Программа курса по выбору «Химия в быту»




Скачать 68,95 Kb.
НазваниеПрограмма курса по выбору «Химия в быту»
Дата публикации30.09.2013
Размер68,95 Kb.
ТипПрограмма курса
pochit.ru > Химия > Программа курса
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Старокаксинская средняя общеобразовательная школа

Можгинского района
Удмуртской республики


Согласовано Утверждаю


Протокол № от Директор школы:

Заседания ШМО

Приказ № от

Принято

Районной экспертной комиссией

Протокол № от

Программа

курса по выбору «Химия в быту»

для учащихся 9 класса.

12 часов

Составитель:

учитель химии

Морозова Л.С.
2005 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит предметно – ориентированный характер.

Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

Цель курса: расширение знаний о химических веществах и явлениях, происходящих в окружающем мире.

По мере усвоения курса будут решаться задачи:

  1. знакомство с мерами предосторожности при работе с ядовитыми и огнеопасными веществами, встречающимися в быту;

  2. расширение и закрепление умений и навыков по лабораторному эксперименту;

  3. совершенствование умений работать с источниками информации, оформлять результаты исследовательской работы.

Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, практические работы, семинары, а также самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации.

В курсе выделяются 6 разделов:

  • техника безопасного обращения с бытовыми химикатами

  • соли

  • жиры и масла

  • химия душистых веществ

  • ткани, волокна

  • моющие средства.

Эти разделы позволяют ученикам ближе узнать

вещества, окружающие их в повседневной жизни, профессии, связанные с их применением. Знакомство с данными веществами должно способствовать возрастанию внутренней мотивации учащихся при изучении химии.

Курс рассчитан на 12 часов.

Он предназначен для всех учащихся.

Формы контроля: решение ситуативных и исследовательских задач, участие в семинарах, защита творческой работы.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:

-технику безопасности обращения с бытовыми химикатами

- состав и значение солей: поваренной, соды, (природной, кальцинированной, каустической, кристаллической), селитры, квасцов, солей-стройматериалов (гипса, мела, мрамора, известняка)

- разновидности жиров и масел: животные и растительные, их значение

- душистые вещества животного и растительного происхождения, их получение и значение.

- классификацию волокон, нетканые материалы, ткани специального назначения, химическую чистку

- моющие средства, историю их появления, различия в свойствах СМС и мыла, их причины.
Учащиеся должны уметь:

- бороться с накипью домашними средствами,

- получать фруктовые эфиры искусственно и выделять их из растений,

- получать растительные краски и окрашивать ткани,

- уметь выводить пятна жира, масла, краски, смолы,

- получать мыло лабораторным способом.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ раздела

Наименование раздела, темы.
Всего часов

В том числе (лекционных, практических, семинарских, тренингов и пр.)

Форма контроля

1

Техника безопасного обращения с бытовыми химикатами
1

1 семинар «Решение ситуативных задач по технике безопасности применения и хранения бытовых химикатов»

Решение задач

2

Соли
2

1 лекция

1 практическое занятие «Изучение состава накипи»

Результаты практической работы

3


Жиры и масла
2

1 лекция

1 практическое занятие «Получение эфирных масел из растений»

Результаты практического занятия


4

Химия душистых веществ
2

1 лекция

1 практическое занятие «Получение душистых веществ искусственно»

Результаты

практического занятия

5

Ткани, волокна
3

1 лекция,

2 занятия- исследования: «Окрашивание тканей натуральными красителями разными способами», «Выведение пятен с тканей»


Защита исследования.

6

Моющие средства
2

1 семинар,

1 практическое занятие «Получение мыла и испытание его свойств»

Участие в семинаре, результаты практического занятия.



^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1.Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами.

Отравления бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах. Правила хранения бытовых химикатов.

2.Соли. Поваренная соль, её свойства, значение для жизни. Соль – химическое сырьё и консервант.

Сода (природная, кальцинированная, кристаллическая, пищевая, каустическая) применение, свойства.

Селитры – применение, состав, свойства.

Квасцы – состав, свойства, применение.

Соли – стройматериалы (гипс, мел, мрамор, известняк).

^ Практическое занятие 1.

  1. Изучение состава накипи.

Выбор средства для ее разрушения.

Цель: определить, какие катионы и анионы входят в состав накипи и на основе этого анализа дать рекомендации по борьбе с накипью домашними средствами.

3.^ Жиры и масла.

Разновидности жиров и масел. Растительные эфирные масла: извлечение, свойства, назначение.

Жиры, их свойства.

Практическое занятие 2. Получение эфирных масел из растений.

Цель: получить эфирные масла из кожицы плодов цитрусовых, душистой герани, собрать и сохранить для получения душистого мыла.

4.^ Химия душистых веществ.

Душистые вещества животного (амбра, мускус) и растительного происхождения. Синтетические душистые вещества, их применение.

^ Практическое занятие 3. Получение душистых веществ искусственно.

Цель: получить сложные эфиры уксусной кислоты и этилового, изоамилового спиртов, описать их физические свойства, спрогнозировать их применение.

^ 5.Ткани. Волокна.

Классификация волокон и тканей. Натуральные ткани

Ткани специального назначения (жаростойкие, шинный корд, капроновые нити, адсорбирующие волокна). Анестезирующие, антимикробные, противоожоговые волокна.

^ Практическое занятие-исследование 4. Окрашивание тканей натуральными красителями разными способами.

Цель: Выяснить оптимальные условия и наиболее подходящие натуральные красители для окрашивания хлопчатобумажной ткани. Схему опыта каждая пара учащихся продумывает самостоятельно, проводит его, оформляет результаты и защищает.

^ Практическое занятие–исследование 5. Выведение пятен с тканей подручными средствами.

Цель: Выяснить, какими средствами можно удалять пятна известного происхождения, используя знания о химических и физических свойствах веществ. Схему опыта каждый предлагает свою, проводит исследование, затем защищает.

^ 6. Моющие средства.

Появление мыла, способы его получения.

Синтетические моющие средства (СМС): химический состав, назначение.

СМС и охрана окружающей среды.

^ Практическое занятие 6. Получение мыла и испытание его свойств.

Цель: получить мыло, испытать его свойства в жесткой и мягкой воде, сравнить со свойствами СМС.


^ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ.
Поваренная соль в истории человечества.

Природные красители.

Современные ткани.

Вещества, применяемые в парфюмерии.

История моющих средств.

Ароматерапия.

^ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ.
1. Сравнительный анализ окрашивания тканей природными и синтетическими красителями.

2. Анализ воды местных водоемов.

3. Разнообразия моющих средств.

ЛИТЕРАТУРА.


  1. Аверина А.В., Снегирева А.Я.,Лабораторный практикум по органической химии, М, Высшая школа, 1980г.

  2. Ольгин О. Чудеса на выбор, М., Детская литература, 1987г.

  3. Травкин М.П., Занимательные опыты с растениями, ГУ-ПИ МинПроса РСФС, М, 1960г

  4. Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А.. Многоликая химия, М, Просвещение, 1992г.

  5. Юдин А.М., Сучков В.Н., Химия в быту М., изд. Химия, 1977г.



Похожие:

Программа курса по выбору «Химия в быту» iconРабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в быту»
Содержание курса знакомит старшеклассников с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в...
Программа курса по выбору «Химия в быту» iconКурс по выбору «Химия жизни»
Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,...
Программа курса по выбору «Химия в быту» iconПрограмма курса по выбору «Безопасность в жизни и в быту»
Обж, материал на основе анализа конкретных ситуаций, что значительно активизирует учебно-воспитательный процесс, станет побудительным...
Программа курса по выбору «Химия в быту» iconРабочая программа название предмета курс по выбору «Химия в мире профессий»
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Программа курса по выбору «Химия в быту» iconРабочая программа курса по выбору «Химия и медицина» для 8 классов
Рабочая программа по химии для 8 классов рассчитана на 17 учебных часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических...
Программа курса по выбору «Химия в быту» iconРабочая учебная программа по элективному курсу «Химия в быту»
Прикладной характер предлагаемого курса обеспечивает его востребованность его востребованность среди учащихся разных возрастов. Курс...
Программа курса по выбору «Химия в быту» iconРабочая программа базового курса «Химия»
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Программа курса по выбору «Химия в быту» iconПрограмма элективного курса «Химия в сельском хозяйстве» (9 класс)
...
Программа курса по выбору «Химия в быту» iconПрограмма элективного курса для учащихся 9 класса с. Усть-Пустынка...
Курс «Электричество в быту» рассчитан на 16 часов (1 час в неделю) для учащихся 9 классов
Программа курса по выбору «Химия в быту» iconПрограмма курса по выбору для учащихся 9-х классов учитель химии
Для глубокого понимания современной экологической ситуации человеку необходимо знание химических основ или причин этой ситуации....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница