простое вещество-газ кислород. Кажется, это очень небольшое количество, но на самом деле на 0.01% приходится 1,5*1015

тонн! Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. «Связывание» кислорода происходит в результате дыхания (живая природа) и горения (неживая природа).
Схема « Кислород в природе»

в атмосфере в земной коре в живых организмах в воде

(21% по V) (47% по m) (65% по m) (89% по m)


(обмен информацией в группах)
О значении кислорода
Стихотворение о кислороде (читает ученик)
Из атомов мир создавала Природа.

Два атома легких взяла водорода.

Прибавила атом один кислорода

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,

Жизнь появилась: дыханье, горение…

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения,

Хотя и не знали причины горения…

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье.
? - Почему о кислороде говорят так:
«Кислород – это самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара»?

В). Получение кислорода, история его открытия и физические свойства.
^ Выступление учащихся: «История открытия кислорода» (проверка выполнения творческого задания по вопросу открытия кислорода – парная работа)
Самые древние сведения о кислороде содержатся в работах восточных ученых. Еще в VIII веке они знали, что некий элемент входит в состав воздуха и является его деятельной частью. Он соединяется с древесным углем, горящей серой и некоторыми металлами. Из иных веществ, например селитры, его можно выделить нагреванием. Совершенно очевидно, что речь идет о ки­слороде, что ученые Востока умели его получать и знали некото­рые свойства.

В 1774 г. англичанин Джозеф Пристли (пастор по профессии, ученый по складу ума) получил кислород и тщательно исследовал его свойства:

«После ряда опытов... я попытался извлечь воздух из ртут­ной окалины и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Ка­ково было мое удивление, когда я обнаружил, что свеча го­рит в этом воздухе необычайно ярким пламенем».
Ефим Ефимовский «Ракета и травинка»:

А история простая... Под стеклянным колпаком.

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья,

Ярче в нем горит свеча, .

А не вреден для дыхания? Кошка греется на крыше,

(Не узнаешь у врача.) Солнца луч в окошко бьет.

Новый газ из колбы вышел - Джозеф Пристли, с ним две мыши

Никому он не знаком. Открывают кислород.
Этим газом дышат мыши

О своем открытии Пристли сообщил другу - французу А. Л. Ла­вуазье. Тот отличил полученный газ от обычного воздуха и дал ему название «жизненный воздух», а позже - кислород. В 1777 г. Лаву­азье выпускает книгу, в которой описывает опыты по получению кислорода, и в тот же год публикуется работа шведского аптекаря Карла Шееле. Он изучал «жизненный воздух» еще в 1771-1772 гг., но из-за материальных затруднений не смог выпустить описание своих экспериментов.

Таким образом, Пристли и Шееле держали в руках великий элемент, но не смогли воспользоваться открытием - слава доста­лась Лавуазье.
^ Слайд 4

портреты ученых

Работа с тетрадями:
Слайд 6

А) t

2HgO=2Hg + O2

оксид ртуть кислород

ртути

t

Б) KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

перманганат манганат оксид кислород

калия калия марганца
(обращение к опыту на СД-пособии)
MnO2

В) 2H2O2 = 2 H2O + O2

пероксид

водорода
Г) воздух

Ф И З П А У З А

^ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Сильно закрыли глаза (1.2), открыли глаза и посмотрели вниз.

  2. Посмотрите не переносицу и задержите взор, посмотрите вдаль.

  3. Переведите взор вверх, прямо, вниз при неподвижной голове.

  4. Встали – сели.



Физические свойства кислорода (задание: отметьте из стихотворения физические свойства кислорода)
Бесцветен я, без запаха и вкуса,

Чуть тяжелее воздуха и малорастворим.

Лучинка тлеющая с нежностью мне скажет:

«Давай-ка, синим пламенем сгорим!»

Родитель мой, великий химик Пристли

Открыл меня без всяких этих истин

С тех пор прошло два века

Я в химсоединения вхожу

любых животных, листьев, человека.

Я в жидком виде голубого цвета,

Напоминаю Волгу – русскую реку.

Одна лишь разница при этом:

Я во все стороны теку!

И без меня прожить нельзя,

Как берегам без вод.

И пусть все знают, уважают:

Ведь господин – я, кислород!

^ Записи в тетрадях:
Газ без цвета, без запаха, без вкуса, малорастворим в воде

(в 1 литре воды при 20 С растворяется 31 мл кислорода).

При -183 С и давлении 760 мм. рт. столба кислород переходит в голубую жидкость.

^ 5.Закрепление знаний.

Слайд 7

а) ? Что общего у песка, воды, углекислого газа, рубина, гашеной извести?
(На доске указаны формулы данных веществ. Учитель указывает на известность их, практическую значимость, общность.)

Si O2 , H2 O , C O2 , Al2 O3 , Ca O.
б) Заполнение таблицы (колонка «Я узнал»)



  1. Итоги урока.

? Я хочу узнать?

Слайд 8

Д/З: По выбору:

1. параграфы 18,19, 20 до стр. 55, в. 2-3 стр. 59

2. Найти материал - заметки по материалам периодической печати о защите или загрязнении воздуха.

3. Подготовить сообщение «Применение кислорода»
ОЦЕНКИ за урок.
- Рефлексия –

«Закончи фразу»:
- Если бы я был учителем, ……

- Сегодняшний урок позволил мне…..

- На уроке я работал …..

- С урока я ухожу с ………..настроением

- На следующем уроке я хотел бы……


Похожие:

«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» icon«Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение и применение»
Тема урока: «Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение и применение»
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» iconУрок в 8 классе по теме: «Кислород и водород как химические элементы...
Конкретизировать знания учащихся об элементах и простых веществах на примере кислорода и водорода
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» iconУрок по химии. Тема: Сера, её физические и химические свойства
Цели и задачи урока: Обучающие: дать общую характеристику халькогенов, рассмотреть физические и химические свойства серы, нахождение...
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» iconРассказ по теме: «Углерод и его соединения»
Основные соединения углерода – оксиды углерода: угарный и углекислый газ и угольная кислота (формула, название, нахождение в природе,...
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» iconТема урока: физические и химические свойства кислорода
Задачи: 1 познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами кислорода
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» iconУрок на тему: «Водород»
Изучить сведения о строении атома водорода, положение водорода в периодической системе,получение, свойства, нахождение в природе
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» iconУрок №17. Алюминий: его физические и химические свойства
Обучающая – изучить физические и химические свойства алюминия и области его применения. Рассмотреть характеристику химического элемента...
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» iconТема: Общая характеристика, физические и химические свойства неметаллов

«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» iconРазработка урока Тема: Общая характеристика подгруппы азота. Азот, строение и свойства
Цель: Уметь дать характеристику V группы главной подгруппы. Выяснить положение азота в периодической системе, особенности строения...
«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства» iconОбщая характеристика элементов главных подгрупп и их соединений
Элементы III -а главной подгруппы (химические свойства и строение бора, его соединения)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница