Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы»




Скачать 163,25 Kb.
НазваниеУрок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы»
Дата публикации30.09.2013
Размер163,25 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Химия > Урок
Обобщающий урок за курс химии 8-11 класса

Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы»

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания за курс неорганической, органической и общей химии.

  • Выявить уровень подготовки учащихся к итоговой аттестации.

  • Выявить пробелы в знаниях учащихся.


Оборудование:

    1. таблица Д.И. Менделеева,

    2. таблица растворимости,

    3. ряд напряжений металлов,

    4. дидактические карточки.


I Организационный момент.

II Ход урока.

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Простой девиз: «Хотим все знать!»


  1. Вступительное слово учителя.

  2. Мы с вами заканчиваем изучение школьного курса химии. Цель сегодн. урока систематизировать полученные знания, выявить уровень подготовки, готовности к итоговой аттестации. Со школой ваше знакомство с химией не кончается. Многие продолжат ее изучение в другом учебном заведении. А в этом должны помочь знания, полученные в школе. Не случайно, девизом нашего урока стали слова:…

  3. Перед вами лежат учетные карточки, в которых вы будите отмечать необходимые сведения. Заполнение карточек.



^ Учетная карточка

Ученика…………………………………………..



^ Темы школьного курса химии

Хорошо знаю

Тема вызывает затруднения

Могу поделиться знаниями

^ Самооценка за работу на уроке



Химия в повседневной жизни человека















Периодический закон и периодическая система химических элементов















Строение атома















Классы неорганических веществ















Классы органических веществ















Химические реакции















Теория электролитической диссоциации















Скорость химических реакций. Химическое равновесие.















Окислительно-восстановительные реакции















Гидролиз















Электролиз















Теория А.М. Бутлерова.















Изомеры. Гомологи















Генетическая связь















Задачи















Викторина: «Как ты знаешь химию?»




^ Итоговая оценка:





13 - 15 положительных ответов – отлично

9 - 12 положительных ответов - хорошо

5 – 8 положительных ответов - удовлетворительно

Менее 5 – неудовлетворительно


  1. ^ Разговор начнем с простого вопроса: что такое химия?

Химия везде,

Химия во всем:

Во всем, чем мы дышим,

Во всем, что мы пьем,

Во всем, что мы носим.

Во всем, чем стираем.

Что же еще мы о химии знаем?


  1. На основе заполнения таблицы знаний – выбирайте вопросы для ответа.

  2. Рассказ о значении химии (химия и повседневная жизнь человека, химия и экология, химия и сельское хозяйство).





^ Темы школьного курса химии

Вопросы



Химия в повседневной жизни человека

Значение химии (химия и повседневная жизнь человека, химия и экология, химия и сельское хозяйство).



Периодический закон и периодическая система химических элементов

Как изменяются металлические, неметаллические свойства элементов в периодической системе? Какой элемент более металличен: натрий или алюминий? Какой элемент более неметалличен: фтор или иод?



Строение атома

Определите число неспаренных электронов в атоме железа.



Классы неорганических веществ (на доске)

Определите, к какому классу относятся следующие вещества:

NaOH, H2SO4, Al (OH)3, CrO3, MnO, KClO4, Na(Al(OH)4),

NaHCO3, Cr(OH)3, HCl, SiO2



Классы органических веществ (на доске)

Определите класс веществ, дайте названия: 2- метилпропанол – 2; 2 - хлорпропановая кислота; изопрен, полиэтилен, анилин, толуол, диметиламин, 2,2 – диметилбутаналь, метилциклопропан; 2,3 – диметилпропан; ацетон; этиловый эфир уксусной кислоты; метилизопропиловый эфир, аминоуксусная кислота; пропилен, ацетилен.



Химические реакции, их классификация

Дайте классификацию химической реакции по всем известным признакам:

а) синтез аммиака;

б) окисление азота;

в) окисление оксида серы (IV).



Теория электролитической диссоциации

Составьте молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой.



Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

Предложите условия смещения химического равновесия в сторону продуктов реакции:

а) N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q a) 2SO2 + O2 ↔ 2SO3 +Q



Окислительно-восстановительные реакции

Расставьте коэффициенты методом ионно-электронного баланса.

KMnO4 + HCl = Cl2 + … +… +…



Гидролиз

Определите среду раствора: хлорид натрия, карбонат калия, нитрат алюминия, сульфат железа (III) , хлорид аммония,



Электролиз

Определите продукты электролиза.

Расплава: хлорида натрия, бромида калия.

Растворов: хлорида меди (II), сульфата железа (II), нитрата серебра, сульфата калия.



Теория А.М. Бутлерова. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.

Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ на примере уксусной и хлоруксусной кислоты, фенола.

Расположите в ряд по усилению основных свойств вещества: анилин, диметиламин, аммиак, метиламин.

Расположите в ряд по усилению кислотных свойств вещества: уксусная кислота, вода, этанол, фенол, хлоруксусная кислота.



Изомеры. Гомологи

Выведите формулы всех изомеров состава C4H10O



Генетическая связь

Осуществите превращения:

CaCO3 → CaO → CaC2 → C2H2 → C6H6 → C6H5NO2 → C6H5NH2 → (C6H5 NH3) Cl



Задачи

Оксид серы (VI) массой 8 г растворили в 110 г 8% раствора серной кислоты. Какая соль, и в каком количестве образуется, если к полученному раствору добавить 10,6 г гидроксида калия?



Задачи

Смешали 125 мл 5% раствора гидроксида лития (ρ = 1,05 г/мл) и 100 мл 5% раствора азотной кислоты (ρ = 1,03 г/мл). Определите среду полученного раствора и массовую долю нитрата лития в нем.



  1. Давайте отдохнем. Викторина

    • Назовите ученого, который впервые получил природное органическое вещество из неорганического (Фридрих Велер)

    • Один шотландский химик случайно залил свой плащ жидким каучуком. Другой бы на его месте расстроился, так как одежда была испорчена. Но он был настоящий химик и благодаря этой случайности изобрел предмет, который в дальнейшем получил его имя. Что он изобрел? (Чарльз Макинтош – непромокаемый плащ, который стали называть его именем).

    • Какие именные реакции в органической химии вы знаете?

    • От щелочи я желт как в лихорадке, краснею от кислот как от стыда, но я бросаюсь в воду без оглядки, и там уж не заест меня среда.

    • Я пью его в мельчайших дозах, на сахар капаю раствор, а он способен бросить в воздух, любую из ближайших гор (нитроглицерин).

    • Какую воду называют мертвой? (с состав сходит дейтерий)

    • Что хранили в сосудах из алюминия в средние века? (ничего, так как его еще не умели получать)

    • Какой металл придает ума глупцу, честь подлецу, трусливому геройства? (золото)

    • Академик Ферсман писал, что при отсутствии этого металла «…на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к. лишившись всего 3 г этого металла, он бы моментально умер».

    • Жидкая смесь природных углеводородов?

    • Какая кислота содержится в клетках крапивы? (муравьиная)

    • Какая кислота входит в состав брусники и клюквы, предохраняя их от порчи? (бензойная)

    • Какой газ используют в медицине для снятия болевого шока при операциях (веселящий)

    • Какой воздух легче – влажный или сухой?

    • Верно ли, что 19 веке в Петербургской академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? (да)




  1. Подводим итоги. Выставляем оценки.

  2. Заключение:

«Жить надо, чтобы выполнить задачу природы.… Сумей быть полезен, нужен и дорог другим. Так жил или так хотел жить я сам.… Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным… Удовольствие пролетит – оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Ученье – себе, плод ученья – другим. Другого смысла в ученье нет, иначе его бы не было…»

Д.И. Менделеев.

^ Учетная карточка

Ученика…………………………………………..




^ Темы школьного курса химии

Хорошо знаю

Тема вызывает затруднения

Могу поделиться знаниями

^ Самооценка за работу на уроке



Химия в повседневной жизни человека















Периодический закон и периодическая система химических элементов















Строение атома















Классы неорганических веществ















Классы органических веществ















Химические реакции















Теория электролитической диссоциации















Скорость химических реакций. Химическое равновесие.















Окислительно-восстановительные реакции















Гидролиз















Электролиз















Теория А.М. Бутлерова.















Изомеры. Гомологи















Генетическая связь















Задачи















Викторина: «Как ты знаешь химию?»




^ Итоговая оценка:





13 - 15 положительных ответов – отлично

9 - 12 положительных ответов - хорошо

5 – 8 положительных ответов - удовлетворительно

Менее 5 – неудовлетворительно





Химия в повседневной жизни человека



Значение химии (химия и повседневная жизнь человека, химия и экология, химия и сельское хозяйство).



Периодический закон и периодическая система химических элементов

Как изменяются металлические, неметаллические свойства элементов в периодической системе? Какой элемент более металличен: натрий или алюминий? Какой элемент более неметалличен: фтор или иод?



Строение атома


Определите число неспаренных электронов в атоме железа.





Классы неорганических веществ (на доске)



Определите, к какому классу относятся следующие вещества:

NaOH, H2SO4, Al (OH)3, CrO3, MnO, KClO4, Na(Al(OH)4),

NaHCO3, Cr(OH)3, HCl, SiO2



Классы органических веществ (на доске)

Определите класс веществ, дайте названия: 2- метилпропанол – 2; 2 - хлорпропановая кислота; изопрен, полиэтилен, анилин, толуол, диметиламин, 2,2 – диметилбутаналь, метилциклопропан; 2,3 – диметилпропан; ацетон; этиловый эфир уксусной кислоты; метилизопропиловый эфир, аминоуксусная кислота; пропилен, ацетилен.



Химические реакции, их классификация

Дайте классификацию химической реакции по всем известным признакам:

а) синтез аммиака;

б) окисление азота;

в) окисление оксида серы (IV).



Теория электролитической диссоциации


Составьте молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой.



Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

Предложите условия смещения химического равновесия в сторону продуктов реакции:

а) N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q a) 2SO2 + O2 ↔ 2SO3 +Q



Окислительно-восстановительные реакции


Расставьте коэффициенты методом ионно-электронного баланса.

KMnO4 + HCl = Cl2 + … +… +…



Гидролиз


Определите среду раствора: хлорид натрия, карбонат калия, нитрат алюминия, сульфат железа (III) , хлорид аммония,





Электролиз

Определите продукты электролиза.

Расплава: хлорида натрия, бромида калия.

Растворов: хлорида меди (II), сульфата железа (II), нитрата серебра, сульфата калия.




Теория А.М. Бутлерова. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.

Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ на примере уксусной и хлоруксусной кислоты, фенола.

Расположите в ряд по усилению основных свойств вещества: анилин, диметиламин, аммиак, метиламин.

Расположите в ряд по усилению кислотных свойств вещества: уксусная кислота, вода, этанол, фенол, хлоруксусная кислота.




Изомеры. Гомологи


Выведите формулы всех изомеров состава C4H10O



Генетическая связь

Осуществите превращения:

CaCO3 → CaO → CaC2 → C2H2 → C6H6 → C6H5NO2 → C6H5NH2 → (C6H5 NH3) Cl




Задачи

Оксид серы (VI) массой 8 г растворили в 110 г 8% раствора серной кислоты. Какая соль, и в каком количестве образуется, если к полученному раствору добавить 10,6 г гидроксида калия?





Задачи

Смешали 125 мл 5% раствора гидроксида лития (ρ = 1,05 г/мл) и 100 мл 5% раствора азотной кислоты (ρ = 1,03 г/мл). Определите среду полученного раствора и массовую долю нитрата лития в нем.



Похожие:

Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы» iconСодержание урока
Задачи и структура курса химии 11 класса; Обобщение и систематизация знаний учащихся о предмете и задачах науки химии
Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы» iconУрок химии в 9 классе Тема: История в металлах, металлы в истории
Автор: Порунова Наталья Владимировна, учитель химии Шеломковской средней общеобразовательной школы
Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы» iconКалендарно-тематическое планирование уроков химии 9 класс
Программы: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (3 часа)
Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы» iconОбобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Проект урока химии в 8 классе с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов
Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы» iconЭлективный курс «Занимательные опыты по химии» Пояснительная записка...
Элективный курс «Занимательные опыты», предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь повышения интереса к химии через...
Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы» iconОбобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Проект урока химии в 8 классе с использованием Интернет-ресурсов по формированию ууд по фгос общего образования
Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы» iconЭлективный курс
Он ориентирован на развитие у школьников любознательности, интереса к химии, умение правильно обращаться с химическими материалами....
Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы» iconОбобщить знания учащихся по химии за курс средней школы, развивать...
Цель: обобщить знания учащихся по химии за курс средней школы, развивать у ребят познавательный интерес к предмету, воспитывать чувство...
Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы» iconУрок №4. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные геометрические фигуры»

Урок за курс химии 8-11 класса Тема: «Обобщение и систематизация знаний за курс химии средней школы» iconК уроку химии
К уроку по химии учебники по химии, специализированные сайты, органическая химия, неорганическая химия, разбор тем и примеров решения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница