Скачать 42,55 Kb.
|
Мастер- класс от Макаровой Н.М. Учитель – это не просто профессия. Это образ жизни … Где бы не находился учитель, вместе с ним – уроки, школа, класс, ученики. Мои уроки химии. Это сплав уроков с позиции УДВ (лекции, практикумы по решению задач) интеграция различных школьных дисциплин и проведения исследовательского эксперимента на уроках и внеурочное время. Например, тему Металлы можно рассматривать комплексно : Металлы Интеграция истории, химии, математики, физики, литературы, биологии , географии , астрономии .
Любое познание начинается с удивления. Удивление, вызванное новым, ведет к развитию любознательности с последующим формированием у учащихся устойчивого интереса к предмету. Любые химические превращения веществ всегда поражают воображение. Демонстрация химического вулкана «фиолетовый джинн» йод реагирует с активными металлами с эффективной вспышкой, например:2Аl+3I2=2Al l3. В небольшой фарфоровой чашке смешивают половину чайной ложки алюминиевой пудры и чайную ложку предварительно растертого в ступке сухого йода. Смесь собирают горкой и в вершине ее делают углубление, в которое приливают из пипетки 2-3 капли дистиллированной воды. Сразу же накрывают чашку со смесью стеклянным колоколом или банкой. Через несколько секунд над горкой появляется маленькое фиолетовое облачко, а это означает, что джинн проснулся. Потом происходит внезапная вспышка с образованием фиолетового пламени и весь колокол наполняется фиолетовым дымом. Но можно и предложить решение проблем, которые окружают нас. ^ Задание 1 . Точный состав напитков держаться в секрете. Но на этикетках все же указаны типичные составные части: газированная вода, сахар, краситель, ароматические вещества, кофеин. Как экспериментально определить наличие в лимонаде диоксида углерода, кислоты, присутствие красителя. ^ Направление поиска Необходимо проделать качественные реакции на углекислый газ и кислоту и вспомнить адсорбционные свойства угля. ^ С помощью мерного цилиндра налейте 10 мл напитка в пробирку, закрыв ее пробкой с газоотводной трубкой, предварительно укрепив пробирку в штативе. В другую пробирку налейте известковую воду и погрузите в неё конец газоотводной трубки. Осторожно нагрейте пробирку с напитком, пропуская газ через известковую воду. Что наблюдаете ? ^ В стакан налейте 25 мл напитка и 25 мл воды и 2 ложки адсорбента (активированного угля). Перемешать палочкой. В течение 10 мин нагревайте на маленьком огне горелки, после чего отфильтруйте уголь. Что наблюдаем? ^ Универсальную индикаторную бумагу погружаем в обесцвеченный углем раствор, определяют ее цвет и РН раствора. Задание 2. На фабрике переработке нефтепродукта произошла авария. Нефтяное пятно попало в водоем. Вам предлагается определить наилучший способ его удаления. ^ Разделение содержимое чашки на несколько пробирок. Вспомните, в каких веществах хорошо растворяются нефтепродукты: бензин, лигроин, керосин. Методом проб определите наилучший способ удаления нефтяных пятен. Задание 3. В местную мэрию поступил сигнал о загрязнении реки выбросами предприятия. Учащиеся школы решили доказать несправедливость данного сигнала. Для этого были взяты пробы почвы у реки и в лесу. Анализируя почвенный состав вытяжки, они обнаружили большое содержание сульфатов, превышающих ПДК. Предложите способ обнаружения этих ионов. Алгоритм проведения эксперимента 3 ^ Определение РН растворов, проведения качественных реакций на сульфат хлорид иона. Используемые растворы разлейте по пробиркам: №1 – почва леса; №2 – изучаемая почва. Для проведения РН растворов возьмите 2 пробирке с исследуемыми вытяжками и добавьте по 2 капли индикатора.
Для определения сульфатов возьмите растворы №1 и №2 по 1-2 мл, добавив на них 2 капли 6Н раствора соляной кислоты, а затем по каплям добавляйте раствор 0,1Н нитрата бария. Что наблюдаете ?
б) по каплям добавляйте 0,05М раствор нитрата серебра. Что наблюдаете? Сделайте выводы. Основные этапы исследовательской деятельности. Итак, вы сейчас проводили эксперимент поэтапно: создана проблемная ситуация. Вы ее осознали.
Выводы: реализация представленного подхода повышает теоретический уровень занятий на уроках химии или химическом кружке, а его организации приближается к постановке научных исследований. К мастер-классу прилагается презентация. |
![]() | Закрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач Самопроверка. Решение задач Решение этих проблем возможно через личностно-ориентированные технологии обучения, одной из которых является модульная технология... | ![]() | Урок на тему: «Решение задач на растворы» Вид урока : Беседа с использованием средств наглядности, решение расчётных задач |
![]() | Решение тестовых задач по математике Разработка методических рекомендаций обусловлена тем, что самым трудным для ученика является решение задач, а также оформление этого... | ![]() | Решение следующих задач: Задачи Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач |
![]() | Элективный курс «решение задач по органической химии повышенного уровня сложности» Основная цель данных элективных курсов сформировать необходимые умения и навыки для решения расчетных задач и для проверки решения.... | ![]() | Программа элективного курса по биологии в 11-ом классе «Решение генетических задач» Решение задач по генетике способствует развитию логического мышления, прививает навык самостоятельной работы, расширяет область знаний... |
![]() | Количество часов Решение сложных задач – интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом,... | ![]() | Тема урока: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии» Закрепить умения распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток по их физическим, химическим свойствам и по качественным... |
![]() | Название программы курса. Предмет Класс Предмет Учитель «Решение нестандартных задач по физике. Механика» «Решение нестандартных задач по физике. Электростатика» | ![]() | Элективный курс: Решение задач по физике Курс " Решение задач по физике" рассчитан на 68 часов(1час в неделю на 10-11классы). Программа разработана с таким расчетом, чтобы... |